ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1604/2016 от 10.05.2017 Чунского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2017 года п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области по председательством судьи Качиной Г.М., при секретаре Танатиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-57/2017 по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Баёрский лесхоз» о признании незаконным бездействия ОГАУ «Баёрский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Баёрский лесхоз» о признании незаконным бездействия ОГАУ «Баёрский лесхоз» выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, указав, что в сентябре 2016 года Братской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров по обращению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Установлено, что Областным государственным автономным учреждением «Баёрский лесхоз» не осуществляется тушение лесных пожаров в темное время суток, что влечет несвоевременную локализацию и ликвидацию пожаров, их распространение на значительные площади. Согласно ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране лесов могут осуществляться государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ. ОГАУ «Баёрский лесхоз» создано распоряжением администрации Иркутской области от 31 октября 2007 года № 460-ра. Согласно п. 1.3, п.2.3 Устава ОГАУ «Баёрский лесхоз» учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а также в лесах, находящихся в собственности Иркутской области. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области является основной целью деятельности учреждения. Для достижения целей, установленных п.2.3 Устава учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствии с заданиями учредителя (п.п.2.4, 2.5). В соответствии с Положением о порядке отнесения территорий лесного фонда РФ и не входящих в лесной фонд РФ лесов к зонам и районам охраны, утвержденным зам. руководителя Рослесхоза 19 сентября 1997 года, охраняемая территория входящих в лесной фонд лесов подразделяется на зоны наземной и авиационной охраны, а зона авиационной охраны лесов подразделяется на районы, в которых тушение пожаров производится авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров производится наземными силами и средствами (районы наземной охраны). Отнесение территорий лесного фонда к районам охраны производится ежегодно при подготовке к пожароопасному сезону с учетом изменений местных условий, вызванных строительством новых путей транспорта, передислокацией наземных сил и средств, организацией дополнительных противопожарных объектов. 20 апреля 2016 года Агентством лесного хозяйства Иркутской области утверждено Государственное задание № 24 на выполнение в 2016 году государственных работ ОГАУ «Баёрский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Чунского лесничества Иркутской области силами наземных пожарных формирований на площади 1444616 гектаров. В течение пожароопасного сезона 2016 года на территории Чунского лесничества зарегистрировано 65 лесных пожаров, из них тушение 22 крупных лесных пожаров осуществлялось более суток. Согласно информации ОГАУ «Баёрский лесхоз» тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции, созданной на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года не осуществлялось. ОГАУ «Баёрский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток. Таким образом, причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток являлось отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности. Однако данные доводы для освобождения от обязанности по тушению пожаров в темное время суток приняты быть не могут, поскольку Правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения, а не установлено исключение необходимости тушения лесного пожара в темное время суток (прекращение, приостановление) в зависимости от наличия у подразделений по тушению пожаров необходимого оборудования по созданию искусственного освещения, фактической оснащенности лесопожарных формирований. В нарушение ст.52, 53.4 ЛК РФ, Правил тушения лесных пожаров тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения ОГАУ «Баёрский лесхоз» не осуществляется. В соответствии со ст. 1 Лесного Кодекса РФ к основным принципам лесного законодательства относятся: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. В результате бездействия ОГАУ «Баёрский лесхоз» по тушению пожаров в темное время суток нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан за благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда. Просят признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Баёрский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязать Областное государственное автономное учреждение «Баёрский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Представитель Братского межрайонного природоохранного прокурора, помощник прокурора Чунского района Стрионов Д.В., действующий на основании поручения, настаивал на исковых требованиях истца, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении, просил признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Баёрский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязать Областное государственное автономное учреждение «Баёрский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности на имя Плехановой С.В., исковые требования не признала, и, поддержав доводы, изложенные в возражениях, пояснила, что Министерство лесного комплекса Иркутской области является учредителем Областного государственного автономного учреждения «Баёрский лесхоз». Согласно п. 1.З., п. 3.2. Устава ОГАУ «Баёрский лесхоз», Учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а так же в лесах, находящихся в собственности Иркутской области. В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденному приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № 167 от 19 декабря 1997 г., Пожарно - химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах -техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. Согласно пункту 3 раздела 1 Положения о пожарно-химических станциях, по целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа Пожарно-химических станций: Приказом № 53 от 18 декабря 2015 г. в целях подготовки к пожароопасному сезону 2016 года и во исполнение ст. 51 Лесного кодекса РФ в ОГАУ «Баёрский лесхоз» организованы пожарно-химические станции 1 и 2 типа. ПХС 1 типа расположена по адресу: Иркутская область, Чунский район, п. Октябрьский, ул. Горького, 29. ПХС 2 типа расположена по адресу: Иркутская область, Чунский район, п. Чунский, ул. Солнечная, 5. В ПХС 2 типа действуют две постоянно действующие команды по 7 человек и одна резервная. В ПХС 1 типа действует одна постоянная команда 6 человек. Кроме этого на всех технических участках лесхоза действуют команды: п. Веселый - 4 человека, п. Паренда - 7 человек, п. Сосновка - 6 человек, п. Новочунка - 9 человек. Оснащение Пожарно-химических станций регулируется разделом 6 Положения о пожарно-химических станциях. Пунктами 1, 4 раздела 6 установлено, что пожарно-химические станции в зависимости от типа оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. В соответствии с ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах. Приказом Минприроды России № 313 от 8 июля 2014 года, утверждены Правила тушения лесных пожаров. В соответствии с п. 2 Правил тушения лесных пожаров, настоящие Правила устанавливаются в целях: а) организации руководства работами по тушению лесных пожаров; б) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров; в)организации межведомственного взаимодействия при выполнении работ по тушению лесных пожаров. Согласно п.п. 16, 17, 23, 33 Правил тушения лесных пожаров, непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных организаций, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении лесных пожаров. Руководителем тушения лесного пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации. Кроме того, согласно п. 5.1.1. Пособия тушения лесных пожаров, п. 660 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 835н от 2 ноября 2015 года, п.п. 1.7., 3.1. Инструкции по охране труда для работников, занятых на тушении лесных пожаров № 35 ТОЙ Р-07-010-98, утверждённой приказом Рослесхоза № 213 от 23 декабря 1998 года, тушение пожара возглавляет руководитель работ из числа специально подготовленных работников лесной охраны или авиалесоохраны, хорошо знающих технику и тактику тушения различных видов лесных пожаров, имеющих опыт организации тушения, владеющих приемами борьбы с огнем, умеющих руководить людьми, хорошо знающих местность и ориентирующихся в лесу. Участник тушения выполняет команды (распоряжения) только непосредственного руководителя тушения (старшего группы). По смыслу данных пунктов, принимать решение о том, как именно необходимо осуществлять тушение лесных пожаров, должен только руководитель тушения. Действия, которые ограничивают права и возможности руководителя тушения лесного пожара по разработке тактики и стратегии тушения и по обеспечению безопасности работников потенциально создают угрозу жизни и здоровью этих работников. Согласно п. 54 Правил тушения, выбор тактических приемов, методов и способов тушения лесных пожаров осуществляется руководителем тушения лесного пожара и старшими работниками подразделений лесопожарных организаций с учетом особенностей лесной растительности, рельефа местности, типов почв, вида пожара, его интенсивности и размера, текущих и прогнозируемых погодных условий, наличия сил и средств пожаротушения, обеспечения безопасного проведения работ, а также особенностей тушения пожаров на лесных участках, загрязненных радионуклидами. Из буквального толкования административным истцом в исковом заявлении п.п. 31, 67, 73 Правил тушения лесных пожаров, следует, что в целях обеспечении охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации. Сторона ответчика не согласна с данным утверждением и обращает внимание суда, на то, что ни в одном пункте Правил не указано на обязательное круглосуточное тушение пожаров в лесу. В своем административном исковом заявлении, сторона истца указывая, что Правилами тушения лесных пожаров определена необходимость круглосуточного тушения лесного пожара, ссылается на п. 73, однако сторона административного ответчика считает данный довод не состоятельным по следующим основаниям. Согласно п. 73 Правил тушения, в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения. Указанный пункт 73 в Правилах тушения лесных пожаров располагается в 4 разделе Особенности тушения лесных пожаров, в котором помимо данного пункта так же содержатся и другие особенности. Данный раздел 4 Правил тушения, устанавливает особенности тушения лесных пожаров и какие действия необходимо произвести при тушении пожара с такими особенностями. Пункт 73 говорит о том, что тушить пожары в темное время суток возможно, однако формулировка «только при условии» в данном пункте позволяет сделать вывод, что если у Пожарно-химических станций отсутствует необходимое освещение, тушение пожаров в темное время суток производиться не должно. Данный пункт не устанавливает обязанность Учреждения тушить пожары в темное время суток при наличии освещения, поскольку если бы данный пункт содержал указание на обязанность тушить пожары в темное время суток, он противоречил бы п. 16 Правил тушения лесных пожаров, который устанавливает непосредственное руководство тушением лесного пожара руководителем тушения лесного пожара, а так же п. 54 все тех же Правил тушения, который закрепляет выбор тактических приемов, методов и способов тушения лесных пожаров за руководителем тушения лесного пожара и старшими работниками подразделений лесопожарных организаций, который данные лица должны производить с учетом особенностей лесной растительности, рельефа местности, типов почв, вида пожара, его интенсивности и размера, текущих и прогнозируемых погодных условий, наличия сил и средств пожаротушения, обеспечения безопасного проведения работ, а также особенностей тушения пожаров на лесных участках, загрязненных радионуклидами. П. 73 раздела 4 Правил тушения, устанавливает возможность тушения пожара в темное время суток, но с использованием искусственного освещения, а не обязанность круглосуточно тушить все пожары вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о них и до момента возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации. Вместе с тем, примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 Положения о пожарно-химических станциях. Однако в данном перечне отсутствует оборудование для оснащения искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток. Что касается приобретения дополнительного оборудования, так в соответствии с п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений № 873 от 29 декабря 2006 года, бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ, предоставляются субвенции. Так же хотелось бы обратить особое внимание суда на наличие запрета в иных нормативно-правовых актах на использование человеческих сил при тушении лесного пожара в темное время суток. Так согласно п. 651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, а так же п. 2.3. Инструкции по охране труда для работников, занятых на тушении лесных пожаров № 35, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров должна производиться в светлое время суток. Основными направлениями российской государственной политики в области охраны труда, закрепленные в статье 210 ТК РФ, указывают на приоритетный характер задачи по сохранению жизни и здоровья работников. ОГАУ «Баёрский лесхоз» обязано осуществлять и осуществляет тушение лесных пожаров, но как работодатель, несущий ответственность за жизнь и здоровье своих работников, занятых на тушении лесных пожаров, полностью соблюдает данные Правила по охране труда и положения Инструкции по охране труда, поскольку в темное время у работников, занятых на тушении пожара повышается риск заблудиться в тайге, не оценить обстановку, не заметить опасности, например, падающих деревьев, повышается риск несчастных случаев, травм, ожогов, отравлений угарным газом. Сторона ответчика не говорит об освобождении от обязанности тушить пожары в темное время суток, они говорят о том, что такой конкретной обязанности по тушению пожаров в темное время на автономное учреждение не возлагалось ни одним нормативно-правовым актом, а Правила тушения лесных пожаров не могут предусматривать обязанность учреждения тушить пожары в темное время суток, поскольку п.п. 16, 23, 33 тех же Правил тушения лесных пожаров прямо говорят о том, что непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется только руководителем тушения и решение о тушении пожаров в темное время суток может принять, а может и отказаться от такого решения только руководитель тушения, кроме того Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ и Инструкция по охране труда для работников, занятых на тушении лесных пожаров № 35 содержат запрет на использование человеческих сил при тушении пожара в темное время суток. Из вышеизложенного следует, что ОГАУ «Баёрский лесхоз» не осуществляя в 2016 тушение в темное время суток лесных пожаров, которые, тушились более суток, не проявляет бездействие и не нарушает принципы лесного законодательства, прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда, поскольку тушение всех пожаров осуществляется в соответствии с планом тушения пожаров и исходя из условий, обстановки и категории пожара, а самое главное в соответствии с требованиями техники безопасности. Считают, что Правила тушения лесных пожаров, в том числе п. 73, надлежит толковать системно с другими нормами, регулирующими тушение лесных пожаров, а именно с положениями Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, Инструкцией по охране труда для работников, занятых на тушении лесных пожаров № 35 ТОЙP-07-0J0-98, Положением о ПХС. Полагают что требования Братского межрайонного природоохранного прокурора к ОГАУ «Баёрский лесхоз» о признании незаконным бездействие ОГАУ «Баёрский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязать ОГАУ «Баёрский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, являются не законными, не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своем возражении указали, что с доводами административного истца, указанными в исковом заявлении министерство согласиться не может по следующим основаниям. Административный истец не указал, из каких именно норм материального права следует обязанность автономных учреждений приобретать приборы искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток. Законодательство не содержит понятия (дефиниции) «приборы искусственного освещения». Следовательно, свет автомобильных фар, либо фонарей, имеющихся на гусеничной техники, используемой при тушении лесных пожаров, бытовые фонарики - также можно считать приборами искусственного освещения. Следуя такой логике, правовых оснований для возложения на автономное учреждение обязанности приобретать источники искусственного освещения у суда объективно не имеется. Исковые требования заявлены без учета межотраслевых правовых принципов справедливости, законности и исполнимости судебных актов. Министерство полагает, что исковые требования, а впоследствии и судебный акт, принятый на их основании, должны отвечать межотраслевым правовым принципам справедливости и исполнимости судебных актов, принятых на территории Российской Федерации. Принцип справедливости предполагает принятие таких судебных актов, исполнение которых не повлечет нарушение прав и законных интересов иных участников публичных правоотношений, т.е. нарушение баланса интересов иных субъектов данных правоотношений. Принцип исполнимости судебных актов заключается в объективной возможности и обязательности исполнения всех без исключения судебных актов в разумные сроки на территории Российской Федерации. В данном случае, заявленные исковые требования не отвечают принципам справедливости и исполнимости судебных актов, поскольку возложение на автономное учреждение обязанности тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения приведет к объективной невозможности исполнить данное решение суда в силу отсутствия установленных государственных стандартов (нормативов) относительно требований к приборам искусственного освещения, их наименования, вида, количества, отсутствия необходимого финансирования. Ни один из трех типов пожарно-химических станций, создаваемых на базе автономных учреждений с учетом их целевого назначения, уровня оснащения, структуры и порядка комплектования, не содержит в своем перечне противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, приборов искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток. Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите могут осуществляться автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ. Согласно Уставу, автономное учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации обнаружения лесных пожаров, профилактики и тушения лесных пожаров. Выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области является одним из видов деятельности автономного учреждения. Пожарно-химические станции являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах (автономных учреждениях) с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров (п. 1 раздела 1 Положения о ПХС). Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении к Положению о ПХС, которое не содержит в указанном перечне приборов искусственного освещения, необходимых для тушения лесных пожаров в темное время суток. Указанные приборы в Перечне противопожарного инвентаря не указаны, поскольку в российском законодательстве не утверждены государственные стандарты на приборы искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток. Более того законодательно не определено само понятие «искусственного освещения». В правовом обосновании иска (основании иска) прокурор не указал какая мера освещенности будет достаточной при тушении пожара для того, чтобы обеспечить безопасность работников, участвующих в тушении лесных пожаров в лесу в темное время суток. Полагают, что без четкого регламентирования вышеуказанных обстоятельств на законодательном уровне, не имеется необходимости прибегать к тушению лесных пожаров в темное время суток (за исключением возникновения угрозы населенным пунктам, жизни, здоровью или имуществу граждан) с применением искусственного освещения в силу высокой степени риска гибели или увечья людей, участвующих в тушении пожара. С учетом вышеизложенного, а также руководствуясь ст. ст. 45, 135 КАС РФ, просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Представитель Федерального лесного хозяйства в судебное заседание не явился, будучи извещенные о дне рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своих возражениях указали, что требования прокурора считают незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 1.3, 2.3 Устава ОГАУ «Баёрского лесхоз», утвержденного руководителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области 7 декабря 2007 года № 826-апр Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. В силу пункта 1.4 учредителем Учреждения является Иркутская область. Полномочия Учредителя Учреждения от имени Иркутской области осуществляет Министерство лесного комплекса Иркутской области. Согласно п. 7 ч. 7 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 178-пп Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. В соответствии со ст.51 ч.1 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Ст. 52 Лесного кодекса РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст.53.4 ч.1 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара. В соответствии с п. 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации. Согласно п. 73 Правил тушения пожаров установлено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения. В силу п. 8.1 Правил тушения лесных пожаров прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В силу п. 5.1 Правил тушения пожаров зоны контроля лесных пожаров устанавливаются органами исполнительной власти в пределах полномочий по организации работ по тушению лесных пожаров, установленных статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях. Вместе с тем в соответствии с п. 651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 83 5н, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров должны производиться в светлое время суток. Вместе с тем в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167, определен примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения пожарно-химических станций, созданных для предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. Однако в указанном перечне отсутствует оборудование для оснащения искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток. Просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне разбирательства дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своих возражениях указали, в соответствии с пунктом 1.3 Устава ОГАУ «Баёрский лесхоз», утвержденного руководителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области 7 декабря 2007 года № 826-апр Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. В силу пункта 1.4 Устава учредителем Учреждения является Иркутская область. Полномочия Учредителя Учреждения от имени Иркутской области осуществляет Министерство лесного комплекса Иркутской области. Согласно п. 7 ч. 7 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 178-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга (воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. В соответствии со ст.51ч.1 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Ст. 52 Лесного кодекса РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст.54.4 ч.1 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, оделяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара. В соответствии с п. 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации. Согласно п. 73 Правил тушения пожаров в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения. В силу п. 8.1 Правил тушения лесных пожаров прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров допускается при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики, а также в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен. Прекращение, приостановка работ по тушению осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В силу п. 5.1 Правил тушения пожаров зоны контроля лесных пожаров устанавливаются органами исполнительной власти в пределах полномочий по организации работ по тушению лесных пожаров, установленных статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях. В соответствии с пунктом 651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 835н, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров должны производиться в светлое время суток. Таким образом, из положений действующего законодательства следует, что выполнение обязанности по тушению лесных пожаров в темное время суток возможно только при условии обеспечения таких работ искусственным освещением. Кроме того, в соответствии со ст.83 ч.1 Лесного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров. В соответствии с пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) из федерального бюджета Российской Федерации предоставляются субвенции. Таким образом, приобретение оборудования в целях обеспечения искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток должно осуществляться за счет субвенций, выделяемых субъекту Российской Федерации на осуществление переданных полномочий.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 42 Конституции РФ гарантированно, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.

В соответствии со ст.19 Лесного кодекса РФ меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 Лесного кодекса РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах (ст. 52 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст. 52 ч. 2 Лесного кодекса РФ тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст.83 ч.1п.4 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 178-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, которое является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, в том числе охраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ни.7 п.7 Положения).

Согласно ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране лесов могут осуществляться государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ.

ОГАУ «Баёрский лесхоз» создано распоряжением администрации Иркутской области от 31 октября 2007 года № 460-ра.

Согласно п. 1.3, п. 2.3 Устава ОГАУ «Баёрский лесхоз» учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а также в лесах, находящихся в собственности Иркутской области. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области является основной целью деятельности учреждения.

Для достижения целей, установленных п.2.3 Устава учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответстви с заданиями учредителя (п.п. 2.4, 2.5).

В соответствии с Положением о порядке отнесения территорий лесного фонда РФ и не входящих в лесной фонд РФ лесов к зонам и районам охраны, утвержденным заместителем руководителя Рослесхоза 19 сентября 1997 года, охраняемая территория входящих в лесной фонд лесов подразделяется на зоны наземной и авиационной охраны, а зона авиационной охраны лесов подразделяется на районы, в которых тушение пожаров производится авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров производится наземными силами и средствами (районы наземной охраны). Отнесение территорий лесного фонда к районам охраны производится ежегодно при подготовке к пожароопасному сезону с учетом изменений местных условий, вызванных строительством новых путей транспорта, передислокацией наземных сил и средств, организацией дополнительных противопожарных объектов.

20 апреля 2016 года Агентством лесного хозяйства Иркутской области утверждено Государственное задание № 24 на выполнение в 2016 году государственных работ - ОГАУ «Баёрский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Чунского лесничества Иркутской области силами наземных пожарных формирований на площади 1 444 616 гектаров.

В соответствии со ст. 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313 утверждены правила тушения лесных пожаров.

Согласно п.31 Правил тушения действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.

Пунктом 73 Правил тушения установлена особенность тушения лесных пожаров - в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.

Согласно п.67 Правил тушения, ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров.

Из буквального толкования изложенных норм Правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.

Единственное основание для прекращения, приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики предусмотрено п.8.1 Правил тушения лесных пожаров в случаях, когда прогнозируемые затраты па тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно п.4.2.2. Пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года ночью пожары горят (распространяются) медленно, так как горючие материалы поглощают влагу из более сырого ночного воздуха. Поглощение влаги горючим материалом, дующие вниз по склону ветры, более низкая ночная температура, а также другие элементы ночной погоды обычно облегчают работу пожарных. Поэтому пожары, которые вышли из-под контроля в дневное время, удается той же пожарной командой потушить (ограничить распространение) ночью. Следует приложить все возможные усилия для полной локализации лесного пожара, чтобы на следующий день, когда создадутся условия его распространения, он не мог выйти за пределы локализованной площади. Это не означает, что следует отказаться от попытки тушения пожаров днем. Однако если не представляется возможным потушить пожар днем, основные усилия по борьбе с ним должны быть предприняты в ночное время.

Судом установлено, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров в сентябре 2016 года по обращению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Автономным учреждением «Баёрский лесхоз».

В ходе проверки установлено, что ОГАУ «Баёрский лесхоз» не осуществляет тушение лесных пожаров в темное время суток, что пожарно-химические станции не укомплектованы оборудованием по созданию искусственного освещения для обеспечения тушения лесных пожаров в темное время суток.

Согласно отчету об охране и защите лесов Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству по АУ «Баёрский лесхоз» за январь-июнь 2016 года потушено пожаров на территории площадью 207, 5 гектаров.

Согласно отчету об охране и защите лесов Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству по АУ «Баёрский лесхоз» за январь-сентябрь 2016 года потушено пожаров на территории площадью 514 гектаров.

Из информации Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству о лесных пожарах, произошедших в пожароопасный сезон 2016 года, произошло 68 пожаров.

Согласно докладной записке прокурора Чунского района в пожароопасный период 2016 года произошло 24 лесных пожара, которые осуществлялись более суток.

В судебном заседании представитель АУ «Баерский лесхоз» пояснила, что ОГАУ «Баёрский лесхоз» тушение лесных пожаров в темное время суток не осуществляется, так как законодательством, инструкцией по технике безопасности не предусмотрено тушение пожаров в темное время суток, в связи, с чем Пожарно-химические станции не обеспечены приборами, техникой искусственного освещения.

Таким образом, установлено, что причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток является отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности.

Однако данные доводы для освобождения от обязанности по тушению пожаров в темное время суток приняты быть не могут, поскольку Правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований приведенных норм законодательства, ответчиком ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории Чунского района Пожарно-спасательных станций техникой, оснащенной приборами искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток, в результате чего тушение лесных пожаров в темное время суток не производилось, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика по организации тушения лесных пожаров в темное время суток, является незаконным.

Ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантированно, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.

Указанное бездействие по тушению пожаров в темное время суток исключает надлежащую охрану лесного фонда Иркутской области, право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда.

Доводы ответчика о том, что в п. 651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ имеется запрет на использование человеческих сил при тушении лесного пожара в темное время суток, основан на ошибочном толковании закона, так как данным пунктом регламентирована доставка лесопожарных групп на лесные пожары и тушение пожаров в светлое время суток. В данном пункте говорится только о доставке, но не о тушении пожаров.

С доводами ответчика и третьих лиц о том, что отсутствует нормативно-правовая база, обязывающая укомплектовать Пожарно-химические станции оборудованием с искусственным освещением для тушения пожаров в темное время суток, суд не может согласиться, так как Правилами тушения пожаров определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации.

Предметом спора по настоящему делу является бездействие ответчика по осуществлению тушения лесных пожаров в темное время суток. Способом восстановления нарушенного права административным истцом выбрано возложение на ответчика обязанности тушить лесные пожары в темное время суток, с обеспечением искусственного освещения.

Поэтому доводы третьего лица о том, что истец не указал какая мера освещенности будет достаточной при тушении пожара для того, чтобы обеспечить безопасность работников, участвующих в тушении лесных пожаров в лесу в темное время суток, что в настоящее время отсутствуют установленные государственные стандарты (нормативы) относительно требований к оборудованию искусственного освещения, его наименованию, виду, количеству, не относятся к предмету спора.

При изложенных обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 177, 178, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Баёрский лесхоз» о признании незаконным бездействия ОГАУ «Баёрский лесхоз» выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Областное государственное автономное учреждение «Баёрский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца.

Председательствующий