ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-160/2022 от 05.05.2022 Суражского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0030-01-2022-000300-09

Дело № 2а-160/2022

Строка отчета 3.022 а

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 мая 2022 года г. Сураж

Суражский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Бирюковой С.А.,

при секретаре Левицкой Н.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора к Овчинской сельской администрации о признании незаконным бездействия по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде,

УСТАНОВИЛ:

в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, в котором указал, что прокуратурой в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика в Российской Федерации" в деятельности Овчинской сельской администрации установлено, что в нарушение требований законодательства сельской администрацией не осуществлен переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Овчинской сельской администрацией, в электронной форме. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе сельской администрации внесено представление об устранении и недопущении нарушений федерального законодательства. Однако до настоящего времени реальных мер к устранению нарушений, указанных в представлении, не принято.

На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие Овчинской сельской администрации по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронной форме и обязать Овчинскую сельскую администрацию обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Овчинской сельской администрацией, в электронной форме путем размещения информации и муниципальных услугах, предоставляемых администрацией на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Брянской области (www.gosuslugi.ru/r/bryansk).

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора ФИО2 административные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Овчинской сельской администрации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

В письменном заявлении глава сельской администрации ФИО3 просил о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования признал в полном объеме, просил предоставить шестимесячный срок для исполнения решения суда.

Изучив материалы, дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (ч. 9 ст. 227 КАС РФ).

В Российской Федерации реализуется Национальная программа "Цифровая экономика в Российской Федерации".

Пути реализации в России мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики определены в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы" и в Паспорте национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденном президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года

Целями реализации Федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика в Российской Федерации" являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Реализация национальной программы "Цифровое государственное управление" направлена, в том числе, на окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, формирование устойчивой информационно-коммуникационной инфраструктуры государственных и муниципальных органов, обеспечение бесперебойного функционирования критически важных для граждан и организаций государственных сервисов, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, повышение доступности и прозрачности получения государственных, муниципальных услуг, на снижение коррупционных рисков, а также неизбежно затрагивает вопросы деятельности органов местного самоуправления, оказывающих муниципальные услуги гражданам, организациям и требует прежде всего приведения нормативных правовых актов в соответствие с существующим нормативным регулированием в сфере цифровой экономики.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, Закон).

Согласно ст. 2 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в качестве одного из основных принципов предоставления муниципальных услуг определен принцип - возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение данных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по их выбору (п. 3 ст. 5 Закона).

Пунктом 2 части 1 статьи 6 названного Закона предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и соответствующей обязанности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Частью 4 статьи 29 Закона установлено, что в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами- графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органами местного самоуправления.

В распоряжении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде" утверждены этапы перехода на предоставление услуги в электронном виде.

В соответствии с этапом до ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления должен обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 236.

Так, предоставление в электронной форме муниципальных услуг может осуществляться посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), в том числе, в многофункциональных центрах, а также официальных сайтов органов местного самоуправления.

Для предоставления услуг посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" соответствующие сведения должны содержаться в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".

Проверкой, проведенной прокуратурой , установлено, что Овчинской сельской администрацией не осуществлен переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному постановлением Овчинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, реестру предоставляемых муниципальных услуг, в электронном виде и не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Овчинской сельской администрацией, в электронной форме.

Данные нарушения требований законодательства, допущенные Овчинской сельской администрацией влекут невозможность реализации заявителями права на получение муниципальных услуг в электронном виде по средством портала.

Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронной форме препятствует реализации национального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика в Российской Федерации".

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Овчинской сельской администрации было вынесено представления об устранении и недопущении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу главы Овчинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, по результатам рассмотрения выявленные нарушения закона устраняются. Проводится работа по осуществлению перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, за допущенные нарушения инспектор администрации привлечен к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления прокурора мер, направленных на устранение нарушений федерального законодательства до настоящего времени не принято.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц.

В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд считает необходимым определить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей по обеспечению возможности получения предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

По мнению суда, указанный срок является разумным, обеспечивает соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора , действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Овчинской сельской администрации по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать Овчинскую сельскую администрацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме путем размещения информации о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru/r/bryansk) и сообщить об этом в течение одного месяца в суд и прокурору .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.