Дело № 2а-160/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 21 мая 2021 года
Пестовский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кобякова К.В., при секретаре Морозовой И.Ю., с участием: административного истца ФИО1, представителя административного истца – адвоката Виноградова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО11 к и.о. начальника ОМВД России по <адрес> Петрову ФИО10, ОМВД России по <адрес> о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к и.о. начальника ОМВД России по <адрес> Петрову ФИО12, ОМВД России по <адрес> о признании действий незаконными, в котором, с учетом заявления об уточнении исковых требований, просит признать незаконным решение и.о. начальника ОМВД России по <адрес> ФИО2 по факту отказа в проведении проверки по сообщению о совершенном административном правонарушении от 13.02.2021г. в порядке административного законодательства, изложенное в письменном ответе от 23.02.2021г. с исходящим №, обязать административного ответчика провести проверку по сообщению ФИО1 от 13.02.2021г. и принять по нему решение в порядке законодательства об административных правонарушениях.
В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано сообщение в ОМВД России по <адрес> о нарушении тишины в ночное время, вызванного лаем собак, принадлежащих гражданке ФИО3, которых она содержит на придомовой территории по адресу: <адрес>. Собаки содержатся в количестве не менее 10 особей одновременно. Поведение собак, находящихся на земельном участке, используемом ФИО3, связано с причинением беспокойства гражданам. Лай собак нарушает покой и сон в ночное время. В соответствии со ст.6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 914-ОЗ "Об административных правонарушениях" административным правонарушением признается нарушение тишины и покоя граждан в период с 22.00 часов до 08.00 часов и с 13.00 часов до 15.00 часов в будние дни, а также с 22.00 часов до 10.00 часов в выходные (субботу и воскресенье) и нерабочие праздничные дни. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано устное сообщение посредством телефонной связи через телефон дежурной части о нарушении тишины в ночное время, вызванного лаем собак, принадлежащих ФИО3 ФИО1 полагает, что в его сообщении содержались сведения о совершенном административном правонарушении, в связи с чем проверка должна была быть проведена в соответствии с требованиями КоАП РФ. По результатам проверки решение, предусмотренное КоАП РФ, не принято. Принятие должностным лицом решения, не соответствующего нормам КоАП РФ, нарушает права административного истца на допуск к правосудию.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён ОМВД России по <адрес>, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, действия которого оспариваются.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Виноградов А.В. административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.
В судебное заседании административные ответчики, извещенные о дне и месте рассмотрения дела не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали. На основании части 6 статьи 226 КАС РФ судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) действия (бездействие), решения органа государственной власти, должностного лица, могут быть оспорены в судебном порядке.
По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается, в частности, обязанность принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Аналогичная обязанность полиции определена в пункте 8 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях", утв. приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 736 (далее – Инструкция).
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 25 минут в дежурную часть ОМВД России по <адрес> по телефону поступило сообщение от административного истца ФИО1 о том, что возле <адрес> лают собаки, мешают отдыхать. Сообщение зарегистрировано в КУСП ОМВД России по <адрес> за № от 13.02.2021г.
По данному сообщению была проведена проверка, по результатам которой принято решение о приобщении материала в специальное номенклатурное дело ОМВД России по <адрес> в связи с отсутствием признаков административного правонарушения.
ФИО1 было сообщено в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. № за подписью и.о. начальника ОМВД России по <адрес> ФИО2 о том, что его сообщение о принятии мер к ФИО3 за ненадлежащее содержание домашних животных рассмотрено, и сообщено, что проведена проверка. При проверке признаков административного правонарушения и преступления, предусмотренных КоАП РФ и УК РФ не выявлено. Материал проверки приобщен в специальное номенклатурное дело ОМВД России по Пестовскому райну.
В соответствии с Инструкцией по каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения). Краткое содержание резолюции заносится в графу 7 КУСП (п.41).
Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению (п.44).
Как следует из материалов дела, резолюцией начальника ОМВД России по <адрес> ФИО4 по сообщению ФИО1 назначено проведение проверки в установленном порядке в срок до 23.02.2021г.
В рамках проведения проверки по сообщению участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ получены объяснения ФИО1 Из объяснений ФИО1 следует, что он 13.02.2021г. находился у себя дома, готовился ко сну, собаки с территории по <адрес> лаяли, мешали спать, он просит привлечь хозяйку собак ФИО3 к административной ответственности.
Как следует из представленного материала КУСП № от 13.02.2021г., в рамках проведения проверки по сообщению ФИО1 23.02.2021г. получены объяснения от ФИО3, из которых следует, что ФИО3 воспользовалась ст.51 Конституции РФ и отказалась от дачи пояснений.
В соответствии со ст. 6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 914-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об административных правонарушениях" нарушение тишины и покоя граждан в период с 22.00 часов до 08.00 часов и с 13.00 часов до 15.00 часов в будние дни, а также с 22.00 часов до 10.00 часов в выходные (субботу и воскресенье) и нерабочие праздничные дни влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи пятисот рублей; на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц - от двух тысяч рублей до двух тысяч пятисот рублей. Положения данной статьи не распространяются: на действия юридических и должностных лиц, граждан, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с федеральным законодательством; на правонарушения, административная ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.
Согласно примечанию к указанной статье в целях настоящей статьи понимаются: действия, нарушающие тишину и покой граждан, - использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киосках, павильонах, лотках), игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, использование пиротехнических средств, производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшие нарушение полной тишины и покоя граждан в помещениях и на территории гостиниц, больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, в квартирах жилых домов, жилых комнатах общежитий, подъездах, лестничных клетках и других местах общего пользования жилых домов, общежитий, на придомовых территориях.
В силу статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обращения граждан, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами для возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 3 часть 1). Они подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в обязанности которых по таким обращениям входит при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения вынесение определения о возбуждение дела об административном правонарушении (часть 2 и часть 3); либо же при отсутствии оснований вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5).
Суд отмечает, что требование процессуального закона (статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) о необходимости вынесения процессуальных актов при принятии решений относительно привлечения к ответственности лиц, нарушивших закон, полностью согласуется с нормами отраслевого законодательства, регулирующего вопросы деятельности полиции.
Так пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) предусмотрено, что одним из основных направлений деятельности полиции является производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о полиции на полицию возлагаются следующие обязанности: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Порядок рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях регламентирован пунктами 58 - 61 Инструкции «О порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 736.
Согласно п.п. 58 - 61 Инструкции заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Анализ содержания вышеприведенных положений Инструкции предполагает проведение проверочных мероприятий до принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 59 Инструкции по результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении (подпункт 59.1); об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (подпункт 59.2); о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности (подпункт 59.3); о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого совершено административное правонарушение, разрешение которого отнесено к компетенции органов внутренних дел (подпункт 59.4).
Суд отмечает, что составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 914-ОЗ "Об административных правонарушениях" вправе должностные лица органов внутренних дел. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждено соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и <адрес> о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоков об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 914-ОЗ "Об административных правонарушениях", подписанное ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сообщения ФИО1 от 13.02.2021г. и его объяснений от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 просил привлечь ФИО3 к административной ответственности, сообщая, что собаки ФИО3 лают, мешают отдыхать в ночное время.
Порядок рассмотрения обращений граждан, содержащих данные, указывающих на наличие события административного правонарушения, регулируется законодательством об административных правонарушениях, в связи с чем необходимо принятие процессуального решения по заявлению, содержащему требование о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
При рассмотрении дела установлено, что решение, предусмотренное пунктом 59 Инструкции, по результатам рассмотрения сообщения ФИО1 не было принято, в связи с чем бездействие должностного лица, которое не вынесло процессуальное решение по заявлению ФИО1 о привлечении к административной ответственности ФИО3 является незаконным.
Не вынесение предусмотренного КоАП РФ и установленного Инструкцией решения при рассмотрении сообщения ФИО1 привело к лишению административного истца его права обжаловать соответствующее процессуальное решение в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения административного искового заявления и признания решения и.о. начальника ОМВД России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, принятого по результатам рассмотрения сообщения ФИО1, зарегистрированного в КУСП ОМВД России по <адрес> за № от 13.02.2021г., незаконным и для обязания начальника ОМВД России по <адрес> рассмотреть сообщение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и принять по нему решение, предусмотренное Инструкцией, при рассмотрении заявлений и сообщений об административных правонарушениях.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО1 ФИО13 к и.о. начальника ОМВД России по <адрес> Петрову ФИО14, ОМВД России по <адрес> о признании действий незаконными – удовлетворить.
Признать незаконным решение и.о. начальника ОМВД России по <адрес> ФИО2 об отказе в проведении проверки в порядке административного законодательства по сообщению о совершении административного правонарушения от 13.02.2021г., изложенное в письменном ответе от 23.02.2021г. с исходящим номером 720.
Обязать ОМВД России по <адрес> провести проверку по сообщению о совершении административного правонарушения от 13.02.2021г. в порядке административного законодательства с принятием процессуального решения, предусмотренного Кодексом об административным правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Пестовский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Пестовского районного суда
<адрес> подпись Кобяков К.В.
Копия верна
Судья Пестовского районного суда
<адрес> Кобяков К.В.