ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-159/17 от 13.01.2017 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-159/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2017 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Петровой А.В.,

при секретаре судебного заседания Васильеве Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1, Товарищества собственников недвижимости «Монолит» к администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики о признании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики города Новочебоксарска в отношении многоквартирных домов, собственники в которых не выбрали способ формирования капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес> формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики недействительным,

установил:

ФИО1, Товарищество собственников недвижимости «Монолит» (ТСН «Монолит») обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> Чувашской Республики о признании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики города Новочебоксарска в отношении многоквартирных домов, собственники в которых не выбрали способ формирования капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес> формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики недействительным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> ЧР было принято решение о создании ТСН «Монолит» и открытии лицевого счета фонда капитального ремонта. В последующем зарегистрировано ТСН «Монолит» и открыт расчетный счет фонда капитального ремонта в ПАО «Сбербанк России».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес регионального оператора было направлено письмо с уведомлением о принятом решении о создании ТСН и открытии счета фонда капитального ремонта, а также требование о возврате собранных региональным оператором денежных средств с собственников <адрес> на расчетный счет фонда капитального ремонта их дома.

ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о том, что согласно ч.5 ст. 173 ЖК РФ и Законом ЧР №51 от ДД.ММ.ГГГГ, решение собрания вступит в силу ДД.ММ.ГГГГ, до указанного периода взносы должны уплачиваться в НО «Фонд капремонта» для ремонта других домов.

ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Монолит» обратился в Арбитражный суд ЧР с иском о взыскании денежных средств с НО «Фонд капремонта».

В рамках рассмотрения данного дела ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капремонта» предоставила письменные пояснения, из которых следует, что администрацией г.Новочебоксарска вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики города Новочебоксарска в отношении многоквартирных домов, собственники в которых не выбрали способ формирования капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован», согласно которому в перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ЧР - НО «Фонд капремонта» включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

Ссылаясь на нарушение администрацией г.Новочебоксарска Чувашской Республики ч.6 ст. 170 ЖК РФ, п.2 ст.8, ст. 12, п.2 ст 30, ст. 35 Конституции просят признать Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики города Новочебоксарска в отношении многоквартирных домов, собственники в которых не выбрали способ формирования капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес> формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики недействительным.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ТСН «Монолит» ФИО2 поддержали заявление, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> Чувашской Республики ФИО3 заявленные требования не признала, ссылаясь на пропуск срока для подачи административного искового заявления и на то, что собственники многоквартирного дома должны были определиться со способом формирования фонда капитального ремонта не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано на сайте администрации <адрес>, находилось в общем доступе.

Представитель заинтересованного лица НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО4 оставила разрешение спора на усмотрение суда. Считает, что администрация г.Новочебоксарска приняла решение в соответствии с ч.7 ст.170 ЖК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что 28.03.2014 года на портале органов власти Чувашской Республики - Чувашии (http://www.cap.ru) было размещено постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77 "Об утверждении Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и Порядка разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы".

Во исполнение опубликованного ненормативного акта собственникам помещений в многоквартирном доме надлежало принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его не позднее 28.09.2014 года.

В качестве приложения к Республиканской программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы утвержден Перечень многоквартирных домов, включенных в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы, и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в котором в том числе указаны многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>, а также виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества (виды ремонта): система электроснабжения, система газоснабжения, крыша мкд, лифты и лифтовое оборудование, система отопления, система горячего водоснабжения, система холодного водоснабжения, система вентиляции, лифты и лифтовое оборудование, крыша мкд, система канализации и водоотведения, система электроснабжения, система газоснабжения.

13 ноября 2014 года издано постановление администрации г. Новочебоксарска ЧР №506 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики города Новочебоксарска в отношении многоквартирных домов, собственники в которых не выбрали способ формирования капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован».

Согласно пункту 1 постановления утвержден перечень многоквартирных домов на территории г.Новочебоксарска, в отношении которых администрацией г.Новочебоксарска принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики - НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (приложение №1).

В соответствии с приложением №1 многоквартирный <адрес> включен в указанный перечень.

Оспаривая указанное постановление, административные истцы ссылаются на то, что собственники многоквартирного <адрес>ДД.ММ.ГГГГ приняли решение о создании ТСН «Монолит» и открытии лицевого счета фонда капитального ремонта в ПАО «Сбербанк России».

Административные истцы не согласны с действиями администрации г.Новочебоксарска, ссылаясь на то, что нарушена процедура формирования фонда капитального ремонта, предусмотренная ЖК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В части 3 данной статьи указано, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В соответствии с частью 5 данной статьи решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

В части 6 данной статьи указано, что не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 данной статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

Часть 7 данной статьи предусматривает, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 данного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Чувашской Республики определены Законом Чувашской Республики от 30.07.2013 N 41 "О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики" (далее - Закон ЧР N 41).

Согласно части 7 статьи 3 Закона ЧР N 41 решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке республиканской программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствии с части 8 статьи 3 Закона ЧР N 41 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 7 статьи 3 настоящего Закона, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 7 статьи 3 настоящего Закона срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора.

Указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного частью 7 статьи 3 Закона ЧР N 41 и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Исходя из перечисленных норм, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято собственниками помещений в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный срок такое решение не принято, поэтому внесение дома в перечень многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ формирования фонда капитального ремонта, является обоснованным.

Доводы истцов о том, что администрацией г. Новочебоксарска не соблюдено требование части 6 статьи 170 ЖК РФ о созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, нельзя принять во внимание.

Действительно, данное требование администрацией г. Новочебоксарска не выполнено, но это обстоятельство не может являться основанием к признанию недействующим оспариваемого постановления, поскольку закон не содержит положения о том, что в случае невыполнения требований части 6 статьи 170 ЖК РФ принятие решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора не допускается.

Вынесение решения общим собранием собственников ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для удовлетворения требования, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - день издания постановления - таких действий собственники помещений в указанном доме не предприняли.

Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики <адрес> в отношении многоквартирных домов, собственники в которых не выбрали способ формирования капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес> формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики является законным, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

Административным ответчиком ничем не подтверждены доводы о пропуске административными истцами срока обжалования оспариваемого постановления, в связи с чем суд не находит оснований для отказа в иске в связи с пропуском срока обжалования постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 -181, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление заявлению ФИО1, Товарищества собственников недвижимости «Монолит» к администрации <адрес> о признании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики <адрес> в отношении многоквартирных домов, собственники в которых не выбрали способ формирования капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес> формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Чувашской Республики недействительным оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Петрова

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2017 года