ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1602/17 от 27.03.2017 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2017 г. Промышленный районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи: Бакаевой Ю.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя административного истца ФИО4.

представителя административного ответчика Управления УМВД РФ по г. Самаре ФИО5

представителя заинтересованного лица администрации г.о.Самара ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1602/2017 по административному исковому заявлению Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара к ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, УМВД России по г. Самаре, главному государственному инспектору безопасности дорожного движения УМВД России по г.Самаре ФИО2 ФИО9 о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ

Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара обратилась в суд к ОГИБДД УМВД России по г. Самаре с административным иском, в котором просит суд признать незаконным и отменить предписание ОГИБДД УМВД по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с предписанием ОГИБДД УМВД России по городу Самаре от 31.01.2017г. на Администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самара возложена обязанность в течении 1 суток с момента вручения организовать мероприятия по снегоуборке проезжей части внутриквартального проезда от <адрес><адрес>. С данным предписанием административный истец не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене.

Проезжая часть внутриквартального проезда от <адрес> относиться к дорогам необщего пользования и поэтому бремя по её содержанию должна нести Администрация г.о. Самара, как лицо, осуществляющее права собственника в отношении муниципального имущества городского округа Самара.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены соответчики: УМВД России по г. Самаре, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения УМВД России по г.Самаре ФИО2 ФИО8 заинтересованное лицо Администрация г.о. Самара.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации внутригородского Кировского района г.о. Самара по доверенности Столяров ФИО11 исковые требования поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в административном иске, дополнив, что Администрация внутригородского Кировского района г.о. Самара не является собственником автомобильных дорог. Автомобильная дорога, в отношении которой административным ответчиком, предложено организовать мероприятия по уборке снега проезжей части, в собственность Администрации г.о. Самары не переданы. Согласно Закону №74-ГД в обязанности Администрации внутригородского Кировского района г.о. Самара входит внесение предложений по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, которые должны быть поданы в Администрацию г.о. Самары. В бюджет Администрации внутригородского Кировского района г.о. Самара не заложены денежные средства по содержанию автомобильных дорог.

Представитель административного ответчика УМВД России по г. Самаре по доверенности ФИО3 ФИО12 в судебном заседании административный иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку согласно Закону Самарской области 74-ГД разграничиваются полномочия между органами местного самоуправления г.о. Самара и внутригородских районов г.о. Самара. В соответствии с данным Законом на Администрацию внутригородского Кировского района г.о. Самара возложена ответственность за содержание автомобильных дорог, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог. В Управление поступила жалоба от граждан по содержанию внутриквартального проезда, инспекторы выехали на место, зафиксировали нарушение, составили акт.

Представители административных ответчиков ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, главного государственного инспектора безопасности дорожного движения УМВД России по г.Самаре ФИО2 ФИО13 в судебное заседание не явились, извещены судом надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самара по доверенности ФИО7 ФИО14 в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, дополнив, что обжалуемое предписание законное и обоснованное. Законом Самарской области 74-ГД разграничиваются полномочия между органами местного самоуправления г.о. Самара и внутригородских районов г.о. Самара. В полномочия Администрации г.о. Самара никогда не входили уборка снега и ремонт внутриквартального проезда. Проезд, в отношении которого было вынесено предписание, не относится к дороге общего пользования. Администрация г.о. Самара заключает контракт с муниципальным предприятием по благоустройству г.о Самара только на содержание дорог общего пользования. Администрация г.о. Самара не заключает договора на ремонт и содержание внутриквартальных проездов. Если у Администрации внутригородского района отсутствуют средства для содержания внутриквартального проезда, Администрация вправе заключить соглашение о санитарном содержании территории. В данном случае Администрация внутригородского Кировского района г.о. Самара подобное соглашение не заключила.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Отделом Государственной инспекции в целях устранения нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения проведена проверка внутриквартального проезда по адресу: от <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Самаре Администрации внутригородского Кировского района городского округа Самара выдано предписание об организации мероприятия по снегоуборке проезжей части внутриквартального проезда по адресу: от <адрес>.

Административный истец Администрация внутригородского Кировского района г.о. Самара полагает, что предписание незаконное и подлежит отмене.

По мнению административного истца, Администрация внутригородского Кировского района г.о. Самара не является собственником внутриквартального проезда, следовательно, не является лицом, ответственным на уборку снега и содержание данного проезда.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяются государственные гарантии его осуществления.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения

В соответствии с ч.2 ст. 17, ч.2 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ порядок содержания и ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.Согласно п. 5 ч.1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.2 Устава городского округа Самара городской округ Самара в соответствии с Законом Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" наделен статусом городского округа с внутригородским делением, в котором органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Устава городского округа Самара местное самоуправление в городском округе Самара осуществляется в пределах границ городского округа Самара, установленных Законом Самарской области от 25 февраля 2005 года N 61-ГД "Об установлении границ городского округа Самара Самарской области".

В соответствии с Законом Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" местное самоуправление в городском округе Самара осуществляется также на территориях внутригородских районов городского округа Самара, в том числе Кировский внутригородской район городского округа Самара.

ДД.ММ.ГГГГ. вступил в силу Закон Самарской области от 06.07.2015г. №74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов городского округа Самара», который закрепляет за внутригородскими районами городского округа Самара отдельные вопросы местного значения городского округа из числа установленных в соответствии с частью 1 статьи 16 указанного Федерального закона, разграничивает полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по их решению, а также по решению вопросов местного значения внутригородских районов.

Согласно ч.2 ст. 1 Закона Самарской области от 06.07.2015г. №74-ГД за внутригородскими районами городского округа Самара закрепляются вопросы местного значения городского округа: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 4 Закона Самарской области от 06.07.2015г. №74-ГД органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара вносят предложения по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 3 ч.2 ст. 26 Закона Самарской области от 06.07.2015г. №74-ГД органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара организуют благоустройство территории внутригородского района, в том числе ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района.

Согласно п.2 Главы 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 объектами благоустройства являются автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты, указатели наименования улиц, номеров домов, малые архитектурные формы, иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог"

Согласно ч.4 ст. 7 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в состав работ по зимнему содержанию входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин

<адрес>, следовательно, содержание указанной территории в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляется Администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара.

В соответствии с пп. 10 п.1 ст. 5 Устава Кировского внутригородского района городского округа Самара, утвержденного Решением Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара от 21.12.2015 № 21, к вопросам местного значения Кировского района городского округа Самара входят утверждение переченя работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории Кировского района городского округа Самара.

В соответствии с пп. 2 п.12 ст. 5 Устава Кировского внутригородского района городского округа Самара в соответствии с Законом Самарской области от 06.07.2015г. №74-ГД за Кировским районом городского округа Самара закреплены вопросы местного значения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Кировского района г.о. Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функциональных парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Кировского района г.о. Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Администрация внутригородского Кировского района г.о. Самара ссылается на то, что не является собственником внутриквартального проезда по адресу: от <адрес>, в связи с чем, ответственным по ремонту и содержанию, в том числе, по снегоуборке проезжей части внутриквартального проезда должна быть возложена на собственника – Администрацию г.о. Самара.

В силу пункта 4 статьи 6 ФЗ - №196 к полномочиям органов места самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения и др. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 5 ст.7 Устава городского округа Самара Самарской области» к вопросам местного значения городского округа Самара также отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципальной) контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара.

Частью 2 пп.1 п. «в» статьи 25 Устава Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения городского округа Самара, отнесенных к полномочиям Администрации городского округа Самара, наделена полномочиями от имени г.о. Самара осуществлять права собственника в отношении муниципального имущества в части принятия решений по вопросам распоряжения земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством.

Таким образом, в обязанности Администрации г.о. Самара входит содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования, на Администрацию г.о. Самара не может быть возложена обязанность по содержанию внутриквартального проезда г.о. Самара.

В соответствии с постановлением Администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ проезд от <адрес> в перечень автомобильных дорог общего пользования не включен.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что проезд от <адрес>, является внутриквартальным проездом, не входит в состав автомобильной дороги общего пользования местного значения городского округа Самара, используется для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилых домов, обеспечивает подъезд к жилым многоквартирным домам, не предназначен для движения городского пассажирского транспорта.

Поскольку за внутригородскими районами городского округа Самара закрепляются вопросы местного значения городского округа, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах внутригородского района, ответственным за благоустройство территории внутригородского района, в том числе за мероприятия по снегоуборке проезжей части внутриквартального проезда по адресу: от <адрес> в силу императивных требований закона является Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным предписания административного органа не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара к ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, УМВД России по г. Самаре, главному государственному инспектору безопасности дорожного движения УМВД России по г.Самаре ФИО2 ФИО15 о признании незаконным предписания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 03.04.2017г.

Председательствующий: подпись Бакаева Ю.В.

Копия верна : Судья : Секретарь: