ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1608/2018 от 22.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-1608/2018

РЕШЕНИЕ

по административному делу

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Воробьевой А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным бездействия Департамента бюджета и финансов Смоленской области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Департамента бюджета и финансов Смоленской области (далее по тексту решения – Департамент), указав в обосновании исковых требований следующее.

В Департамент бюджета и финансов Смоленской области было направлено заявление о выплате на основании исполнительного листа ВС путем перечисления на расчетный счет представителя истца.

Департаментом в ПАО Сбербанк было направлено платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ, которое было возвращено банком с связи с несоответствием наименования получателя расчетному счету.

Оформляя платежное поручение, сотрудник Департамента указал расчетный счет представителя истца ФИО2 и наименование получателя ФИО1, что повлекло невозможность исполнения банком.

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ Департамент уведомил об отказе в выплате на реквизиты представителя истца.

Действия Департамента противоречат нормам п.3 ч.20 ст.30 ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ст.54 ГПК РФ, ч.2, п.4 ч.3 ст.57 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Просит суд признать бездействие Департамента бюджета и финансов Смоленской области по исполнению требований исполнительного листа ВС по делу незаконным.

В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО3, действуя в порядке передоверия от ООО «Юрком», поддержал административный иск.

Представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области ФИО4 административный иск не признал, поддержал письменные возражения.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие (ч.5 ст.38 КАС РФ).

В частности, в силу п.3 ч.2 ст.5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

В соответствии см ост.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления (ч.1 ст.428 ГПК РФ).

В силу Положения о Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, утвержденного Администрацией Смоленской области 16.05.2008 № 300, Департамент бюджета и финансов Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, обеспечивающим реализацию единой финансовой и бюджетной политики на территории Смоленской области и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Смоленской области. Департамент является финансовым органом Смоленской области.

Департамент организует исполнение судебных актов и решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства областных государственных бюджетных учреждений и областных государственных автономных учреждений, лицевые счета которых открыты в Департаменте, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.2.82 Положения).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в МО «Руднянский район» выдан исполнительный лист серия ВС на взыскание со Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог» в пользу ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдал доверенность, которой предоставил полномочия гражданам ФИО2, ФИО5 и ООО «Юрком» представлять его интересы в судах, в том числе, – право предъявления исполнительного документа к взысканию, участие в исполнительном производстве с правом получения присужденных денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО1 ФИО2 в Департамент бюджета и финансов Смоленской области подано заявление о выплате по исполнительному листу серия ВС .

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ Департамент бюджета и финансов Смоленской области уведомил представителя взыскателя о возврате исполнительного документа на основании пп.е п.3 ч.20 ст.20 ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ в связи с тем, что банковские реквизиты взыскателя в заявлении указаны неверно.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами.

Согласно ч.1 ст.30 ФЗ РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно ч.2 ст.242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Судом установлено, что в поданном представителем ФИО6 заявлении содержалась просьба перечислить денежные средства на расчетный счет в Допофисе <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в Смоленское отделение Сбербанка направлено платежное поручение на перечисление ФИО1 денежных средств по исполнительному листу ВС на указанный в заявлении счет .

Платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ было возвращено Банком по причине несоответствия наименования получателя расчетному счету.

Департаментом в адрес представителя ФИО1 по указанному в заявлении адресу направлено уведомление об уточнении реквизитов счета взыскателя.

Представитель административного истца не отрицал получение указанного уведомления.

Уточненные реквизиты в Департамент представителем взыскателя сообщены не были.

Как пояснил суду представитель административного истца, в заявлении были указаны реквизиты счета представителя ФИО1 – ФИО2, что позволяло Департаменту исполнить требования исполнительного документа путем перечисления денежных средств на счет представителя взыскателя.

Между тем, судом бесспорно установлено, что в заявлении помимо номера счета и наименования дополнительного офиса банка какие-либо реквизиты счета не содержались.

В соответствии с Приложением 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" наименование получателя (для физического лица - Ф.И.О.) является обязательным реквизитом платежного поручения.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017, разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрена возможность перечисления денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, присужденных гражданину, на банковский счет его представителя, поскольку участником рассматриваемых правоотношений является именно взыскатель. При этом данное обстоятельство не лишает представителя взыскателя возможности получения денежных средств с банковского счета взыскателя при наличии соответствующих полномочий, указанных в доверенности (п.34).

Таки образом, получив заявление представителя взыскателя, Департамент в соответствии с требованиями действующего закона направил в банк платежное поручение с указание реквизитов счета взыскателя, которые были приведены в данном заявлении, а по получении из банка не исполненного платежного поручения предложил представителю взыскателя уточнить реквизиты банковского счета взыскателя.

В соответствии с ч.3.2 ст.242.1 БК РФ основаниями для возврата взыскателю или в суд документов, поступивших на исполнение, являются невозможность перечисления денежных средств по реквизитам банковского счета, указанного взыскателем и (или) судом в исполнительном документе, и отсутствие в течение 30 дней со дня направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя.

Также согласно пп.е ч.3 ст.20 названного Закона основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: неверное указание в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя.

При этом возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4 ст.242.1 БК РФ).

С учетом изложенного, суд находит, что оспариваемые действия (бездействие) Департамента бюджета и финансов Смоленской области соответствуют требованиям закона; основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным бездействия Департамента бюджета и финансов Смоленской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2018.