Дело № 2а-1602 (2016)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2016 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Хроминой А.С.
при секретаре Клычевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Брянской городской администрации об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №..., о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>. сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
Также является собственником хозяйственного строения или сооружения, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, о чем в ЕГРП <дата>. сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
В связи с возникшей необходимостью в изменении разрешенного вида использования указанного земельного участка, в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками, перевод земли под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), административный истец 05.08.2015г. обратилась в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности.
Постановлением № 369-пг от 11.09.2015г. Главы города Брянска были назначены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Согласно Выписки из Протокола проведения публичных слушаний от 30.09.2015г. комиссия решила не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО1
Отказ в предоставлении разрешения по данному решению мотивирован следующим: расположение указанного земельного участка не обеспечивает выполнение требований СП 30-102-99 раздела 4 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» п. 4.2 «Улично-дорожная сеть», т.е. противоречит требованиям ст. 37 ГсК РФ в части соблюдения требований технических регламентов; согласно схеме генерального плана инженерной подготовки территории и охраны природы (1994 г.) территории СНТ, расположенных вдоль берегов р. Снежеть, находятся в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, где в соответствии с п. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращений негативного воздействия вод запрещаются.
С указанным решением комиссии истец не согласна, полагая, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участие другим лицам. Изменение одного вида разрешенного использования на другой вид является прерогативой правообладателя земельного участка.
В ответе Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 21.10.2014г. № 2645иДС указано, что ведется подготовка нового генерального плана города Брянска, после чего должны быть приняты новые Правила. В декабре 2014 г. вступает в силу новый утверждённый Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014г. № 540 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно Классификатору, код 2.1. - (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка, наименование вида разрешенного использования земельного - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домиков), в описании вида разрешенного использования земельного участка значится - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур.
Учитывая, что генеральный план города Брянска не утвержден и соответственно не утверждены Правила землепользования и застройки города Брянска, новые Правила должны содержать виды разрешенного использования, соответствующие указанному классификатору (требования вступают в силу в декабре 2014г.). Таким образом, по мнению департамента, земли, занимаемые садоводческими товариществами, после принятия новых Правил автоматически должны быть включены в территориальные зоны (Код 2.1), занимаемые вышеуказанными объектами, что должно быть отражено в новых Правилах землепользования и застройки города Брянска.
В ГУ МЧС России по Брянской области направлен запрос о нахождении СНТ «Факел-2 в зоне возможного затопления поводком. Ответом № 110551-3-1-9 от 09.09.2015г. ГУ МЧС России по Брянской области, сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013г. № 853-п (ред. от 30.07.2015г.) «Об утверждении государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области» (2014-2020 годы)» и, основываясь на многолетних наблюдениях за зонами подтопления, территории садоводческих обществ СНТ «Рассвет-2», СНТ «Автодор», СНТ «Автодорожник», СНТ «Факел-2», СО «Дружба», расположенные на левом берегу реки Снежеть в Фокинском районе г. Брянска, в зоны возможного подтопления не попадают.
Согласно ответу на запрос в ОГИБДД УМВД России по г. Брянску о принятии на баланс Брянской городской администрации автодорог СНТ «Факел-2» к ул. Снежетский вал, а также обустройство в районе остановок общественного транспорта по ул. Снежетский вал пешеходных переходов, № 46-6/Е-5 от 02.09.2015г., для изучения условий движения по вышеуказанному месту, сотрудниками Госавтоинспекции был осуществлен выезд на место, которым установлено, что подъездные автодороги от садовых некоммерческих товариществ к ул. Снежетский вал, является приспособленные для движения полосы земли шириной от 3 до 6 м. Выезды на ул. Снежетский вал (примыкания) в некоторых местах имеют усовершенствованное покрытие. При этом данные подъездные дороги отсутствуют и перечне объектов внешнего благоустройства.
Мероприятия по организации дорожного движения, в соответствии с действующим федеральным законодательством (Федеральные законы № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ»), находятся в ведении органа местного самоуправления - Брянской городской администрации.
Проезжие части СНТ «Факел-2» соответствуют СНиП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного строительства», п. 4.1.4. «Число полос движения на жилых улицах и проездах должно приниматься: для жилых улиц - не менее 2-х полос; для проездов - 1 полоса, ширину полос принимать 3,5 м.
Административный истец мотивирует требования тем, что заключение, принятое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер и не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта. По итогам публичных слушаний в случае нарушения регламентов администрация должна выносить рекомендации на устранение возможных нарушений, а не отказывать категорически. Указанным решением об отказе в изменении условно разрешенного вида использования земельного участка были нарушены законные интересы и права административного истца, также связанные с конституционным правом и жилищными интересами. Так же ответчику необходимо учитывать баланс интересов: конституционные и жилищные права граждан наряду с пополнением бюджета за счет увеличения поступления налогов в виде земельного налога и налога на имущество, в виду того, что после изменения статуса жилого дома и вида разрешенного использования земельного участка увеличивается кадастровая стоимость объектов недвижимости, следовательно, увеличивается налогооблагаемая база и увеличиваются поступления (налоги) в бюджет.
Кроме того, согласно Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (код 2.1.) при изменении вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками, перевод земли под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) - сохраняется целевое назначение земли, а именно: размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.
На основании изложенного, просит суд:
- признать незаконным пункт 1.6. Постановления Брянской городской администрации от 18.12.2015г. № 4276-П об отказе ФИО1 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, находящегося в зоне садово-огородных участков (Ж5);
- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО1
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №..., о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
Также является собственником жилого строения без права регистрации проживания, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, о чем в ЕГРП <дата>. сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>.
28.07.2015г. административный истец обратилась в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности.
Постановлением № 369-пг от 11.09.2015г. Главы города Брянска были назначены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Согласно Выписки из Протокола проведения публичных слушаний от 30.09.2015г. принято решение не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО2
Не соглашаясь с указанным решением комиссии, ссылаясь на нарушение законные интересы и прав, просит суд:
- признать незаконным пункт 1.1. Постановления Брянской городской администрации от 18.12.2015г. № 4276-П об отказе ФИО2 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, находящегося в зоне садово-огородных участков (Ж5);
- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО2
Административный истец ФИО3 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №..., о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
Также является собственником садового дома, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
05.08.2015г. административный истец обратилась в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности.
Постановлением № 369-пг от 11.09.2015г. Главы города Брянска были назначены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Согласно Выписки из Протокола проведения публичных слушаний от 30.09.2015г. принято решение не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО3
Не соглашаясь с указанным решением комиссии, ссылаясь на нарушение законные интересы и прав, просит суд:
- признать незаконным пункт 1.3. Постановления Брянской городской администрации от 18.12.2015г. № 4276-П об отказе ФИО3 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, находящегося в зоне садово-огородных участков (Ж5);
- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО3
Административный истец ФИО4 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №..., о чем в ЕГРП <дата>. сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
05.08.2015г. административный истец обратилась в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности.
Постановлением № 369-пг от 11.09.2015г. Главы города Брянска были назначены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Согласно Выписки из Протокола проведения публичных слушаний от 30.09.2015г. принято решение не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО4
Не соглашаясь с указанным решением комиссии, ссылаясь на нарушение законные интересы и прав, просит суд:
- признать незаконным пункт 1.7. Постановления Брянской городской администрации от 18.12.2015г. № 4276-П об отказе ФИО4 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, находящегося в зоне садово-огородных участков (Ж5);
- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО4
Административный истец ФИО5 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №..., о чем в ЕГРП <дата>. сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
05.08.2015г. административный истец обратилась в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности.
Постановлением № 369-пг от 11.09.2015г. Главы города Брянска были назначены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Согласно Выписки из Протокола проведения публичных слушаний от 30.09.2015г. принято решение не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО5
Не соглашаясь с указанным решением комиссии, ссылаясь на нарушение законные интересы и прав, просит суд:
- признать незаконным пункт 1.5. Постановления Брянской городской администрации от 18.12.2015г. № 4276-П об отказе ФИО5 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, находящегося в зоне садово-огородных участков (Ж5);
- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО5
Административный истец ФИО6 обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №..., о чем в ЕГРП <дата>. сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
Также является собственником садового дома, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
05.08.2015г. административный истец обратился в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ему на праве собственности.
Постановлением № 369-пг от 11.09.2015г. Главы города Брянска были назначены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Согласно Выписки из Протокола проведения публичных слушаний от 30.09.2015г. принято решение не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО6
Не соглашаясь с указанным решением комиссии, ссылаясь на нарушение законные интересы и прав, просит суд:
- признать незаконным пункт 1.4. Постановления Брянской городской администрации от 18.12.2015г. № 4276-П об отказе ФИО6 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, находящегося в зоне садово-огородных участков (Ж5);
- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО6
Административный истец ФИО7 обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №..., о чем в ЕГРП <дата>. сделана запись регистрации №... на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>
05.08.2015г. административный истец обратился в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ему на праве собственности.
Постановлением № 369-пг от 11.09.2015г. Главы города Брянска были назначены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Согласно Выписки из Протокола проведения публичных слушаний от 30.09.2015г. принято решение не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО7
Не соглашаясь с указанным решением комиссии, ссылаясь на нарушение законные интересы и прав, просит суд:
- признать незаконным пункт 1.2. Постановления Брянской городской администрации от 18.12.2015г. № 4276-П об отказе ФИО7 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, находящегося в зоне садово-огородных участков (Ж5);
- обязать Брянскую городскую администрацию предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками) земельного участка с кадастровым №..., площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащий ФИО7
Определением Советского районного суда г. Брянска от 15 февраля 2016г. административные дела по административным искам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Брянской городской администрации об оспаривании решения объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО8, действующий в интересах ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 по доверенностям, исковые требования поддержал в интересах своих доверителей, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО9, главный специалист сектора правового обеспечения и правовой экспертизы правового управления Брянской городской администрации, действующий по доверенности, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что отказы в предоставлении административным истцам разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка соответствуют действующему законодательству, приняты в пределах предоставленных Главе Брянской городской администрации полномочий, процедура предоставления разрешения осуществлена в порядке, установленном приведенными нормативными правовыми актами, порядок проведения публичных слушаний соблюден,
Представитель заинтересованного лица ФИО10 главный специалист административно-юридического отдела Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, действующий по доверенности, полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на законность вынесенных отказов.
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении административного дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №...; и собственником хозяйственного строения или сооружения, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>
Административный истец ФИО2 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №...; и собственником жилого строения без права регистрации проживания, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>
Административный истец ФИО3 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №...; и собственником садового дома, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>
Административный истец ФИО4 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №....
Административный истец ФИО5 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №....
Административный истец ФИО6 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №...; и садового дома, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>
Административный истец ФИО7 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь <...> кв.м, по <адрес>, кадастровый №....
05.08.2015г. административные истцы обратились в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) принадлежащих им на праве собственности земельных участков.
Постановлением № 369-пг от 11.09.2015г. Главы города Брянска были назначены публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Согласно Выписки из Протокола проведения публичных слушаний от 30.09.2015г. комиссия решила не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома не выше 2 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками (под ИЖС) вышеуказанных земельных участков.
Постановлением Брянской городской администрации от 18.12.2015г. № 4276-П административным истцам отказано в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков (п. 1.1 – ФИО2, п. 1.2 – ФИО7, п. 1.3 – ФИО3, п. 1.4 – ФИО6, п. 1.5 – ФИО5, п. 1.6 – ФИО1, п. 1.7 – ФИО4).
Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства оговорены нормами статьи 37 ГсК РФ.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39 ГсК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (ч. 3).
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (ч. 4). Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 5).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 6). Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (ч. 7). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8). На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 9). Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 12).
В комиссию Брянской городской администрации по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска поступили заявления административных истцов с просьбой предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков.
Заявление было рассмотрено на очередном заседании комиссии Брянской городской администрации по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска и принято решение о вынесении данного вопроса на публичные слушания.
Указанный вопрос был рассмотрен на публичных слушаниях 30.09.2015г. На публичные слушания поступило встречное предложение управления по строительству и развитию территории города Брянска «не представлять разрешение на условно-разрешенный вид».
На заседании комиссии Брянской городской администрации по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска 10.11.2015г. были подведены итоги публичных слушаний состоявшихся 30.09.2015г., и принято решение не рекомендовать Главе Брянской городской администрации предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков.
18.12.2015г. было издано постановление Брянской городской администрации №4276-п «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства».
Согласно п. 7 ст. 6 и п. 9 ст. 13 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008г. № 991, с последующими изменениями и дополнениями, решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения принимаются Главой Брянской городской администрации.
Порядок проведения публичных слушаний определен ст. 18 Устава г. Брянска, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30.11.2005г. (ред. от 29.04.2015г.), Положением о публичных слушаниях в г. Брянске, утвержденных Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 06.10.2005 г. № 170-п, с последующими изменениями и дополнениями.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
При этом действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения. Орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.
Кроме того, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии (ч. 9 ст. 39 ГсК РФ).
Отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, принят в пределах предоставленных Главе Брянской городской администрации полномочий, процедура предоставления разрешения осуществлена в порядке, установленном приведенными нормативными правовыми актами, вынесен на основании полного изучения представленных материалов публичных слушаний в их совокупности, порядок проведения публичных слушаний соблюден, дана оценка всех заслуживающих внимание обстоятельств с целью решения вопроса о целесообразности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, в связи с чем, оспариваемое постановление прав и законных интересов заявителей не нарушает.
В связи с изложенным, доводы представителя административных истцов о незаконности оспариваемого постановления, необоснованны.
Ходатайство представителя административных истцов об отложении дела слушанием для уточнения требований в части оспаривания процедуры публичных слушаний судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, отклонено по тем основаниям, что с момента подачи административного иска и до рассмотрения спора у административных истцов и их представителя было достаточно времени для уточнений заявленных требований с учетом срока рассмотрения административного дела, установленного КАС РФ.
Кроме того, суд принимает во внимание, что какое-либо несогласие с возражениями участников публичных слушаний и экспертов о несоответствии изменения разрешенного вида использования земельных участков, принадлежащих административным истцам, требованиям технического регламента, также не является основанием к отмене постановления, т.к. предусмотренный ГсК РФ порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (п. 5 ст. 2 ГсК РФ).
Данный принцип включает в себя, в том числе необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Нарушений порядка проведения публичных слушаний по делу не установлено.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 179, 180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Брянской городской администрации об оспаривании решения отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.
Председательствующий А.С.Хромина
Мотивированное решение
изготовлено 21 марта 2016 года