РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Иркутск 20 апреля 2022 года
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Казанцевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1602/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету имущественных отношений, архитектуры и градостроительства Администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным действий (бездействия) органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений, архитектуры и градостроительства Администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным действий (бездействия) органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что 06.07.2007 между ФИО1 и администрацией Зиминского городского муниципального образования был заключен договор аренды № 34-07А земельного участка, расположенного по адресу: Адрес А, с кадастровым номером №, разрешённое использование – под строительство здания мебельного магазина, общей площадью 1 920 кв.м. Первоначально участок был передан на срок три года, в дальнейшем срок договора аренды был продлен дополнительным соглашением от 07.07.2010 еще на три года. По истечении данного срока был заключен новый договор аренды № 57-13А от 21.08.2013 на период с 21.08.2013 по 20.08.2016, а после его истечения был заключен договор № 78-16ДА от 07.09.2016 сроком до 07.09.2019. В ходе использования земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: АдресФИО1 на основании разрешений на строительство № RU38302000-247 от 12.05.2008, № RU38302000-637 от 09.04.2014 осуществлялось возведение объекта капитального строительства - здания мебельного магазина. 09.11.2020 было зарегистрировано право собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства, площадью 1361,6 кв.м., с кадастровым номером 38:35:010233:735, расположенный по адресу; Адрес окончания срока договора аренды № 78-16ДА от 07.09.2016 строительство здания не было завершено.
Администрация Зиминского городского МО обратилась в Зиминский городской суд Адрес с исковым заявлением об изъятии у ФИО1 объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке по адресу: Адрес, разрешённое использование – под строительство здания, кадастровый №, разрешённое использование – под строительство здания мебельного магазина, общей площадью 1920 кв.м, путём продажи с публичных торгов.
Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 19.01.2021 по делу № 2-89/2021 исковые требования Администрации Зиминского городского МО удовлетворены в полном объеме, решение вступило в законную силу 25.02.2021.
Администрацией Зиминского городского МО 12.05.2021 на официальном сайте в сети «Интернет» http: //www.zimadm.ru/qa/10638.html было опубликовано извещение о публичных торгах по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью застройки 1361,6 кв.м., расположенного по адресу: Адрес,
Согласно п. 5 извещения начальная (минимальная) цена продажи имущества составила 1 460 900,00 рублей. Начальная (минимальная) цена установлена на основании отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 21.04.2021 № 27/21, подготовленного ООО «Геокадастр».
Не согласившись с начальной (минимальной) ценой продажи имущества, ФИО1 обратилась в Зиминский городской суд Иркутской области с исковым заявлением об определении начальной цены продажи объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью застройки 1361,6 кв.м., по адресу: АдресА, степень готовности объекта незавершенного строительства - 4%, в размере рыночной стоимости в сумме 6 040 500 (шесть миллионов сорок тысяч пятьсот) рублей. Определением судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 12.07.2021 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления процедуры публичных торгов по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью застройки 1361,6 кв,м., по адресу: АдресА, степень готовности объекта незавершенного строительства - 4%. Определением Зиминского городского суда Иркутской области от 14.09.2021 производство по делу № 2-542/2021 прекращено в связи с принятием отказа от иска истца, и одновременно сняты наложенные ранее обеспечительные меры.
Однако после вступления в законную определения Зиминского городского суда Иркутской области от 14.09.2021 по делу № никаких действий направленных на исполнение решения Зиминского городского суда Иркутской области от 19.01.2021 по делу № 2-89/2021 по продаже с публичных торгов объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке по адресу: Адрес А, разрешённое использование - под строительство здания, кадастровый № администрация Зиминского городского округа Иркутской области не совершает.
Указанным бездействием Администрация Зиминского городского округа Иркутской области, нарушает права и законные интересы административного истца, который в настоящий момент лишен права пользования и распоряжения объектом и при этом не может получить денежные средства от продажи объекта незавершенного строительства по результатам проведения торгов.
Помимо указанного бездействия, Администрация направляет в адрес административного истца уведомление от 22.11.2021 № 2454, в котором сообщает о необходимости погашения задолженности по арендной плате за пользование земельным участком с кадастровым номером № за период с 11.02.2021 по 19.11.2021 – период, наступивший после вступления в законную силу решения Зиминского городского суда Иркутской области от 19.01.2021 по делу № 2-89/2021 об изъятии объекта незавершенного строительства.
Административный истец считает бездействие административного ответчика незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы, просит суд признать незаконным бездействие, выраженное в не проведении процедуры публичных торгов по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью застройки 1 361,6 кв.м, расположенного по адресу: АдресА, степенью готовности – 4 %, обязании устранить допущенное нарушение путем осуществления действий по проведению процедуры публичных торгов по продаже данного объекта.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила в суд соответствующее письменное заявление.
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Зиминского муниципального образования ФИО4, участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи на базе Зиминского городского суда Иркутской области, возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражения на административный иск.
Выслушав правовые позиции сторон, исследовав материалы административного дела, имеющиеся в деле доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что решением Зиминского городского суда Иркутской области от 19.01.2021 удовлетворены исковые требования Комитет имущественных отношений, архитектуры и градостроительства Администрации Зиминского городского муниципального образования к ФИО1 об изъятии объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, общей площадью 1920 кв.м., путем продажи с публичных торгов.
Администрацией Зиминского городского муниципального образования на официальном сайте в сети «Интернет» http://www.zimadm.ru/qa/10638.html 12.05.2021 опубликовано извещение о проведении публичных торгов по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью застройки 1361,6 кв.м., расположенного по адресу: АдресА, Начальная (минимальная) цена продажи имущества составила 1 460 900,00 рублей, установленная на основании отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 21.04.2021 № 27/21, подготовленного ООО «Геокадастр».
Не согласившись с начальной (минимальной) ценой продажи имущества, ФИО1 обратилась в Зиминский городской суд Иркутской области с исковым заявлением об определении начальной цены продажи объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью застройки 1361,6 кв.м., по адресу: АдресА, степень готовности объекта незавершенного строительства - 4%. Определением судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 12.07.2021 приняты обеспечительные меры в виде приостановления процедуры публичных торгов по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью застройки 1361,6 кв,м., по адресу: АдресА, степень готовности объекта незавершенного строительства - 4%. Определением Зиминского городского суда Иркутской области от 14.09.2021 производство по делу № 2-542/2021 прекращено в связи с принятием отказа истца от исковых требований, и одновременно сняты наложенные ранее обеспечительные меры.
Реализация указанного имущества до настоящего времени административным ответчиком не осуществлена, однако при изучении обоснованности указанного бездействия, суд полагает необходимым отметить следующее.
В связи с отменой публичных торгов по продаже указанного имущества, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилась ФИО5 с жалобой на незаконность такой отмены. Решением УФАС по Иркутской области от 27.01.2022 жалоба ФИО5 признана обоснованной, административный ответчик признан нарушившим положения о проведении публичных торгов.
Вместе с тем, службой в ходе рассмотрения жалобы установлено, что сотрудниками Комитета Зиминского городского муниципального казенного учреждения «Дирекция единого заказчика-застройщика» проведено обследование объекта, по результатам которого установлено, что объект не соответствует выданному разрешению на строительство в части площади застройки и конструктивных характеристик фундамента, и в этой связи в соответствии с действующим законодательством РФ является самовольным и подлежит сносу.
Во избежание неблагоприятных последствий для потенциальных покупателей объекта, которые могут выразиться в совершении действий по сносу объекта, Администрацией Зиминского городского муниципального образования торги отменены. Задатки заявителям возвращены в полном объеме 15.11.2021.
В целях досудебного урегулирования возникшего вопроса Администрацией Зиминского городского муниципального образования в адрес действующего собственника объекта ФИО1 направлено уведомление о необходимости в срок до 01.05.2022 осуществить снос объекта, являющегося самовольной постройкой.
В связи с установлением таких обстоятельств, Комиссией УФАС России по Иркутской области принято решение о том, что обязательное для исполнения предписание организатору аукциона не выдавать. Суд полагает, что в данном случае антимонопольный орган не выдал административному ответчику обязательное предписание на возобновление процедуры проведение публичных торгов в связи с установлением признаков самовольности подлежащей реализации постройки.
Таким образом, действия административного ответчика по отмене аукциона, в силу принятого УФАС России по Иркутской области решения, имеют нарушения в части порядка проведения торгов, однако направлены на поддержание, как публичных интересов города, так и недопущение нарушения прав физических лиц – потенциальных покупателей продажей им объекта, имеющего признаки самовольного строения, подлежащего сносу.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что признание бездействия административного ответчика незаконным, влечет за собой возложение на него обязанности провести аукцион по продаже объекта, имеющего признаки самовольного строения, подлежащего сносу. В связи с чем, при потенциальной возможности признания объекта самовольной постройкой, оспаривание административным истцом данного бездействия может являться способом уклонения от сноса самовольной постройки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие отвечает принципам справедливости, сохранения частного и публичного интересов, не нарушает права и законные интересы ФИО1, в связи с чем административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Комитету имущественных отношений, архитектуры и градостроительства Администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия, выраженного в не проведении процедуры публичных торгов по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № площадью застройки 1 361,6 кв.м, расположенного по адресу: АдресА, степенью готовности – 4 %, обязании устранить допущенное нарушение путем осуществления действий по проведению процедуры публичных торгов по продаже данного объекта, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 29.04.2022, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.
Судья И.А. Горбатько