ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1597/20 от 14.05.2020 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0046-01-2020-000643-52

Дело№2а-1597/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2020 года г.Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,

при секретаре А.А. Фатхуллиной,

с участием административного истца А.Е. ФИО2, представителя административных истцом А.Е. ФИО2, С.В. ФИО5, ФИО7ФИО8, представителя административных ответчиков ИК МО ..., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО ...» - ФИО9, заинтересованных лиц – ФИО10, А.А, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Исполнительному комитету муниципального образования ..., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО ...», заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО ...» ФИО11 о признании общественного обсуждения проекта постановления ИКМО ... «Об утверждении проекта планировки территории ... на участке от ... до ...» и заключения по их результатам от ... незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования ..., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО ...», заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО ...» ФИО11 о признании общественного обсуждения проекта постановления ИКМО ... «Об утверждении проекта планировки территории ... на участке от ... до ...» и заключения по их результатам от ... незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений.

В обосновании требований истцы указали, что ... уполномоченным органом ИКМО ... вынесено заключение по результатам общественных слушаний по проекту постановления ИКМО ... «Об утверждении проекта планировки территории ... на участке от ... до ...». Административные истцы полагают, что данное заключение вынесено без должного учета мнения населения, а его выводы противоречат мнению населения. Замечания населения относительно проекта постановления не получили должного внимания.

На основании изложенного, административные истцы просят признать общественное обсуждение проекта постановления ИКМО ... «Об утверждении проекта планировки территории ... на участке от ... до ...» и заключения по их результатам от ... незаконными и устранить допущенные нарушения.

Административный истец и представитель административных истцов в судебном заседании требования поддержали.

Представитель административных ответчиков удовлетворению иска возражал.

Заинтересованные лица исковые требования поддержали.

Административный ответчик заместитель начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО ...» ФИО11 и заинтересованное лицо ФИО12 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания относится к документации по планировке территории, которая согласно части 1 этой же статьи осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Исходя из положений статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировок территории и проекты межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Процедура проведения публичных слушаний закреплена в части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 21 статьи 5.1 указанного Кодекса).

Требования, предъявляемые к заключению о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, содержатся в части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 24 Федеральный закон от ... N 212-ФЗ«Об основах общественного контроля в Российской Федерации» порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Федеральный закон от ... N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

В статье 5.1 ГрК РФ указаны требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения, а именно, оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 данной статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 7, 8).

В части 24 этой же статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Аналогичные положения содержатся в частях 4 и 5 статьи 28 Закона N 131-ФЗ.

Таким образом, приведенные положения призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.

Из системного анализа законодательства, действовавшего на момент принятия оспариваемого в части Порядка, и действующего законодательства усматривается, что требования к содержанию оповещения о проведении публичных слушаний, а также к форме и порядку его размещения предусматривают опубликование информации в официальных печатных средствах массовой информации, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения (публичные слушания) и не содержат требований об уведомлении заинтересованных лиц в индивидуальном (отдельном, особом) порядке.

Материалами дела установлено, что решением Казанской городской Думы от ...... «О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Казани» утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Казани согласно приложению к настоящему решению.

Согласно п.14.2 указанного Положения общественные обсуждения по проектам планировки территории и проектам межевания территории, проектам муниципальных правовых актов о внесении в них изменений назначаются Мэром ....

На основании постановления Мэра ... от ...... «О назначении общественных обсуждений по проекту планировки территории ..., на участке от ... до ...», опубликованном в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ......(520) от ..., назначено проведение общественных обсуждений по проекту постановления Исполнительного комитета ... «Об утверждении проекта планировки территории ..., на участке от ... до ...».

Общественные обсуждения проведены в период с ... по ....

По итогам общественных обсуждений был составлен протокол, подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, которые в целях оповещения жителей соответствующего района ..., были опубликованы ... в сборнике документов и правовых актов муниципального образования .......

На основании изложенного, суд приходит к мнению, что общественные обсуждения были проведены в соответствии требованиям действующего законодательства и нормативным правовым актом муниципального образования ...,опубликование и распространение оповещения о проведении общественных слушанийосуществлены в установленном порядке. Мнение жителей района и иных граждан нашло отражение в протоколе, который содержит все предусмотренные действующим законодательством сведения. Ответчиком были созданы необходимые и установленные законом условия для реализации прав истцов на участие в общественных слушаниях. Не реализация истцами права на участие в общественных слушаниях при соблюдении процедуры оповещения об их проведении не является законным основанием для признания результатов общественных слушаний недействительными.

Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от ... N 931-0-0, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Суд, принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего законодательства, учитывает, что общественные слушания проводятся с целью информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых работ по планировке территории. Протокол составляется с целью фиксации процедуры и хода общественных слушаний, результаты проведения слушания носят рекомендательный характер и учитываются компетентным органом при принятии решения, в данном случае административный ответчик при проведении общественных слушаний не наделен полномочиями по принятию властных решений и не определяет результаты общественных слушаний, общественными слушаниями права и свободы административных истцов не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод.

Таким образом, решение, принятое на общественных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов и, следовательно, не может нарушать их прав, и в случае несогласия с процедурными особенностями проведения общественных слушаний.

Кроме того, оспариваемое заключение о результатах публичных слушаний, по мнению суда, также не может рассматриваться как ненормативный правовой акт, который может быть оспорен в рамках отдельного дела в порядке административного судопроизводства.

Отсутствие факта нарушения оспариваемыми актами и действиями должностных лиц публичных органов прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с иском в порядке административного судопроизводства в силу статьи 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Соответственно, оснований для возложения обязанности на административного ответчика в установленные сроки провести повторные публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке территории по соответствующему адресу, суд не находит.

В связи с изложенным, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд приходит к выводу что требования административных истцов удовлетворению не подлежат.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 178-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Исполнительному комитету муниципального образования ..., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО ...», заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО ...» ФИО11 о признании общественного обсуждения проекта постановления ИКМО ... «Об утверждении проекта планировки территории ... на участке от ... до ...» и заключения по их результатам от ... незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд ... в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Д.И. Гадыршин

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...