ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1607/20 от 18.02.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-75/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 февраля 2022 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Ооржак А.М., при секретаре судебного заседания Очур-оол А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Прокуратуре Республики Тыва, прокурору Республики Тыва ФИО16, начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2, Прокуратуре <адрес>, прокурору <адрес>ФИО15, заместителю прокурора <адрес>ФИО3, Избирательной комиссии Республики Тыва, Председателю Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО17, территориальной избирательной комиссии <адрес>, председателю территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО23 Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес>, начальнику Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>ФИО14 о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы в установленном порядке, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое ФИО1 к Прокуратуре Республики Тыва, прокурору Республики Тыва ФИО16, начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2, Прокуратуре <адрес>, прокурору <адрес>ФИО15, заместителю прокурора <адрес>ФИО3, Избирательной комиссии Республики Тыва, Председателю Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО17, территориальной избирательной комиссии <адрес>, председателю территориальной избирательной комиссии г. Кызыла , Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес>, начальнику Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>ФИО14 о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы в установленном порядке, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии <адрес>, председателя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО24 нарушающим права и законные интересы ФИО1, противоречащим положениям Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выразившееся в не обеспечении объективного, всестороннего рассмотрения ее жалобы от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать территориальную избирательную комиссию <адрес>, председателя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО25 устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения ее жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Обязать территориальную избирательную комиссию <адрес>, председателя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО26 сообщить в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу об его исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.М. Ооржак

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование, которого ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы в депутаты Верховного Хурала (парламент) Республики Тыва третьего созыва. Являясь кандидатом по центральному одномандатному избирательному округу от Либерально-демократической партии России (далее-ЛДПР), истец воспользовалась своим правом о назначении от имени кандидата и от имени партии ЛДПР членов комиссии с правом совещательного голоса. По факту многочисленных нарушений на избирательных участках по округу , а именно удаления членов комиссии с правом совещательного голоса, была направлена ДД.ММ.ГГГГ жалоба в прокуратуру Республики Тыва. ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2 жалоба была перенаправлена прокурору <адрес>ФИО8 Заместитель прокурора <адрес>ФИО4 жалобу перенаправила начальнику Управления Министерства внутренних дел России по <адрес> (далее- УМВД РФ по <адрес>) ФИО5, затем жалоба перенаправлена председателю Территориальной избирательной комиссии <адрес>, о чем было направлено уведомление истцу ДД.ММ.ГГГГ. в связи с отсутствием ответов от какого-либо из указанных органов власти в течение длительного времени истец направила в Прокуратуру Республики Тыва повторное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче официального ответа о результатах проверки жалобы. Исполняющим обязанности начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства ФИО19 повторное письмо перенаправлено прокурору <адрес>ФИО8 для рассмотрения по существу. На этом официальная переписка прекращена. Ни одного ответа по результатам проведенной проверки не имеется, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего время жалоба не рассмотрена, надлежащая проверка не проведена, контроль над исполнением жалобы не был установлен. Бездействие административных ответчиков, выразившееся в уклонении от надлежащего рассмотрения обращения является незаконным, а именно Прокуратура <адрес> и Прокуратура Республики бездействовали в немедленном надзорном реагировании на поступившее обращение, проявлено ущемление прав истца, так как ими применен формальный подход отписки и перенаправления самой жалобы, с целью избегания исполнения прямых полномочий по рассмотрению поступившей жалобы в надзорный орган. Кроме того, начальник ФИО2 не дала разъяснения со ссылкой на законодательство, с какой целью ее жалоба была перенаправлена в прокуратуру <адрес>, если жалоба была подана в надзорный орган Тувы по мероприятиям, касавшихся выборов регионального значения, а не городского. Также заместитель ФИО4 не дала разъяснения со ссылкой на законодательство, с какой целью ее жалоба была перенаправлена в УМВД РФ по <адрес>, поскольку данное формальное направление не поддается никакой логике. УМВД РФ по <адрес>, в нарушение п.6 ст. 8 Закона об обращении граждан направило жалобу на рассмотрение должностному лицу, чьи действия оспариваются, поскольку перенаправление жалобы запрещено действующим законодательством. Просит признать незаконным бездействия ответчиков, нарушающим права и законные интересы истца противоречащим положением Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее-Закон об обращении граждан»), Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», обязать устранить допущенные нарушения путем рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры России от 30.01.2013 №45, в течение десяти рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2, заместитель прокурора <адрес>ФИО4, начальник Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>ФИО5.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заменены административные ответчики заместитель прокурора <адрес>ФИО6, начальник Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>ФИО5 на надлежащих административных ответчиков - заместителя прокурора <адрес>ФИО7, начальника Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>ФИО14.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заменен административный ответчик - прокурор <адрес>ФИО8 на надлежащего административного ответчика – прокурора <адрес>ФИО15.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заменен административный ответчик председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО9-ооловна на надлежащего административного ответчика – ФИО29.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заменены административные ответчики прокурор Республики Тыва ФИО11, на надлежащих административных ответчиков – исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва ФИО16, председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО28 на ФИО13.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заменены административные ответчики Председатель Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО12 на надлежащих административных ответчиков – ФИО17, председатель территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО13 на ФИО27.

В судебном заседании помощник прокурора Республики Тыва ФИО20, действующая по доверенности, с административным иском не согласилась, пояснив, что обращения истца не содержали данных, свидетельствующих о том, что заявитель ранее обращался по изложенным в них вопросам, перенаправление обращений правомерно. Непринятие мер прокурорского реагирования по обращению заявителя не нарушает требования действующего законодательства и не препятствует ей в дальнейшем защите предполагаемого права в судебном или ином предусмотренном законом порядке. Решения о перенаправлении обращений приняты в сроки, и не противоречат положениям Закона об обращении граждан, Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры России, права заявителя не нарушают. Ответы заявителю подписаны ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, при этом, факты получения оспариваемых ответов заявителем не оспариваются. Заявителем, какие конкретно неблагоприятные последствия для нее повлекло направление ее обращений для рассмотрения по существу в прокуратуру <адрес> не указаны, доказательств не представлены. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Помощник прокурора <адрес>ФИО21, действующая по доверенности, с административным иском не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, поддержав возражение, пояснила, что обращение ФИО1 содержало сведения о незаконном удалении из помещений УИК ,13,14 членов комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей, назначенных региональным отделением партии ЛДПР и заявителя. Жалоба в соответствии со ст. 8 Закона об обращении граждан ДД.ММ.ГГГГ направлена для рассмотрения в УМВД РФ по <адрес>, затем перенаправлена в Территориальную избирательную комиссию <адрес> (далее – ТИК <адрес>), в данном случае ТИК <адрес> жалоба по существу не рассмотрена, мотивированный ответ не дан, тем сам нарушен порядок обращения в соответствии с законодательством, за что председатель ТИК <адрес>ФИО9 привлечена к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Административный истец ФИО1 просила рассмотреть дело без ее участия.

Административные ответчики - прокурор Республики Тыва ФИО16, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2, прокурор <адрес>ФИО15, заместитель прокурора <адрес>ФИО3, представители Избирательной комиссии Республики Тыва, председатель Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО17, Территориальной избирательной комиссии <адрес>, председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес>-оол А.А., начальник Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>ФИО14 не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств не представили, в связи с чем, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Министерства внутренних дел России по г.Кызылу ФИО30., действующая по доверенности, ранее в суд предоставила ходатайство о прекращении производства по делу, так как после проведения проверки, обращение истца, зарегистрированное в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ направлено В ТИК <адрес> для рассмотрения по существу, соответствующее уведомление в адрес заявителя направлено ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ) предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8); запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (часть 6 статьи 8).

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Заявления, жалобы, иные обращения, поступающие в органы прокуратуры, рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция), обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению; по результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению, об оставлении без разрешения, о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры, о направлении в другие органы, о прекращении рассмотрения обращения, о приобщении к ранее поступившему обращению, о возврате заявителю.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5 Инструкции). При этом, запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (пункт 3.7 Инструкции).

Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено. Такой запрет установлен пунктом 3.7 Инструкции, согласно которому запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Как следует из материалов дела, установлено судом, в соответствии с удостоверением ФИО1 зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Центральному одномандатному избирательному округу , выдвинутым избирательным объединением Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России.

ДД.ММ.ГГГГ прокурору Республики Тыва ФИО11 обратилась кандидат по центральному одномандатному избирательному округу от ЛДПР ФИО1 с жалобой, по факту многочисленных нарушений на избирательных участках по округу , в ходе проведения выбора в депутаты Верховного Хурала Республики Тыва третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ, а именно удаления членов комиссии с правом совещательного голоса, без решения суда.

Начальником отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ жалоба была перенаправлена прокурору <адрес>ФИО8, с отметкой «сообщить о результатах рассмотрения заявителя и прокуратуру Республики в установленный законом срок».

Заместителем прокурора <адрес>ФИО4ДД.ММ.ГГГГ жалоба перенаправлена начальнику УМВД РФ по <адрес>ФИО5 для рассмотрения, с отметкой «проинформировать о результатах рассмотрения заявителя и прокуратуру города». Ответ направлен заявителю по месту жительства.

Согласно уведомлению начальника УМВД РФ по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жалоба перенаправлена председателю Территориальной избирательной комиссии <адрес>. Уведомление направлено заявителю под по адресу: <адрес>, д. ?, <адрес>.

Поскольку ответов из указанных органов власти в течение длительного времени не последовало, административный истец направила в Прокуратуру Республики Тыва повторное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче официального ответа о результатах проверки жалобы.

Исполняющим обязанности начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ повторное письмо перенаправлено прокурору <адрес>ФИО8 о неполучении ответов на обращения из прокуратуры <адрес>, УМВД РФ по <адрес>, для рассмотрения по существу, а также заявителю ФИО1 по месту жительства.

Судом установлено, что решениями заместителя прокурора <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО1 о не поступлении ответов из прокуратуры <адрес>, УМВД РФ по <адрес> на ее жалобу от ДД.ММ.ГГГГ о незаконном удалении из помещений УИК ,13,14 членов комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей, назначенных региональным отделением партии ЛДПР и заявителя назначена проверка.

Согласно ответам на требования прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, , УМВД РФ по <адрес> сообщает о том, что обращение ФИО1 по данному факту зарегистрировано в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается журналом учета подготовленных несекретных материалов . В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», направлено за исх. от ДД.ММ.ГГГГ председателю ТИК <адрес>. Уведомления заявителю направлены ДД.ММ.ГГГГ.

Данные доводы о перенаправлении обращений ФИО1 в ТИК <адрес>, подтверждаются объяснениями ФИО22 (оперуполномоченного УМВД РФ по <адрес>), ответом Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разносной книге №ДД.ММ.ГГГГ УМВД РФ по <адрес> материалы проверки от ДД.ММ.ГГГГ за исх. получены секретарем ТИК <адрес>-оол Л.Ш., о чем ею дано соответствующее объяснение, в котором указано, что жалобу ФИО1 вложила в файл и оставила на столе, для того чтобы председатель ответила и отправила ответ.

Согласно объяснению председателя ТИК <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, направленную УМВД РФ по <адрес> не получала. Заявление направили ДД.ММ.ГГГГ, когда уже выборы депутатов в Верховный Хурал Республики Тыва прошли, итоги подведены, все документы, касающиеся выборов, сданы в Избирательный комитет Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проведенной проверки установлено, что нарушен порядок, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ, а именно в данном случае Территориальной избирательной комиссией <адрес> не рассмотрена жалоба на решения и действия нижестоящих комиссий и не приняты по жалобе мотивированные решения, в связи с чем, ответ по существу всех поставленных вопросов дан не был. По данным выявленным нарушениям в отношении председателя ТИК <адрес>ФИО9 возбуждено административное производство по ст. 5.59 КоАП РФ, председателю Избирательного комитета Республики Тыва ФИО12 подготовлено представление об устранении нарушений требований закона и направлено для согласования в прокуратуру Республики Тыва. Ответ по проведенной проверке от ДД.ММ.ГГГГж-2019 направлено по месту жительства заявителя, а также исполняющему обязанности начальника отдела за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва.

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО9-ооловна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и назначено ей наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Изучив материалы проверки, суд приходит к выводу, что действия прокурора Республики Тыва ФИО16, начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2, прокурора <адрес>ФИО15, заместителя прокурора <адрес>ФИО3 по перенаправлению жалобы в прокуратуру <адрес>, уполномоченному рассматривать такие жалобы, согласуются с вышеприведенными положениями закона и инструкции, оснований для признания незаконными бездействия прокуратуры Республики Тыва, выразившееся в отсутствии контроля над исполнением заявления от ДД.ММ.ГГГГФИО1, а также по перенаправлению жалобы ФИО1 в прокуратуру <адрес>, в дальнейшем начальнику УМВД РФ по <адрес>ФИО14, не имеется.

Кроме того, по смыслу Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", оценка характера нарушения, степени его влияния на общество, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ от применения этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры.

Оценка действий (бездействия) прокурора по осуществлению его права на применение либо неприменение мер прокурорского реагирования не входит в компетенцию суда. В противном случае это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов.

Таким образом, в целом проверка и соответствующие ответы на обращения были разрешены в установленные сроки, на основании Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации".

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», жалоба направлена за исх. от ДД.ММ.ГГГГ председателю ТИК <адрес>, в установленный законом месячный срок, соответствующие уведомления заявителю направлены УВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, каких-либо нарушений со стороны административных ответчиков Прокуратуры Республики Тыва, прокурора Республики Тыва ФИО16, начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2, Прокуратуры <адрес>, прокурора <адрес>ФИО15, заместителя прокурора <адрес>ФИО3, Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>, начальникаУправления Министерства внутренних дел России по <адрес>ФИО14 не установлено, материалами дела опровергается.

Вместе с тем, в результате проверки установлены нарушения порядка, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ со стороны Территориальной избирательной комиссии <адрес>, а именно, поступившая жалоба ФИО1 из УМВД РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. получена секретарем ТИК г. Кызыла ФИО31., при этом, жалоба председателем ФИО9 не рассмотрена, мотивированный ответ не предоставлен, что подтверждается объяснением самого председателя.

Кроме того, доводы председателя ФИО9 о том, что жалобу не получала, опровергаются материалами дела, ее вина установлена постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. «а,з» ч. 9 ст. 26 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Так, в соответствии со ст. 239 КАС РФ избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие их избирательные права, а члены избирательной комиссии - нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Поскольку соответствующая жалоба в Избирательную комиссию Республики Тыва, Председателю Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО17 не направлялась, материалами дела не доказано нарушение прав административного истца бездействием (действием) данных административных ответчиков, то правовых оснований для удовлетворения требований к ним не имеется.

Вместе с тем, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая вышеприведенные обстоятельства, требования административного иска к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, председателю Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО32 (после ФИО9) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы в установленном порядке, возложении обязанности устранить допущенные нарушения обоснованы, подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое ФИО1 к Прокуратуре Республики Тыва, прокурору Республики Тыва ФИО16, начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва ФИО2, Прокуратуре <адрес>, прокурору <адрес>ФИО15, заместителю прокурора <адрес>ФИО3, Избирательной комиссии Республики Тыва, Председателю Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО17, территориальной избирательной комиссии <адрес>, председателю территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО33, Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес>, начальнику Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>ФИО14 о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы в установленном порядке, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии <адрес>, председателя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО34 нарушающим права и законные интересы ФИО1, противоречащим положениям Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выразившееся в не обеспечении объективного, всестороннего рассмотрения ее жалобы от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать территориальную избирательную комиссию <адрес>, председателя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО35 устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения ее жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Обязать территориальную избирательную комиссию <адрес>, председателя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла ФИО36 сообщить в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу об его исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 09 марта 2022 года (с учетом нерабочих, праздничных дней).

Судья А.М. Ооржак