ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-15/2017 от 14.02.2017 Зырянского районного суда (Томская область)

Дело №2а-15/2017

Решение

Именем Российской Федерации

14 февраля 2017 года Зырянский районный суд Томской области в с.Зырянское,

в составе:

председательствующего судьи Киямовой Г.М.,

при секретаре Пономарёвой А.С.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Латыголеца Е.С., представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Зырянского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику муниципальному образованию «Зырянское сельское поселение» о признании незаконным бездействия муниципального образования «Зырянское сельское поселение» и возложении обязанности,

установил:

Прокурор Зырянского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Зырянское сельское поселение» о признании незаконным бездействия муниципального образования «Зырянское сельское поселение» и возложении на него обязанности поставить на учет в срок до /дата/ в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по томской области в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объектов электроэнергетики: сооружение ---; ---.

В обоснование административного искового заявления указано, что в ходе проверки прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего использование и распоряжение муниципальным имуществом в деятельности муниципального образования «Зырянское сельское поселение» установлено, что сельским поселением нарушаются требования вышеуказанного законодательства.

Ссылаясь на положения статей 130 и 132 Конституции Российской Федерации, статьи 14, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 130, 225 ГК РФ, пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, пункта 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года №701, пункта 1 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 11.02.2005 № 68, пункта

11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный истец указывает, что бездействие муниципального образования «Зырянское сельское поселение», связанное с не постановкой на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объектов электроэнергетики: --- является незаконным. Указанные объекты электроэнергетики, расположенные на территории муниципального образования «Зырянское сельское поселение» являются единым имущественным комплексом в сфере электроэнергетики, составляют совокупность разнородных обособленных объектов, подчиняемых единому правовому режиму, производственно, технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых, предназначенных для производства (добычи), передачи, сбыта и потребления энергии. В состав линии электропередачи входят: провода, опоры, изоляторы, арматура, трансформаторные станции, трансформаторные будки и прочее имущество. Поскольку линия электропередачи как сложная вещь прочно связана с землей и ее перемещение невозможно без причинения ей несоразмерного ущерба, в этом случае ее можно относить к объектам недвижимости независимо от того, что отдельные ее составные части являются движимым имуществом и могут быть физически перемещены.

В соответствии с информацией, представленной Главой муниципального образования «Зырянское сельское поселение» объекты электроэнергетики: --- не значатся в реестре объектов муниципальной собственности. Их владелец и собственник не установлены, поэтому являются бесхозяйными. Между тем административным ответчиком до настоящего времени не принято мер к постановке на учет указанного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области. Считает, что наличие объектов электроэнергетики, не имеющих собственника, находящихся на территории сельского поселения, влияет на полноту и качество электроснабжения. Возникновение чрезвычайных ситуаций, а также обстоятельств, требующих ремонта указанных объектов электроэнергетики, создается ситуация, при которой указанные объекты не будут надлежащим образом обслужены, в виду того, что согласно положениям ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Следовательно, отсутствие собственника у объектов электроэнергетики в границах сельского поселения создает угрозу безопасности граждан, а также должной мере не обеспечивает их право на бесперебойное и надлежащее качество электроснабжения, таким образом, существенно сказывается на правах и законных интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Латыголец Е.С. поддержал требования, с учетом их изменений от 14.02.2017, по доводам изложенным в административном исковом заявлении, за исключением обоснования иска постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 №68. В дополнительных доводах пояснил, что постановка на учет спорного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного подлежит в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 №931, который вступил в силу с 1 января 2017 года.

Представитель административного ответчика муниципального образования «Зырянское сельское поселение» - Глава Зырянского сельского поселения ФИО1 административные исковые требования признал в полном объём, указав, что объекты электроэнергетики расположены на территории Зырянского сельского поселения, учитывая их социальную важность, эти объекты подлежат поставке на учет как бесхозяйные и впоследствии оформлению в собственность поселения для определения дальнейшего порядка их эксплуатации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Зырянского района Томской области не явился, извещен, его явка не признана судом обязательной.

Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 2 ст.215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.

В силу ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 3, п. 4 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст.32 Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Согласно п.1 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» настоящий порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют, в том числе территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (п.2).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (п.3).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что в результате проверки прокуратурой Зырянского района Томской области исполнения законодательства, регламентирующего использование и распоряжение муниципальным имуществом в деятельности муниципального образования «Зырянское сельское поселение» установлено, что сельским поселением нарушаются требования вышеуказанного законодательства, а именно установлено, что муниципальное образование «Зырянское сельское поселение», не предприняло меры связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объектов ---.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании и признаются административным ответчиком в полном объеме.

Как следует из информации муниципального образования «Зырянское сельское поселение» /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/ на территории поселения расположены недвижимые объекты: ---.

В соответствии с информацией --- установлено наличие бесхозяйных электрических сетей: ---.

Согласно справке --- в реестре муниципальной собственности не числятся: ---.

Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ вышеуказанные объекты недвижимости в качестве зарегистрированных не числятся.

Судом установлено, что указанные объекты электроэнергетики расположены в границах населенного пункта Зырянского сельского поселения и используются для обеспечения населения указанного поселения электроэнергией, что подтверждается Уставом МО «Зырянское сельское поселение» (л.д.8), кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Из кадастрового паспорта от /дата/ сооружения – --- следует, что данное сооружение расположено по адресу: /адрес/, (---), имеет площадь застройки ---, назначение – передача электроэнергетики, кадастровый номер объекта отсутствует.

Согласно кадастровому паспорту от /дата/ сооружение – ---, расположено по адресу: /адрес/, пер.Ключи, имеет протяженность ---., назначение – передача электроэнергии, кадастровый номер отсутствует.

Суд находит обоснованным и соответствующим действующему законодательству довод административного истца о том, что указанные объекты электроэнергетики являются единой сложной недвижимой вещью, что основано на системном толковании положений ст.ст.130, 134 ГК РФ.

Установлено, что земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, в собственности /адрес/, Администрации Зырянского сельского поселения не значатся.

Согласно справки ---, который расположен в /адрес/, трансформаторная подстанция ---, находящаяся по адресу: /адрес/, и линия электропередач марки ---., а также земельные участки под этими сооружениями не являются собственностью хозяйства и на балансе --- не состоят.

Таким образом, указанные объекты не имеют собственника или иного законного владельца, отсутствие собственника объектов недвижимого имущества влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке их на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.

В связи с этим указанные объекты электроэнергетики (сооружения) подлежат постановке на учет как бесхозяйные недвижимые вещи.

Суд также находит обоснованным довод административного истца о том, что наличие объектов электроэнергетики, не имеющих собственника, находящихся на территории сельского поселения, влияет на полноту и качество электроснабжения. При возникновении чрезвычайных ситуаций, а также обстоятельств, требующих ремонта данных объектов электроэнергетики, создается ситуация, при которой указанные объекты не будут надлежащим образом обслужены, в виду того, что согласно положениям ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Следовательно, отсутствие собственника у объектов электроэнергетики в границах сельского поселения создает угрозу безопасности граждан, а также в должной мере не обеспечивает их право на бесперебойное и надлежащее качество электроснабжения, что существенно сказывается на правах и законных интересах неопределенного круга лиц. В последующем объекты недвижимого имущества, в отсутствие надлежащим образом оформленного права, не могут являться объектами расходных обязательств, а также объектами правоотношений по передаче в пользование или владение иным субъектам с учетом требований статей 15,65, 86, и 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст.50-51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Факт непринятия сельским поселением вышеуказанных мер является нарушением требований федерального законодательства, гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на осуществление местного самоуправления, что влечет за собой не возможность исполнения вопросов местного значения, предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд принимает признание административного иска административным ответчиком, так как это не противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, и приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора Зырянского района в полном объеме.

Сроки, установленные для выполнения требований, изложенных в административном исковом заявлении, суд находит обоснованными. Административным ответчиком указанные сроки не оспариваются.

Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст.ст.111, 114 КАС РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.

Согласно положениям ч.4 ст.39 КАС РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, согласно подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с административного ответчика не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 2278 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление административного истца прокурора Зырянского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику муниципальному образованию «Зырянское сельское поселение» о признании незаконным бездействия муниципального образования «Зырянское сельское поселение», возложении на него обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объекты электроэнергетики (сооружения) – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Зырянское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по поставке на учет в Управлении Росреестра по /адрес/ в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объектов электроэнергетики – сооружений, расположенных по адресу: ---.

Обязать администрацию муниципального образования «Зырянское сельское поселение» поставить на учет в срок до /дата/ в Управлении Росреестра по Томской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области) в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объекты электроэнергетики: ---, и сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Зырянский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Г.М.Киямова

Копия верна, судья: Г.М.Киямова

Секретарь судебного заседания: А.С.Пономарёва

Подлинный документ находится в деле №2а-15/2017 Зырянского районного суда Томской области.