ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1599/2022 от 11.04.2022 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-1599/2022

25RS0029-01-2022-002582-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Уссурийск 11 апреля 2022г.

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., с участием представителя административного истца Куликовой В.К., представителя административного ответчика Лиховид Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Еругиной Т. А. к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа XXXX от ДД.ММ.ГГг. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с указанным иском к административному ответчику, указав в обоснование заявленных требований, что являясь многодетной матерью, на воспитании которой находятся четверо несовершеннолетних детей, установлен статус многодетной семьи, административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о признании ее малоимущей в целях принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых многодетным семьям, предоставляемых по договорам социального найма. На свое заявление истцом был получен отказ со ссылкой на то, что не представлены сведения и документы, подтверждающие место жительства супруга истца ФИО1 на территории Уссурийского городского округа, согласно имеющимся в администрации Уссурийского городского сведениям его место жительства: Приморский край, р-н Хорольский, XXXX. С уведомлением об отказе в признании семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, административный истце не согласна. Семья истца проживает в квартире, предоставленной ФГКУ «Восточное региональное казенное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО12 Н.А. по договору социального найма в 2012г. в связи с прохождением службы (по контракту). Супруг истицы ФИО1 изначально имел регистрацию по месту жительства своей матери: Приморский край, р-н Хорольский, XXXX, истец и дети в данной квартире зарегистрированы. С 2017 года супруг не служит, поэтому в любое время всю семью могут выселить из данного жилья. Супруг истицы ранее временно был зарегистрирован по данному адресу, постоянно его не регистрируют, поскольку он уже не является военнослужащим. Проживает супруг ФИО1 по месту жительства семьи, то есть XXXX, работает в ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» в XXXX, в качестве гражданского персонала, то есть водителем. Законодательство не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях. Административный истец считает, что необходимые документы в Управление жилищной политики были предоставлены, в обоснование проживания супруга ФИО1 совместно с семьей, место его работы в XXXX. Однако административный ответчик требует, чтобы была именно регистрация в Уссурийском городском округе, при этом необходимо предоставлять сведения на всех зарегистрированных по месту жительства, их доходы, кто какую недвижимость имеют, транспорт, квадратные метры, стоимость. На основании изложенного просит признать уведомление Управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг. XXXX об отказе в признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, найма; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Еругиной Т.А. о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиям настаивала в полном объеме, изложив доводы аналогичные доводам указанным в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание заявленные требования не признала, представила письменный отзыв, указав, что Законом Приморского края от ДД.ММ.ГГг. XXXX-КЗ утвержден Порядок признания органами местного самоуправления Приморского края граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Приморского края XXXX-КЗ члены семьи - совместно проживающие супруги, дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные собственником или нанимателем жилого помещения в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство, а также иные лица, признанные членами семьи в судебном порядке. При признании граждан малоимущими учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи, стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно части 2 статьи 1 Закона Приморского края XXXX-КЗ расчетный период - период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд. По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях. Системное толкование приведенных норм указывает на то, что определение места жительства гражданина, то есть места его постоянного или преимущественного проживания, в том числе для целей постановки его учет, осуществляется исходя из данных о его регистрации по месту жительства (Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГг. XXXX по делу XXXX). В данном случае введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан. В ходе проверки поступивших документов в администрацию Уссурийского городского округа было установлено, что в соответствии со статьей 2 Закона Приморского края XXXX-К3 не предоставлены сведения и документы, подтверждающие место жительства супруга ФИО7 на территории Уссурийского городского округа. Согласно имеющимся в администрации Уссурийского городского округа сведениям его место жительства: Приморский край, р-п Хорольский, XXXX. В административном исковом заявлении истиц указывает, что ею в подтверждение, что супруг проживает с ней и детьми совместно предоставлена трудовая книжка. При этом установление юридических фактов входит в компетенцию суда, а не органов местного самоуправления, в связи с чем у администрации не было оснований для правовой оценки представленного представленной трудовой книжки в целях установления факта проживания на территории Уссурийского городского округа. С учетом вышеизложенного, решение органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГг. XXXX является законным.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Из содержания частей 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

При этом по смыслу указанной нормы имеются в виду сведения, которые касаются существенных обстоятельств и которые имеют решающее значение при принятии решения о постановке гражданина на учет и свидетельствуют об отсутствии состава всех необходимых условий для признания права гражданина состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно статье 1 Закона Приморского края от 15 мая 2006 года № 360-КЗ "О порядке признания органами местного самоуправления Приморского края граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" (далее - Закон № 360-КЗ) под членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения понимаются совместно проживающие с ними супруги, дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные собственником или нанимателем жилого помещения в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство.

Законом № 360-КЗ предусмотрен перечень документов необходимый для предоставления в органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 3 Закон № 360-КЗ для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, гражданин подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о признании его или его и членов его семьи малоимущими в целях постановки на учет и предоставления ему (или ему и членам его семьи) жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - заявление).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закон № 360-КЗ к заявлению гражданин прилагает следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность гражданина с предъявлением оригинала; 2) копии свидетельств о рождении, свидетельств о заключении брака, копии документов, подтверждающих изменение фамилии, имени или отчества гражданина и членов его семьи, выданных компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенного перевода на русский язык (в случае наличия таких изменений и регистрации актов гражданского состояния на территории иностранного государства); 3) копии свидетельств об усыновлении (удочерении), выданных органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации (в случае усыновления (удочерения); 4) копию судебного решения о признании членом семьи (в случае отсутствия иных документов, подтверждающих состав семьи); 5) документы, подтверждающие стоимость транспортного средства (при наличии его в собственности гражданина и (или) членов его семьи); 6) документы, подтверждающие суммы получаемых (уплачиваемых) алиментов; 7) документы, подтверждающие полученные доходы по договорам гражданско-правового характера; 8) документы, подтверждающие полученные доходы от авторских вознаграждений, в том числе по авторским договорам наследования; 9) документы, подтверждающие размер полученных процентов по банковским вкладам, доходов по акциям и других доходов от участия в управлении собственностью организации, а также размер наследуемых и подаренных денежных средств; 10) заключение независимого оценщика о рыночной стоимости имущества, указанного в пункте 1 части 1 статьи 8 настоящего Закона, если заявитель на основании пункта 1 части 1 статьи 9 выбрал для определения стоимости имущества отчет об оценке рыночной стоимости имущества.

Гражданин вправе приложить к заявлению по собственной инициативе следующие документы и (или) информацию: 1) копии свидетельств о рождении, свидетельств о заключении брака, копии документов, подтверждающих изменение фамилии, имени или отчества гражданина и членов его семьи, выданных органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации; 2) документы, подтверждающие регистрацию гражданина и членов его семьи в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа; 3) документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии; 4) документы о размере получаемых социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, указанных в пунктах 5, 8 - 11 части 1 статьи 5 настоящего Закона; 5) документы, подтверждающие доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица; 6) документ о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина; 7) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период; 8) при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи имущества, указанного в пункте 1 части 1 статьи 8 настоящего Закона, - документы о кадастровой стоимости имущества; 9) при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи имущества, указанного в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 8 настоящего Закона: а) выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица (гражданина и (или) членов его семьи) на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; в) справку, выданную государственным учреждением Приморского края, уполномоченным на постоянное хранение технических паспортов, оценочной и учетно-технической документации, о наличии (отсутствии) права собственности гражданина и (или) членов его семьи на объекты недвижимости; 10) при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи имущества, указанного в пункте 2 части 1 статьи 8 настоящего Закона, - документы о кадастровой стоимости земельного участка; 11) при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи имущества, указанного в пункте 3 части 1 статьи 8 настоящего Закона: а) копию свидетельства о государственной регистрации транспортного средства; б) копию паспорта транспортного средства (частью 3 статьи 2 Закон № 360-КЗ).

В случае непредоставления гражданином по собственной инициативе документов и (или) информации, указанных в части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, запрашивает указанные документы и (или) информацию самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 2 Закон № 360-КЗ).

В этом случае представление гражданином соответствующих документов не является обязательным.

Как следует из материалов дела, Еругина Т.А. проживает по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

Указанное жилое помещение было предоставлено ФГКУ «Восточное региональное казенное управление жилищного обеспечения» МО РФ супругу истицы ФИО8 и членам его семьи (супруга - ФИО1, сын - ФИО9) на основании договора найма служебного помещения XXXX от ДД.ММ.ГГг., на период прохождения им военной службы.

ДД.ММ.ГГг. семья Еругиной Т.А. в соответствии с Законом Приморского края от 23 ноября 2018г. №392-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Приморского края» признана многодетной семьей, имеющей среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума в Приморском крае с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг.

Еругина Т.А. обратилась в администрацию Уссурийского городского округа о признании малоимущей с целью принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением администрации Уссурийского городского округа Приморского края XXXX от ДД.ММ.ГГг. Еругиной Т.А. отказано по причине того, что не представлены сведения и документы, подтверждающие место жительства супруга истца ФИО1 на территории Уссурийского городского округа, согласно имеющимся в администрации Уссурийского городского сведениям его место жительства: Приморский край, р-н Хорольский, XXXX.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Судом установлено, что необходимые документы административным истцом были представлены, в обоснование своего проживания в г.Уссурийске всей семьей были представлены – трудовая книжка на имя ФИО1 с места работы ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» филиал в XXXX, договор найма служебного помещения XXXX от ДД.ММ.ГГг. по адресу: Приморский край, г.Уссурийск. XXXX, справка о доходах и суммах налога ФИО1 за 2021-2022гг., оценка стоимости транспортного средства, уведомление XXXX от ДД.ММ.ГГг. о признании семьи многодетной, имеющей среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума в Приморском крае с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг., удостоверение многодетной семьи XXXX, свидетельство о регистрации по месту жительства несовершеннолетних ФИО9ДД.ММ.ГГ г.р., ФИО10ДД.ММ.ГГ г.р., ФИО11ДД.ММ.ГГ г.р., ФИО9ДД.ММ.ГГ г.р., свидетельства о рождении детей, копию паспорта Еругиной Т.А., копию паспорта ФИО1, свидетельство о регистрации брака.

Таким образом, из представленных документов усматривается, что у административного истца имеются необходимые документы, подтверждающие факт проживания ее и членов ее семьи, в том числе супругу, на территории г.Уссурийска.

Наличие у супруга ФИО1 регистрации по адресу: Приморский край, р-н Хорольский, XXXX, не свидетельствует, что он проживает по указанному адресу.

Указанное жилое помещение было передано в порядке приватизации родителям ФИО1 и его братьям и сестре, которые не являются членами семьи Еругиной Т. А. и ФИО1.

Принимая во внимание, что Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства, и не ставит данное право в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации, суд приходит к выводу, что отсутствие регистрации супруга истца по месту жительства не может служить основанием для отказа в принятии их на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела, если суд признает решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, нарушающими права и свободы административного истца, а также не соответствующими закону или иному нормативному правовому акту, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с чем суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Еругиной Т. А. удовлетворить.

Признать отказ администрации Уссурийского городского округа в лице Управлении жилищной политики XXXX от ДД.ММ.ГГг. в признании Еругиной Т. А. малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию Уссурийского городского округа повторно рассмотреть вопрос о признании Еругиной Т. А. малоимущей в целях принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2022г.

Судья Н.В. Онищук