ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1600/2016 от 19.05.2016 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1600/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2016 года г. Красный Сулин, Роствоской области

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Галагановой О.В.,

при секретаре Безугловой У.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Будон ФИО7 к Администрации Красносулинского района Ростовской области, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестр» по Ростовской области, заинтересованному лицу ПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала об оспаривании постановления Администрации Красносулинского района № <данные изъяты> от 25.04.2012, действий ФГБУ «ФКП Росреестр» по Ростовской области по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования земель и обязании исключить сведения о них в отношении земельного участка административного истца, суд,

У С Т А Н О В И Л:

Будон ФИО8 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление Администрации Красносулинского района «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» г. Ростов-на-Дону - г. Богучар» (от ДД.ММ.ГГГГ). А также признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования земель 61.18.2.2., устанавливающая особые условия использования территории - охранную зону газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов). Режим использования установлен статьями 3,14-16 правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20.11.2000 г. №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» и охранная зоны на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» г. Ростов-на-Дону-г. Богучар» и обязать исключить сведения о них в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> от <адрес>, кадастровый .

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что Красносулинским районным судом Ростовской области рассматривается гражданского дело по ее иску к ПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала о переносе волоконно-оптической линии связи с территории земельного участка сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования с <данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела был представлен кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по территории вышеуказанного земельного участка, принадлежащего истцу, проходит зона особого режима использования земель 61.18.2.2., устанавливающая особые условия использования территории - охранную зону газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов). Режим использования установлен статьями 3,14-16 правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

В то же время, 13.12.2012 года истец, на основании договора купли-продажи, приобрела право собственности на праве общей долевой собственности на указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты> от 24.01.2013 года.

Согласно свидетельству о регистрации права как на момент приобретения, так и в настоящее время, никаких ограничений (обременений) права на земельный участок не зарегистрировано. Корреспондирующие изменения в ЕГРП относительно ограничения использования и наличия охранной зоны на земельном участке истца не вносились. Истец узнал о внесенных в государственный земельный кадастр изменениях в процессе судебного разбирательства 14.04.2016 года.

Более того, по территории участка не проходит каких-либо газораспределительных сетей, по территории участка проходит волоконно- оптическая линия связи, которая не относиться к системам газоснабжения.

Согласно листу 4 представленного кадастрового паспорта земельного участка указано, что основанием для внесения ограничения прав на земельный участок явилось постановление Администрации Красносулинского района «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес>» (от 25.04.2012 г. ), что также свидетельствует о незаконности внесения ограничения - охранной зоны газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов).

Административный истец, как собственник участка и предыдущие собственники, не давали согласия на прокладку указанной ВОЛП и внесение каких-либо обременений земли, а соответственно постановление Администрации Красносулинского района от 25.04.2012 г. вынесено незаконно.

Поскольку собственник земельного участка, в отношении которого устанавливается ограничение, всегда относится к числу лиц, чьи права этим затрагиваются, то не извещение его о внесении ограничения должно было повлечь отказ во внесении в государственный земельный кадастр сведений об ограничении - охранной зоны газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов) и установления зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес>».

Административный истец указывает, что является заинтересованным правообладателем, подразумеваемым в статье 19 Закона о земельном кадастре. Факт внесения ограничения без ее согласия очевиден и не может быть опровергнут. У кадастровой палаты не имелось оснований полагать, что внесение в государственный земельный кадастр изменений, связанных с ограничением, не затрагивает интересов собственника этого участка и может быть произведено без его уведомления. Кроме того, указанные действия привели к противоречию между зарегистрированными в ЕГРП правами и данными земельного кадастра. Объектом права собственности является конкретный земельный участок, прошедший кадастровый учет, поэтому права административного истца были нарушены именно кадастровой палатой, изменившей характеристики принадлежащего ей участка.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Будон Е.С., извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца по доверенности Волосатов Д.В. поддержал требования административного иска, по основаниям, изложенным в нем, просил его удовлетворить.

Представитель Администрации Красносулинского района Ростовской области Дворник С.А. административный иск не признала, представила письменный отзыв. Пояснила, что оспариваемое постановление принято администрацией Красносулинского района, являющейся органом местного самоуправления в рамках, предоставленных п. 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ полномочий и в соответствии с требованиями Правил охраны линий и сооружений связи РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 . Административным истцом не представлены доказательства того, как нарушаются ее права оспариваемым постановлением. Кроме того, обратила внимание суда на то, что Будон Е.С. пропустила срока обращения с административным иском в суд, т.к. приобретая в собственность 1/2 долю в праве общей долевой собственности земельного участка не могла не знать о внесенных ограничениях использования земельного участка.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области, ходатайство которого об отложении рассмотрения дела оставлено без удовлетворения, а также в отсутствие заинтересованного лица ПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав участников административного дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» под линейно-кабельным сооружением связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Под волоконно-оптической линией передачи (ВОЛП) понимается совокупность линейных трактов волоконно-оптических систем передачи, имеющих общий оптический кабель, линейные сооружения и устройства их обслуживания (СО 153-34.48.519-2002. Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4 - 35 кВ", утв. Минэнерго России 27.12.2002, Минсвязи России 24.04.2003).

В силу ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) могут устанавливаться такие ограничения прав на землю, как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

В соответствии с п.4 Правил охраны линий и сооружений связи РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ 09.06.1995 № 578 установлено, что на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования.

Частью 5 ст.56 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату приобретения истцом земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>) предусмотрено сохранение ограничений прав на землю при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

В силу ч. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Основанием для принятия оспариваемого постановления послужило обращение ОАО «<данные изъяты>», являющегося собственником линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической линии передачи» «ВОЛП «г. Ростов-на-Дону - г. Богучар». Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2010 года <данные изъяты>.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление принято администрацией Красносулинского района в рамках, предоставленных п. 3 ст. 56 ЗК РФ полномочий и в соответствии с требованиями выше указанных правовых актов, до приобретения права собственности истцом на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с <данные изъяты>

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. (далее - Закона о кадастре) государственный кадастровый учет носит заявительный характер.

Постановка на кадастровый учет, снятие с кадастрового учета, изменение уникальных характеристик объекта недвижимости возможно только на основании обращения заявителя в установленном законом порядке в орган кадастрового учета, согласно ст. 20 Закона о кадастре и представления заявителем необходимых в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре для осуществления такого учета документов.

Согласно п. 6.1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 03.06.2011г. «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий

В соответствии с изданным постановлением администрации Красносулинского района от 25.04.2012г. по заявлению собственника волоконно-оптической линии передачи в кадастровый паспорт земельного участка с КН <данные изъяты> внесена запись: « Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса РФ. Зона особого режима использования земель. 61.18.2.2. Постановление Администрации Красносулинского района «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи» ВОЛП» г. Ростов-на-Дону г. Богучар» (от 25.04.2012г. ).(л.д.17)

Данное ограничение использования земельного участка распространяется на площадь 935 кв.м.

Таким образом, доводы административного истца о незаконности внесения ограничения - охранной зоны газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов) на основании оспариваемого постановления администрации Красносулинского района от 25.04.2012 , несостоятельны, т.к. не соответствуют действительности.

Нельзя согласиться с административным истцом и о том, что ни она, ни другие собственники не давали согласия на прокладку указанной ВОЛП и внесение каких-либо обременений земли, поскольку данные ограничения использования земельного участка внесены до того, как административный истец стала собственником 1/2 доли указанного земельного участка.

На листе 3кадастрового паспорта земельного участка внесена запись «Об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса РФ. Отнесен к зонам с особыми условиями использования территорий – охранным зонам газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов). Режим использования установлен статьями 3,14-16 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

Основанием для внесения данной записи указано Свидетельство о государственной регистрации права от 06.02.2014г. . (л.д.16).

Указанное ограничение земельного участка распространяется на площадь 697 кв.м.

«Охранная зона газораспределительной сети" - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения (п.«е»ч.3Правил охраны газораспределительных сетей).

В соответствии со ст.14 Правил охраны газораспределительных сетей на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:

а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;

б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

ж) разводить огонь и размещать источники огня;

з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Согласно ст.17 указанных Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.

Судом установлено, что внесение записи в кадастровый паспорт земельного участка об ограничении использования земельного участка с КН <данные изъяты>, в связи с установлением охранной зоны газораспределительной сети, не имеет никакого отношения к оспариваемому постановлению администрации Красносулинского района от 25.04.2012 .

В кадастровом паспорте земельного участка зарегистрированы ограничения использования земельного участка административным истцом, а не ограничения права административного истца на распоряжение принадлежащим ей земельным участком. Поэтому нет никакого противоречия между зарегистрированными в ЕГРП правами административного истца и данными земельного кадастра.

Ссылка административного истца на ст.19 ФЗ О государственном кадастре недвижимости несостоятельна, т.к. она утратила силу с 01.03.2010г. и определяла порядок уплаты госпошлины за осуществление кадастрового учета.

Статья 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" определяла порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, но данный нормативный акт утратил силу, в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения и действий незаконными, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения, действия и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Между тем, в данном случае таких обстоятельств не установлено.

Оспариваемым постановлением и оспариваемыми действиями по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, права административного истца не нарушены.

Заслуживает внимание мнение представителя администрации Красносулинского района о том, что Будон Е.С. пропустила трехмесячный срок обращения с данным административным иском, поскольку могла и должна была знать об установлении охранной зоны по земельному участку еще при совершении сделки по покупке земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Данное обстоятельство подтверждается тем, что характеристики земельного участка как объекта отражены именно в кадастровом паспорте земельного участка. Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической линии передачи (ВОЛП) «г. Ростов-на-Дону - г. Богучар», проходящее по земельному участку истца введено в эксплуатации 10.12.2009 года, поэтому при покупке земельного участка административный истец не могла не знать о проходящем по участку линейном объекте, в отношении которого законодательство требует устанавливать охранную зону.

Суд считает, что доводы административного истца о том, что она узнала об установленных ограничениях использования земельного участка только при рассмотрении гражданского дела в суде 14.04.2016г., несостоятельны.

руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Будон ФИО9 к Администрации Красносулинского района Ростовской области, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестр» по Ростовской области, заинтересованному лицу ПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала об оспаривании постановления Администрации Красносулинского района от 25.04.2012, действий ФГБУ «ФКП Росреестр» по Ростовской области по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования земель 61.18.2.2., устанавливающей особые условия использования территории - охранную зону газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов) и охранной зоны на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» г. Ростов-на-Дону - г. Богучар», и обязании исключить сведения о них в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес> от <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 23.05.2016г.

Судья О.В. Галаганова