Дело № 2а-1601/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09.12.2021 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,
при секретаре Бондаренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Косач Р.А. к администрации Надеждинского муниципального района о признании незаконным решения и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Косач Р.А. обратился в суд с административным иском к администрации Надеждинского муниципального района с требованиями о признании незаконным отказа администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ................................... в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятый по результатам рассмотрения заявления Косач Р.А. и о возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Косач Р.А. от ................, вх.................... о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 582 кв.м., расположенного в ..............
Истец в иске указал, что ................ Косач Р.А. направил в администрацию Надеждинского муниципального района заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под частью жилого дома, расположенного по адресу: ............... ................ Косач Р.А. получен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка от .................................... Причиной к отказу в предварительном согласовании послужило частичное нахождение испрашиваемого земельного участка в береговой полосе, и в охранной зоне инженерной инфраструктуры (существующий водопровод), при этом наименование водного объекта не указано. Начальник управления имущественных и земельных отношений администрации Надеждинского муниципального района Зиновьева Т.А. сослалась на генеральный план территории Надеждинского сельского поселения и указала, что в береговой полосе находится 141 кв.м. испрашиваемого земельного участка, а в охранной зоне инженерной инфраструктуры 7 кв.м. С данным ответом административный ответчик не согласен, поскольку он не основан на законе, факт расположения испрашиваемого земельного участка в береговой полосе и охранной зоне инженерной инфраструктуры ничем не подтвержден, кроме того, нахождение участка в охранной зоне не исключает его из оборота и не препятствует передаче в собственность. В случае установления границ береговой полосы водного объекта, сведения о ней в обязательном порядке вносятся в ЕГРН и береговая полоса (береговая линия) считается установленной только с момента внесения сведений о ней в ЕГРН. По сведениям ЕГРН, размещенной на публичной кадастровой карте, зона с реестровым номером ................... является территориальной зоной зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов), имеет обозначение Р 1, вид: зона рекреационного значения, учётный номер – .................... Указанная территориальная зона (Р 1) учтена кадастровым инженером при разработке схемы испрашиваемого земельного участка и отображена на схеме. При этом граница земельного участка, формируемого под домом Косач Р.А. указанную зону не пересекает. Береговых полос, береговых линий, границ водного объекта, зон с особыми условиями использования на территории испрашиваемого земельного участка не выявлено, они не внесены в ЕГРН, а значит, не установлены. Замечание о нахождении земельного участка в охранной зоне инженерных сетей, так же не соответствует действительности. Все существующие виды охранных зон (зон с особыми условиями использования территории) перечислены в ст. 105 ЗК РФ, и такого вида охранной зоны, как охранная зона инженерной инфраструктуры, не существует. В ЕГРН отсутствуют сведения об охранной зоне инженерных сетей в месте испрашиваемого Косач Р.А. земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Тычкиевская И.Ю. на иске настояла, суду показала, что администрация неправомерно отказала в предоставлении истцу земельного участка, в отказе сослалась на нормы законодательства, не применимые к данным правоотношениям. Истец представил все необходимые документы согласно перечню, административным ответчиком незаконно были созданы препятствия в предоставлении участка. Согласно сведениям ЕГРН, здание по адресу: .............., является жилым домом, общей площадью 98,1 кв.м., ................ года постройки, кадастровый .................... В состав жилого дома включены три жилых помещения, так же, из состава жилого дома образована часть жилого дома с кадастровым номером .................... Все жилые помещения находятся в собственности и в собственности находятся их земельные участки, прилегающие к частям жилого дома, за исключением административного истца, которому одному отказано в оформлении прав на землю.
Управление Росреестра сообщило, что в границах испрашиваемого Косач Р.А. земельного участка не имеется зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления, береговых линий.
В обжалуемом отказе административный ответчик ссылается на нахождение испрашиваемого земельного участка в границах береговой полосы, подтверждая свои доводы распечаткой из генерального плана. Между тем, генеральные планы, сведения из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) к документам, устанавливающим береговую полосу (береговую линию) не относятся.
Представитель административного ответчика по делу администрации Надеждинского муниципального района Кобзарь Е.Ю. суду пояснила, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, т.к. земельный участок находится в охранной зоне. Отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края является законным и обоснованным.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Так, судом установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРН, административный истец Косач Р.А. является собственником здания - части жилого дома, расположенного в .............., кадастровый ..................., запись регистрации от ..................................., на основании договора купли-продажи от .................
................ Косач Р.А. обратился в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под частью жилого дома, расположенного по адресу: ...............
................ Косач Р.А. получен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ....................................
Причиной к отказу в предварительном согласовании послужило частичное нахождение испрашиваемого земельного участка в береговой полосе, и в охранной зоне инженерной инфраструктуры (существующий водопровод), согласно генеральному плану территории Надеждинского сельского поселения в береговой полосе находится 141 кв.м. испрашиваемого земельного участка, а в охранной зоне инженерной инфраструктуры 7 кв.м.
В соответствии с ответом Управления Росреестра ПК от ................ по запросу суда установлено, что в границах испрашиваемого Косач Р.А. земельного участка не имеется зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления, береговых линий.
В обжалуемом отказе административный ответчик ссылается на нахождение испрашиваемого земельного участка в границах береговой полосы, подтверждая свои доводы распечаткой из генерального плана. Между тем, генеральные планы, сведения из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) к документам, устанавливающим береговую полосу (береговую линию) не относятся.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), который состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, о береговых линиях (границах водных объектов).
Согласно ч. 5 ст. 10 Закона о регистрации, в реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях (границах водных объектов).
1) тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта;
2) описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Согласно ч. 5 ст. 7 Закона о регистрации, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о регистрации, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения, воспроизводятся в графической и текстовой форме в кадастровых картах, к которым относится публичная кадастровая карта.
Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы (ч. 3 ст. 12)
Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (ч. 4 ст. 12).
Приказом Минэкономразвития РФ от 17.03.2016 № 145 утвержден состав сведений, содержащийся в кадастровых картах.
Согласно п. 1 Приложения к Приказу от 17.03.2016 № 145, на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий (пп.6), границы водных объектов (пп.18), а так же реестровые номера границ объектов реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, о береговых линиях (границах водных объектов) (пп.30).
Согласно данным публичной кадастровой карты вблизи испрашиваемого Косач Р.А. земельного участка (.............., в районе .............., примыкает к з/у с кн ...................) выявлено наличие единственной зоны с реестровым номером ...................
По сведениям ЕГРН, размещенной на публичной кадастровой карте, зона с реестровым номером ................... является территориальной зоной зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов), имеет обозначение Р 1, вид: зона рекреационного значения, учётный номер – ....................
Указанная территориальная зона (Р 1) учтена кадастровым инженером при разработке схемы испрашиваемого земельного участка и отображена на схеме. При этом граница земельного участка, формируемого под домом Косач Р.А. указанную зону не пересекает.
Береговых полос, береговых линий, границ водного объекта, зон с особыми условиями использования на территории испрашиваемого земельного участка не выявлено, они не внесены в ЕГРН, а значит, не установлены.
В связи с чем, отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о том, что часть испрашиваемого земельного участка находится в береговой полосе, не соответствует действительности.
Указание администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края о нахождении земельного участка в охранной зоне инженерных сетей, так же не подтверждено доказательствами.
Все существующие виды охранных зон (зон с особыми условиями использования территории) перечислены в ст. 105 ЗК РФ, и такого вида охранной зоны, как охранная зона инженерной инфраструктуры, не существует.
В силу положений ст. 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, в котором должны быть определены, в том числе: срок установления охранной зоны, перечень ограничений использования земель.
Согласно ч. 6 ст. 106 ЗК РФ, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 7 названной статьи, в решении об установлении зоны с особым использованием территории указываются: наименование, вид объекта, территории, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, адрес или местоположение таких объектов, территории; конкретные ограничения использования земельных участков; сведения о подзонах, их количестве, конкретные ограничения использования земельных участков в границах каждой подзоны.
Согласно ч. 10 ст. 106 ЗК РФ, обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Закона о регистрации, на орган местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в пятидневный срок с момента принятия решения, в порядке информационного взаимодействия, для внесения сведений в ЕГРН.
В соответствии с ч. 24 ст. 106 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения об охранной зоне инженерных сетей в месте испрашиваемого Косач Р.А. земельного участка, следовательно, такой зоны на спорной территории не существует.
Доказательств обратного, суду не предоставлено.
Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, в предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть отказано, по следующим основаниям.
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 17 ст. 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Между тем, отказ в предварительном согласовании предоставления Косач Р.А. земельного участка, не содержит ни одного основания предусмотренного ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, а потому не является законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Косач Р.А. к администрации Надеждинского муниципального района о признании незаконным решения и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ................................... в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятый по результатам рассмотрения заявления Косач Р.А.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Косач Р.А. от ................, вх.................... о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 582 кв.м., расположенного в ...............
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.Б. Хрещатая