ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1599/19 от 12.09.2019 Реутовского городского суда (Московская область)

Копия

Дело №2а-1599/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2019 г. г. Реутов

Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Волковой Э.О., при ведении протокола секретарем судебного заседания Микаевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 56, зал №3, административное дело по административному исковому заявлению Савельевой Натальи Валерьевны к Администрации г.Реутов о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Савельева Н.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просит о признании незаконным решения Администрации г.Реутов от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга; о признании незаконным решения Администрации г. Реутов от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга; обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения и согласовать проведение митинга ДД.ММ.ГГГГ. с 12:00 до 14:00 на Концертной площадке Центрального парка Реутова (южная часть города).

В судебном заседании истица доводы административного иска поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.Реутов возражала против удовлетворения требований истца.

Проверив материалы дела, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Вопросы реализации гражданами вышеуказанных прав урегулированы Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона одной из форм проведения публичного мероприятия является митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 названного закона).

Статьей 4 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в рамках организации публичного мероприятия определены ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Одной из указанных процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 данного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Закона о митингах).

Частью 3 статьи 7 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ организаторами (ФИО5, Савельевой Н.В., ФИО4) было подано уведомление о намерении провести ДД.ММ.ГГГГ с 12:00 до 14:00 митинг и ДД.ММ.ГГГГ организаторами (ФИО5, Савельевой Н.В., ФИО4) было подано уведомление о намерении провести ДД.ММ.ГГГГ с 12:00 до 14:00 митинг.

Митинг планировался численностью 300 человек, место проведение – концертная площадка центрального парка (южная часть города).

Указанные уведомления были рассмотрены органом государственной власти в пределах своих полномочий. По результатам рассмотрения организаторам публичного мероприятия проведение публичного мероприятия согласовано не было в связи с ненадлежащим оформлением уведомлений и со ссылкой на пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пояснениям стороны ответчика в ходе судебного разбирательства, проведение публичного мероприятия не могло быть согласовано, поскольку согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. Уведомления о проведении публичных мероприятий, поступившие в Администрацию г. Реутов ДД.ММ.ГГГГ подписаны лишь организаторами публичного мероприятия, но отсутствует подпись лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. Таким образом, организаторы мероприятия взяли на себя обязательства путем подписания указанного документа, а как лица, уполномоченные организаторами мероприятия, не приняли на себя полномочия, поскольку подписи именно как уполномоченных лиц отсутствуют.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, помимо прочего, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Из содержания уведомления, поданного организаторами, следует, что предложено конкретное место проведения митинга – концертная площадка центрального парка (южная часть города).

Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Перечень сведений, подлежащих указанию в уведомлении о проведении публичного мероприятия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях организатор публичного мероприятия имеет право уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Таким образом, привлечение отдельных участников публичного мероприятия к выполнению распорядительных функций является правом, но не обязанностью организатора публичного мероприятия.

Только в случае реализации такого права организатор публичного мероприятия обязан указывать в уведомлении о проведении публичного мероприятия сведения о фамилии, имени и отчестве таких лиц.

Между тем, в уведомлениях указаны все необходимые сведения, предусмотренные частью 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», перечень которых является исчерпывающим; в уведомлениях указаны лица, уполномоченные выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, которые являются и организаторами – ФИО5, Савельева Н.В., ФИО4, присутствуют их подписи.

Обязанность организатора публичного мероприятия указывать в уведомлении лиц, уполномоченных выполнять распорядительные функции по его организации и проведению, является производной от соответствующего права, предоставленного ему ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона, и должна быть им исполнена лишь в случае реализации данного права.

При этом действующее законодательство не запрещает организатору публичного мероприятия исполнять функции и лица, уполномоченного по выполнению распорядительных функций по организации и проведению публичного мероприятия. Сам по себе факт совпадения в одном лице организатора публичного мероприятия и лица, выполняющего распорядительные функции по его проведению, не является нарушением действующего законодательства.

При таком положении дела организаторами публичного мероприятия были выполнены требования п. 8 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Из оспариваемых решений следует, что в согласовании проведения публичного мероприятия не было отказано. При этом фактически было предложено переоформить уведомление, не указав при этом конкретные нарушения.

Так, в оспариваемых решениях администрации указаны причины несогласования (ненадлежащее оформление уведомления) и сделаны ссылки на статьи 7 п. 4 Закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

При этом в оспариваемых решениях не указано, какие именно недостатки имеются в поданных уведомлениях. Кроме того, администрацией сделана ссылка на пункт 4 статьи 7 названного Федерального закона, в то время как пункт 4 имеется только в части 3 статьи 5, которая гласит, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: дата, время начала и окончания публичного мероприятия.

В своих возражениях на административный иск администрация ссылается на несоблюдение положений пункта 4 статьи 7 указанного выше Федерального закона ввиду не подписания уведомлений лицами, уполномоченными организаторами публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Между тем, указаний именно на данную причину и ссылок на эту норму в оспариваемых решениях не имелось.

В связи с этим в силу пункта 61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не указанные в решении соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Кроме того, следует отметить, что вопросы обеспечения общественного порядка при проведении публичных мероприятий как организатором публичного мероприятия, так и органами местного самоуправления являлись предметами рассмотрения Конституционного Суда РФ (в том числе, постановления от 14 февраля 2013 года 4-П, от 18 июня 2019 года № 24-П), Европейского суда по правам человека (постановления от 26 июля 2007 года по делу ”Баранкевич против РОССИИ”, от 5 января 2016 года по делу “Фрумкин против России“, от 8 января 2019 года по делу ”Зиновьева против России”) и согласно ряду высказанных правовых позиций наделение пунктом 5 части 4 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатора публичного мероприятия компетенцией в сфере соответствующих отношений, в том числе возложение на него обязанности указать в уведомлении о проведении публичного мероприятия формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи при его проведении, предопределено особым публично-правовым статусом данного лица как инициатора проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, обусловливающим конституционную оправданность вменения ему - при соблюдении разумного баланса частных и публичных интересов определенной степени ответственности за мирное осуществление права на свободу собраний, предполагающей посильное конструктивное участие в поддержании общественного порядка и безопасности граждан в пределах имеющихся у него возможностей. При выяснении вопроса о соблюдении организатором указанной обязанности должны быть исключены любые попытки возложения на организатора заявленного публичного мероприятия таких обязанностей по обеспечению общественного порядка и организации медицинской помощи при его проведении, которые надлежит выполнять органам государственной и муниципальной власти и их уполномоченным представителям в силу их конституционно-правового статуса носителей публично-властных полномочий.

Учитывая изложенное, исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов, наличие представленных доказательств, учитывая вышеприведённые правовые нормы, у суда отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении требований административного истца, в связи с чем суд удовлетворяет заявленные административные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Савельевой Натальи Валерьевны к Администрации г.Реутов о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, обязании устранить допущенное нарушение – удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации г.Реутов от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга.

Признать незаконным решение Администрации г. Реутов от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга.

Обязать Администрацию г.Реутов устранить допущенные нарушения и согласовать проведение митинга ДД.ММ.ГГГГ. с 12:00 до 14:00 на Концертной площадке Центрального парка Реутова (южная часть города)

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Реутовский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Э.О. Волкова

В окончательной форме решение составлено 12.09.2019 года.

Судья: подпись Э.О. Волкова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>