Дело № 2а-1596/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 24 июня 2016 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Муравьевой Е.М.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л:
ООО «Водоканал» обратилось в суд с требованиями о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» (далее-КУМИ администрации МО ГО «Воркута»), выразившегося в неисполнении обязательных требований постановления администрации МО ГО «Воркута» от 20.10.2014 № 1856 и от 28.11.2014 № 2084; а также в оставлении без рассмотрения запроса ООО «Водоканал» от 23.03.2016 № 107-956. А также с требованием об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сетей водоснабжения и водоотведения в г.Воркуте: сеть водоснабжения от ТК -1 до ввода в гараж (<...>), Ду-100 мм, протяженность 14 м; сеть водоотведения (канализационный выпуск) от здания гаража (ул.Московская, 25) до канализационного колодца, Ду-100 мм, протяженность 25м; сеть водоснабжения от ТК-1 до ввода в гараж (<...>), протяженность 11 м; сеть водоснабжения от стены здания (<...>) до водопроводного колодца (ВК), Ду-125мм, протяженность 35,07 м; сеть водоснабжения от водопроводного колодца (ВК) до стены многоквартирного дома (<...>), Ду-125 мм, протяженность 109,6 м; сеть водоснабжения от стены многоквартирного дома (<...>) до задвижки, Ду-100 мм, от задвижки до системы разводящих трубопроводов водоснабжения многоквартирного дома (<...>), Ду-125 мм, общей протяженностью 12,0 м.
В обоснование требований административный истец указал, что Постановлениями администрации МО ГО «Воркута» от 20.10.2014 № 1856 и от 28.11.2014 № 2084 в качестве сетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения (указанных в приложениях) определено ООО «Водоканал», сети которого непосредственно соединены с бесхозяйными сетями водоснабжения и водоотведения. Одновременно указанными постановлениями (п.4) на КУМИ администрации МО ГО «Воркута» возложили обязанность обеспечить проведение работ по постановке на учет в Управлении Росреестра по г.Воркуте бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения. На запрос от 23.03.2016 № 107-956 о предоставлении информации с приложением подтверждающих документов об исполнении пункта 4 указанных постановлений, полученный КУМИ 31.03.2016, ответа не поступило. КУМИ в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества не обратилось. ООО «Водоканал» является коммерческой организацией, включает затраты на содержание и обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения в тарифы. Поскольку тарифы установлены на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 и не могут быть изменены, а указанные бесхозяйные сети в них не заявлялись, ООО «Водоканал» не сможет получить какого-либо возмещения расходов, понесенных на обслуживание участков бесхозяйных сетей.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования, доводы заявления поддержал.
Представитель административного ответчика с исковыми требованиями не согласился, озвучив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что требования ООО «Водоканал» необоснованны. Как указывает КУМИ администрации МО ГО «Воркута» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются в отношении объектов недвижимого имущества. Отнесение каждого конкретного объекта к недвижимости осуществляется с учетом его характеристик. Не все сооружения, являющиеся линейными объектами, отвечают критерию прочной связи с землей. Учитывая, что сети, признанные бесхозяйными, не обладают подобными характеристиками, отнести их к объектам недвижимого имущества не представляется возможным. Обязанность по обращению в муниципальную собственность движимого имущества действующим законодательством не предусмотрена. Также пояснил, что ответ на обращение ООО «Водоканал» не направлялся.
Заинтересованное лицо - Администрация МО ГО «Воркута» о судебном заседании извещена, представителя в суд не направила.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Механизм реализации такого права, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами закреплены Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По нормам ч.4 ст.1 ФЗ 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии со статьей 2 данного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании пункта 4 статьи 5 указанного Федерального закона, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в связи с рассмотрением обращения могут быть оспорены в суде.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пункты 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона устанавливают, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона либо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
28.03.2016 в адрес КУМИ администрации МО ГО «Воркута» ООО «Водоканал» направил обращение от 23.03.2016 № 107-956, полученное 31.03.2016, о предоставлении информации об исполнении п.4 постановлений от 20.10.2014 № 1856 и от 28.11.2014 № 2084, а именно: поставлены ли на учет в Управлении Росреестра по г.Воркуте бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения, указанные вы постановлениях.
Сведений о направлении в адрес ООО «Водоканал» ответа на указанное обращение в установленный законом срок суду не представлено, представитель ответчика также пояснил об отсутствии ответа, в связи с чем суд приходит к выводу нарушении прав заявителя, предоставленных ему Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Постановлением от 20.10.2014 № 1856 и постановлением от 28.11.2014 № 2084 администрации МО ГО «Воркута» в качестве сетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения (т.е. не имеющих эксплуатирующей организации) определено ООО «Водоканал. Пунктом 4 каждого постановления КУМИ администрации МО ГО «Воркута» поручено обеспечить проведение работ по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Воркуте в качестве бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения:
- сеть водоснабжения от ТК -1 до ввода в гараж (<...>), Ду-100 мм, протяженность 14 м;
- сеть водоотведения (канализационный выпуск) от здания гаража (ул.Московская, 25) до канализационного колодца, Ду-100 мм, протяженность 25м;
- сеть водоснабжения от ТК-1 до ввода в гараж (<...>), протяженность 11 м;
- сеть водоснабжения от стены здания (<...>) до водопроводного колодца (ВК), Ду-125мм, протяженность 35,07 м;
- сеть водоснабжения от водопроводного колодца (ВК) до стены многоквартирного дома (<...>), Ду-125 мм, протяженность 109,6 м;
- сеть водоснабжения от стены многоквартирного дома (<...>) до задвижки, Ду-100 мм, от задвижки до системы разводящих трубопроводов водоснабжения многоквартирного дома (<...>), Ду-125 мм, общей протяженностью 12,0 м.
По нормам ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.ч.1,2 ст.131 право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Условия и порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество регламентированы Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 12 которого предусматривает, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Какого-либо перечня недвижимого имущества или формализованных критериев отнесения тех или иных объектов к нему законодательство не содержит. В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного объекта зависит от фактических обстоятельств дела, характеристик конкретного объекта. Функционального назначения объекта и обстоятельств его создания.
Сети водоснабжения и водоотведения могут быть отнесены к такой разновидности недвижимого имущества, как линейные сооружения (п.1.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ,
"ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, т.е., в том числе, законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Административным ответчиком не предоставлено суду никаких доказательств того, что рассматриваемые сети водоснабжения и водоотведения не соответствуют критериям определения недвижимого имущества. Кроме того, указанными постановлениями на КУМИ администрации МО ГО «Воркута» возложена обязанность по постановке на учет сетей водоснабжения и водоотведения в Управлении Росреестра, постановление в этой части не отменено и не признано незаконным, следовательно вопрос об отнесении указанных сетей к объектам недвижимости и необходимости принятия мер для соответствующей регистрации однозначно разрешен постановлениями администрации МО ГО «Воркута» от 20.10.2014 и 28.11.2014.
Таким образом, требования о признании незаконным бездействия КУМИ администрации МО ГО «Воркута» в связи с неисполнением требований постановлений от 20.10.2014 № 1856 и 28.11.2014 № 2084 обоснованы и подлежат удовлетворению
В соответствии с пп.3 ч.1 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Поскольку бездействие КУМИ администрации, выразившееся в не проведении работ по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Воркуте в качестве бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения существенно нарушает права административного истца, следует возложить на административного ответчика исполнение указанной обязанности.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования городского округа «Воркута», выразившееся в неисполнении обязательных требований постановлений администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» от 20.10.2014 № 1856 и от 28.11.2014 № 2084, а также в отсутствии ответа на обращение Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» от 23.03.2016 № 107-956, поступившее в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» 31.03.2016.
Возложить обязанность на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества – сетей водоснабжения и водоотведения:
- сеть водоснабжения от ТК -1 до ввода в гараж (<...>), Ду-100 мм, протяженность 14 м;
- сеть водоотведения (канализационный выпуск) от здания гаража (ул.Московская, 25) до канализационного колодца, Ду-100 мм, протяженность 25м;
- сеть водоснабжения от ТК-1 до ввода в гараж (<...>), протяженность 11 м;
- сеть водоснабжения от стены здания (<...>) до водопроводного колодца (ВК), Ду-125мм, протяженность 35,07 м;
- сеть водоснабжения от водопроводного колодца (ВК) до стены многоквартирного дома (<...>), Ду-125 мм, протяженность 109,6 м;
- сеть водоснабжения от стены многоквартирного дома (<...>) до задвижки, Ду-100 мм, от задвижки до системы разводящих трубопроводов водоснабжения многоквартирного дома (<...>), Ду-125 мм, общей протяженностью 12,0 м,
о чем сообщить в суд и в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления в мотивированной форме – 28.06.2016, т.е. с 29.06.2016.
Судья Е.Ю. Солодилова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...