ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1611/2022 от 26.07.2022 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД 57RS0(номер обезличен)

производство №-2а-1611/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2022 г. город Орел

Заводской районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Щербакова А. В.,

при секретаре Харитоновой А.Ю.,

с участием: представителя административного ответчика Курской таможни ФИО5, административного ответчика должностного лица Ашихминой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Польшиковой Полины Романовны к Федеральной таможенной службе России, Центральному таможенному управлению, Курской таможне и начальнику Орловского таможенного поста Курской таможни Ашихминой Ларисе Валерьевне об оспаривании решения,

установил:

Польшикова П.Р. обратилась в суд с административным иском к Орловскому таможенному посту Курской таможни, заявив требования об оспаривании решения о возврате документов.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что Орловским таможенным постом Курской таможни (письмо от (дата обезличена)(номер обезличен)) по заявлению административного истца в отношении транспортного средства Renault Trafic (Рено Трафик) 2019 г.в., было принято решение о возврате комплекта документов по причине недостоверности сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11 настоящих Правил; отсутствии поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства.

Из ответа Орловского таможенного поста Курской таможни следует, что в заявлении от (дата обезличена) (вх. № реестр от (дата обезличена)) и расчете утилизационного сбора от (дата обезличена) в графе «Технически допустимая максимальная масса (тонн)» указано значение 2500, в графе «Дата выпуска» указано значение (дата обезличена). Тогда как в сертификате на автомобиль от (дата обезличена), выданный заводом-изготовителем, технически допустимая максимальная масса указана 3030 кг., что подтверждается письмом от официального представителя ЗАО «Рено Россия»

С указанным решением административный истец не согласна, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

При совершении операции по уплате утилизационного сбора административным истцом графа «Дата выпуска» заполнена на основании Таможенного приходного ордера № (номер обезличен), подготовленного и заполненного сотрудником таможни. Расчет утилизационного сбора осуществлен правильно, так как испытанием лаборатории ООО «Трансдекра» ТС RU F-FR.MT87.03973 от (дата обезличена) установлено, что ее транспортное средство соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а также технически допустимая масса определена в размере 2500. На основании указанного испытания изготовлен электронный паспорт транспортного средства. В настоящее время указанное испытание не оспорено, не признано недействительным, оснований не доверять ему нет. Считает, что письмо официального представителя ЗАО «Рено Россия» не является надлежащим доказательством подтверждения фактической технически допустимой массы.

Ссылаясь на положения Федерального закона от (дата обезличена) N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановление Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные данным постановлением, административный истец просила суд: признать незаконным решение Орловского таможенного поста Курской таможни о возврате комплекта документов по ее заявлению от (дата обезличена) о совершении операции по уплате утилизационного сбора в отношении транспортного средства Renault Trafic (Рено Трафик) 2019 г. выпуска, VIN - (номер обезличен).

При разрешении административного иска суд, в порядке, установленном частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), привлек в качестве административных соответчиков Федеральную таможенную службу России, Центральное таможенное управление, Курскую таможню (далее – Курская таможня), а также начальника Орловского таможенного поста Курской таможни Ашихмину Л.В.

В судебном заседании административный истец Польшикова П.Р. не явилась, ее представитель направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик начальник Орловского таможенного поста Курской таможни Ашихмина Л.В. и представитель административного ответчика Курской таможни Ховалкина С.А., в суде заявленные административным истцом требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, полагая, что решение о возврате документов было обоснованным. Указанные в заявлении административного истца о совершении операции по уплате утилизационного сбора в отношении транспортного средства год выпуска и масса автомобиля были определены некорректно, что дало основания для возврата документов.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В данном случае, утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

В силу нормы пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления, плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление N 1291), которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 1291).

В разделе II указанных Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11-14 Правил).

Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным данным постановлением. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган следующие документы: расчет суммы утилизационного сбора, копию свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, копию платежного документа. На основании представленных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора. По результатам проведенных проверок таможенный орган осуществляет: учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора, либо возвращает плательщику комплект документов с указанием причины отказа.

Основаниями для возврата плательщику комплекта документов являются, в частности, недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11 настоящих Правил (подпункт «а»).

В соответствии с примечанием 3 к Перечню N 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Согласно разделу II названного Перечня и примечания 7 к нему, базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет 150000 руб.

Для указанных транспортных средств технически допустимой максимальной массой не более 2,5 тонны коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 1,19, тогда как для транспортных средств технически допустимой максимальной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны, такой коэффициент равен 2,88 (для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет).

Таким образом, для правильного расчета суммы утилизационного сбора и, в частности, для правильного определения коэффициента следует использовать значение технически допустимой максимальной массы транспортного средства, понятие которой в указанном Постановлении Правительства РФ отсутствует.

Вместе с тем, используемый в описании отдельных видов и категорий транспортных средств термин «технически допустимая максимальная масса» применяется в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с TP (номер обезличен). Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»), согласно которому технически допустимая максимальная масса – это установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками (раздел II технического регламента).

В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления, при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Соответственно юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора имеют физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники», Приказа МВД России от 23.04.2019 № 267 (ред. от 28.09.2020) «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним» (вместе с «Требованиями к паспорту транспортного средства», «Требованиями к свидетельству о регистрации транспортного средства») следует, что паспорт транспортного средства выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а неуплата утилизационного сбора является препятствием для его выдачи.

Из материалов дела следует, что (дата обезличена) на Орловский таможенный пост Курской таможни административным истцом Польшиковой П.Р. была подана пассажирская таможенная декларация (номер обезличен)/А000043 легковой автомобиль Renault Trafic (Рено Трафик) 2019 года выпуска, ввозимый из Германии,

В заявлении административного истца Польшиковой П.Р. от (дата обезличена) и расчете утилизационного сбора от (дата обезличена) в гр. «Технически допустимая максимальная масса (тонн)» указано значение 2500, в графе «Дата выпуска» указано (дата обезличена).

Административным ответчиком был проведен таможенный осмотр товара АТО (номер обезличен) от (дата обезличена), получены объяснения Польшиковой П.Р. (дата обезличена), составлено ТПО (номер обезличен)/ (номер обезличен) от (дата обезличена).

Транспортное средство выпущено в свободное обращение (дата обезличена).

В связи с получением уникального номера электронного паспорта транспортного средства для завершения оформления (дата обезличена) административный истец обратилась на Орловский таможенный пост Курской таможни с заявлением о проведении операции в отношении автомобиля, ввезенного в РФ из Германии, по уплате утилизационного сбора и оформлением необходимых документов.

В ходе проведения проверки представленных к указанному заявлению документов таможенный орган пришел к выводу, что сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, составляет не 178500 руб., а 300000 руб., в представленном комплекте документов отсутствует чек на оплату данной суммы, отсутствуют денежные средства на лицевом счете плательщика, достаточные для уплаты утилизационного сбора.

Письмом от (дата обезличена) исх. (номер обезличен) начальника Орловского таможенного поста Ашихминой Л.В. Курская таможня возвратила ФИО7 заявление о проведении операций по уплате утилизационного сбора в отношении транспортного средства Renault Trafic (Рено Трафик) 2019 года выпуска, ввезенного из Германии.

(дата обезличена) Польшикова П.Р. повторно обратилась на обратилась на Орловский таможенный пост Курской таможни с заявлением о проведении операции в отношении автомобиля, ввезенного в РФ из Германии, по уплате утилизационного сбора и оформлением необходимых документов.

Как следует из представленного таможенному органу административным истцом иностранного технического паспорта (свидетельства о регистрации), данный документ состоит из двух частей (документов):

- часть II с номером FJ964703 выданная (дата обезличена) одновременно с сертификатом на автомобиль при его изготовлении, в которой указаны сведения о собственниках, марка, модель, версия, VIN, категория автомобиля, объем и тип двигателя, начало выпуска данной серии и другая информация;

- часть I свидетельства о регистрации № H-K-V-280/21-00015 выдана более двух лет спустя, то есть (дата обезличена), в которой указаны технические характеристики автомобиля: VIN, марка, модель авто, экологический класс, размеры авто, количество мест и другая информация.

Дата изготовления в указанном выше документе не указана, документ содержит указание на дату выдачи технического паспорта ((дата обезличена)), которая не может быть признана идентичной дате изготовления.

На идентификационных наклейках, табличках кузова, шасси автотранспортного средства и идентификационных наклейках, табличках рамы, двигателя транспортного средства административного истца дата его изготовления производителем не закодирована.

Также, в части I указана технически допустимая максимальная масса транспортного средства - 2500 кг.

Сведения о массе транспортного средства, приведенные в первоначальном свидетельстве о регистрации в части I отсутствуют, как отсутствуют данные о причинах замены указанного документа.

В соответствии с пунктом 2 Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования» (вместе с «Порядком определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования») момент выпуска, то есть дата изготовления, и рабочий объем двигателя транспортного средства определяются декларантом и таможенным органом на основании:

- информации о дате изготовления и рабочем объеме двигателя транспортного средства, содержащейся в документах, подтверждающих регистрацию этого средства в государстве предыдущей регистрации;

- информации изготовителя транспортного средства, закодированной в идентификационном номере этого средства или содержащейся на идентификационных наклейках, табличках кузова, шасси автотранспортного средства и идентификационных наклейках, табличках рамы, двигателя мототранспортного средства.

В случае отсутствия указанной в пункте 2 Порядка определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, информации или невозможности однозначного определения на ее основании момента выпуска и (или) рабочего объема двигателя транспортного средства, а также в целях проверки указанной информации момент выпуска и (или) рабочий объем двигателя транспортного средства определяются декларантом на основании вспомогательных источников информации, в качестве которых могут применяться заключение представителя изготовителя транспортного средства в государстве - члене Евразийского экономического союза (далее - государство-член), заключение торгово-промышленной палаты государства-члена (иной аналогичной организации) или экспертной организации государства-члена, а также другие справочные и информационные источники.

В случае отсутствия указанной в пункте 2 настоящего Порядка информации или невозможности однозначного определения на ее основании момента выпуска и (или) рабочего объема двигателя транспортного средства, а также в целях проведения таможенного контроля (в том числе после выпуска этого средства) момент выпуска и (или) рабочий объем двигателя транспортного средства определяются таможенным органом на основании вспомогательных источников информации, в качестве которых могут применяться заключение представителя изготовителя транспортного средства в государстве-члене, заключение торгово-промышленной палаты государства-члена (иной аналогичной организации), заключение таможенного эксперта (эксперта), другие справочные и информационные источники.

Таможенный орган вправе применять вспомогательные источники информации, ранее использованные в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка и представленные декларантом.

В случае если на основании пунктов 2-4 настоящего Порядка определен год изготовления транспортного средства, моментом выпуска считается 1 июля года его изготовления, если определены год и месяц изготовления, - 15-е число месяца изготовления.

В связи с неоднозначностью представленных административным истцом сведений, таможенным органом был сделан запрос официальному представителю производителя ЗАО «РЕНО РОССИЯ» с целью установления точной даты производства автомобиля.

Из ответа производителя от (дата обезличена)(номер обезличен)/CBU/219 автомобиль произведен (дата обезличена) на заводе Sandouville для целей реализации в Германию, заявленная полная масса автомобиля при изготовлении составила 3030 кг., что не позволяло административному истцу использовать, согласно разделу II Перечня (номер обезличен), коэффициент утилизационного сбора 1,19, так как данный коэффициент применяется для транспортных средств технически допустимой максимальной массой не более 2,5 тонны.

Сведений о переоборудовании транспортного средства, повлекшего уменьшение его технически допустимой максимальной массы, административным истцом представлено не было.

Соответственно, в представленном Польшиковой П.Р. таможенному органу комплекте документов отсутствовал чек об оплате, а также документы, свидетельствующие о поступлении суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства в полном объеме.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что на дату подачи административным истцом таможенному органу заявления и расчета утилизационного сбора, то есть по состоянию на (дата обезличена), транспортное средство Renault Trafic (Рено Трафик) имело технически допустимую массу 3030 кг, а с даты его изготовления прошло более 3 лет, что свидетельствует о правомерности решения начальника Орловского таможенного поста Курской таможни Ашихминой Л.В. о возврате документов.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В данном случае, судом было установлено, что решение начальника Орловского таможенного поста Курской таможни Ашихминой Л.В. о возврате административному истцу документов было вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении заявленных административным истцом требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Польшиковой Полины Романовны к Федеральной таможенной службе России, Центральному таможенному управлению, Курской таможне и начальнику Орловского таможенного поста Курской таможни Ашихминой Ларисе Валерьевне об оспаривании решения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 09.08.2022.

Судья: