Дело № 2а-1610/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Петровой И.И.,
при секретаре Жилкиной А.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Ульяновска Анастасина О.А.,
с участием: административного истца,
в отсутствие: представителей административных ответчиков –администрации МО «город Ульяновск», Главы города Ульяновска, представителей заинтересованных лиц Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации муниципального образования «город Ульяновск», Главе города Ульяновска о признании частично недействующим нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к ответчику администрации г.Ульяновска о признании недействующим постановления Главы города Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «Город Ульяновск» в части утверждения границ красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером №, и находящемся на нем жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Административному истцу ФИО2 на праве общей долевой собственности (доля в праве 12/22) принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ.
На данном земельном участке расположен жилой дом (назначение -жилое, общая площадь 78,03 кв.м.), кадастровый №, что подтверждается свидетельством о регистрации права №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ.
Землеустроительные работы по установлению границ вышеуказанного земельного участка были начаты в ДД.ММ.ГГГГ однако надлежащим образом не были закончены. В ДД.ММ.ГГГГ при проведении кадастровых работ по установлению границ вышеуказанного земельного участка выяснилось, что ранее установленная «линия застройки», а на сегодняшний день «красная линия» не совпадают.
Прохождение красной линии по участку административного истца ФИО2 утверждено постановлением Главы г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск». При этом красная линия проходит не только по данному земельному участку, но и через жилой дом, в котором проживает административный истец и его семья.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 направил в адрес Главы Администрации города Ульяновска заявление о внесении изменений в генеральный план в части земельного участка расположенного по адресу <адрес>, а именно о переносе красной линии до линии застройки, обозначенной в проекте границ земельного участка по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ. было получено письмо №, в котором было отказано в требованиях истца.
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец направил повторное заявление в Администрацию города Ульяновска с аналогичной просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в проект планировки территории Железнодорожного района в части адреса: <адрес> - а именно, перенос красной линии на основании проекта границ земельного участка по <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ) и плана топографической съемки земельного участка по адресу <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ.). Однако ДД.ММ.ГГГГ. было получено письмо о рассмотрение обращения, в котором также сообщалось об отсутствии оснований для переноса красной линии.
Административный истец полагает, что вышеописанная ситуация полностью противоречит содержанию ч.1 ст.41,ч.2- 6 ст.42 Градостроительного кодекса РФ, п. 1,3.1,4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации ( РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, из которых следует, что установление красных линий должно осуществляться с учетом существующей застройки.
В сложившейся ситуации установление на принадлежащем административному истцу земельном участке красной линии фактически превращают часть участка истца в территорию общего пользования, ограничивая его право собственности и препятствуя ФИО2 владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком и распложенном на нем жилым домом. Решение об изъятии у административного истца данного земельного участка или установлении на нем сервитута в установленном законом порядке до настоящего времени не принималось. Право на участие в публичных слушаниях по проекту планировки обеспечено не было, как собственника недвижимого имущества, поскольку никаких уведомлений получено не было.
Таким образом, истец считает, что постановление Главы г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», нарушает его законные права и требования законодательства.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечен Глава города Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, ФИО1
В судебном заседании административный истец на удовлетворении исковых требований настаивал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске, пояснив, что он в ДД.ММ.ГГГГ. стал оформлять границы своего земельного участка по <адрес> выяснил, что через его участок и часть жилого дома проходит красная линия, установленная оспариваемым постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Также пояснил, что обоснованность его требований подтверждается и заключением судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела.
Представитель административного ответчика администрации МО «город Ульяновск» и заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска в судебном заседании не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещен. Ранее в ходе рассмотрения дела административный иск не признал, представил письменный отзыв на иск, в котором в том числе указал следующее. Постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск» утвержден проект планировки территории Железнодорожного района. Данный акт вступил в законную силу с момента его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня» №ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> площадью 516,53 кв.м, находящийся в общей долевой собственности истца, в настоящее время имеет площадь 612кв.м. Соответственно, часть земельного участка при указанном жилом доме выходит за пределы красной линии и является самовольно захваченной. В связи с чем считает, что права административного истца оспариваемым постановлением не нарушены.
Представитель административного ответчика Главы города Ульяновска в судебном заседании не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещен, ранее в ходе рассмотрения дела иск не признал, пояснив, что Глава города в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку все правовые акты, изданные ранее Главой города Ульяновска в настоящее время считаются актами мэрии (администрации) г.Ульяновска. Так, согласно действовавшему в период утверждения оспариваемого правового акта Уставу муниципального образования «город Ульяновск», утверждённому решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, Глава города Ульяновска возглавлял мэрию города Ульяновска и организовывал деятельность мэрии по выполнению её полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (статья 31). В соответствии со статьёй 35 Устава города ДД.ММ.ГГГГ мэрия города Ульяновска являлась исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска, т.е. администрацией. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Главой города Ульяновска утверждён оспариваемый правовой акт в силу своего статуса как главы местной администрации - мэрии города Ульяновска. С ДД.ММ.ГГГГ. система муниципального управления в муниципальном образовании «город Ульяновск» изменилась и с этого времени Глава города Ульяновска возглавляет представительный орган местного травления - Ульяновскую Городскую Думу на правах её председателя, не имея отношения к деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Ульяновска, получивший такое наименование также с ДД.ММ.ГГГГ. Глава города Ульяновска П.С.С. избран на должность Главы города Ульяновска Ульяновской Городской Думой ДД.ММ.ГГГГ и исполняет обязанности её председателя. В период действия оспариваемого правового акта постановлениями администрации города Ульяновска в него вносились изменения (постановления ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№). Более того, пунктом 3 постановления мэрии города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что постановления Главы города Ульяновска за ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и оспариваемое в настоящем деле, считаются постановлениями мэрии города Ульяновска с даты их принятия.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании не присутствовала, о дне рассмотрения дела извещалась, ранее в ходе рассмотрения дела она поддержала заявленный административный иск, пояснив, что она вместе с ФИО2 является сособственником данного жилого дома и земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался.
Выслушав административного истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым административный иск удовлетворить, исследовав материалы настоящего административного дела, инвентарное дело на домовладение, землеустроительные дела на земельный участок, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1,3,6 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Частью 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По мнению суда, заявленный административный иск подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно п. 9 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принять нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Согласно п. 24 Постановлению Пленума в случае, если суд установит, что порядок принятия оспариваемого акта соблюден, он должен проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пп.4 п.3 ст.8 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ.) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, в том числе, относилось утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч.20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения.
В соответствии с п.26 ст.3 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утв. Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ.), к вопросам местного значения городского округа относилось, в том числе, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Так, Постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск» утвержден проект планировки территории Железнодорожного района.
Данный акт вступил в силу с момента его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня» №ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» - Главой города Ульяновска ( в настоящий момент - администрация г.Ульяновска) в пределах предоставленной компетенции.
Оспариваемый акт в установленном порядке опубликован для всеобщего сведения в официальном средстве массовой информации, специально созданным для опубликования муниципальных правовых актов, - газета «Ульяновск сегодня».
Таким образом, процедурных нарушений при принятии указанного акта допущено не было.
Между тем, административный истец, обращаясь с настоящим иском в суд, указывает, что оспариваемый им акт нарушает его права и законные интересы как законного владельца земельного участка, по которому проходит «красная линия», утвержденная оспариваемым постановлением.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец ФИО2 является собственником 12/22 доли жилого дома и 12/22 доли земельного участка общей площадью 516,53кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Вторым сособственником данного дома и земельного участка является ФИО1
Право общей долевой собственности на земельный участок у истца возникло на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ№. Постановлением мэра г.Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена фактическая площадь земельного участка по <адрес> – 516,53кв.м., на основании которого и был выдан госакт.
Площадью 516,53кв.м. данный земельный участок стоит на кадастровом учете (площадь ориентировочная).
В соответствии с п.11 ст.1 ГрКРФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) под красными линиями понимались - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В редакции данной нормы на момент рассмотрения настоящего дела под красными линиями понимаются - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Частью 12 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.
Также согласно пункту 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Из п.3.3 Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (пункт 3.4 Инструкции).
За нарушение красных линий устанавливается административная ответственность в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации (пункт 3.9 Инструкции).
Согласно подпунктам 1, 4 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 (зарегистрирована в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4227) проект планировки - это градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела между сторонами возник спор относительно того, проходит ли «красная линия», установленная оспариваемым постановлением, по земельному участку, принадлежащему истцу, в соответствии с его юридическими границами.
В связи с чем по ходатайству административного истца по делу судом была назначена судебная экспертиза. Проведение экспертизы было поручено ООО
Так, эксперт в заключении указал, что красная линия, утвержденная постановлением Главы города Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «Город Ульяновск», проходит по юридической границе земельного участка с кадастровым номером № площадью 517 кв.м., и по жилому дому, расположенным по адресу: <адрес>.
Таким образом, согласно экспертному заключению, красная линия, утвержденная в составе проекта планировки территории (Железнодорожного района) г. Ульяновска, проходит по объекту недвижимости по адресу: <адрес>, принадлежащему административному истцу на зарегистрированном праве собственности, что является нарушением законных прав истца ФИО2 как собственника данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд считает, что проект планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденный оспариваемым постановлением Главы города Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», в части утверждения границы «красной линии», проходящей по земельному участку общей площадью 517 кв.м. с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, не соответствует вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы административного истца.
В связи с чем указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию его судом недействующим с момента вступления его в силу – ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, надлежащим административным ответчиком по делу является администрации МО «город Ульяновск», соответственно Глава города Ульяновская является ненадлежащим ответчиком по делу.
В силу положений ст.215 КАС РФ суд обязывает надлежащего административного ответчика - администрацию муниципального образования «город Ульяновск» опубликовать сообщение о состоявшемся решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Ульяновск сегодня».
Руководствуясь ст.218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 удовлетворить частично.
Признать проект планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденный постановлением Главы города Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», не действующим с ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения границы «красной линии», проходящей по земельному участку общей площадью 517 кв.м. с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» опубликовать сообщение о состоявшемся решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Ульяновск сегодня».
В удовлетворении административного иска к Главе города Ульяновска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья И.И.Петрова