Дело № 2а-160/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 08 августа 2018 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой В.А.,
при секретаре Васильевой Ю.Л.,
с участием административного истца Тукалевского Ю.И.,
представителя административных истцов Норина О.А., Гильц Э.И., Тукалевского И.Ю., Тукалевской М.И., Нориной Е.А., Патрушевой М.Ю. -Тукалевской Н.Ю., действующей на основании доверенностей № от 23 ноября 2017 года и,
№ от 7 мая 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по административным искам Норина О. А., Гильц Э. И., Тукалевского И. Ю., Тукалевского Ю. И., Тукалевской М. И., Нориной Е. А., Патрушевой М. Ю. к Министерству сельского хозяйства Тверской области, Министру сельского хозяйства Тверской области Мигулеву П. И., Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области о признании незаконными бездействия и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод, а также препятствия к их осуществлению,
У С Т А Н О В И Л:
В Торопецкий районный суд Тверской области из Московского районного суда города Твери для рассмотрения по подсудности поступили административные дела по административному исковому заявлению Норина О. А., Гильц Э. И., Тукалевского И. Ю., Тукалевского Ю. И., Тукалевской М. И., Нориной Е. А., Патрушевой М. Ю. к Министерству сельского хозяйства Тверской области, Министру сельского хозяйства Тверской области Мигулеву П. И., Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области о признании незаконными бездействия и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод, а также препятствия к их осуществлению и по административному иску Тукалевского И. Ю. к Министерству сельского хозяйства Тверской области, Министру сельского хозяйства Тверской области Мигулеву П. И., Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области о признании незаконными бездействия и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод, а также препятствия к их осуществлению.
Административный истец Тукалевский И.Ю. обратился в суд с административным иском к Министерству сельского хозяйства Тверской области, Министру сельского хозяйства Тверской области Мигулеву П. И., Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области о признании незаконными:
- бездействие Территориальной комиссии по заявлению от 18 июня 2013 года исх. №90;
- ответ за подписью Министра сельского хозяйства Тверской области от 15 июля 2013 года;
- ответ с отказом в предоставлении списка членов Территориальной комиссии от 05 августа 2013 года;
- бездействие в виде неполучения почтой Заявления от 22 августа 2013 года исх. № 118;
-бездействие Территориальной комиссии в виде не рассмотрения в установленный срок и действия в виде нарушения срока рассмотрения документов: Заявления от 14 октября 2013 года - ответ от 18 февраля 2014 года, исх. № 563;
- отказ Территориальной комиссии, выраженный в ответе от 18 февраля 2014 года, исх. № 563;
- бездействие Министра сельского хозяйства Тверской области в отсутствие ответа на письма от СППК «Бончаровский» от 24 июня 2013 года, исх. № 95;
-бездействие Министерства сельского хозяйства в отсутствие информационной помощи при улучшении финансового состояния кооператива в 2014 году в ответ на письмо от 09 июня 2014 года, исх. № 87 ;
- отказ Территориальной комиссии, решение № 2 от 19 мая 2014 года;
- отказ Территориальной комиссии во вступлении в программу финансового оздоровления, выраженный в письме №5047 от 24 декабря 2014 года;
- бездействие Министра сельского хозяйства в отсутствии ответов на письма: № 31 от 10 ноября 2016 года, № 32 от 14 ноября 2016 года, № 30 от 01 апреля 2017 года и письмо в ГП РФ № 35 от 19 мая 2017 года и обязании административных ответчиков устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод, а также препятствия к их осуществлению.
В обоснование иска административный истец указал, что СППК «Бончаровский» был учрежден 2 ноября 2007 года. Виды деятельности кооператива: переработка молока и производство сыра. Для развития своей деятельности кооператив взял несколько кредитов, а поручителем выступил КоопХоз «Есфирь» и учредители. СППК «Бончаровский» исправно выплачивал Россельхозбанку денежные суммы в соответствии с кредитным договором. Основная выручка в СППК «Бончаровский» поступала от торговли на ярмарках выходного дня в г. Москве. С начала 2013 года основные ярмарки правительством Москвы были или закрыты, или перенесены в менее выгодные с точки зрения торговой выручки места. С февраля 2013 года СППК «Бончаровский» из-за потери рынка сбыта не смог в полной мере исполнять принятые на себя обязательств по кредитному договору с банком руководством было принято решение обратиться за помощью и содействием к Министерству сельского хозяйства Тверской области и Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако административными ответчиками были допущены нарушения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О мерах по предупреждению банкротства организаций» и ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что способствовало и привело к банкротству организации.
Административные истцы Норин О.А., Гильц Э.И., Тукалевский И.Ю., Тукалевский Ю.И., Тукалевская М.И., Норина Е.А., Патрушева М.Ю. обратились в суд с административным иском к Министерству сельского хозяйства Тверской области, Министру сельского хозяйства Тверской области Мигулеву П. И., Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области о признании незаконными:
- бездействие Территориальной комиссии по их заявлению от 18 июня 2013 года;
- ответ за подписью Министра сельского хозяйства Тверской области от 15 июля 2013 года;
- ответ с отказом в предоставлении списка членов Территориальной комиссии от 05 августа 2013 года;
- бездействие в виде неполучения почтой Заявления от 22 августа 2013 года исх. № 118;
- бездействие Территориальной комиссии в виде не рассмотрения в установленный срок и действия в виде нарушения срока рассмотрения документов: Заявления от 14 октября 2013 года - ответ от 18 февраля 2014 года, исх. № 563;
- отказ Территориальной комиссии, выраженный в ответе от 18 февраля 2014 года, исх. № 563;
- бездействие Министра сельского хозяйства Тверской области в отсутствие ответа на письма от СППК «Бончаровский» от 24 июня 2013 года, исх. № 95;
-бездействие Министерства сельского хозяйства в отсутствие информационной помощи при улучшении финансового состояния кооператива в 2014 году в ответ на письмо от 09 июня 2014 года, исх. № 87;
- отказ Территориальной комиссии, решение № 2 от 19 мая 2014 года;
- отказ Территориальной комиссии во вступлении в программу финансового оздоровления, выраженный в письме №5047 от 24 декабря 2014 года;
- бездействие Министра сельского хозяйства в отсутствии ответов на письма: № 31 от 10 ноября 2016 года, № 32 от 14 ноября 2016 года, № 30 от 01 апреля 2017 года и письмо в ГП РФ № 35 от 19 мая 2017 года и обязании административных ответчиков устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод административных истцов, а также препятствия к их осуществлению.
Свои требования административные истцы мотивировали тем, что СППК Бончаровский был учрежден 2 ноября 2007 года. Виды деятельности кооператива: переработка молока и производство сыра. Для развития своей деятельности кооператив взял несколько кредитов, а поручителем выступил КоопХоз «Есфирь» и учредители. До июля 2013 года СППК «Бончаровский» исправно выплачивал Россельхозбанку денежные суммы в соответствии с кредитным договором. Основная выручка в СППК «Бончаровский» поступала от торговли на ярмарках выходного дня в г. Москве. Но с начала 2013 года основные ярмарки правительством Москвы были или закрыты, или перенесены в менее выгодные с точки зрения торговой выручки места, и в конце февраля 2013 года СППК «Бончаровский» столкнулся из-за серьезной потери сбыта с проблемой исполнения взятых на себя обязательств по кредитному договору с банком. Предпринятые в срочном порядке меры и различные действия по увеличению возможности сбыта продукции в других местах и увеличению торговой выручки успеха не принесли. К середине весны 2013 года стало понятно, что самостоятельно справиться с создавшимся положением в обозримые сроки не удастся. Понимая, что в одиночку с создавшимся положением СППК «Бончаровский» не может справиться, его руководством было принято решение обратиться за помощью и содействием к Министерству сельского хозяйства Тверской области и Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О мерах по предупреждению банкротства организаций» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Однако ответчики не только не приняли своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, но и активно ему способствовали. В результате КоопХоз «Есфирь», как поручитель за СППК «Бончаровский», признан банкротом, в отношении СППК «Бончаровский» введено конкурсное производство и он также признан банкротом, учредители этих организаций, как поручители по кредитам, стали финансовыми рабами и находятся в полной кабале, за границу поехать они не смогут, поскольку на них заведено исполнительное производство. Разрушена работа организаций, поставлен полный блок на предпринимательскую деятельность и нормальную жизнь, произошла полная парализация жизни, и все долги также будут перенесены на детей и внуков.
Полагают, что административными ответчиками допущены нарушения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О мерах по предупреждению банкротства организаций» и ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что способствовало и привело к банкротству организации.
Определением суда от 19 июля 2018 года данные административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. Объединенному дело присвоен номер 2а-160/2018.
Административные истцы - Норин О.А., Гильц Э.И., Тукалевский И.Ю., Тукалевская М.И., Норина Е.А., Патрушева М.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела не заявляли.
В судебном заседании 24 июля 2018года представитель административного истца Тукалевского И.Ю. - Тукалевская Н.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по изложенным в нем доводам, и представила заявление о внесении дополнений в исковое заявление и уточнение исковых требований, указав, что 14 ноября 2016 года СППК «Бончаровский» направил письмо губернатору Тверской области №30, в котором указано, что все попытки реструктуризировать задолженность перед банком путем участия в программе финансового оздоровления сельхозпроизводителей не имели успеха и в настоящее время в Арбитражном суде Тверской области рассматривается заявление о банкротстве СППК «Бончаровский». В письме указано, что со своей стороны учредители кооператива способны выполнить поставленную цель губернатора по созданию в частности, в Торопецком районе Тверской области хотя бы небольшого агропромышленного сектора. Главная цель письма избежать банкротства, сохранить рабочие места, выплатить кредиты и обеспечить развитие сельскохозяйственной кооперации. О действиях по предотвращению банкротства и взаимодействию с губернатором Тверской области было сообщено в Арбитражный суд Тверской области, рассматривающий исковое заявление АО «Россельхозбанк» о банкротстве СППК «Бончаровский» (Дело №А66-4973/2016). На данное письмо не было ответа, таким образом административным ответчиком (Министром сельского хозяйства) был нарушен п. 2 ст. 30 закона №127-ФЗ «О банкротстве», согласно которому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Данное письмо было проигнорировано ответчиком, также как и последующее письмо ( № 31) с вопросом о том, будут ли направленные письма рассмотрены по существу. После того, как ответ на письмо №31 не последовал, СППК «Бончаровский» был вынужден обратиться в Генеральную прокуратуру. После обращения в Генпрокуратуру, ответчиком - Министром сельского хозяйства Тверской области Мигулевым П.И. было направлено письмо о продлении срока рассмотрения обращения до 5 сентября 2017 года. С учетом установленного срока рассмотрения заявления 30 дней, а также длительности прохождения ответов почтой, административный истец ожидал ответа до конца сентября - середины октября 2017 года. В ноябре 2017 года было вынесено решение арбитражного суда о банкротстве кооператива.
Согласно Конституции Российской Федерации - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п.2 ст.8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории соответствующей территории (п.1 ст.9). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п.1 ст.34). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п.2 ст.35). Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п.1 ст.37 Конституции).
С целью реализации указанных конституционных прав, истец вошел в состав учредителей СППК «Бончаровский», тем самым принял решение реализовывать свои права на труд, на предпринимательскую и экономическую деятельность, на использование личного имущества в работе указанного кооператива.
В силу объективных экономических причин кооператив столкнулся с необходимостью прибегнуть к помощи государства в установленном законом порядке. Но вследствие бездействия ответчика они не смогли получить эту помощь, и кооператив обанкротился, учредители понесли тяжелые последствия в виде ответственности по долгам кооператива.
Согласно ст. 12 ФЗ от 02мая 2006 №59-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В данном случае Мигулев П.И. нарушил конституционное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, согласно ст. 45 Конституции РФ путем обращения в органы власти.
Нарушение прав истца состоит также в том, что он является поручителем кооператива по ряду кредитных договоров. На данный момент вследствие банкротства кооператива в отношении него возбуждены исполнительные производства. Кроме того, от экономической деятельности кооператива он рассчитывал получать прибыль, как и его участники. Таким образом, нарушены его права, предусмотренные ст.ст. 34, 35, 37 Конституции РФ. Указанные права он реализовывал именно путем объединения своего имущества и усилий в данном кооперативе и ведения деятельности, работы кооператива.
Срок обжалования действий, приведших к нарушению еще не истек в связи с тем, что в ноябре 2017 года истец первоначально обратился в суд, где указывалось данное нарушение Мигулева П.И., однако иск был сначала оставлен без движения, а затем и возвращен, несмотря на исправленные недостатки. 8 февраля 2018 года был повторно подан иск в суд, но был возвращен, после чего была подана частная жалоба, вследствие чего данное исковое заявление и было принято судом и передано на рассмотрение в Торопецкий районный суд. Таким образом, срок обращения в суд (3 месяца), предусмотренный КАС РФ, как таковой не пропущен, т.к. с момента совершения действия до момента первоначального обращения в суд прошло менее 3 мес.
С учетом измененных исковых требований административный истец Тукалевский И.Ю. просит признать незаконными: действия и бездействия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. по предупреждению банкротства СППК «Бончаровский», выраженное в бездействии в ответах на письма №32 от 14 ноября 2016 года, №30 от 01 апреля 2017 года, №25/4962-10-ПМ от 07августа 2017 года, что привело к нарушению им п. 2 ст. 30 Федерального Закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О банкротстве»; действия и бездействия Министра сельского хозяйства, выраженные в бездействии в ответах на письма, на основании нарушения ст. 12 ФЗ от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; действия Министра сельского хозяйства противоправными, противозаконными, неразумными, не в интересах как Торопецкого района Тверской области, правительства Тверской области, правительства России и указов Президента РФ, касаемо развития сельских территорий и сохранении рабочих мест на селе, так в его интересах как гражданина России, конституционные права которого были нарушены. Истец просит обязать административного ответчика Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. в кратчайшие сроки письменно ответить на обращение к нему.
Административный истец Тукалевский Ю.И. и представитель административных истцов Норина О.А., Гильц Э.И., Тукалевской М.И., Нориной Е.А., Патрушевой М.Ю.- Тукалевская Н.Ю., действующая на основании доверенности в судебном заседании 24 июля 2018 года поддержали административный иск по доводам указанным в нем и заявили ходатайство о принятии заявления о внесении дополнений в исковое заявление и уточнении исковых требований, указав, что каждое нарушение в поданном истцами исковом заявлении следует рассматривать не как отдельное действие или бездействие, а как совокупность действий, которые привели к единому результату - банкротству трех организаций - СПКК «Бончарово», СППК«Бончаровский» и КоопХоз «Есфирь». А после распродажи имущества, которое принадлежит этим кооперативам, банкротом будет также ООО «Продукты Бончарово», так как оно полностью работает на оборудовании, принадлежащем вышеуказанным кооперативам.
Все действия и бездействия административных ответчиков в своей совокупности привели к одному результату, вследствие чего, их следует воспринимать как совокупность правонарушений, направленные на достижение общей цели - банкротство организаций, в то время, как согласно п. 2 ст. 30 о мерах по предупреждению банкротства организаций Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, Федеральные органы исполнительной власти, а так же органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
Однако в данном случае ответчики не только не предприняли никаких своевременных мер по предупреждению банкротства организаций, но и активно этому способствовали, вследствие чего результат всех действий и бездействии ответчиков выразился в одном результате - нарушении п. 2 ст. 30 о мерах по предупреждения» банкротства организаций Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.
В связи с чем поскольку организации-банкроты, о которых идет речь в административном исковом заявлении, проходят в настоящее время процедуру банкротства, то дата срока истечения давности наступает тогда, когда все имущество организаций-банкротов будет продано, и внесена запись в налоговых органах прекращении деятельности организаций. Таким образом, срок обжалования действий, приведших к нарушению п. 2 ст.30 «О мерах по предупреждению банкротства организаций Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ» еще не истек.
Оспариваемые незаконные действия и бездействия ответчиков продолжались в период с июня 2013 года по ноябрь 2017 года. Срок рассмотрения одного из последних обращений был продлен до 5 сентября 2017 года. С учетом с учетом установленного срока рассмотрения заявления 30 дней, а также длительности прохождения ответов почтой, административные истцы ожидали ответа до конца сентября - середины октября 2017 года. В 2016 г. в связи с ухудшением экономического положения кооператива было подано заявление о банкротстве, а 2017 году было вынесено решение арбитражного суда о признании банкротом кооператива. Таким образом, нарушение прав истцов как учредителей стало очевидным 21 ноября 2017 года, после принятия решения о банкротстве кооператива. До этого момента не было очевидно, будет ли принято решение именно о банкротстве или же будет принято какое-либо иное решение. Это следует, из положений закона о возможности субсидиарной ответственности участников юрлица по его долгам в случае его банкротства, об обращении взыскания на имущество поручителей в случае невозможности взыскания долга с должника и др.
В ноябре 2017 года истцы первоначально обратились в суд с аналогичным иском, однако иск был сначала оставлен без движения, а затем им возвращен несмотря на исправленные недостатки. 8 февраля 2018 года истцами был повторно подан иск в суд был возвращен, после чего была подана частная жалоба, вследствие чего данное исковое заявление и было принято судом и рассматривается сейчас. Таким образом, срок обращения в суд 3 месяца, предусмотренный КАС РФ, как таковой не пропущен, т.к. с момента банкротства кооператива до момента первоначального обращения в суд прошло менее 3 месяцев. Как сказано в ст. 204 ГК РФ, которую можно применить к данной ситуации по аналогии закона, обращение в суд прерывает течение срока исковой давности. Если же суд, посчитает срок пропущенным, то истцы просят считать вышеизложенные причины уважительными причинами и восстановить его.
Все нарушенные пункты законов, изложенные в первоначальном исковом заявлении, истцы просят рассматривать как представленные ими доказательства, на которых основывается измененное исковое заявление. Истцы просят суд признать незаконными:
- действия и бездействия Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министра сельского хозяйства Тверской области и Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие нарушения п. 2 ст. 30 о мерах по предупреждению банкротства организаций Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.
- действия и бездействия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. по предупреждению банкротства СППК «Бончаровский», выраженное в бездействии в ответах на письма №32 от 14 ноября 2016 года, №30 от 01 апреля 2017 года, №25/4962-10-ПМ от 07 августа 2017 года незаконными, что привело к нарушению п. 2 ст. 30 о мерах по предупреждению банкротства организаций Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ и банкротству СППК «Бончаровский».
-действия и бездействия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И., выраженные в бездействии в ответах на письма №32 от 14 ноября 2016 года, №30 от 01 апреля 2017 года, №25/4962-10-ПМ от 07 августа 2017 года, в нарушение ст. 12 ФЗ от 02 мая 2006 года №59-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
-действия Мигулева П.И. противоправными, противозаконными, неразумными, не в интересах как Торопецкого района Тверской области, правительства Тверской области, правительства России и указов Президента РФ, касаемо развития сельских территорий и сохранении рабочих мест на селе, так и в отношении нас, как граждан России, конституционные права которых нарушены.
-обязать Мигулева П.И. в кратчайшие сроки письменно ответить на последнее к нему письмо истцов, в котором сделать упор на то, каким образом Мигулев П.И. может исправить допущенные им противоправные и прочие действия по отношению к истцам и устранить убытки, возникшие у истцов по вине действий Мигулева П.И.
-обязать Мигулева П.И. подготовить в соответствии со ст. 137 КАС соглашение о примирении сторон, в котором отразить возможность погашения долга трех кооперативов, согласовать его с истцами и представить данное соглашение суду для осуществления процессуальных действий, указанных в п. 4 и 6 ст. 137 КАС.
-обязать Мигулева П.И. предоставить в адрес истцов письменные предложения о включении в действующие в Тверской области сельскохозяйственные программы с целью получения истцами реальной возможности восстановить конституционные права и выплатить долг банку в максимально короткие сроки.
-обязать Мигулева П.И. в рамках подготовки соглашения о примирении сторон в период, указанный в п. 2 ст. 137 КАС, организовать совместную встречу МСХ г. Твери, истцов и Тверского филиала РСХБ на предмет согласования условий и подписания истцами с Тверским филиалом РСХБ договора о реструктуризации долга по тем материалам, которые Тверской филиал РСХБ предоставил истцам в соответствии с присланным Протоколом по вопросу урегулирования задолженности по кредитам от 17 сентября 2016 г. Согласие истцов подписать данный договор было оформлено письмом на имя директора Тверского регионального филиала АО «Россельхозбанк» А. от 2 октября 2016 г.
Административный ответчик- Министр сельского хозяйства Тверской области Мигулев П.И., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения данного административного иска, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявил, возражений по иску не представил.
Представители административных ответчиков- Министерства сельского хозяйства Тверской области и Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению товаропроизводителей Тверской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения данного административного иска, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя и представили возражения на иск.
Министерством сельского хозяйства Тверской области за подписью заместителя Министра сельского хозяйства Тверской области Мустюкова А.Е. представлены возражения на административные иски по объединенному делу, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать. В возражениях указано, что обращений Норина О.А., Гильц Э.И., Тукалевского Ю.И., Нориной Е.А., Патрушевой М.Ю. о включении СППК «Бончаровский» в программу финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 09 июля 2002 года № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в Территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области не поступало.
Действиям Министерства, Министра сельского хозяйства Тверской области и Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области по включению СППК «Бончаровский» в программу финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» давалась оценка в рамках рассмотрения дела № А66-8963/2015 Арбитражным судом Тверской области. Арбитражный суд Тверской области пришел к выводу об отсутствии нарушений со стороны Министерства, Министра сельского хозяйства Тверской области и Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение без изменения.
Торопецким районным судом Тверской области рассмотрено административное дело № 2а-97/2018 по административному иску Тукалевского И.Ю. к Министерству сельского хозяйства Тверской области, Министру сельского хозяйства Тверской области, Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области о признании незаконными бездействия и решений административных ответчиков, обязании их устранить нарушения прав и свобод административного истца. Решением от 11 мая 2018 года Торопецким районным судом Тверской области отказано в удовлетворении административного иска 04 июля 2018 года Тверской областной суд оставил решение Торопецкого районного суда Тверской области без изменения.
Административный ответчик считает, что административные истцы обратились в суд с пропуском срока, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении иска. Кроме того, Министерство сельского хозяйства Тверской области считает, что неоднократные обращения учредителей СППК «Бончаровский» с одними и теми же требованиями в различные судебные инстанции является злоупотреблением правом.
В соответствии с ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав административного истца Тукалевского Ю.И. и представителя административных истцов Тукалевской Н.Ю., изучив письменные доказательства, и принимая во внимание представленные административными ответчиками возражения, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Бончаровский» (СППК «Бончаровский») был образован 02 ноября 2007 года, в настоящее время находится в стадии ликвидации. Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 18 июля 2018 года, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является конкурсный управляющий Сафаров А.Р.
18 июня 2013 года СППК «Бончаровский» направил в Территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области заявление и пакет документов о включении в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных производителей.
15 июля 2013 года Министром сельского хозяйства Тверской области Мигулевым П.И. был дан ответ № 2576, что представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Впоследствии СППК «Бончаровский» вновь неоднократно обращался о включении его в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, однако каждый раз получал отказ.
По мнению административных истцов, бездействие административных ответчиков по не включению в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных производителей способствовало и привело к банкротству организации.
10 ноября 2016 года СППК «Бончаровский» в лице председателя наблюдательного совета Тукалевского Ю.И. направил письмо №31 Губернатору Тверской области Рудене И.М. относительно участия в программе финансового оздоровления и плане развития кооператива.
14 ноября 2016 года СППК «Бончаровский» в лице председателя наблюдательного совета Тукалевского Ю.И. направил письмо №32 Губернатору Тверской области Рудене И.М. и Правительству Тверской области с просьбой определить вектор развития сельского хозяйства в Торопецком районе.
Не получив ответа на данные письма СППК «Бончаровский» 1 апреля 2017 года в адрес Губернатора Тверской области направил письмо №30 с просьбой проинформировать будут ли рассмотрены по существу заявленные вопросы или указать причины их не рассмотрения.
17 мая 2017 года СППК «Бончаровский» в лице председателя наблюдательного совета Тукалевского Ю.И. обратился генеральную прокуратуру с жалобой о нарушении сроков рассмотрения письменных обращений к Губернатору Тверской области и принятии меры прокурорского реагирования.
9 июня 2017 года обращение СППК «Бончаровский» в лице Тукалевского Ю.Т. от 17 мая 2017 года в соответствии с положениями п.п. 3.2, 3.4 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года №45, направлено для рассмотрения в Прокуратуру Тверской области.
4 июля 2017 года Прокуратура Тверской области уведомила СППК «Бончаровский» в лице председателя наблюдательного совета Тукалевского Ю.И. о направлении обращения для рассмотрения в Правительство Тверской области.
7 августа 2017 года Правительство Тверской области в лице заместителя председателя правительства Тверской области -Министра сельского хозяйства Тверской области Мигулева П.И. уведомило СППК «Бончаровский» в лице председателя наблюдательного совета Тукалевского Ю.И. о продлении срока рассмотрения обращения до 5 сентября 2017 года.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 17 августа 2017 года в отношении ССПК «Бончаровский» введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве), наблюдение.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2017 года СППК «Бончаровский» признан несостоятельным (банкротом).
Правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства определены Федеральным законом от 9 июля 2002 года № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
В соответствии со ст. 2 указанного Закона участником программы может быть сельскохозяйственный товаропроизводитель, с которым заключены соглашение о реструктуризации долгов и соглашение о списании сумм пеней и штрафов. Порядок включения в состав участников программы регламентирован ст. 13 Закона № 83-ФЗ.
Для участия в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственный товаропроизводитель, имеющий долги в соответствии со ст. 13 указанного Закона подает в территориальную комиссию заявление о включении его в состав участников программы. К заявлению прилагаются план улучшения финансового состояния и другие документы согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 11 Закона № 83-ФЗ в каждом субъекте Российской Федерации создаются территориальные комиссии. Деятельность территориальной комиссии осуществляется в соответствии с положением о ней и настоящим Федеральным законом.
Территориальная комиссия в течение одного месяца с даты поступления заявления должника о включении его в состав участников программы должна определить соответствие документов, представленных должником, и иных необходимых документов и сведений требованиям к участнику программы, а также достоверность, реалистичность плана улучшения финансового состояния должника и достаточность поступлений финансовых средств для исполнения должником текущих обязательств и обязательств, принятых им на себя в рамках соглашения о реструктуризации долгов.
Требования к участнику программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению сельскохозяйственного товаропроизводителя о включении его в состав участников программы, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 года № 52 "О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
В соответствии с п.3 ст. 13 Федерального закона от 9 июля 2002 года № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» по результатам рассмотрения документов, установленных пунктом 2 настоящей статьи, территориальная комиссия принимает одно из решений:
о включении должника в состав участников программы;
о мотивированном отказе должнику во включении его в состав участников программы;
о предложении должнику выполнить условия включения его в программу, установленные территориальной комиссией;
о продлении по просьбе должника срока подготовки необходимых документов для включения его в состав участников программы до трех месяцев.
В соответствии с пунктом 4 ст. 13 Закона № 83-ФЗ условием включения в программу является наличие перечня мероприятий организационно-правового, экономического и финансового характера, выполнение которых позволит должнику улучшить показатели своего финансового состояния до уровня, соответствующего требованиям к участнику программы.
Из положения ст. 14 указанного Закона территориальная комиссия может отказать должнику во включении его с состав участников программы, если представленные должником документы не соответствуют требованиям к участнику программы; не выполнены условия, ранее предложенные территориальной комиссией; нарушен порядок, установленный уставом должника для принятия решения о подаче заявления о включении в состав участников программы; в отношении должника в арбитражном суде возбуждено дело о банкротстве.
Из пункта 1.3 Порядка проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25 февраля 2003 года № 4 следует, что сельскохозяйственные товаропроизводители подают в территориальную комиссию заявление о включении их в состав участников программы, с приложением документов по перечню, установленному постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 года № 52, Территориальные комиссии в течение месяца с даты поступления заявления рассматривают документы и принимают решение, которое оформляют протоколом и направляют его сельскохозяйственным товаропроизводителям в недельный срок со дня принятия решения.
Из указанных норм закона, следует, что законом установлен порядок и сроки рассмотрения заявления сельскохозяйственных товаропроизводителей по вопросу включения его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч.2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Таким образом порядок и сроки рассмотрения обращения установлены законом.
Все оспариваемые административными истцами действия и бездействие административных ответчиков связаны с включением СППК «Бончаровский» в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью улучшения финансового состояния и недопущения банкротства.
В соответствии с ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец Тукалевский И.Ю. обратился в Московский районный суд г. Твери с административным исковым заявлением 9 февраля 2018 года, а административные истцы Норин О.А., Гильц Э.И., Тукалевский Ю.И., Тукалевская М.И., Норина Е.А. и Патрушева М.Ю. обратились с административными исковыми заявлениями в суд 12 февраля 2018 года.
Суд соглашается с позицией административных ответчиков, что срок на обращения административных истцов с административными исковыми заявлениями пропущен без уважительных причин.
Так в соответствии с требованиями к участнику программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 года № 52 сельскохозяйственный товаропроизводитель, имеющий долги, получает право на участие в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей при условии, что в отношении должника арбитражным судом не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, административные истцы полагая, что действиями и бездействиями административных ответчиков нарушаются их права должны были обратиться до момента возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении СППК «Бончаровский», поскольку обращение в суд после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) не повлечет наступления юридически значимых последствий.
Порядок и сроки рассмотрения заявления сельскохозяйственных товаропроизводителей по вопросу включения их в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей административным истцам были известны. С 17 августа 2017 года Арбитражным судом в отношении ССПК «Бончаровский» введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве), наблюдение. 21 ноября 2017 года СППК «Бончаровский» признан несостоятельным (банкротом).
Также административным истцам известен установленный законом порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. Из уведомления Правительства Тверской области в лице заместителя председателя правительства Тверской области -Министра сельского хозяйства Тверской области Мигулева П.И. от 7 августа 2017 года административным истцам стало известно о продлении срока рассмотрения обращения до 5 сентября 2017 года.
Таким образом, трехмесячный срок со дня, когда административными истцами стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, истек.
Доказательства подтверждающие об уважительности пропуска срока на обращение в суд с административными исковыми заявлениями административными истцами не представлено и в судебном заседании не установлены.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании вышеизложенного оснований для удовлетворения требований административных истцов не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Норина О. А., Гильц Э. И., Тукалевского Ю. И., Тукалевской М. И., Нориной Е. А., Патрушевой М. Ю. к Министерству сельского хозяйства Тверской области, Министру сельского хозяйства Тверской области Мигулеву П. И., Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области о признании незаконными:
-действия и бездействия Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министра сельского хозяйства Тверской области и Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие нарушения п. 2 ст. 30 о мерах по предупреждению банкротства организаций Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.
-действия и бездействия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. по предупреждению банкротства СППК «Бончаровский», выраженное в бездействии в ответах на письма СППК «Бончаровский» №32 от 14 ноября 2016 года, №30 от 01 апреля 2017 года, №25/4962-10-ПМ от 07 августа 2017 года, что привело к банкротству СППК «Бончаровский».
-действия и бездействия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И., выраженные в бездействии в ответах на письма СППК «Бончаровский» №32 от 14 ноября 2016 года, №30 от 01 апреля 2017 года, №25/4962-10-ПМ от 07 августа 2017 года, в нарушение ст. 12 ФЗ от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
-действия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. в отношении развития сельских территорий и сохранении рабочих мест на селе Торопецкого района.
и обязании Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. устранить допущенные нарушения прав и свобод административных истцов, отказать.
В удовлетворении административного иска Тукалевского И. Ю. к Министру сельского хозяйства Тверской области о признании незаконными:
-действия и бездействия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. по предупреждению банкротства СППК «Бончаровский», выраженное в бездействии в ответах на письма СППК «Бончаровский» №32 от 14 ноября 2016 года, №30 от 01 апреля 2017 года, №25/4962-10-ПМ от 07 августа 2017 года, что привело к банкротству СППК «Бончаровский».
-действия и бездействия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И., выраженные в бездействии в ответах на письма СППК «Бончаровский»№32 от 14 ноября 2016 года, №30 от 01 апреля 2017 года, №25/4962-10-ПМ от 07 августа 2017 года, в нарушение ст. 12 ФЗ от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
-действия Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. в отношении развития сельских территорий и сохранении рабочих мест на селе Торопецкого района.
и обязании Министра сельского хозяйства Мигулева П.И. устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2018 года.
Председательствующий В.А. Смирнова