ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1600/22 от 11.08.2022 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело №2а-1600/22

УИД: 37RS0005-01-2022-001616-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Трубецкой Г.В.,

при секретаре Румянцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Администрации Богданихского сельского поселения о признании отказа недействительным, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать недействительным отказ в выдаче разрешения на использование земель без их предоставления: письмо Администрации Ивановского муниципального района за № 3588-03 от 26 мая 2022 года; отказ администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района (письмо от 25.03.2022 №195);

Возложить на Администрацию Ивановского муниципального района обязанность выдать ФИО1, разрешение на использование испрашиваемых земельных участков (земельного участка и земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, расположенного между кадастровыми кварталами ) без предоставления участков и установления сервитутов в целях размещения подъездной дороги.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>Б. Рядом с принадлежащим истцу земельным участком Администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области сформированы и предоставлены третьим лицам участки, которые заблокировали истцу подъездные пути и пути прохода к участку.

Определением Ивановского районного суда от 18 марта 2021 года по делу № 2-56/2021, утверждено мировое соглашение, согласно пункту 2 которого, ФИО1 предоставлено право бессрочного пользования (бесплатно) в отношении части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно п.3 данного определения, ФИО1 предоставлено право бессрочного пользования (бесплатно) в отношении части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО2, расположенного <адрес>

После утверждения мирового соглашения и разработки кадастровыми инженерами ООО «Первая координата» схемы проезда к земельному участку 37:05:030561:30, истец обратился к Администрации Богданихского сельского поселения с просьбой согласовать схему границ подъездной дороги к своему земельному участку с кадастровым номером для дальнейшего получения в Администрации Ивановского муниципального района разрешения на использование земель без предоставления земли и установления согласно Постановлению Правительства Ивановской области от 17.06.2015 № 277-П.

26 мая 2022 года истец получил письмо от Администрации Ивановского муниципального района за № 3588-03, которым отказано в выдаче разрешения на основании подпункта «а» пункта 12 Порядка, (утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 17.06.2015 года №277-п «Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов») и административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута», утвержденного постановлением Администраций Ивановского муниципального района от 04.07.2016 года №526.

Отказ мотивирован тем, что поскольку в представленном к обращению пакете документов имеется отказ органа местного самоуправления муниципального образования Ивановской области, на территории которого планируется размещение объекта, а именно отказ администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района (письмо от 25.03.2022 №195), в котором указывается, что испрашиваемый земельный участок, указанный на представленной схеме границ, в соответствии с Правилами благоустройства территории Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденными решением Совета Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 13.12.2021 №61, является придомовой территорией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и при ограничении использования придомовой территории многоквартирного дома будут нарушены права неограниченного круга лиц.

Административный истец считает отказ незаконным ввиду того, что согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, при подготовке специалистами схемы границ земель, предлагаемых к использованию, были запрошены сведения из ЕГРН на кадастровые кварталы (списки прилагаются) с целью получения сведений о местоположении границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет и внесенных в ЕГРП. Затем, путем выхода на местность были определены проектные границы территории, на которой планируется размещение подъездной дороги, с учетом границ земельных участков, внесенных в ЕГРН. На местности в границах земель, отображенных на схеме границ, отсутствовали какие-либо ограждения земельных участков, а также объекты капитального строительства и инженерные коммуникации. В кадастровом плане территории в границах, указанных на схеме границ, какие- либо земельные участки или объекты капитального строительства отсутствовали. Таким образом, специалистами было установлено, что вся территория, которую планируется использовать для размещения подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером относится к землям, находящимся в государственной неразграниченной собственности, распоряжается которыми администрация Ивановского муниципального района. За исключением двух земельных участков, по которым оформлены шиповым соглашением сервитуты: ЗУ с кадастровым номером ЗУ с кадастровым номером

Информация, указанная в оспариваемом письме администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района от 25.03.2022 №195 о том, что испрашиваемый земельный участок является придомовой территорией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, является недостоверной, так как границы земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен указанный многоквартирный дом, установлены и внесены в ЕГРН. Границы данного земельного - участка были указаны на приложенной к заявлению схеме, а проектные границы земель, предполагаемых к использованию, не пересекали границы каких-либо земельных участков. Таким образом, при выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности, в границах, указанных на подготовленной схеме границ, права неограниченного круга лиц, а тем более собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, нарушаться не могут.

В отношении земельных участков, предполагаемых к использованию - земельный участок и земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности, расположенный между кадастровыми кварталами 37:05:030560 и 37:05:030561, не установлены какие-либо ограничения и не внесены в ЕГРН.

С учетом изложенного, ссылаясь в качестве правового обоснования своих требований на положения ст. 7,39.33, 39.36, 85 ЗК РФ, ст. ст. 218, 227 КАС РФ, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Административный истец ФИО1, извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ, что подтверждается документами, имеющимися в нем, для участия в судебном заседании не явилась, доверила представление своих интересов адвокату Хабазовой М.Ю.

Представитель административного истца ФИО1 – адвокат Хабазова М.Ю., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности и предоставившая ордер, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района – ФИО3, действующий на основании надлежавшим образом оформленных доверенностей и предоставивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, суть которых сводится к тому, что порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 17.06.2015 N 277-п.

Размещение объектов, включенных в Перечень (постановление Правительства Российской Федерации от 03,12.2014 N 1300), осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов основания для отказа изложены в п. 12). Пункт 12 перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 содержит проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 04.07.2016 N 526 утвержден административный регламент муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", пп. А п 2.10, пп. в п. 2.6 которого предусмотрено в качестве основания для отказа в выдаче разрешения отсутствие согласие на использование земель органа местного самоуправления муниципального образования Ивановской области, на территории которого планируется размещение объекта, в соответствии с утвержденными правилами благоустройства. Оспариваемым решением Администрации Ивановского муниципального района истцу было отказано выдаче разрешения, поскольку к заявлению не приложено согласие администрации Богданихского сельского поселения. Следовательно, отказ в выдаче разрешения на использования земельного участка основан соответствует нормам закона и не может быть признан незаконным, прав истца не нарушает.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАСРФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 26.09.2019 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что следует из выписки из ЕГРН.

Определением Ивановского районного суда Ивановской области от 18.03.2021, вступившим в законную силу 09.04.2021, утверждено заключенное между сторонами мировое соглашение по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФИО2 об установлении сервитута.

Согласно вышеназванного определения ФИО2 предоставил ФИО1 для обеспечения прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, право бессрочного пользования (сервитут) частью земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , ФИО2 на праве собственности, площадью 63 кв.м., включая запрет на совершение действий по препятствованию пользования путем установки ограждений, шлагбаумов и других сооружений, не позволяющих беспрепятственно проходить, проезжать к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес><адрес> б;

Стороны договорились, что вышеуказанный сервитут на земельный участок с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером установлен бесплатно.

После утверждения мирового соглашения и разработки кадастровыми инженерами ООО «Первая координата» схемы проезда к земельному участку , истец обратился к Администрации Богданихского сельского поселения с просьбой согласовать схему границ подъездной дороги к своему земельному участку с кадастровым номером 37:05:030561:30 для дальнейшего получения в Администрации Ивановского муниципального района разрешения на использование земель без предоставления земли и установления согласно Постановлению Правительства Ивановской области от 17.06.2015 № 277-П.

Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 17.06.2015 №277-п.

Размещение объектов, включенных в Перечень (постановление Правительства Российской Федерации от 03.1.2014 №1300) осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов основания для отказа изложены в п. 12.

Пункт 12 перечня, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 содержит проезды. В том числе вдоль трассовые, и подъездные дороги для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 04.07.2016 №526утвержден административный регламент муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута» пп.А п. 2.10, пп в п. 2.6 которого предусмотрено в качестве основания для отказа в выдаче разрешения отсутствие согласие на использование земель органа местного самоуправления муниципального образования Ивановской области, на территории которого планируется размещение объекта, в соответствии с утвержденными правилами благоустройства.

Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №11-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что полномочия органов местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчинённость органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Пп.19 ч.1 ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.

26.05.2022 в адрес ФИО1 Администрацией Ивановского муниципального района подготовлено письмо № 3588-03, из которого следует, что в представленном к обращению пакете документов имеется отказ органа местного самоуправления муниципального образования Ивановской области, на территории которого планируется размещение объекта, а именно отказ администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района (письмо от 25.03.2022 №195), в котором указывается, что испрашиваемый земельный участок, указанный на представленной схеме границ, в соответствии с Правилами благоустройства территории Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденными решением Совета Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 13.12.2021 №61, является придомовой территорией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ивановская область. Ивановский район, д, Дерябиха, д. 51, и при ограничении использования придомовой территории многоквартирного дома будут нарушены права неограниченного круга лиц.

Письмом главы Богданихского сельского поселения № 195 от 25 марта 2022 года ФИО1 отказано в согласовании схемы границ подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу <адрес>. поскольку земельный участок, указанный на предоставленной схеме границ в соответствии с Правилами благоустройства территории Богданихкого сельского поселения Ивановского муниципального района <адрес>, утвержденного решением Совета Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области 3 61 т 13 декабря 2021 года является придомовой территорией многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>. При ограничении использования придомовой территории многоквартирного дома будут нарушены права неограниченного круга лиц

В соответствии с Правилами благоустройства территории Богданихкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области придомовая территория – это территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, строение) и связанные с ним хозяйственные и техническое сооружения. Придомовая территория жилых домов (зданий, строений) включает в себя территорию под жилым домом (зданием, строением), проезды и тротуары, озелененные территории, игровые площадки для детей, площадки для отдыха, спортивные площадки, площадки для хозяйственных целей, площадки оборудованные для сбора твёрдых коммунальных отходов, другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения).

Исходя из схемы границ земельного участка сформированного под подъездную дорогу, испрашиваемый участок не располагается на придомовой территории, что также подтверждается выпиской из ПЗЗ Богданихского сельского поселения.

При таких обстоятельствах суд полагает, что отказ администрации Богданихского поселения в согласовании схемы является недействительным

Руководствуясь положениями п. ч.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ и п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 10 и 12 Конституции РФ, суд приходит к выводу, что в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, он не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию органов местного самоуправления с возложением на них обязанности выдать ФИО1 разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута в целях размещения подъездной дороги.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Администрации Богданихского сельского поселения о признании отказа недействительным, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.

Признать недействительным отказ администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района, от 25 марта 2022 года № 195, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Трубецкая

Решение суда в окончательной форме принято 18 августа 2022 года