Дело 2а-1600/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2016 г. РБ, г. Туймазы
Туймазинский межрайонный суд РБ в составе председательствующего судьи Асанова Р.Ф., с участием:
административного истца ФИО1,
административных ответчиков: государственного регистратора ФИО2, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в лице ФИО3; представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице ФИО4,
при секретаре Галеевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к административным ответчикам: государственному регистратору ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о признании действий (бездействий) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным иском к административным ответчикам: государственному регистратору ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о признании действий (бездействий) незаконными. В обоснование иска указав, что он обратился в МФЦ ДД.ММ.ГГГГ с целью регистрации ранее возникшего права собственности (1997 год) на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>. К заявлению были приложены необходимые документы, в том числе договор купли-продажи указанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ№, квитанция об оплате государственной пошлины.
Однако, в нарушение законодательных положений, в установленные сроки регистрация права произведена не была, в 10-дневный срок ответ не получен. В последующем, устно, по телефону, ФИО1 узнал о том, что регистрация права была приостановлена. Основанием приостановки регистрации послужило отсутствие кадастрового учета квартиры, а также необходимостью предоставить дополнительные документы.
Вместе с тем, в нарушение ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистратор не подготовил письменное уведомление в установленный срок и не направил его заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав.
В связи с изложенным, административный истец считает, что Управление Росреестра в установленный законом срок – ДД.ММ.ГГГГ не провела регистрацию прав на недвижимое имущество, более того, возложив на него обязанности по постановке квартиры на кадастровый учет, а также не предоставив соответствующей информации (уведомления) в установленные сроки.
На основании данных нарушений со стороны административных ответчиков, административный истец просит признать действие (бездействие) ответчиков по регистрации права собственности на недвижимость с нарушением сроков – незаконными; признать действие (бездействие) ответчиков по уведомлению о приостановлении регистрации права собственности на недвижимость с нарушением сроков – незаконными; признать бездействие ответчиков по не включению сведений по квартире в государственный кадастр недвижимости - незаконными; обязать ответчиков устранить все допущенные нарушения прав ФИО1, в том числе на регистрацию права собственности на <адрес>.
В последующем, - 14.03.2016г. в порядке ст.46 КАС РФ истец уточнил свои требования, которые тождественны требованиям, заявленным им первоначально.
Далее, 04.04.2016г. ФИО1 вновь уточнил свои требования, указывая, что ч.1 ст.33 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах.
Из справочной информации следует, что первично закон был опубликован в "Собрании законодательства РФ", ДД.ММ.ГГГГ, N 30, ст. 3594. Следовательно, закон вступил в законную силу не ранее 28.01.1998г.
Из материалов дела по регистрации прав на недвижимость по заявлению ФИО1 право на недвижимость у него возникло на основании договора купли-продажи № от 25.09.1997г. №. То есть до даты вступления в законную силу вышеуказанного закона.
Из п.1 ст.6 указанного закона следует, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При таких обстоятельствах дела, согласно доводам административного истца, нельзя признать законным приостановление о регистрации права и отказ в регистрации права на объект недвижимости: <адрес>.
В связи с изложенным, просил:
-признать действие (бездействие) ответчика по регистрации права собственности на недвижимость заявителя с нарушением сроков, установленных законом, незаконными;
-признать действие (бездействие) ответчика, по уведомлению приостановления регистрации права собственности на недвижимое имущество заявителя с нарушением сроков, установленных законом, незаконным;
-признать бездействие ответчика по невключению сведений в государственный кадастр недвижимости на <адрес>, право на которую возникло до вступления в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122-ФЗ, не законным;
-обязать ответчика устранить все допущенные нарушения прав истца, в том числе на регистрацию права собственности на <адрес>;
-признать уведомление от 14.09.2015г. № о приостановлении государственной регистрации по основаниям отсутствия сведений в Государственном кадастре недвижимости в отношении объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес><адрес> РБ, незаконным;
-признать уведомление от 14.09.2015г. № о приостановлении государственной регистрации по основаниям непредставления правоустанавливающих документов, устанавливающих право собственности ООО «Арка», а именно договор №2/1763 ДД.ММ.ГГГГ., в двух экземплярах, заявление продавца, а именно ООО «Арка», на государственную регистрацию права, а также переход права собственности на квартиру к покупателю ФИО1, учредительные документы ООО «Арка», документы, подтверждающие полномочия действовать от имени юридического лица, второйэкземпляр договора купли-продажи квартиры от 25.09.1997г. №, незаконным.
11.04.2016г. истец вновь уточнил свои требования, указывая, что 05.04.2016г. ознакомился с представленным административным ответчиком суду документом, в виде сообщения об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов №, в связи с чем, считает его необоснованным и незаконным, нарушающим его права на регистрацию права собственности на объект недвижимости.
Так регистратор, в обоснование отказа ссылается на недопустимость регистрации права, вследствие отсутствия учета заявленного объекта недвижимости в кадастре недвижимости, также на непредставление иных документов, подтверждающих возникновение права собственности продавца.
При этом доводы не основаны на законе, поскольку регистрация объекта недвижимости в кадастре недвижимости в силу закона возложена на административного ответчика.
Документы, подтверждающие право собственности на указанный объект недвижимости представлены ответчику. В частности постановление № от ДД.ММ.ГГГГг. МЭРа <адрес>, «О государственной регистрации коммерческого объекта: <адрес>».
В связи с чем, он дополнил требования от 04.04.2016г. новыми требованиями:
-признать отказ в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов № незаконным;
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РБ, в лице регистратора ИсламгуловойP.P. осуществить регистрацию права по делу правоустанавливающих документов №.
В судебном заседании административный истец – ФИО1 требования с учетом уточнений и дополнений поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением на регистрацию ранее возникшего права. В соответствии с требованиями все документы были представлены. Право собственности возникло в 1994 г. на основании постановления мэра г.Туймазы. В последующем справкой БТИ было подтверждено, что право собственности ООО Арка возникло, переход права был в 1997 г., до регистрации, стоимость квартиры оплачена. В соответствии со ст. 6 ранее возникшее право считается действительным. Имеется судебная практика. Суд признал достаточным постановление главы района. Указывают, что отсутствует кадастровый номер. В момент внесения заявления внесен номер, потом кто-то его перечеркнул. Документы поданы, в течение 10 дней ответа нет, т.е. 14 числа он должен был получить соответствующие документы, либо уведомление, либо отказ, либо о приостановлении. 15 сентября он приехал, регистратор ответила, что никакими сведениями не располагает, что, скорее всего, эти сведения получит не ранее 16, 17 сентября, представила телефон. 17 числа по телефону ему поясняют, что регистрация наверное будет приостановлена, потому что нет сведений о ГКН. В 10-дневный срок не проведены действия по регистрации, закон нарушен, его право нарушено. 14 сентября они вынесли уведомление о приостановлении, фактически уведомление вынесено лишь 18 числа, то есть сроки нарушены. Регистратор посчитал, что регистрацию необходимо приостановить, при этом он обязан был принять все меры, но он перекладывает эти обязанности на истца. Квартира зарегистрирована в 1994 г., постановление мэра существует, то есть право существует. Доводы, что техпаспорт отсутствует, несостоятельны.
Следовательно, налицо бездействие регистратора. Договор был представлен в двух экземплярах. Заявление продавца неуместно, хотя оно было представлено. Регистратор знал, что право зарегистрировано, если регистратор сомневается, то вправе приостановить. Регпалата имеет доступ к сведениям ИФНС, зачем нужно было заявление продавца. То, что не подтверждается право собственности ООО «Арка», оно ликвидировано в 2002 г., не может нарушать права правообладателя. В соответствии с внесенными сведениями в его паспорт он зарегистрирован по указанному адресу. Иных препятствий для регистрации, за исключением, того, что отсутствует ГКН, нет, но эти обязанности регистратор обязан исполнить самостоятельно. Само первоначальное право возникло до введения ГК РФ. Ранее возникшее право является юридически действительным. Иного никто не доказал.
Административный ответчик - государственный регистратора ФИО2, иск не признала, пояснила, что в силу п. 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с п.1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
По смыслу данной нормы процессуального права для признания решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
При этом исходя из положений статьи 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно на лицо, которое их обжалует.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 16 вышеприведенного Закона, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Основания для приостановления государственной регистрации прав закреплены в статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу части 1 которой государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Согласно доводам ответчика, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в РГАУ МФЦ с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>, о чем свидетельствует расписка в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 13 Закона о регистрации государственным регистратором была проведена правовая экспертиза представленных документов и согласно п. 1 ст. 19 Закона о регистрации было принято решение о приостановлении государственной регистрации.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было сообщено о приостановлении государственной регистрации права на срок по ДД.ММ.ГГГГ.
Из п.6 заявления ФИО1 о государственной регистрации следует, что уведомления о приостановлении государственной регистрации он изъявил желание получать лично, о чем свидетельствует его подпись. Однако ФИО1 уведомление не принимал. После неоднократных попыток вручения лично ФИО1 уведомления о приостановлении государственной регистрации права, данное уведомление было направлено ему почтой 18.09.2015г. и получено им 25.09.2015г., о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.
Поскольку срок приостановления государственной регистрации был установлен по ДД.ММ.ГГГГ, получение ФИО1 уведомления о приостановлении государственной регистрации права 25.09.2015г. его прав и законных интересов не нарушило. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 было достаточно времени для устранения причин приостановления государственной регистрации.
Также административный ответчик указал, что ФИО1 о возможных причинах приостановления регистрации был уведомлен уже при обращении в РГАУ МФЦ, о чем свидетельствует Перечень выявленных препятствий для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который заполняется сотрудником РГАУ МФЦ от 05.10.2015г., иобращение ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и 05.10.2015г. в РГАУ МФЦ с заявлениямио предоставлении дополнительных документов свидетельствует, что ФИО1 был надлежащем образом уведомлен о приостановлении государственной регистрации права и её основаниях.
В соответствии с подп. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что защите в судебном порядке подлежит только нарушенное право.
Таким образом, согласно доводам административного ответчика, нарушений срока государственной регистрации права в действиях регистратора не усматривается, также нет нарушения срока уведомления о приостановлении государственной регистрации права. Действия были осуществлены в пределах возложенных полномочий и в соответствии с Законом о регистрации.
По требованию ФИО1 о постановке на кадастровый учет квартиры ответчик пояснил следующее.
Согласно ч. 18 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре) сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 45 закона о кадастре в срок до 01.01.2013г. органы и организации по государственному техническому учету и инвентаризации, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости заверенные копии технических паспортов соответствующих объектов.
Таким образом, в рамках действующего законодательства государственный регистратор не осуществляет полномочий, связанных с кадастровым учетом и ведением государственного кадастра недвижимости.
Также в рамках проведения правовой экспертизы представленных документов (согласно п. 3 ст. 8 закона о регистрации) регистратором был направлен соответствующий запрос в ГУП БТИ от 14.09.2015г. Из поступившего ответа ГУП БТИ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ (вх. 27.11.2015г.) следует, что копия техпаспорта для внесения сведений в ГКН не передавалась ввиду отсутствия в архиве участка.
Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в лице представителя ФИО3, иск не признала, поддержала доводы ФИО2, просила обратить внимание суда, что истец при предъявлении иска указал на то, что кадастровый номер объекта указан неверно. При приеме документов специалист ошибся и неправильно указал номер. Однако, истец не представил сведений о ранее возникшем праве ООО «Арка», ФИО1 заявил свое право на основании договора купли-продажи, которое в БТИ не зарегистрировано. Поскольку регистрация приостановлена, постольку регистратором был сделан запрос в ИФНС, откуда получены сведения, что предприятие ликвидировано. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и РБ «регпалата» не существовала. О возврате госпошлины пояснила, что при отказе она не возвращается, только в случае признания отказа незаконным. Отказ незаконным на сегодняшний день не признан, то есть госпошлина возврату не подлежит. Госпошлина подлежит оплате в полном объеме. Отказ вынесен законно, все требования соблюдены, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Административный ответчик - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице представителя ФИО4, иск не признала, пояснив, что филиал осуществляет полномочия по ведению учета государственной кадастровой недвижимости, т.е. является учетным органом. В ГКН имеются сведения только на многоквартирный жилой дом по адресу <адрес>, но на спорную квартирукадастровый учет отсутствует. Ранее учтенным объектам, права на которые были зарегистрированы, присвоены условные номера. Объект <адрес> не считается ранее учтенным, сведения о нем отсутствуют.До ДД.ММ.ГГГГ органы, осуществляющие государственный технический учет, должны были передать в органы кадастрового учета перечни и копии технических паспортов. Заявленный объект не был передан, потому отсутствует. Права истца не нарушены, так как он мог в любое время обратиться в адрес кадастровой палаты, запросить или в надлежащем порядке обратиться о постановке объекта на кадастровый учет.
Заинтересованное лицо – представитель ГУП БТИ РБ, в лице ФИО6 Октябрьского филиала, будучи надлежащим образом извещенным, на судебное заседание не явился, ходатайств не заявил.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив и проверив материалы дела, приходим к следующему выводу.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МФЦ с целью регистрации права собственности (1997 год) на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>. К заявлению были приложены документы, в том числе договор купли-продажи указанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ№ в одном экземпляре, постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№; справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ№, квитанция об оплате государственной пошлины (л.д. 105-107).
14.09.2015г. государственным регистратором И.Р.РБ. принято Уведомление о приостановлении государственной регистрации права спорного объекта недвижимости, в связи с не предоставлением: правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности ООО «АРКА», а именно договора № от 25.05.1994г. в 2 экземплярах; заявления продавца, а именно ООО «Арка», на государственную регистрацию права, а также переход права собственности на квартиру к покупателю ФИО1; учредительные документы ООО «Арка», документы, подтверждающие полномочия действовать от имени юридического лица; второйэкземпляр договора купли-продажи квартиры от 25.09.1997г. №; а также необходимостью поставить объект на кадастровый учет в ГКН (л.д. 114, 115).
Данное уведомление направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8,9).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращается в Росреестр (через МФЦ) с заявлением о предоставлении дополнительных документов для государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: заявление на регистрацию сделки купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116-118).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращается с заявлением в Росреестр (через МФЦ) о предоставлении дополнительных документов для государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ; Устав от ДД.ММ.ГГГГ;Договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120-131).
В этот же день ФИО1 обращается в Росреестр (через МФЦ) с заявлением о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№ на срок до ДД.ММ.ГГГГ с указанием причины: судебные разбирательства (л.д. 132, 133).
ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор на основании заявления ФИО1 принимает решение о приостановлении государственной регистрации права по делу правоустанавливающих документов № на срок по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 134).
Согласно постановлению МЭРа от ДД.ММ.ГГГГ№ права на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес> переданы МП «Арка», с возложением на жилищный отдел выдать свидетельство о государственной регистрации коммерческого объекта (л.д. 112).
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между СУ № АО «Стронег» и МП «Арка» заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 130). Право собственности продавца на квартиру зарегистрировано в БТИ, что подтверждается регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 Договора, л.д. 130).
Как следует из справки №, выданной ГУП БТИ (Туймазинский территориальный участок Октябрьского филиала), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на объект недвижимости: <адрес>, РБ, <адрес>, зарегистрировано право собственности ДД.ММ.ГГГГ за субъектом права - МП «Арка», согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108).
Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, МП «Арка» перерегистрировано в ООО «Арка» (л.д. 111).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Арка» и ФИО1 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: РБ, <адрес> (л.д. 128-129).
Этим же днем – ДД.ММ.ГГГГ, директор ООО «Арка» составляет письменное заявление в регистрационную палату о регистрации договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Арка» и ФИО1
Как следует из выписки ЕГРЮЛ (л.д. 126, обратная сторона) ДД.ММ.ГГГГ деятельность ООО «Арка» прекращена.
ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор ФИО2 обращается в БТИ с запросом о том, передавались копии технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>, а также предоставить копию технического паспорта на указанную квартиру (л.д. 135).
Начальник БТИ (Туймазинский территориальный участок) ФИО в ответе на письменный запрос государственного регистратора указала, что копия технического паспорта для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>, не передавалась в виду отсутствия в архиве участка. На основании вышеизложенного выдать копию технического паспорта на данную квартиру не представляется возможным (л.д. 136).
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 принято решение об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов №, поскольку не представлены на регистрацию документы, подтверждающие ранее возникшее право собственности продавца на отчуждаемый объект недвижимости, а также в виду отсутствия сведений о вышеуказанном объекте в государственном кадастре недвижимости (л.д. 137, 138).
Как следует из содержания ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В связи с чем, следуя законодательной конструкции указанной нормы, для признания решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
При этом, в соответствии с ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административный истец должен доказать, в том числе, нарушены ли его права, свободы и законные интересы.
В свою очередь, административный ответчик должен доказать соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
При этом, ч. 3 ст. 13 названного Закона гласит, что государственная регистрация права проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 16 вышеприведенного Закона, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в соответствии с ГК РФ.
Необходимо отметить, что ст. 16 названного Закона содержит исчерпывающий перечень случаев, когда регистрация права возможна без заявления правообладателя. Тогда как по настоящему делу указанные случаи не усматриваются.
Следовательно, указание в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором на предоставление заявления правообладателя, соответствовало требованиям ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ, и его обязанности, установленной ст. 19 названного Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 17Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Ст. 131 ГК РФ регламентирует - право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В свою очередь, ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" гласит, что впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
На основании Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 136 государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
Согласно Инструкции "О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации", утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 380, правовая регистрация жилищного фонда производилась с целью установления права собственности на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях. При этом, функции по регистрации права собственности на жилые помещения были возложены на Бюро технической инвентаризации (БТИ) исполкомов местных советов народных депутатов.
В свете изложенного, право собственности МП «Арка» зарегистрировано в БТИ, что подтверждается справкой №, выданной ГУП БТИ (Туймазинский территориальный участок Октябрьского филиала) (л.д. 108).
Право собственности (переход права собственности) по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Арка» в органах БТИ не зарегистрировано, следовательно, на день подачи ФИО1 заявления о государственной регистрации права(ДД.ММ.ГГГГ), согласно ст. ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 131 ГК РФ, правообладателем квартиры является ООО (МП) «Арка».
Государственный регистратор обоснованно запросил документы, указанные в п.п. 1 – 5 Уведомления о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они согласуются с положениями п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, где государственная регистрация прав проводится на основании заявленияправообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
В свою очередь, п. 4 ст. 16 указанного Закона гласит, что при личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица либо нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 16 указанного Закона, во взаимосвязи с положениями ст. 13 названного Закона, государственный регистратор обязан провести правовую экспертизу документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Основаниями для приостановления государственной регистрации прав (статья 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») являются, в частности, при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
По смыслу ст. 16, во взаимосвязи с положениями ст. 17 и 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», к заявлению о государственной регистрации права прилагаются документы, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектовнедвижимого имущества на момент совершения сделки;акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом, согласно ст. 18 указанного Закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов в форме документов на бумажном носителе, выражающих содержание сделок, один из которых -подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Изложенные в п.п. 1-5 Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ документы не могут быть истребованы государственным регистратором в порядке межведомственного взаимодействия, и доказательств обратного, материалы дела не содержат. При этом, при выполнении профессиональных функций, государственный регистратор должен соблюдать процедуру регистрации, что следует из правового смысла ст. 3Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Также суд приходит к выводу об обоснованности п. 6 Уведомления, которым заявителю предлагается поставить объект недвижимого имущества – квартиру, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.
Так, согласно п. 1.2 ст. 20Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Сторонами не оспаривается, и подтверждено материалами дела, что спорный объект – квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес>, на кадастровый учет не поставлена.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости", решение о постановке на кадастровый учет принимает орган кадастрового учета (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата»), а значит, оснований возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РБ (Росреестр) включить сведения в государственный кадастр недвижимости, не имеется.
Более того, исходя из буквального толкования п. 5 ст. 4, п. 2 ст. 16, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановка на кадастровый учет носит заявительный характер.
В ст. 22 названного закона закреплено, что необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
Изложенное также подтверждается Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 529, в котором установлена форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (приложение №).
Доводы административного истца о том, что на кадастровый учет квартиру следует поставить в рамках межведомственного взаимодействия, опровергается вышеизложенным, а также положениями ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Так, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1 ст. 45).
Согласно ч. 18 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре) сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до ДД.ММ.ГГГГ органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (п. 3 ст. 45).
Однако, в соответствии с материалами регистрационного дела (л.д. 136), копия технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес> для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости не передавалась в виду отсутствия в архиве участка.
Более того, возможность межведомственного взаимодействия между ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» и БТИ, в соответствии с положениями ч. 7 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в отсутствие обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета, не предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что основания, по которым принято решение о приостановлении государственной регистрации права, являются законными и обоснованными, отвечающие положениям ст. 19 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Относительно сроков принятого решения государственным регистратором о приостановлении государственной регистрации права следует руководствоваться фактическими обстоятельствами дела: заявление ФИО1 о государственной регистрации права поступило ДД.ММ.ГГГГ, тогда как решение принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в срок, не превышающий десять рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В части уведомления о приостановлении государственной регистрации права заявителя с нарушением сроков следует руководствоваться следующим.
Так, согласно п. 3 ст. 19 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ст. 19 названного Закона, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.
В соответствии с заявлением о государственной регистрации права (л.д. 107), ФИО1 указал, что способ получения документов (в том числе уведомления о приостановлении государственной регистрации, сообщения об отказе в государственной регистрации) – лично.
В свою очередь, материалы дела не содержат достоверных и неопровержимых доказательств того, что именно по вине административного ответчика заявитель не смог получить соответствующее уведомление о приостановлении регистрации права лично.
Действительно, Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ направлено по почте ФИО1 только ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в соответствии с подп. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений. Изложенное свидетельствует, что защите в судебном порядке подлежит только нарушенное право.
Уведомление,направленное ФИО1 о приостановлении государственной регистрации на 4-ый день, не нарушило законных прав ФИО1, поскольку ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения срока приостановки регистрации права (ДД.ММ.ГГГГ), заявитель сам обратился с заявлением и приостановки регистрации права на срок 3 месяца, а также ранее - ДД.ММ.ГГГГ, обратился с заявлением о предоставлении дополнительных документов, необходимых для регистрации права.
В части уточненных исковых требований административного истца, касающихся признания отказа в государственной регистрации права на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 19Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
К тому же, как было отмечено ранее, в соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона, не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, требование административного истца о признании отказа в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов № является необоснованным.
В свете изложенного, также отсутствуют правовые основания возложения обязанности на административных ответчиков по регистрации права собственности (регистрации права по делу правоустанавливающих документов №) на <адрес>.
Констатируя фактические обстоятельства дела и давая им правовую оценку, руководствуясь ст. 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В административном иске ФИО1 к административным ответчикам: государственному регистратору ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о признании действий (бездействий) незаконными, а именно:
- признания действия (бездействия) ответчиков по регистрации права собственности на недвижимость Заявителя с нарушением сроков, установленных законом;
- признания действия (бездействия) ответчиков по уведомлению о приостановлении регистрации права собственности на недвижимость Заявителя с нарушением сроков, установленных законом;
- признания бездействия ответчиков по не включению сведений в государственный кадастр недвижимости на <адрес>, право на которое возникло до вступления в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ;
- признания уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении государственной регистрации по основаниям отсутствия сведений в Государственном кадастре недвижимости в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> РБ;
- признания уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении государственной регистрации по основаниям не предоставления правоустанавливающих документов, устанавливающих право собственности ООО «Арка», а именно договора № от ДД.ММ.ГГГГ, в двух экземплярах; заявление продавца, а именно: ООО «Арка» на государственную регистрацию права, а также переход права собственности на квартиру к покупателю ФИО1, учредительные документы ООО «Арка», документы, подтверждающие полномочия действовать от имени юридического лица, второй экземпляр договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ№;
- признания отказа в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов №,
- незаконными,
а также обязании ответчиков устранить все допущенные нарушения прав ФИО1, в том числе на регистрацию права собственности на <адрес> РБ, а также обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РБ, в лице регистратора ФИО2 осуществить регистрацию права по делу правоустанавливающих документов №, -
отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Туймазинский межрайонный суд РБ.
Судья: Р.Ф. Асанов