Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,
при секретаре ЛЕБЕДЕВОЙ О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
административное дело № по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным отказа в подтверждение факта создания объекта недвижимости и о возложении обязанности решить вопрос о передаче в собственность земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным отказа в подтверждение факта создания объекта недвижимости и о возложении обязанности решить вопрос о передаче в собственность земельного участка.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о подтверждении факта застройки и фактического пользования участком под гаражом на две машины и погребом, построенным до ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ году его матери ФИО2, как работнику Хлебоприемного предпряития, был передан от предприятия в аренду под строительство жилого дома участок по адресу<адрес> площадью <данные изъяты>. На участке был фундамент под дом и гараж на две машины и погреб, поскольку предприятие для своих работником строило коттеджи и к ним гаражи с погребами. Указанный участок в ДД.ММ.ГГГГ был передан в аренду ему, с ним был заключен договора на возведение жилого дома, получено разрешение на строительство, все документы получались на дом, так как гаражи уже были построены. При этом при предоставлении земельного участка, данные гаражи уже находились в границах выделенного ему земельного участка. Однако впоследствии при признании права собственности на земельный участок за ним, решением суда право собственности было признано на земельный участок меньшей площадью, и гаражи оказались вне границ принадлежащего ему земельного участка. Вместе с тем, из имеющихся документов следует, что возведенный гараж на две машины и погреб были построены до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается техническим паспортом. На основании изложенного, просит признать незаконным отказ в подтверждение факта создания объекта недвижимости и возложить обязанность на Администрацию городского округа Кинель Самарской области решить вопрос о передаче ему в собственность земельного участка.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление за подписью главы Администрации городского округа Кинель Самарской области ФИО3 о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением на имя главы администрации городского округа Кинель Самарской области о подтверждении факта застройки и фактического использования земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, с целью дальнейшего его предоставления в соответствии с ч.8.1 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», в целях использования для гаражей (л.д.10).
Одним из основных принципов земельного законодательства, состоящего из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и изданных в соответствии с ними региональных актов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
С ДД.ММ.ГГГГ случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, в соответствии с подпунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что предоставление такого земельного участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлено право законодателя субъекта Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления земельных участков, а также основания для отказа в предоставлении земельных участков бесплатно.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в силу статей 10 и 72 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (Определения от 22 февраля 2012 г. № 523-О-О, от 25 февраля 2013 г. № 193-О, от 24 декабря 2013 г. № 2134-О, от 21 ноября 2013 г. № 1831-О и др.).
Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков в Самарской области определяются Законом Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», в частности статьей 9 указанного закона.
Так, частью 8.1 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» предусмотрено, что расположенный в границах населенного пункта в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 200 тысяч человек земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предусмотренный зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, на котором расположен созданный до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР» гараж или сарай, являющиеся объектами недвижимого имущества, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок. Предоставление в собственность гражданина (граждан) бесплатно земельного участка, указанного в абзаце первом настоящей части, осуществляется в пределах норм, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом, в силу пункта 1 части 3 статьи 10.5 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» для приобретения права собственности гражданина (граждан) на земельный участок в соответствии с частью 8.1 статьи 9 настоящего Закона необходимо, в том числе, заключение комиссии городского округа или муниципального района, подтверждающее создание на земельном участке гаража или сарая до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», а также фактическое пользование заявителем (заявителями) земельным участком.
Установлено, что Решением Думы городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о комиссии по вопросам подтверждения фактического пользования земельным участком и подтверждения создания на земельном участке жилого дома, сарая, гаража или бани.
Согласно разделу 3 Положения о комиссии по вопросам подтверждения фактического пользования земельным участком и подтверждения создания на земельном участке жилого дома, сарая, гаража или бани задачами комиссии является рассмотрение и разрешение вопросов по подтверждению создания фактической застройки на земельном участке и подтверждения фактического пользования земельным участком гражданами на территории городского округа Кинель в соответствии со ст.ст.ст.9, 10.2, 10.5 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле».
В силу пункта 3.2. указанного Положения для решения возложенных задач комиссия осуществляет следующие функции: принимает от граждан заявления об удостоверении факта застройки и пользования земельным участком до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. № «О собственности в СССР» согласно Приложению № (пункт 3.2.1.); рассматривает в рамках своей компетенции вопросы на заседаниях комиссии и принимает по ним решения в виде заключений (пункт 3.2.2.); выдает заявителю документ о принятом решении (пункт 3.2.3); систематизирует информацию, документы и материалы, представленные заявителями, относительно испрашиваемых земельных участков (пункт 3.2.4.).
В соответствии с пунктом 3.3. указанного Положения для осуществления своих функций комиссия вправе: рассматривать приложенный к заявлению обратившегося лица либо его представителя по нотариально удостоверенной доверенности пакет документов без участия заявителя (пункт 3.3.1); в случае необходимости запрашивать дополнительную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу (пункт 3.3.2); в установленный срок оформлять протоколы решения комиссии, готовить выписки из протокола в виде письменных заключений или извещений об отказе в выдаче заключения (пункт 3.3.3)..
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по вопросам подтверждения факта застройки и фактического использования земельного участка, рассмотрев представленные ФИО1 документы, отказала в подтверждение факта создания гаража на земельном участка до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», а также фактического пользования земельным участком площадью <данные изъяты>.м. под гараж по адресу: <адрес>.
Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1, комиссия сослалась на то, что согласно части 8.1. статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», расположенный в границах населенного пункта в пределах границ городских округов с численностью населения менее 200 тысяч человек земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предусмотренный зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, на котором расположен созданный до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР» гараж или сарай, являющиеся объектами недвижимого имущества, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Кинель Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 27.8.2015 № 577, и схемой функционального зонирования г.о. Кинель, указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1, в основных видах разрешенного использования которой недопустимо образование земельных участков «для объектов гаражного назначения».
Суд считает, что данное решение комиссии является законным и обоснованным в силу следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В соответствии с абз. 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Так, использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством РФ.
Исходя из указанных выше правовых норм, решение о подтверждении факта застройки и фактического использования земельного участка с целью его дальнейшего предоставления, может быть принято только в том случае, если земельный участок на котором расположено строение, соответствует зонированию территории, на котором расположен объект, о подтверждении факта застройки которого заявлено заинтересованным лицом.
Вместе с тем, с соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Кинель Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№, и схемой функционального зонирования г.о. Кинель, земельный участок, на котором расположен гараж, факт застройки которого и фактическое использование земельного участка которого просил установить ФИО1, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1, в основных видах разрешенного использования которой недопустимо образование земельных участков «для объектов гаражного назначения».
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что Комиссия по вопросам подтверждения факта застройки и фактического использования земельного участка, действуя в пределах полномочий, предусмотренных Положением о комиссии по вопросам подтверждения фактического пользования земельным участком и подтверждения создания на земельном участке жилого дома, сарая, гаража или бани, обоснованно и законно приняла решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о подтверждении факта застройки и фактического использования земельного участка с целью дальнейшего его предоставления в собственность бесплатно.
При этом следует учесть, что Закон Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» определяет именно случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, а не основания их предоставления, вытекающие из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 в части признания незаконным отказа в подтверждение факта создания объекта недвижимости и фактического использования земельного участка с целью дальнейшего его предоставления в соответствии с ч.8.1 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», не имеется, а потому в удовлетворении данных требований ФИО1 следует отказать.
При этом, не подлежат также удовлетворение требование ФИО1 о возложении обязанности на Администрацию городского округа Кинель Самарской области решить вопрос о передаче ему в собственность земельного участка под объектом недвижимости по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10.5 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» для приобретения права собственности гражданина (граждан) на земельный участок в соответствии с частью 8.1 статьи 9 настоящего Закона необходимо заключение комиссии городского округа или муниципального района, подтверждающее создание на земельном участке гаража или сарая до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», а также фактическое пользование заявителем (заявителями) земельным участком.
Однако как уже указывалось выше решением Комиссии по вопросам подтверждения факта застройки и фактического использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в подтверждение факта застройки и фактического использования земельного участка.
В удовлетворении требования ФИО1 о признании указанного решения Комиссии по вопросам подтверждения факта застройки и фактического использования земельного участка отказано, соответственно, отсутствуют основания для возложения обязанности на Администрацию городского округа Кинель Самарской области разрешить вопрос о передаче ФИО1 в собственность земельного участка площадью <данные изъяты>.м. под гараж.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований административного истца ФИО1 следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным отказа в подтверждение факта создания объекта недвижимости и фактического использования земельного участка с целью дальнейшего его предоставления в соответствии с ч.8.1 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» и о возложении обязанности решить вопрос о передаче в собственность земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий –