ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-15/2018 от 24.01.2018 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-15/2018 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Беженар Д.Д., с участием представителя административного истца Акифьева А.А., представителя административного ответчика Гришанина И.Кн., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нижегородской таможни к Шувалову С. Н. о взыскании таможенных платежей и пени и по встречному иску Шувалова С. Н. к Нижегородской таможне о признании решения недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородская таможня обратилась в Кстовский городской суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что 13.02.2017 года Нижегородской таможней был вынесен Акт камеральной таможенной проверки (номер обезличен) в отношении гражданина Шувалова С. Н. по вопросу проверки соблюдения порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами (по которым.

предоставлены льготы и преференции по уплате таможенных пошлин налогов). В ходе

проведённой проверки установлено, что 29.12.2013 гр.Шувалов С.Н. приобрёл на территории Калининградской области у ООО «Сатурн» ((адрес обезличен)(адрес обезличен), (адрес обезличен)) седельный тягач DAP XF 105.410. VIN -(номер обезличен). Сделка купли-продажи была оформлена договором без номера от того же числа. (дата обезличена) гр. Шуваловым С.Н. транспортное средство было поставлено на регистрационный учет в УГИБДД МВД России по Нижегородской области, выдан гос. номер (номер обезличен) и 24.03.2014 вывезено с территории Калининградской области через т/п ДАПП Пограничный (номер обезличен) (Калининградская областная таможня). Далее вышеуказанное транспортное средство было реализовано Шуваловым С.Н. на территории Нижегородской области и в настоящее время находится в собственности гр. Дудырева В. А., (дата обезличена) г.р., зарегистрированного в (адрес обезличен).

Проверочными мероприятиями установлено также, что седельный тягач DAF XF 105.410, VIN - (номер обезличен) был ввезён ООО «Сатурн» на территорию Калининградской области из Германии и задекларирован Калининградскому акцизному таможенному посту Центральной акцизной таможни по ДТ (номер обезличен) с помещением под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» (ИМ - 78). При этом, таможенная пошлина и НДС были начислены условно без фактической уплаты декларантом и составили соответственно 583 098,15 рублей и 395 132,83 рублей (всего - 978 230,98 рублей). В соответствии с письмом Центральной акцизной таможни от 28.10.2016 № 18-15/18912, изменений таможенной процедуры «свободная таможенная зона» до настоящего времени не производилось.

Таким образом, указанное транспортное средство без осмотра было поставлено на учёт в ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области до момента его выезда из Калининградской области. Выезд транспортного средства из Свободной Экономической Зоны (далее - СЭЗ) осуществлялся на государственных регистрационных номерах Нижегородской области под предлогом завершения международной перевозки. В последствии автомобиль был реализован добросовестному покупателю, который использует транспортное средство в коммерческих целях вне пределов территории СЭЗ.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации, а также товаров, вывозимых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных международным соглашением, регулирующим порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

В пункте 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ указано, что транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

В случае несоблюдения данных условий вывозимые с территории Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации транспортные средства не могут рассматривается для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки, в отношении них действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено. При незавершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны такие транспортные средства, обнаруженные на территории Российской Федерации, рассматриваются как незаконно перемещённые.

Таким образом, с учётом пункта 11 статьи 11 Соглашения обязанность по завершению таможенной процедуры свободной таможенной зоны лежит на лице, которым были допущены нарушения условий таможенной процедуры, даже если данное лицо не являлось декларантом транспортных средств при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Согласно пункту 3 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ товары, указанные в частях 1 и 2

названной статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства.

В силу статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Они имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем. Статус товаров Таможенного союза они приобретают после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, из системного анализа указанных норм следует, что товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, должны использоваться только в пределах территории СЭЗ, законодательством запрещены внутренние перевозки грузов вышеуказанными транспортными, т.е. между пунктами Российской Федерации, не входящими в состав Калининградской области.

Кроме того, несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны влечет за собой обязанность по уплате таможенных платежей.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона № 16-ФЗ иностранные товары, выпущенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут перемещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны. за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Соглашения о СЭЗ, а также частью 2 статьи 12.1 закона РФ № 16-ФЗ, установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории Особой экономической зоны допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, и их потребление на территории СЭЗ.

Осуществление таможенными органами контроля за соблюдением условий и ограничений, установленных пунктом 3 статьи 24 Соглашения о СЭЗ и статьи 12.2 закона РФ № 16-ФЗ должно осуществляться в разные периоды времени, в том числе при таможенном декларировании транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в качестве транспортные средства международной перевозки (далее ТСМП):

- при временном вывозе с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть РФ или на территорию государств, не являющимися членами Таможенного союза;

- при ввозе на остальную часть Российской Федерации и последующей его эксплуатации на этой территории;

- при обратном ввозе с остальной части Российской Федерации на территорию ОЭЗ в Калининградской области.

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения о СЭЗ (часть 1 статьи 13 закона РФ № 16-ФЗ).

При вывозе с территории ОЭЗ транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случаях, указанных в частях 1 и 2 статьи 12.2 закона РФ №. 16-ФЗ, завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении таких транспортных средств требуется (часть 2 статьи 13 Федерального закона РФ № 16-ФЗ).

При вывозе с территории Особой экономической зоны в Калининградской области вышеуказанных транспортных средств, ранее помещенных под таможенную процедуру «свободной таможенной зоны», ответчик не завершил действие таможенной процедуры «свободной таможенной зоны» в отношении транспортного средства, переместив его на таможенную территорию РФ, что является недекларированием товаров- транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Использование во внутренней перевозке по таможенной территории РФ транспортных средств, являющихся в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Соглашения о СЭЗ для таможенных целей иностранным товаром, возможно только при условии уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

В связи с тем, что на момент вывоза транспортного средства – тягача седельного DAF XF 105.410, VIN - (номер обезличен) с территории Калининградской области собственником данного транспортного средства являлся гражданин России Шувалов С.И. обязанность по уплате таможенных платежей в отношении данного товара, возложена на Шувалова С.И.

Шувалов С. Н. обязан уплатить все таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении указанного транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Акт обнаружения факта неуплаты (номер обезличен) составлен 17.02.2017.

Требование об уплате таможенных платежей от 20.02.2017 № 297 направлено в адрес Шувалова С.Н. 21.02.2017. Указанное требование получено Шуваловым С.Н. 04.03.2017, о чём на карточке почтового уведомления имеется его собственноручно исполненная роспись.

Требование об уплате таможенных платежей от 20.02.2017 № 297 должно было быть исполнено в срок до 24.03.2017 г. В установленные законодательством сроки данное требование не исполнено.

На момент подачи иска, сумма неуплаченных Шуваловым С.Н. таможенных платежей составила 978 230 рублей 98 копеек. Задолженность Шувалова С.Н. перед Нижегородской таможней по уплате пеней с момента ввоза указанного транспортного средств на дату подачи настоящего искового заявления составляет 338247 рублей 82 копейки.

Принудительное взыскание таможенных платежей производится, если требование об уплате таможенных платежей выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров (п.5 ст.150 Федерального закона). Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке (п.2 ст. 150 Федерального закона).

Административный истец просит взыскать с гражданина Шувалова С.

Н. неуплаченные таможенные платежи в сумме 978 230,98 (Девятьсот семьдесят восемь тысяч двести тридцать рублей) 98 копеек, неуплаченные пени с момента ввоза указанного транспортного средства - 24.03.2014 по дату подачи настоящего искового заявления - 27.04.2017 в сумме 338247,82 (Триста тридцать восемь тысяч двести сорок семь рублей) 82 копейки и с 28.04.2017 - по день фактического исполнения обязательства по уплате таможенных платежей.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил требования в части взыскания пени, просит взыскать пени по состоянию на 11.12.2017 года в размере 403911 рублей 57 копеек.

Шувалов С.Н. обратился со встречным иском к Нижегородской таможне о признании решения от 13 февраля 2017 года по результатам таможенной проверки (номер обезличен) недействительным, ссылаясь на то, что 13 февраля 2017 г. Федеральной таможенной службой Приволжского таможенного управления Нижегородской области принято решение по результатам таможенной проверки. Согласно принятому решению транспортное средство седельный тягач DAF XF 105.410 VIN - (номер обезличен) (далее - Транспортное средство) заявленный по ДТ (номер обезличен) (Товар №1), владельцем которого являлся Шувалов С. Н., незаконно перемещенным с территории Свободной экономической зоны в Российскую Федерацию, принимая во внимание, что товар не имеет статуса товаров ЕАЭС.

С принятым решением он не согласен.

Согласно Акту камеральной таможенной проверки с 30 ноября 2016 г. на основании ст. 131 ТК ТС проведена камеральная таможенная проверка в отношении Шувалова С. Н., по вопросу проверки соблюдения порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами. В акте отражено, что 14.12.2013, якобы по его поручению, ООО «Сатурн» ввезло на территорию России Транспортное средство в таможенной процедуре свободная таможенная зона (ИМ-78). 24.01.2014 транспортное средство поставлено на регистрационный учёт в УГИБДД по Нижегородской области и на него выдан гос.номер (номер обезличен).

По мнению таможенного органа, было пользование транспортным средством в нарушении условий и ограничений применения процедуры свободной таможенной зоны Свободной экономической зоны, выразившееся в том, что транспортное средство международной перевозки использовалось во внутренней перевозки на территории РФ.

Однако полагает, что акт и оспариваемое решение является незаконным, поскольку принято за пределами срока, установленного законодательством и международным договором.

Принимая во внимание тот факт, что именно на таможенные органы возложена обязанность следить за соблюдением таможенного законодательства на территории РФ (пп.2 ч. ст. 6 ТК ТС), с момента ввоза транспортного средства в СЭЗ в Калининградскую область и датой принятия решения прошло более трёх лет.

Оспариваемое решение принято на основании акта, который в свою очередь опирается на предположения. В решении таможенный орган указывает, что 24.01.2014 ТС было поставлено на учёт в УГИБДД по Нижегородской области и на него выписан регистрационный знак без его осмотра. Данное утверждение является тенденциозным, поскольку проверяющим не установлена причина возникшего не соответствия в датах. Данное несоответствие могло возникнуть вследствие допущенной технической ошибки. По крайней мере, данное предположение не опровергнуто, а вместо этого сделан однозначный вывод.

Далее, государственный орган прямо указывает в решении о предположительности своих выводов касаемо постановки на регистрационный учёт транспортного средства с поддельными отметками о снятии ограничений.

Перечисленные предположительные выводы послужили поводом для принятия оспариваемого решения.

Представитель административного истца Акифьев А.А. в судебном заседании исковые требования Нижегородской таможни поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, встречные исковые требования Шувалова С.Н. не признал, пояснив, что в соответствии со статьей 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, после выпуска товаров;

3) государством - членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Товары, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18.06.2010 свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

В силу пункта 2 статьи 10 Соглашения о СЭЗ иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров

Седельный тягач седельный тягач DAF XF 105.410, VPN (номер обезличен) был задекларирован Калининградскому акцизному таможенному посту Центральной акцизной таможни по ДТ (номер обезличен) с помещением под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» (ИМ - 78). При этом, таможенная пошлина и НДС были начислены условно без фактической уплаты декларантом, то есть данный товар является условно выпущенным.

В соответствии с частью 1 статьи 164 Федерального Закона от 27.11.2010 № 311, проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров допускается в течении сроков нахождения товаров под таможенным контролем.

Таким образом, часть 2 статьи 164 Федерального Закона, о трёхлетнем сроке проведения таможенного контроля после выпуска товаров, на которую ссылается административный истец в данном случае не применима, так как выпуск товара до настоящего времени не был осуществлён.

Несостоятельным является утверждение административного истца о том, что решение по результатам таможенной проверки 10408000/210/13 0217/Т000123/001 вынесено на основании предположительных выводов, не подтверждённых документально. Данный вывод административным истцом сделан на основании вырванной из контекста документа фразы относительно обстоятельств регистрации автомобиля в органах ГИБДД. Между тем, в компетенцию таможенных органов не входит выяснения таких обстоятельств. Для предъявления государственным органом к административному истцу требования об уплате таможенных платежей достаточно лишь установления самого факта неправомерной регистрации условно выпущенного транспортного средства и использования его в иных целях, нежели те, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Данные факты установлены и документально подтверждены. Органами внутренних дел после соответствующей проверки была прекращена (аннулирована) регистрация (означенного автомобиля, помещённого под процедуру свободной таможенной зоны и имеющего ограничения по его использованию и распоряжению на территории Российской Федерации, о чём Нижегородской таможней было получено соответствующее уведомление УГИББДД ГУ МВД Росии по Нижегородской области.

По информации Центральной акцизной таможни, в базе данных отсутствуют сведения об изменении таможенной процедуры «свободная таможенная зона» на иную в отношении седельного тягача DAT XF 105.410, VIN -(номер обезличен).

В судебное заседание административный ответчик (административный истец по встречному иску) Шувалов С.Н. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель Гришанин И.К. в судебном заседании исковые требования Нижегородской таможни не признал в полном объеме, встречные исковые требования поддержал по доводам, изложенным во встречном исковом заявлении.

Заинтересованные лица Дудырев А.В. и представитель ООО «Сатурн» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлены различные виды таможенных процедур, в числе которых - свободная таможенная зона (подпункт 15 пункта 1). Таможенные процедуры, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются международными договорами государств членов таможенного союза (пункт 2 статьи 202).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств- членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми представлено такое освобождения.

Пункт 4 названной статьи предусматривает, что обязанность по уплате таможенных платежей пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС- в соответствии с международными договорами государств- членов таможенного союза.

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" определено, что свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (пп. 1 п. 1 ст. 1 Соглашения).

Под свободной таможенной зоной понимается таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза (п. 1 ст. 10 Соглашения).

При этом, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров (п. 2 ст. 10 Соглашения).

Согласно части 1 статьи 9 от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ.

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" определено, что действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (пп.3 п.2 ст.15 Соглашения).

Российская Федерация гарантирует, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации, а также товаров, вывозимых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных международным соглашением, регулирующим порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (п.3 ст.24 Соглашения).

Согласно ч. 1,3 ст. 12.2 Закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий: 1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области; 2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Товары, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства.

Согласно ч.3 п.1 и п.11 ст.11, Соглашения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются иностранные товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон Российской Федерации N 16-ФЗ) на территории Калининградской области Российской Федерации (далее - ОЭЗ в Калининградской области), юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, для размещения и использования в соответствии с целями, установленными Федеральным законом Российской Федерации N 16-ФЗ.

Декларантом товаров, указанных в части третьей пункта 1 настоящей статьи, ввозимых на территорию ОЭЗ в Калининградской области, может выступать юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области Российской Федерации.

При завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области декларантом товаров может быть юридическое лицо, которое являлось декларантом товаров при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, и иные лица, указанные в подпункте 1) и абзаце пятом подпункта 2) статьи 186 Таможенного кодекса таможенного союза.

Согласно ст.186 ТК ТС декларантами могут быть: лицо государства - члена таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

В силу ч.1,2 ст.200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Согласно части 3 статьи 9 от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.

Согласно пп.4 п.1 ст.13 Соглашения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если совершение таких операций соответствует условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в том числе операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.

Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при вывозе с территории Особой экономической зоны транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случаях, указанных в частях 1 и 2 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении таких транспортных средств не требуется.

В силу пп.1 п.1 ст.15 и п.9 ст.17 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением таких товаров и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, с учетом статьи 17 настоящего Соглашения.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1), 4), 5), 7), 8), 12) - 14) пункта 1 статьи 202 Таможенного кодекса таможенного союза.

Согласно ст.79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с п.2 ст.81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

В силу пп.5 ст.188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.

Согласно п.5 ст.150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных платежей не производится если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (часть 6,11,17 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Согласно ч.1 ст.151 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно части 2 статьи 151 Федерального закона N 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Судом установлено, что седельный тягач DAF XF 105.410. VIN - (номер обезличен) был ввезен в зоне деятельности Калининградского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни 14.12.2013 года по ДТ (номер обезличен) ООО «Сатурн» ((адрес обезличен)) с помещением под таможенную процедуру свободная таможенная зона (ИМ-78), таможенная пошлина и НДС начислены условно и составили соответственно 583 098,15 руб. и 395 132,83 руб.

Таможенным органом выдан ПТС № (номер обезличен), в графе 20 которого указано «помещение под т/р СТЗ в Калининградской области. Использ. в РФ вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможни».

На основании договора купли-продажи от 29 декабря 2013 года, заключенного между ООО «Сатурн» и Шуваловым С.Н., последний приобрел в собственность указанное выше транспортное средство (л.д.23).

24.01.2014 года транспортное средство поставлено на регистрационный учет в УГИБДД Нижегородской области и выдан гос. номер (номер обезличен). Отметка в ПТС «Утилизационный сбор оплачен. Ограничения по использованию и распоряжению транспортным средством сняты ДТ (номер обезличен) оттисками ЛНП № 671, 767 (л.д.24).

Согласноталону контроля при выезде транспортное средство пересекло границу

Калининградской области 24.03.2014 на т/п ДАПП Пограничный Калининградской областной таможни.

В ходе проверки по фактам проведения регистрационных действий с автомобилями, в том числе принадлежащим Шувалову С.Н., было установлено, что ответчику предварительно в постановке на регистрационный учёт транспортного средства было отказано в связи с отсутствием печати таможенного органа под записью Утилизационный сбор уплачен». После устранения причин отказа было принято решение о принятии документов к регистрации.

Согласно письму Центральной акцизной таможни от 28.10.2016 года (л.д.26) в электронной базе данных Центральной Акцизной таможни отсутствует информация об изменении таможенной процедуры «Свободная таможенная зона» (78) на иную в отношении седельного тягача DAF XF 105.410. VIN - (номер обезличен).

Согласно заключению, утвержденному и.о. начальника ГУ МВД России по Нижегородской области 27.01.2017 года в соответствии с п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 признаны недействительными (аннулированы) регистрационные действия с транспортным средством DAF XF 105.410, 2006 г.в., vin (номер обезличен), государственный регистрационный знак (номер обезличен)

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела и.о. заместителя руководителя Калининградского следственного отдела на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ от 27.10.2017 года установлено, что сведения в ПТС № (номер обезличен) об уплате утилизационного сбора и снятии ограничений использования транспортного средства DAF XF 105.410, 2006 г.в., vin (номер обезличен), государственный регистрационный знак М470ХМ152 являются заведомо ложными.

Несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны влечет за собой обязанность по уплате таможенных платежей.

При вывозе с территории Особой экономической зоны в Калининградской области вышеуказанных транспортных средств, ранее помещенных под таможенную процедуру «свободной таможенной зоны», Шувалов С.Н. не завершил действие таможенной процедуры «свободной таможенной зоны» в отношении транспортного средства, переместив его на таможенную территорию РФ, в связи с чем, обязанность по уплате таможенных платежей в отношении данного товара, возложена на Шувалова С.И.

Шувалов С. Н. обязан уплатить все таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении указанного транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки в адрес Шувалова С.Н. было направлено требование о предоставлении сведений по факту приобретения и оплаты транспортного средства.

В ответном письме Шувалов С.Н. пояснил, что деньги по оплате транспортного средства он не передавал. Фактически за седельный тягач оплату произвел М. С.И. Регистрационные действия в ГИБДД производились на имя Шувалова С.Н. п просьбе М. С.И.

Шуваловым С.Н. в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, опровергающих доводы Нижегородской таможни.

Решением Нижегородской таможни от 13 февраля 2017 года седельный тягач DAF XF 105.410, 2006 г.в., vin (номер обезличен), заявленный по ДТ (номер обезличен) (товар № 1), владельцем которого являлся Шувалов С.Н. признан незаконно перемещенным с территории Свободной экономической зоны в Российскую Федерацию, принимая во внимание, что товар не имеет статуса товаров ЕАЭС (л.д.37-45).

Согласно акту таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 17.02.2017 года Шувалов С.Н. признан лицом, ответственным за уплату таможенных платежей в сумме 978230 рублей 98 копеек (л.д.54-55).

Требование об уплате таможенных платежей от 20.02.2017 № 297 направлено в адрес Шувалова С.Н. 21.02.2017. Указанное требование получено Шуваловым С.Н. 04.03.2017, о чём на карточке почтового уведомления имеется его собственноручная подпись (л.д.56-57).

Требование об уплате таможенных платежей от 20.02.2017 № 297 должно было быть исполнено в срок до 24.03.2017 г. В установленные законодательством сроки данное требование не исполнено.

Согласно представленному Нижегородской таможней расчету сумма пени составляет за период с 25.03.2014 года по 11.12.2017 года 403911 рублей 57 копеек.

Судом принимается во внимание, что указанный расчет административным ответчиком не опровергнут.

При таких обстоятельствах требования Нижегородской таможни о взыскании с Шувалова С.Н. задолженности и пени подлежат удовлетворению.

Разрешая требования Шувалова С.Н. о признании незаконным решения таможенного органа, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит доводы Шувалова С.Н. необоснованными, опровергающимися материалами дела.

Седельный тягач седельный тягач DAF XF 105.410, VPN (номер обезличен) был задекларирован Калининградскому акцизному таможенному посту Центральной акцизной таможни по ДТ (номер обезличен) с помещением под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» (ИМ - 78). При этом, таможенная пошлина и НДС были начислены условно без фактической уплаты декларантом, то есть данный товар является условно выпущенным.

В соответствии с частью 1 статьи 164 Федерального Закона от 27.11.2010 № 311, проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров допускается в течении сроков нахождения товаров под таможенным контролем.

Таким образом, часть 2 статьи 164 Федерального Закона, о трёхлетнем сроке проведения таможенного контроля после выпуска товаров, на которую ссылается административный истец в данном случае не применима, так как выпуск товара до настоящего времени не был осуществлён.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вынесенное Нижегородской таможней решение от 13.02.2017 года вынесено уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством и прав Шувалова С.Н. не нарушает, в связи с чем, административный иск Шувалова С.Н. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ и ст.333.19 НК РФ с Шувалова С.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Кстовского района в сумме 15110 рублей 72 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Нижегородской таможни удовлетворить.

Взыскать с Шувалова С. Н. в пользу Нижегородской таможни таможенные платежи в сумме 978230 рублей 98 копеек, пени 403911 рублей 57 копеек.

В удовлетворении встречного административного искового заявления Шувалову С. Н. к Нижегородской таможне о признании решения от 13 февраля 2017 года по результатам таможенной проверки недействительным отказать.

Взыскать с Шувалова С. Н. в доход местного бюджета госпошлину в размере 15110 рублей 72 копейки.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья А.Х.Водяницкая