ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1608/20 от 30.06.2020 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-1608/20

22RS0011-02-2020-001364-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Яркович Н.Г.

при помощнике судьи Абдулиной Ю.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Отделу судебных приставов по г.Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, судебному приставу-исполнителю ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, начальнику отдела- старшему судебному приставу ФИО3 об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском в котором указала, что *** ею был направлен по почте исполнительный лист о взыскании в ее пользу с ФИО4 суммы <данные изъяты> коп. В адрес взыскателя не было направлено или иным путем сообщено о принятии ее исполнительного документа к исполнению и возбуждении исполнительного производства, либо об отказе в принятии исполнительного документа. Административный истец просила признать незаконным бездействие должностных лиц ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районов, выразившиеся в не сообщении взыскателю о результатах рассмотрения ее заявления о принятии исполнительного документа или об отказе в принятии, о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении, обязать устранить указанные нарушения.

В последствии административный истец обратилась с уточненным административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО2 и ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам, выразившееся в не уведомлении взыскателя о вынесенном ею *** постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня. Признать незаконными действия ответчиков по направлению постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного *** в адрес взыскателя через 42 дня.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ФИО2, Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, начальник отдела -старший судебный пристав- ФИО3, в качестве заинтересованного лица привлечена старший специалист 2 разряда ОСП по г. Рубцовску, Егорьевского и Рубцовского районов ФИО5

В судебном заседании административный истец отсутствовала, была надлежаще извещена.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указала, что в ОСП по г. Рубцовску, Егорьевского и Рубцовского районам *** поступил исполнительный лист о взыскании с ФИО4 суммы <данные изъяты> руб. в пользу ФИО6 *** было возбуждено исполнительное производство. *** копия постановления о возбуждении исполнительного производства была включена в реестр и передана в канцелярию для отправления взыскателю и должнику. В виду острой нехватки конвертов и марочной продукции в ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена в адрес ФИО6 только ***. Поскольку в Отделе не хватает конвертов и марочной продукции для отправки почтовой корреспонденции, руководство Отдела регулярно направляют в УФССП по Алтайскому краю служебные записки о дополнительном выделении не маркированных конвертов и марочной продукции. В настоящее время постановление о возбуждении исполнительного производства административным истцом получено, задолженность по исполнительному производству фактически оплачена в полном объеме путем зачета встречных обязательств и обращения взыскания на платежи по испол.производствам, по которым ФИО6 является должником, постановление об окончании исполнительного производства не вынесено причине технической работы системы АИС, в ближайшие дни постановление об окончании испол.производства будет вынесено. Так же указала, что если в заявлении о принятии исполнительного документа на исполнение, заявитель указывает телефон, то они могут позвонить и сообщить о возбуждении испол.производства, но это не является их обязанностью, в заявлении ФИО6 свой телефон не указала. Просила в удовлетворении требований отказать.

Административные ответчики представитель ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в судебном заседании отсутствовали, были надлежаще извещены.

Административный ответчик начальник отдела- старший судебный пристав ФИО3 в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен.

Заинтересованное лицо старший специалист 2 разряда ОСП по г. Рубцовску, Егорьевского и Рубцовского районов ФИО5 в судебном заседании отсутствовала, была надлежаще извещена, представила письменные пояснения, в которых указала, что в канцелярию *** поступило постановление о возбуждении исполнительного производства для отправки в адрес взыскателю ФИО6 *** ею был сформирован реестр отправки почтовой корреспонденции . Так как в ОСП отсутствовала марочная продукция, фактически отправить указанное постановление не представилось возможным. марочная продукция поступила в Отдел ***, данное постановление было передано в отделение почты России ***.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав административного ответчика, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу частей 1, 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон "Об исполнительном производстве") задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.».

В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судом установлено, что на основании исполнительного документа серии ВС от ***, выданного Рубцовским городским судом ***, поступившего в ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам ***, судебным приставом-исполнителем ФИО2 *** было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника ФИО4, предмет исполнения: взыскание суммы <данные изъяты>., в пользу взыскателя ФИО6

*** данное исполнительное производство было объединено в сводное исполнительное производство -СД.

*** вынесено постановление о зачете встречных обязательств, после чего задолженность по исполнительному производству -ИП составила <данные изъяты> руб.

Как следует из пояснений административного ответчика, на момент рассмотрения административного дела задолженность отсутствует, постановление об окончании исполнительного производства -ИП будет вынесено в ближайшие дни.

Согласно п.п. 1,7,8,17 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

*** судебным приставом - исполнителем ФИО2 копия постановления о возбуждении исполнительного производства от *** была передана в канцелярию, и *** был сформирован реестр отправки почтовой корреспонденции, что подтверждается копией реестра, скриншотом, письменными пояснениями старшого специалиста 2 разряда ОСП по г. Рубцовску, Егорьевского и Рубцовского районов ФИО5

Поскольку в ОСП по г. Рубцовску, Егорьевского и Рубцовского районам отсутствовала марочная подукция и конверты, начальником отдела- старшим судебным приставом ФИО3 направлялись в УФССП по Алтайскому краю служебные записки от *** о дополнительном выделении немаркированных конвертов и марочной продукции на апрель ***, от *** о дополнительном выделении немаркированных конвертов и марочной продукции на второй квартал 2020.

Марочная продукция и конверты поступили в Отдел ***, и *** в адрес взыскателя была направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ***, которая была получена взыскателем, что следует из уточненного административного иска.

Таким образом, судебным приставом-исполнителем копия постановления от *** своевременно была передана в канцелярию для отправления в адрес взыскателя ФИО6 Данная корреспонденция была отправлена взыскателю только *** по не зависящим от судебного пристава - исполнителя и должностных лиц ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам, причинам.

Учитывая изложенное, суд приходит к вводу, что нарушение требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с несвоевременным направлением постановления о возбуждении исполнительного производства от *** в адрес взыскателя ФИО6 имело место быть. Вместе с тем, данное нарушение было вызвано по причинам, не зависящим от действий судебного пристава-исполнителя ФИО2 либо иных должностных лиц ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому района. В условиях острой нехватки марочной продукции и конвертов в ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам старшим судебным приставом ФИО3 принимались все зависящие от него меры, направлялись служебные записки в УФССП по АК о дополнительном выделении немаркированных конвертов и марочной продукции. По поступлению марочной продукции и конвертов ***, постановление о возбуждении исполнительного производства от *** было направлено *** в адрес взыскателя, и на момент рассмотрения дела ею получено.

Суд полагает, что административным истцом в данном случае защищается формальное право на своевременное получение постановления о возбуждении исполнительного производства, которое фактически уже в полном объеме восстановлено получением указанного постановления. При этом, право на обжалование постановления от *** административного истца нарушено не было, поскольку такое право она вправе реализовать в течение десяти дней с момента получения постановления.

В соответствии со статьей 6.1 Закона ФССП России ведется банк данных исполнительных производств в электронном виде, который размещен на официальном сайте ФССП России.

В банке данных исполнительных производств можно получить информацию о наличии возбужденных исполнительных производств в отношении физических, так и юридических лиц, в том числе оконченных с актом о невозможности взыскания.

В соответствии с приказом ФССП России от 12.05.2012 N 248 "Об утверждении Порядка банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов" сведения (документы) вносятся в банк данных Федеральной службой судебных приставов по месту их получения (формирования), в течение одного дня с момента их поступления (формирования).

Таким образом, заявитель имела возможность узнать о возбуждении исполнительного производства с официального сайта ФССП России, на котором содержится общедоступная информация о возбуждении исполнительных производств.

Федеральным законом "Об исполнительном производстве" не возложена обязанность на судебного пристава-исполнителя доводить до сведения взыскателя о возбуждении исполнительного производства посредством телефонной связи. Кроме того, в заявлении о принятии на исполнение исполнительного документа, взыскателем ФИО6 ее номер телефона указан не был.

Административный истец не предоставила доказательств в подтверждение того, какие права ее нарушены вследствие несвоевременного получения постановления от ***, не указала, какие неблагоприятные последствия для нее наступили вследствие этого, и как она видит восстановление своих нарушенных прав удовлетворением ее административных требований. При этом, суд учитывает, что на момент рассмотрения административного дела задолженность по исполнительному документы отсутствует.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, так как права взыскателя восстановлены получением постановления о возбуждении исполнительного производства, исполнительный документ исполнен в полном объеме, несвоевременное получение постановления от *** взыскателем не повлекло для нее каких-либо неблагоприятных последствий, в отсутствии установленной вины должностных лиц ОСП по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам, суд, с учетом положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Н.Г. Яркович

мотивированное решение 02.07.2020