ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1597/20 от 21.09.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2А-1597/2020

64RS0043-01-2020-002267-56

Решение

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего Магазенко Ю.Ф.,

при секретаре судебного заседания Кожевниковой Е.Н.,

с участием административного истца Каменевой ФИО2.,

представителя административного истца Турчина ФИО15., действующего на основании ордера №49 от 26 июня 2020 года,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - Куликовой ФИО16., действующей на основании доверенности от 03 декабря 2019 года,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Саратова - Духаевой ФИО17., действующей на основании доверенности от 24 января 2020 года, срок полномочий 3 года,

представителя заинтересованного лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» Калюжной ФИО18., действующей на основании доверенности от 09 января 2020 года, срок полномочий по 31 декабря 2020 года,

представителя заинтересованного лица Седышева ФИО1. - Седышевой ФИО20 действующей на основании доверенности от 05 июля 2017 года, срок полномочий 15 лет,

представителя заинтересованного лица Седышева ФИО1 - Пенькова ФИО22., действующего на основании доверенности от 05 июля 2017 года, срок полномочий 5 лет,

представителя заинтересованного лица МБУ «Городское бюро технической инвентаризации» Юматова ФИО23., действующего на основании доверенности № 15 от 03 июля 2020 года, срок полномочий до 31 декабря 2020 года,

техника МБУ «Городское бюро технической инвентаризации» Друзь ФИО11.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменевой ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: Седышев ФИО1, Комитет по управлению имуществом <адрес>, Комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «<адрес>», МБУ «Городское бюро технической инвентаризации», техник МБУ «Городское бюро технической инвентаризации» Друзь ФИО11 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

Каменева ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-4614/2014 удовлетворены требования конкурсного управляющего об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области принять у ГУП «Семеноводческая станция по травам «Саратовская» двухэтажное здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>,20 кв.м, без выделения отдельных помещений.

Распоряжением комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 января 2015 года № 45А данному зданию присвоен адрес: <адрес>, 9-й <адрес>.

В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 01 июня 2016 года за № 215-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования «Город Саратов», актом приёма-передачи от 22 июня 2016 года был передан объект - общежитие, расположенное по адресу: <адрес>,2 кв.м, без выделения отдельных жилых помещений.

Ответом от 29 июля 2016 года № 01-10-07-3113к администрацией муниципального образования «Город Саратов» сообщено, что после осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Саратов» на общежитие площадью 601,2 кв.м, будут осуществлены мероприятия по включению данного объекта в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов», сводный реестр объектов муниципальной казны, и заключению договора социального найма с жильцами.

Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом г. Саратова от 19 мая 2017 года № 434-р общежитие площадью 601,2 кв.м, было включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и сводный реестр объектов муниципальной казны. Держателем определена администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов».

23 мая 2018 года зарегистрировано право собственности муниципального образования «Город Саратов» как нежилое здание общей площадью 601,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером - .

Согласно техническому паспорту МУП «Городское бюро технической инвентаризации» двухэтажный <адрес> по <адрес>у <адрес> является жилым общежитием, состоящим из 13 жилых помещений, включающих 23 комнаты.

15 января 2020 года истец от имени жильцов в очередной раз обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с просьбой решить вопрос подключения электроэнергии к зданию общежития, а также заключению с жильцами договоров социального найма жилья.

Ответом от 13 февраля 2020 года администрация муниципального образования «Город Саратов», разъяснила, что в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги утверждённым постановлением администрации МО «Город Саратов» от 22 мая 2019 года № 873, необходимо предоставить в администрацию Волжского района муниципального образования «Город Саратов», пакет документов для заключения договора социального найма жилья. Что касается возобновления подачи электроэнергии, то поставка электроэнергии в данном случае не является коммунальной услугой, поставляемой в помещения, в период отсутствия договора. Таким образом, у администрации города отсутствуют полномочия по заключению договора о технологическом присоединении здания общежития к сетевой организации.

В ЕГРН отсутствуют сведения о помещениях, расположенных в здании по адресу <адрес>, , с кадастровым номером .

Полагает, что администрация муниципального образования «Город Саратов» являясь собственником здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>, 9-й <адрес>, отказалась принять меры, направленные на изменение назначения здания, переведя его из нежилого здания в жилое.

В порядке досудебного урегулирования спора на имя главы муниципального образования «Город Саратов» 31 января 2020 года была подана коллективная жалоба на бездействие сотрудников муниципального образования «Город Саратов», которая осталась без рассмотрения, ответ на коллективную жалобу от 30 января 2020 года не предоставили, от решения вопросов изложенных в коллективной жалобе, администрация муниципального образования «Город Саратов», самоустранилась.

На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по переводу здания общежития из нежилого здания в жилое здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> формированию сводного реестра помещений расположенных внутри здания общежития, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять меры направленные на перевод из нежилого здания общежития в жилое здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> формированию сводного реестра помещений расположенных внутри здания общежития, с установлением конкретных сроков проводимых мероприятий, признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить аргументированный ответ на коллективную жалобу жильцов здания общежития от 30 января 2020 года.

В судебном заседании административный истец и её представитель поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Саратова возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения исковых требований.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, анализируя все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что на основании договора о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения от 22 октября 1996 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации передало ГУП «Семеноводческая станция по травам «Саратовская», в том числе, здание общежития.

Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-4614/2014 на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области возложена обязанность принять у ГУП «Семеноводческая станция по травам «Саратовская» двухэтажное здание общежития, расположенное по адресу: <адрес> площадью 601,2 кв.м.

Распоряжением Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 января 2015 года № 45А данному зданию присвоен адрес: <адрес>, <адрес>.

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 01 июня 2016 года за № 215-р О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования «Город Саратов», акта приёма-передачи от 22 июня 2016 года Территориальное управление Росимущества в Саратовской области передало в муниципальную собственность муниципальному образованию «Город Саратов» объект - общежитие, расположенное по адресу: <адрес> площадью 601,2 кв.м.

Ответом на обращение от 29 июля 2016 года № 01-10-07-3113к администрацией муниципального образования «Город Саратов» сообщено, что после осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Саратов» на общежитие площадью 601,2 кв.м, будут осуществлены мероприятия по включению данного объекта в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов», сводный реестр объектов муниципальной казны, и заключению договора социального найма с жильцами.

Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом г. Саратова от 19 мая 2017 года № 434-р общежитие площадью 601,2 кв.м, было включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и сводный реестр объектов муниципальной казны. Держателем определена администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов».

23 мая 2018 года зарегистрировано право собственности муниципального образования «Город Саратов» как нежилое здание общей площадью 601,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером - .

30 января 2020 года Каменева ФИО2 от своего лица и лица жильцов общежития обратилась к главе муниципального образования «Город Саратов» с жалобой на бездействие сотрудников администрации муниципального образования «Город Саратов», в которой просит в том числе, жилые помещения, используемые гражданами, проживающими в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, внести в реестр муниципального жилищного фонда, заключить договора социального найма с проживающими в указанном здании.

13 февраля 2020 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» Каменевой ФИО2 был дан ответ на обращение за номером №02-10-04-5020к по вопросу подключения электроснабжения в общежитии, заключения договора на техническое подключение, заключения договора социального найма, перевода помещений из нежилых в жилые.

Согласно пунктом 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

В силу пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Как следует из статьи 16 ЖК РФ, комнаты в жилом доме, в том числе в общежитии, относятся к жилым помещениям.

Частью 1 статьи 22 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 названного Кодекса условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

В силу части 2 статьи 24 ЖК РФ, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

По запросу суда Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области предоставлено дело правоустанавливающих документов в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером - .

Из анализа дела правоустанавливающих документов следует, что информация о переводе здания общежития в нежилое отсутствует, такими сведениями стороны не располагают.

Вместе с тем, из ответа Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 23 июня 2014 года, адресованного ГУП «Семеноводческая станция по травам «Саратовская» следует, что сведения о наименовании объекта недвижимости внесены в ЕГРН на основании кадастрового паспорта, изготовленного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области 16 сентября 2013 года, наименование «общежитие» кадастровый паспорт не содержал.

Из ответа администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» от 03 октября 2018 года № 01-19-263/К, направленному Каменевой ФИО2 следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, является жилым.

Согласно техническому паспорту, изготовленному 02 апреля 2013 года на объект недвижимости жилого фонда - общежитие (экспликация к поэтажному плану дома (раздел -VIII)), видно, что в состав общежития включены жилые комнаты.

Кроме этого, суд обращает внимание на то, что регистрация права собственности на здание общежития производилась после изготовления вышеуказанного технического паспорта, который также имеется в деле правоустанавливающих документов.

Таким образом, с учетом вышеприведенного законодательства, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по переводу здания общежития из нежилого здания в жилое, обязании принять меры направленные на перевод из нежилого здания общежития в жилое здание общежития, поскольку сведения, подтверждающие соблюдение порядка перевода помещений в нежилые отсутствуют, а сама по себе регистрация здания общежития без соблюдения установленного порядка не свидетельствует о признании здания общежития и его помещений нежилым.

Разрешая исковые требования о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить аргументированный ответ на коллективную жалобу жильцов здания общежития от 30 января 2020 года суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Часть 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (п. 4 ст. 4 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

При этом, в силу ч. 3 ст. 4 вышеуказанного Закона, заявление - представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьей 10 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган.

Из содержания жалобы на бездействие сотрудников администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что заявители просят сообщить сведения на поставленные вопросы, однако признать бездействие либо бездействие какого-либо должностного лица признать не просят.

С учетом вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств, следует сделать вывод, что заявителями подано обращение в виде заявления, содержащего просьбу в реализации их прав, поскольку обращение не содержит просьбу о восстановлении или защите их нарушенных прав.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Установлено, что на данное обращение и на обращение от 15 января 2020 года ответчиком 13 февраля 2020 года своевременно был дан мотивированный ответ, нарушений Закона и прав заявителей при этом не усматривается.

Само по себе несогласие с содержанием ответа, данного заместителем главы администрации муниципального образования «Город Саратов», не свидетельствует о нарушении требований Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статьям 218, 226, 227 КАС РФ для признания незаконным решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушением этим прав и законных интересов заявителя.

Однако наличие в совокупности двух условий в данном случае не имеется.

В силу прямого указания, содержащегося в ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

На основании изложенного, административное исковое заявление Каменевой ФИО2 подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Каменевой ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: Седышев ФИО1, Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», МБУ «Городское бюро технической инвентаризации», техник МБУ «Городское бюро технической инвентаризации» Друзь ФИО11. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме - 23 сентября 2020 года.

Председательствующий Ю.Ф. Магазенко