ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1602/2021 от 14.01.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-1602/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Хомушку А.Б.,

при секретаре Монгуш Х.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2ФИО10,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1602/2021 по административному исковому заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Видное» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконными действий руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва ФИО7 в отказе во внесении изменений в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о признании незаконным отказа государственного регистратора Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва ФИО8 во внесении изменений в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и возложении обязанности на административных ответчиков внести изменения вида разрешенного использования земельных участков,

у с т а н о в и л:

в суд с административным исковым заявлением обратилось Дачное некоммерческое товарищество «Видное» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконными действий руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва ФИО7 в отказе во внесении изменений в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о признании незаконным отказа государственного регистратора Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва ФИО8 во внесении изменений в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и возложении обязанности на административных ответчиков внести изменения вида разрешенного использования земельных участков, указывая на то, что должностные лица незаконно и необоснованно отказали во внесении изменении в реестр, ограничив право собственника свободно распоряжаться землей и другими природными ресурсами, кроме того, не принято во внимание то, что Администрацией Пий –Хемского кожууна принято было Постановление №80 от 06 марта 2020 год, не противоречащее российскому законодательству, об изменении вида разрешенного использования земельных участков с соблюдением всех административных процедур. Государственный регистратор при разрешении данного вопроса незаконно и необоснованно сослался на п.п. 1 п.3 ст.1 ФЗ от 24 июля 2002 года, № 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения», тогда как, на основании ст.1 указанного Закона оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования и не противоречит целям, для которых меняется вид разрешенного использования «для ведения садоводства», чем нарушены права и законные интересы административного истца –собственника земли.

Административный истец –председатель ДНТ «Видное» ФИО4ФИО11 на судебное заседание не явилась, о дате и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.

Административные ответчики ФИО9 и ФИО8 на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому суд рассматривает дело без их участия.

Представитель административного истца –ФИО1 поддержала исковые требования, просила суд вынести решение об удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика –ФИО2 полагала иск подлежащим отклонению ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица – начальник отдела правового и кадрового обеспечения Администрации Пий –Хемского кожууна ФИО3 поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить их.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Администрация Пий –Хемского кожууна 15 июля 2020 года направила в адрес ДНТ «Видное» пакет документов с отказом в регистрации Управления Росреестра по РТ от 25 мая 2020 года.

Административный иск подан в Кызылский городской суд 14 октября 2020 года.

Трехмесячный срок на обращение в суд истцом не пропущен.

На основании ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости Дачное некоммерческое товарищество «Видное» зарегистрировано как юридическое лицо и внесено в реестр 29 мая 2019 года.

На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости: земельный участок с кадастровым номером правообладатель- Дачное некоммерческое общество «Видное», собственность, категория земель –земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования –сельскохозяйственное использование;

На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости: земельный участок с кадастровым номером , правообладатель- Дачное некоммерческое общество «Видное», собственность, категория земель –земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования –сельскохозяйственное использование;

На основании Устава Дачного некоммерческого товарищества, утвержденного учредительным собранием членов дачного некоммерческого товарищества «Видное», протокол №1 от 22 мая 2018 года, целью деятельности является удовлетворение потребностей членов Товарищества эффективному использованию земельных участков на территории Товарищества, а также земельных участков Товарищества. Граждане вправе вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории Товарищества.

22 мая 2018 года учредительным собранием членов Дачного некоммерческого товарищества, протокол №1, председателем Правления дачного некоммерческого товарищества «Видное» избрана ФИО4.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Вместе с тем, в силу ч.6 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

На основании ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 ЗК РФ, в состав земель Российской Федерации входят земли сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

По целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (п. 1 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Таким образом, Федеральным законом определено, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются, именно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, и ч.2 ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи, ч.9 этой же статьи на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены порядок и условия проведения публичных слушаний.

Результаты публичных слушаний от 06 марта 2020 года приняты на основании распоряжения Хурала представителей Пий –Хемского кожууна от 17 февраля 2020 года №11 «О проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков».

Постановлением Администрации Пий –Хемского кожууна от 06 марта 2020 года № 80 изменен вид разрешенного использования следующих земельных участков:

-из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 44072 кв.м. с кадастровым номером 17:08:0000000:435, распложенный по адресу: Республика Тыва Пий –Хемский район, м. Вавилинский затон, 11 км с левой стороны трассы Кызыл –Кара –Хаак, с разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» на вид разрешенного использования «ведение садоводства»;

- из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 76588 кв.м. с кадастровым номером 17:08:0000000:434, распложенный по адресу: Республика Тыва Пий –Хемский район, м. Вавилинский затон, 11 км с левой стороны трассы Кызыл –Кара –Хаак, с разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» на вид разрешенного использования «ведение садоводства»;

Вместе с тем, в соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков").

Как об этом указано в части 1 статьи 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Порядок предоставления земельных участков данной категории осуществляется в порядке, установленным Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Код 1.0 указанного классификатора –сельскохозяйственное использование предусматривает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Уведомлением Управления Росреестра по республике Тыва выдано решение о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 01 апреля 2020 года, № КУВД-001/2020-2976228/1.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков незаконных действий допущено не было, отказ во внесении сведений об изменении достаточно обоснованный и мотивированный, имеются ссылки на законодательные акты.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее – классификатор видов разрешенного использования земельных участков) в классификатор видов разрешенного использования земельных участков предусматривает, в том числе, такие виды разрешенного использования, как:

Код 1.5 – «Садоводство» (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе и на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством;

Код 13.2 –«ведение садоводства» (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отбыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального Закона от 15 апреля 1998 года № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан».

На основании вышеуказанного классификатора, учитывая, что вид разрешенного использования «ведение садоводства» (код 13.2) не включен в содержание общего вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное назначение» (код 1.0), тем самым, обоснованно отказано во внесении записи в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков.

С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным отказа руководителя и государственного регистратора Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва во внесении изменений в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Дачного некоммерческого товарищества «Видное» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконными действий руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва ФИО7 в отказе во внесении изменений в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о признании незаконным отказа государственного регистратора Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО8 во внесении изменений в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и возложении обязанности на административных ответчиков внести изменения вида разрешенного использования земельных участков, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 января 2021 года.

Судья: Хомушку А.Б.