ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-160/19 от 08.04.2019 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-160/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2019 года г. Анива

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Корчагиной А.В.

при секретаре Жовтун Я.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездное пользование земельного участка, поданного через Федеральную информационную систему для предоставления гражданам земельных участков «На Дальний Восток РФ», обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование,

у с т а н о в и л:

06 марта 2019 ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что ранее она обращалась в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ посредством ФИС «На Дальний Восток». При подаче заявления о предоставлении в пользование земельного участка истец на сайте сформировала земельный участок в границах, разрешенных к предоставлению, при этом земельный участок не накладывался на участки, запрещенные к предоставлению, участок положительно прошел проверку в системе, в результате чего было сформировано заявление и приложение к нему – схема расположения земельного участка.

11 декабря 2018 года ФИО1 получила от администрации Анивского городского округа отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка по следующему основанию: полное совпадение испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также копию постановления № 144-па об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с характеристикой площади 1 000 кв.м. Указано полное наложение земельных участков, однако площадь испрашиваемого участка составляет 1 616 кв.м.

Административный истец полагает данный отказ незаконным по следующим основаниям.

Административных истец сформировал в информационной системе земельные участки беспрепятственно, информации о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Управление Росреестра административным ответчиком в нарушение п.20 ст.11.10 Земельного кодекса РФ не направлено, утверждение схемы на кадастровом плане территории противоречит ст.39.11 Земельного кодекса РФ.

Согласно протоколу осмотра доказательств, на сайте административного ответчика размещен проект планировки и проект межевания с.Троицкое Анивского района. Сведений о соблюдении административной процедуры по внесению изменений в проект межевания не имеется, следовательно, отказ в предоставлении земельного участка по указанному основанию не может быть признан законным.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, ФИО1 просит:

- признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 1 616 кв.м по заявлению от 22 августа 2018 года, поданного через федеральную информационную систему для предоставления гражданам земельных участков «На Дальный Восток РФ»;

- обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении в безвозмездное пользование указанный земельный участок в пятидневный срок с момента в вступления решения в законную силу.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующая по доверенности, на административных исковых требованиях настаивали по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО3, действующая по доверенности, административные исковые требования не признала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Далее- Федерального закона №119-ФЗ).

Согласно ч.2 и ч.5 ст.4 Федерального закона №119-ФЗ заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование подается или направляется в уполномоченный орган гражданином по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы. Указанное заявление также может быть подано гражданином через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или орган регистрации прав.

К заявлению о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; схема размещения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать. Схема размещения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на публичной кадастровой карте или кадастровом плане территории.

Статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрены основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.

Так, в силу п.7 ст.7 Федерального закона №119-ФЗ Федерального закона №119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случаях если выявлено полное или частичное совпадение местоположения испрашиваемого земельного участка, образование которого предусмотрено схемой размещения земельного участка, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым уполномоченным органом решением об утверждении схемы размещения земельного участка или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которого не истек.

В соответствии с п. 4.1 ст.6 Федерального закона № 119-ФЗ в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24 статьи 7 настоящего Федерального закона уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 4.3 ст. 6 данного Федерального закона, если в течение тридцати дней со дня направления уполномоченным органом заявителю предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи вариантов схемы размещения земельного участка и перечня земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, от заявителя не поступило согласие ни с одним из предложенных вариантов схемы размещения земельного участка или согласие на предоставление одного из предложенных земельных участков, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

Судом установлено, что в связи обращением в администрацию МО «Анивский городской округ» с заявлением гр.Со В.З. от 19 мая 2017 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов) постановлением администрации Анивского городского округа от 06 февраля 2018 года № 144-па утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Анивский городской округ» в кадастровом квартале , со следующей характеристикой участка: местоположение- <адрес>, площадью - 1000 квадратных метра, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование- для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.15 ст.11.10 Земельного кодекса РФ срок действия решения об утверждении схемы земельного участка составляет 2 (два) года.

22 августа 2018г. в электронном виде с помощью Федеральной информационной системы «На Дальний Восток» в администрацию Анивского городского округа обратилась гр.ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, с указанием площади истребуемого участка вместе со схемой его размещения.

21 сентября 2018 года администрация Анивского городского округа заявителя ФИО1 поставила в известность о выявлении полного совпадения местоположения испрашиваемого ФИО1 земельного участка с местоположением земельного участка, в отношении которого ранее принято решение об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Анивский городской округ» и о приостановлении в этой связи рассмотрения ее заявления, поданного 22 августа 2018 года. Одновременно направлен перечень земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Анивский городской округ», свободных от прав третьих лиц, которые могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.

06 ноября 2018г. администрацией Анивского городского округа в связи с совпадением местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка образуемого с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и не поступлением согласия ни с одним из предложенных вариантом схемы размещения земельного участка, а также согласия на предоставление одного из предложенных земельных участков, на основании п.7 ст.7 и п.4.3. ст.6 Федерального закона № 119-ФЗ в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, ФИО1 было отказано.

16 ноября 2018 года данный отказ направлен заявителю ФИО1 в электронном виде с помощью Федеральной информационной системы «На Дальний Восток».

Из пояснений представителя административного ответчика ФИО3 следует, что постановление администрации Анивского городского округа –ПА «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Анивский городской округ в кадастровом квартале 65:05:0000039» в Управление Росреестра административным ответчиком в нарушение п.20 ст.11.10 Земельного кодекса РФ не направлено по причине отсутствия установленного Порядка в администрации.

В своей работе администрация Анивского городского округа как уполномоченный орган на предоставление земельных участков в соответствии с земельным кодексом, пользуется государственной информационной системой Сахалинской области (Далее- ГЕОИС) с помощью которой специалистом, имеющим доступ к данным ГЕОИС, при рассмотрении заявления ФИО1, на кадастровом плане территории с.Троицкое установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен ориентировочно земельному участку с кадастровым номером и налагается на схему расположения земельного участка в кадастровом квартале , площадью 1 000 кв.м., в <адрес>, утвержденную постановлением администрации Анивского городского округа от 06 февраля 2018 года № 144-па.

В подтверждение своих доводов, суду представлены скриншоты указанной программы ГЕОИС и Федеральной информационной системы «На Дальний Восток», из которых усматривается наложение вышеуказанных земельных участков.

В силу положений п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что действия администрации Анивского городского округа соответствуют требованиям, предусмотренным п.4.3 ст.6 и п.7 ст.7 Федерального закона № 119-ФЗ, что является основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Представителем административного ответчика ФИО3 заявлен пропуск административным истцом срока обращения в суд.

С указанным доводом представитель административного истца ФИО2 не согласилась, пояснив, что отказ в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, направленный заявителю ФИО1 в электронном виде через Федеральную информационную систему «На Дальний Восток», административным ответчиком не мотивирован, письменный отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка был получен административным истцом только 11 декабря 2018 года.

Из пояснений административного истца ФИО1 следует, что результат рассмотрения ее заявления, в виде отказа в предоставлении в безвозмездное пользование испрашиваемого земельного участка, ей стал известен 16 ноября 2018 года, который направлен административным ответчиком с помощью Федеральной информационной системы «На Дальний Восток».

Таким образом, принимая во внимание, что административному истцу ФИО1 о нарушении ее прав стало известно 16 ноября 2018 года, а обратилась она с административным иском в суд 06 марта 2019 года, с учетом положений действующего законодательства, судом установлен пропуск срока ФИО1 обращения в суд без уважительной причины.

Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным отказ в предоставлении безвозмездное пользование земельного участка, поданного через Федеральную информационную систему для предоставления гражданам земельных участков «На Дальний Восток РФ», обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Решения в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2019 года.

Председательствующий: судья А.В.Корчагина