Дело №2а-1599\2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июня 2018 года г. Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Агарковой С.Н.,
при секретаре Рохман С.Р.,
с участием представителя истцов Товарищества собственников жилья «Им. Б.Ф. Андреева», ФИО6 ФИО18, ФИО8 ФИО19, ФИО4 ФИО20 истца ФИО9 ФИО21, действующего на основании доверенностей и Устава, представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Комитета по градостроительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников жилья «Им. Б.Ф. Андреева», ФИО6 ФИО22, ФИО8 ФИО23, ФИО4 ФИО24, ФИО9 ФИО25 к администрации муниципального образования «Город Саратов», главе администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Средне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел России по г. Саратову, Управление Министерства внутренних дел России по г. Саратову о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по разработке и утверждении проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу им. Андреева Б.Ф. г. Саратова, организации движения грузового транспорта к застраиваемым земельным участкам в районе Алексеевского оврага минуя ул. им. Андреева Б.Ф. г. Саратова, включении в перечень аварийно-опасных участков участка улицы Питерская г. Саратова между строительным котлованом и забором по границе земельного участка № 54 по ул. им. Андреева Б.В. г. Саратова и временном ограничении движения транспортных средств до укрепления откоса котлована,
установил:
Истцы обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», главе администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Средне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел России по г. Саратову, Управление Министерства внутренних дел России по г. Саратову о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по разработке и утверждении проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу им. Андреева Б.Ф. г. Саратова, организации движения грузового транспорта к застраиваемым земельным участкам в районе Алексеевского оврага минуя ул. им. Андреева Б.Ф. г. Саратова, включении в перечень аварийно-опасных участков участка улицы Питерская г. Саратова между строительным котлованом и забором по границе земельного участка № 54 по ул. им. Андреева Б.В. г. Саратова и временном ограничении движения транспортных средств до укрепления откоса котлована, в обоснование которого указали, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года, улица Андреева г. Саратова расположена в территориальной зоне Ж-4 малоэтажной жилой застройки усадебного типа. Функциональным назначением улиц в жилой застройке местного значения является - транспортная без пропуска грузового и общественного транспорта и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов). То обстоятельство, что улица Андреева г. Саратова относится к улицам в жилой застройке местного значения, подтверждается и сообщением Комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» № 03-14-23/19 от 29.01.2016 года и установлено решением Волжского районного суда г. Саратова от 25 марта 2016 года, которым удовлетворен иск жителей улицы Андреева г. Саратова к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности осуществить обустройство проезжей части и благоустройство улицы Андреева г. Саратова. В связи с чем, проезд грузового и общественного транспорта по улице Андреева г. Саратова - улице в жилой застройке – запрещен. Однако, на протяжении длительного времени через улицу Андреева г. Саратова систематически осуществляет сквозной проезд тяжелый грузовой транспорт, доставляющий строительные материалы. Движение тяжелой грузовой техники по улице в жилой застройке создает опасность для жизни и здоровья жителей улицы Андреева г. Саратова. Дети боятся выходить на улицу из-за страха попасть под колеса спецтехники. Созданное за счет средств жителей дорожное покрытие улицы практически полностью разрушено, на дорогах образованы ухабы, ямы, выбоины, трещины. На улице в жилой застройке постоянно стоит пыль, гарь, грязь от проезжающей строительной техники. Вместе с тем, возможность организовать самостоятельный проезд для тяжелого транспорта к застраиваемым земельным участкам в районе Алексеевского Оврага, минуя улицу в жилой застройке Андреева г. Саратова - имеется. Согласно сведениям Публичной кадастровой карты, Генеральному Плану города возможны несколько вариантов организации такого проезда, а именно: вдоль улицы Пшеничная г. Саратова, расположенной напротив предприятия сельскохозяйственный Рынок; вдоль улицы Дудаковская г. Саратова, параллельно высоковольтной ЛЭП; через конечную остановку маршрутного таки № 52, что в районе совхоза «Комбайн»; через Алексеевский овраг со стороны кафе «Шашлычный двор». Предлагаемые направления не являются улицами в жилой застройке. В январе 2018 года собственники индивидуальных жилых домов, расположенных на Андреева г. Саратова, объединенные в Товарищество собственников жилья «Им. Б.Ф. Андреева», обратились с жалобой на имя Главы муниципального образования «Город Саратов», в которой просили организовать проезд тяжелой грузовой техники к застраиваемым земельным участкам в районе Алексеевского Оврага г. Саратова, минуя улицу в жилой застройке - улицу Андреева. Однако, до настоящего времени ответ на жалобу не дан. Меры к защите прав должностными лицами муниципального образования «Город Саратов» не приняты. Тяжелая грузовая техника продолжает осуществлять сквозной проезд через улицу Андреева г. Саратова к застраиваемым земельным участкам в районе Алексеевского Оврага. Положение усугубляется еще и тем, что после сквозного проезда через улицу Андреева г. Саратова, тяжелая грузовая техника далее следует по ул. Питерская вдоль земельного участка, расположенного по адресу: <...>, собственником которого является ФИО4 Ввиду того, что улица Питерская представляет собой в данной части заросшую дикой порослью поверхность с накатанной на ней грунтовой дорогой - с одной стороны забора участка, собственником которого является ФИО4, а с другой стороны - заброшенный котлован, движение осуществляется по санитарно защитной зоне земельного ФИО4 Решением Волжского районного суда г. Саратова от 18 декабря 2012 года выявлены обстоятельства: южнее от ограждения участка жилого дома №54 по ул. Андрееева г. Саратова разработан котлован под строительство. Стены котлована выполнены вертикально, крепление стен котлована отсутствует. При обильном замачивании грунтов стены котлована могут обрушиться, приняв угол естественного откоса 20-23 градусов. При этом бровка котлована может вплотную приблизиться к бетонному ограждению участка жилого дома № 54 по ул. Андреева г. Саратова. Границы котлована занимают проезжую часть дороги. Движение тяжелого грузового и автомобильного транспорта по краю заброшенного строительного котлована в непосредственной близости от ограждения участка жилого дома 54 иные данные создает угрозу жизни, здоровья и имуществу собственника дома и членов его семьи, а также граждан, проживающих на улице Андреева г. Саратова, нарушает их право на безопасность дорожного движения, на благоприятную среду обитания. 8 декабря 2017 года собственник жилого дома №54 иные данные ФИО4, собственники индивидуальных жилых домов, объединенные в ТСЖ обратились с жалобами на имя руководителя Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на имя руководителя Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, в которых просили принять к меры устранению угрозы их жизни, здоровья, имуществу и запретить проезд тяжелой грузовой техники с улицы Андреева г. Саратова по краю заброшенного котлована - по санитарно защитной зоне участка №54. Указанные жалобы были переадресованы в Администрацию муниципального образования «Город Саратов». Согласно сообщению №0202-08/1797 от 25.01.2018 г. администрация муниципального образования «Город Саратов» продлила срок рассмотрения заявления, в связи с необходимостью получения дополнительной информации до 23 февраля 2018 года. Однако, и к настоящему времени ответ на жалобу не дан. Меры к защите нарушенных прав уполномоченным органом не приняты. Тяжелая грузовая техника продолжает осуществлять движение по улице Андреева г. Саратова и по краю заброшенного котлована: по санитарно защитной зоне земельного участка, собственником которого является ФИО4 Просили с учетом уточнений исковых требований, признать бездействие Главы Муниципального образования «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконными в части: не ответа на жалобу ТСЖ «ФИО5 Б.Ф. об организации проезда грузовой техники минуя улицу в жилой застройке - ул. Им. Б.Ф. Андреева г. Саратова от 01 февраля 2018 г.; не непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения на участке улицы Питерская г. Саратова: между строительным котлованом и забором по границе земельного участка №54 ул. Андреева г. Саратова; не разработке и не утверждения проекта организации дорожного движения на улицу местного значения - улицу им. Б.Ф. Андреева; не разработке проекта застройки территории жилой группы №1; возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность разработать и утвердить Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов» - улицу в жилой застройке им. Андреева Б.Ф. г. Саратова, обеспечивающий исполнение требований к её функциональному назначению - без пропуска грузового и общественного транспорта; организовать движение грузового транспорта к застраиваемым земельным участкам в районе Алексеевского оврага иные данные; 64:иные данные; 64:48иные данные; 64:48:иные данные; 64:48:иные данныеиные данные; иные данные, минуя жилую застройку - улицу им. Б.Ф. Андреева г. Саратова выдачей собственникам (арендаторам) этих земельных участков соответствующих предписаний; возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность принять решение о включении в перечень аварийно опасных участка улицы Питерская г. Саратова между строительным котлованом и забором по границе земельного участка № 54 ул. Андреева г. Саратова и временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на - до исполнения решения Волжского районного суда г. Саратова от 18 декабря 2012 года по укреплению откоса котлована.
Административные истцы ФИО6, ФИО8, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, обратились с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный истец ФИО9, действующий одновременно как представитель истцов и Товарищества собственников жилья (далее ТСЖ) «Им. Б.Ф. Андреева», в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что данная улица является дорогой общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов». Все ответы истцам на их заявления даны, несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о бездействии администрации по направлению ответа. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что автомобильная дорога по ул. им. Андреева г. Саратова является дорогой общего пользования местного значения городского округа. Технические средства организации дорожного движения устанавливаются в соответствии с Проектами организации дорожного движения, утвержденными постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 31 октября 2016 года № 3281. По результатам открытого конкурса определен победитель на выполнение научно-исследовательских работ по разработке комплексных схем организации дорожного движения в границах муниципального образования «Город Саратов», срок исполнения до 15 декабря 2018 года. Просила в иске отказать.
Представитель комитета по градостроительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что схема организации движения транспорта, а также схема организации улично-дорожной сети входит в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории и утверждению не подлежит. Движение грузового автотранспорта по ул. им. Б.Ф. Андреева г. Саратова в настоящее время обусловлено строительством на указанных истцом земельных участках, и носит временный характер- период строительства. Лица, осуществляющие строительство, вправе пользоваться территориями общего пользования. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом мнения сторон и положений ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, не оспаривается участниками процесса, что истцы ФИО9, ФИО6, ФИО8, ФИО4 являются собственниками жилых домов, расположенных на улице им. Б.Ф. Андреева г. Саратова, управление данными домами осуществляет ТСЖ «Им. Б.Ф. Андреева».
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 25 марта 2016 года постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» в части не осуществления дорожной деятельности, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды улицы им. Андреева Б.Ф. г. Саратова на участке от жилого дома № 63 до жилого дома № 53.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» осуществить обустройство проезжей части им. Андреева Б.Ф. г. Саратова на участке от жилого дома № 63 до жилого дома № 53 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и СП 42.1333.10 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» осуществить благоустройство улицы им. Андреева Б.Ф. г. Саратова на участке от жилого дома № 63 до жилого дома № 53 в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» и СП 42.1333.10 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
Из текста указанного вступившего в законную силу решения суда следует, что на основании пункта 6.17 СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, спорный участок улицы им. Б.Ф. Андреева от дома № 63 до дома № 53 относится к категории дорог и улиц «улицы в жилой застройке», основным назначением которой является «Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения».
Также из письма комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 января 2016 года № 03-14-23/19 следует, что рассматриваемая улица имеет ширину 15 метров и проходит в квартале малоэтажной усадебной жилой застройки. Согласно классификации, приведенной в таблице 7 СП 42.13330.2011, данная улица относится к улицам местного значения – улица в жилой застройке (л.д.21, т.1).
06 сентября 2016 года ФИО9 обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением, в котором просил установить на улице им. Б.Ф. Андреева г. Саратова протяженностью 360 м. от дома № 63 до дома № 53 запрещающий знак «Движение грузовых автомобилей запрещено».
В ответе от 04 октября 2016 года заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по городскому хозяйству ФИО10 в удовлетворении заявления ФИО9 отказано, поскольку улица им. Б.Ф. Андреева г. Саратова относится к категории дорог общего пользования и нормы закона не позволяют в интересах отдельных лиц ограничивать права иных граждан в части доступности использования дорог общего пользования.
16 сентября 2016 года ФИО9 обратился в комитет по управлению имуществом города Саратова с жалобой на действия третьих лиц в связи с эксплуатацией улицы им. Б.Ф. Андреева г. Саратова под проезд тяжелой техники и доставку строительного материала, в которой просил запретить застройщику ФИО11 использование данной улицы для этих целей.
В удовлетворении данной жалобы ФИО9 также отказано, о чем 14 октября 2016 года комитетом по управлению имуществом дан ответ.
Считая данные отказы не основанными на положениях закона, истцы обратились в суд иском о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Волжского районного г. Саратова от 24 апреля 2017 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО9 ФИО26, ФИО6 ФИО27, Нерсесяна ФИО28 к администрации муниципального образования «<адрес>», комитету по управлению имуществом <адрес> о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «<адрес>» в установлении на улице имени ФИО7<адрес> дорожного знака, запрещающего пропуск грузового и общественного транспорта, возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по установлению на улице имени Б.Ф. Андреева г. Саратова дорожного знака, запрещающего пропуск грузового и общественного транспорта, признании незаконным бездействия комитета по управлению имуществом города Саратова по непринятию мер по ограничению пропуска грузового транспорта на улице имени Б.Ф. Андреева г. Саратова по жалобе ФИО9 ФИО29 от 16.09.2016 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 10 августа 2017 года решение Волжского районного суда г. Саратова от 24 апреля 2017 года оставлено без изменения.
08 декабря 2017 года истцы обратились с жалобами на имя руководителя Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на имя руководителя Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, в которых просили принять к меры устранению угрозы их жизни, здоровья, имуществу и запретить проезд тяжелой грузовой техники с улицы Андреева г. Саратова по краю заброшенного котлована - по санитарно защитной зоне участка №54 (л.д.29-30, т.1).
Указанные жалобы были переадресованы в Администрацию муниципального образования «Город Саратов».
Согласно сообщению комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству № 020208/1797 от 06 февраля 2018 года в ходе рассмотрения обращения установлено, что земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет с присвоением дарственных кадастровых номеров иные данныеиные данные, иные данные. Право аренды на указанные земельные участки принадлежит ФИО12, ФИО13 Разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами иные данные, иные данные – блокированные жилые дома до 3-х этажей, состоящие не более чем из 10 блоков, предназначенных для проживания одной семьи, а с кадастровым номером иные данные - под жилую застройку индивидуальную. Специалистом органа, осуществляющего функции муниципального земельного контроля, в ходе осмотра указанных земельных участков установлено следующее. Участки расположены ниже уровня дороги, не огорожены. На участках какие-либо объекты отсутствуют, проведены земляные работы. Строительные работы не ведутся. Согласно объяснению, арендаторы указанных участков обязуются использовать арендованные участки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Признаки нарушения земельного законодательства не выявлены (л.д.69-70, т.1).
В соответствии с сообщением комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству № 0609-18/1710 от 29 апреля 2018 года улица им. Б.Ф. Андреева расположена в Волжском районе города Саратова, имеет ширину 15,0 метров и проходит в квартале малоэтажной усадебной застройки. Согласно квалификации, приведенной в табл. 7 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» данная улица относится к улицам местного значения - улица в жилой застройке (л.д.49-50, т.1).
На основании пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 названного Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с частью 3 статьи 15 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 14 данного Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги (часть 1). Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2).
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 данного закона).
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (часть 4 статьи 5 данного закона).
Из искового заявления административных истцов, а также пояснений административного истца ФИО9 следует, что на протяжении длительного времени через улицу им. Андреева г. Саратова систематически осуществляет сквозной проезд тяжелый грузовой транспорт, доставляющий строительные материалы. При этом, движение тяжелой грузовой техники по улице в жилой застройке создает опасность для жизни и здоровья жителей улицы им Андреева г. Саратова.
То есть требования административных истцов о возложении обязанности на административных ответчиков по организации движения грузового автотранспорта в районе Алексеевского оврага, минуя жилую застройку ул. им. Б.Ф. Андреева, с выдачей соответствующих предписаний, фактически сводится к установлению соответствующих запрещающих знаков для проезда грузового автотранспорта.
Согласно заключению эксперта № 30/2016 от 04.03.2016 г., подготовленного экспертом автономной некоммерческой экспертной организации «Судебная экспертиза «СУДЭКС», спорный участок улицы им. Б.Ф. Андреева г. Саратова не соответствует Государственному Стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 поскольку улица не имеет дорожного знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» (л.д.113-122, т.1).
Также из письма комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.01.2016 г. № 03-14-23/19 следует, что рассматриваемая улица имеет ширину 15 метров и проходит в квартале малоэтажной усадебной жилой застройки. Согласно классификации, приведенной в таблице 7 СП 42.13330.2011, данная улица относится к улицам местного значения – улица в жилой застройке.
Между тем, суд приходит к выводу, что установление в вышеуказанных документах факта отнесения улицы им. Б.Ф. Андреева г. Саратова к улице местного значения - улица в жилой застройке не является безусловным основанием для возложения на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по установке дорожных знаков, запрещающих пропуск грузового и общественного транспорта на данной улице, без соблюдения соответствующей процедуры проверки и установления вопроса о его целесообразности.
В материалах дела имеется технический паспорт автомобильной дороги улицы им. Андреева Б.Ф., согласно которому данная улица является дорогой общего пользования местного значения (л.д.127-164, т.1).
Проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов» утверждены Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.10.2012 г. № 2513. Соответствующего проекта по организации дорожного движения на рассматриваемой улице, в том числе с организацией движения грузового автотранспорта, минуя улицу им. Андреева г. Саратова, не утверждалось.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22.09.2014 г. № 3010 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «<...> лит. Д1, протяженностью 900 м., покрытие а/бетон, отнесена к автодороге общего пользования.
Указанные постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» являются действующими, в соответствующей части не изменялись и не отменялись, вид улицы им. Андреева Б.Ф. г. Саратова остался прежним.
Согласно п.8 Письма Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 августа 2006 года № 13/6-3853, Росавтодора от 7 августа 2006 года № 01-29/5313 «О порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» изменения к проекты организации дорожного движения должны быть согласованы с подразделением ГИБДД в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка. Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения производится и переутверждается не реже чем 1 раз в три года. Предыдущие проекты организации дорожного движения должны храниться у заказчика и в подразделении ГИБДД в соответствии с внутренними нормативами хранения документации.
Согласно п. 2.1 названного Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
Согласно п. 2.3 вышеуказанного Порядка проект организации дорожного движения должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение следующих задач:
- обеспечение безопасности участников движения;
- введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами;
- своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты;
- обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, доказательств того, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения необходимо изготовление проекта именно на спорном отрезке дороги, в суд не представлено.
При этом, по результатам открытого конкурса определен победитель на выполнение научно-исследовательских работ «Разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексных схем организации дорожного движения в границах муниципального образования «Город Саратов». Победителем открытого конкурса признано общество с ограниченной ответственностью «Строй Инвест Проект», с которым заключен муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательских работ со сроком выполнения работ до 15 декабря 2018 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» проводится работа по организации дорожного движения в муниципальном образовании «Город Саратов» в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами для решения задач обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, данная улица является дорогой общего пользования местного значения, которой вправе пользоваться неограниченный круг лиц и в силу ст. 27 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Суд приходит к выводу, что законодательство не позволяет в интересах отдельных лиц, в данном случае истцов, ограничивать права других лиц по использованию дорог общего пользования.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) - участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
В соответствии с актом комплексного обследования от 22 июня 2017 года количество транспортных средств, проходивших по ул. им. Андреева г. Саратова составило: легковых автомобилей- 27 за период с 14 час до 18 час, 2 грузовых автомобиля за этот же период (л.д.68-74, т.2).
По сообщению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову участок автодороги по ул. Питерская до <адрес> по ул. им. Андреева г. Саратова согласно учетно-статистическим данным анализа аварийности по г. Саратову аварийно-опасным не является. По данным электронного журнала учета дорожно-транспортных происшествий за период с 2016 года по настоящее время на данном участке дороги зафиксирован один случай дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 14 ноября 2016 года у дома иные данные по ул. Андреева г. Саратова (л.д.87-92, т.2).
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, каких-либо доказательств необходимости включения данного участка дороги в перечень аварийно-опасных суду не представлено. Представленные доказательства свидетельствуют о низкой аварийности на данном участке дороги.
Рассматривая требования административных истцов в части признания незаконным бездействие главы муниципального образования «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город Саратов» по не разработке проекта застройки территории жилой группы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
В силу части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа.
Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (ч. 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Предложений заинтересованных лиц о подготовке проекта планировки на рассматриваемую территорию не поступало, решение о подготовке проект органом местного самоуправления не принималось, сам проект не разрабатывался.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно части 3 указанной статьи подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; необходимы установление, изменение или отмена красных линий; необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).
Таким образом, заявляемые истцами требования о подготовке документа - проекта застройки не соотносятся с положениями Градостроительного кодека Российской Федерации, поскольку схема организации улично-дорожной сети входит в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории и в соответствии с ч.2 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждению не подлежит. Кроме того, не представлены доказательства нарушения прав истцов отсутствием проекта планировки территории.
Таким образом, учитывая, что администрация муниципального образования «Город Саратов» сообщила административным истцам о том, что улица Андреева города Саратова относится к улицам местного значения- улица в жилой застройке, суд полагает, что не имеется бездействия со стороны администрации (л.д.18-20, 31, 67-68, 74, т.1).
При таких обстоятельствах, учитывая, что ул. им. Андреева является автомобильной дорогой общего пользования, которой вправе пользоваться неограниченный круг лиц, законодательством не предусмотрено ограничение прав одних лиц в интересах другой, в данном случае истцов, а также те обстоятельства, что данная дорога не является аварийно-опасным участком дороги, а административными ответчиками ведется работа по разработке проекта организации дорожного движения (внесения изменений) в целях оптимизации методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов и в соответствии с действующим законодательством, и в связи с непредоставлением доказательств нарушения прав истцов, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Вместе с тем, заявлены требования о признании незаконным бездействия, доказательств нарушения срока обращения в суд административными ответчиками не представлено. Довод о пропуске срока на обращение в суд судом при вынесении данного решения во внимание не принимается.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Товарищества собственников жилья «Им. Б.Ф. Андреева», ФИО6 ФИО30, ФИО8 ФИО31, ФИО4 ФИО32, ФИО9 ФИО33 к администрации муниципального образования «<адрес>», главе администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Средне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел России по г. Саратову, Управление Министерства внутренних дел России по г. Саратову о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по разработке и утверждении проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу им. Андреева Б.Ф. г. Саратова, организации движения грузового транспорта к застраиваемым земельным участкам в районе Алексеевского оврага минуя ул. им. Андреева Б.Ф. г. Саратова, включении в перечень аварийно-опасных участков участка улицы Питерская г. Саратова между строительным котлованом и забором по границе земельного участка № иные данные по ул. им. Андреева Б.В. г. Саратова и временном ограничении движения транспортных средств до укрепления откоса котлована- отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г.Саратова.
Судья Агаркова С.Н.