ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1612/2021 от 27.12.2021 Новоусманского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2а-1612/2021

УИД 36RS0022-01-2021-002668-03

3.024 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2021 года с. Новая Усмань

Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Бобровой А.В.,

с участием административного истца Булгакова И.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Булгакова Игоря Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области о признании незаконными решений об оставлении запросов без рассмотрения, восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Булгаков И.А. обратился в Новоусманский районный суд Воронежской области с административным иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области в котором просил признать незаконными решения административного ответчика об оставлении без рассмотрения запросов на получение сведений из ЕГРН ; возложении обязанности исполнить запросы в полном соответствии с установленным Порядком.

Мотивируя заявленные требования, указывал в поданном иске, что 02.09.2021 г. им в соответствии со ст. 62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ и Приказом Росреестра от 08.04.2021 г. № П/0149 «Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», через Автономное учреждение Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в селе Новая Усмань, были поданы запросы на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером , принадлежащем административному истцу на праве собственности: на предоставление копии иного документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости с внесены в ЕГРН - графическое описание местоположения границ от ДД.ММ.ГГГГ № б/н выдан АО «Воронежское аэрогеодезическое предприятие» и на предоставление копии иного документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости - сопроводительное письмо от 21.10.2019 г. , выданное представителем филиала ПАО «МРСК Центра» ФИО5 В соответствии с положениями Приказа Росреестра от 13.05.2020 г. № П/0145 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» 02.09.2021 г. административным истцом внесена плата в размере 460 рублей за предоставление сведений по каждому из запросов.

08.09.2021 г. были получены Уведомления об оставлении вышеназванных запросов без рассмотрения, в связи с тем, что оплата за получение копий запрашиваемых документов должна производиться в порядке предоставления копий документов, на основании которых в ЕГРН внесены сведения о территориальной зоне.

Как указывает административный истец, сведения из ЕГРН о территориальной зоне им не запрашивались, при этом им были поданы заявления о получении документов, которые явились основанием внесения 07.11.2019 г. в ЕГРН сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также сведений об ограничении прав на объект недвижимости в той его части, которая расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, признаются дополнительными сведениями об объекте недвижимого имущества в виде земельного участка , и никаких самостоятельных зон с особыми условиями использования территорий в границах земельного участка , исходя из указанных норм, не определяют.

Согласно положениям ст. 11 № 218-ФЗ документы - графическое описание местоположения границ от 13.03.2019 г., сопроводительное письмо от 21.10.2019 , на основании которых 07.11.2019 г. вносились дополнительные сведения об объекте недвижимости, должны быть помещены в соответствующее реестровое дело.

Обосновывая заявленные требования административный истец также указывал в поданном иске, что исходя из норм п. 28 Приказа Росреестра от 23.12.2015 г. № П/666 «Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость» на каждый объект недвижимого имущества и каждый объект реестра границ открывается реестровое дело. Согласно п. 29 Приказа № П/666 реестровое дело состоит из томов, в каждый из которых помещаются документы, относящиеся к одному учетно-регистрационному действию (включая внесение изменений в ЕГРН, в том числе исправление технической ошибки, внесение записи о наличии возражения в отношении зарегистрированного права, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя) или действию, связанному с внесением сведений в реестр границ, для совершения которого приняты документы. При этом пункт 36 Приказа № П/666 допускает одновременное вхождение в разные реестровые дела одного и того же документа, на основании которого в ЕГРН вносились сведения о двух или более объектах недвижимости (объектах реестра границ), с хранением такого документа в томе одного из реестровых дел соответствующего объекта недвижимости (объекта реестра границ) и указанием реквизитов данного документа в описях дел по остальным объектам недвижимости (объектам реестра границ). Таким образом, из положений раздела V Приказа № П/666 следует, что при внесении сведений в ЕГРН об объекте недвижимости документ-основания внесения таких сведений вносится в том соответствующего реестрового дела полностью, либо в виде реквизитов в опись этого дела в случае, если такой документ уже содержится в ином реестровом деле. При этом такой документ, согласно положениям п. 29 Приказа № П/666, является неотъемлемой частью реестрового дела соответствующего объекта недвижимости, если он является документом- основания внесения сведений в ЕГРН об этом объекте недвижимости независимо от формы его помещения в дело, и должен быть предоставлен заявителю по запросу в виде его копии в установленном Порядке. Факт наличия в описи реестрового дела или тома дела реквизитов документа-основания внесения сведений об объекте недвижимости в ЕГРН прямым образом указывает на вхождение этого документа в совокупность документов, на основании которых вносились сведения в ЕГРН о данном объекте недвижимости. Положений, позволяющих административному ответчику требовать от административного истца направления запросов на предоставление сведений ЕГРН в виде копии документов исключительно по тому объекту недвижимости, в деле которого документы-основания внесения сведений в ЕГРН содержатся полностью, а не в виде реквизитов в описи дела, в Приказе № П/666 и Порядке предоставления сведений ЕГРН не усматривается.

Таким образом, как указывает административный истец, неправомерные решения административного ответчика об оставлении запросов на предоставление сведений из ЕГРН без рассмотрения нарушили его право на ознакомление в установленном Порядке с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованного лица Управление Росреестра по Воронежской области.

В судебном заседании 20.12.2021 г. объявлялся перерыв до 27.12.2021 г.

Административный истец Булгаков И.А. в судебном заседании 27.12.2021 г. заявленные требования поддержал по доводам, указанным в административном иске, дополнительных письменных пояснениях.

Административные ответчики по делу, заинтересованное лицо о судебном заседании 20.12.2021 г. судом надлежащим образом извещены, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о вручении заказной корреспонденции, после перерыва явку своих представителей в судебное заседании не обеспечили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не просили. О времени и месте судебного разбирательства 27.12.2021 г. представитель административных ответчиков также была надлежаще извещена, о чем ей сделана собственноручная запись в расписке об извещении о слушании дела.

Присутствовавшая в судебном заседании 20.12.2021 г. представитель административных ответчиков по доверенности ФИО4 заявленные требования не признала, в их удовлетворении просила отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях по иску. Указывала суду на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных Булгаковым И.А. административных исковых требований, основанных на неверном толковании административным истцом норм материального права.

Заслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (части 1, 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела, определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами; разъяснены также присутствовавшим в судебном заседании лицам.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В рамках рассмотрения настоящего дела Булгаковым И.А. оспариваются выданные административным ответчиком уведомления от 03 сентября 2021 г. об оставлении поданных запросов без рассмотрения. Настоящее административное исковое заявление подано в суд по средствам электронного обращения 21.10.2021 г., то есть в установленный законом трехмесячный срок.

Материалами дела установлено.

Административному истцу Булгакову И.А. на праве собственности принадлежит земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно указанных в представленной выписки особых отметок, в ЕГРН внесены сведения об установленных в отношении земельного участка ограничениях, предусмотренных ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункта 2 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Росреестра от 08.04.2021 г. № П/0149, сведения, содержащиеся в ЕГРН, в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами, федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ.

02.09.2021 г. Булгаковым И.А., через филиал автономного учреждения Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в с. Новая Усмань, поданы запросы о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в виде копии помещенного в реестровое дело иного документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости – принадлежащем ему на праве собственности земельном участке , внесены в ЕГРН, поступившие в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области в указанную дату.

Согласно приобщенных к материалам дела копий запросов, Булгаковым И.А., в форме предоставления бумажного документа, запрошены копии помещенных в реестровое дело следующих документов:

- по запросу – графическое описание местоположения границ от 13.03.2019 г. , выдан: АО «Воронежское Аэрогедезическое предприятие»;

- по запросу . – сопроводительное письмо от 21.10.2019 г. , выдан: Представитель Филиала ПАО «МРСК Центра» ФИО5

Уведомлениями филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области от 03.09.2021 г. , поданные Булгаковым И.А. запросы оставлены без рассмотрения.

При рассмотрении поданных запросов было установлено, что Булгаковым И.А. запрашиваются копии документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН о территории кадастрового квартала, территориальной зоне, в том числе документа содержащего описание местоположения границ указанной зоны. В соответствии с ч. 2 ст. 63 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются за плату. Размер платы утвержден Приказом Росреестра от 13.05.2020 г. № П/0145 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации».

Оплата за получение копий документов, содержащих сведения о территориальной зоне: сопроводительного письма, копии графического описания местоположения границ территориальной зоны 36:16-6.396 для физических лиц составляет 580 руб. в виде электронного документа и 1740 руб. в виде бумажного документа за единицу соответственно. При этом, заявителем произведена оплата за получение указанных сведений в размере 460 руб. за каждый запрос.

С учетом чего, заявителю рекомендовано предоставить запрос в соответствии с требованиями Порядка.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает в себя ведущиеся в электронной форме:

- кадастр недвижимости - реестр объектов недвижимости;

- реестр прав на недвижимость - реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества;

- реестр границ - реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;

- реестровые дела (хранятся как в электронной форме и (или) на бумажном носителе);

- кадастровые карты;

- книги учета документов.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, и не оспаривалось сторонами по делу, запрашиваемые административным истцом копии документов – сопроводительное письмо от 21.10.2019 г. и графическое описание местоположения границ от 13.03.2019 г. – являются документами, на основании которых в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории , ссылка на которую имеется в оспариваемых Уведомлениях.

Так, порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, установлен Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и приказом Росреестра от 08.04.2021 г. № П-0149 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

При предоставлении сведений в виде бумажного документа, составленного многофункциональным центром и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав, такой документ подписывается уполномоченным сотрудником многофункционального центра и заверяется оттиском печати многофункционального центра (абзац 2 пункта 80 Порядка).

Согласно пунктов 4, 5 утвержденного Порядка сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с частью 6 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ. Плата за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, взимается в соответствии с порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и размерами такой платы, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона № 218-ФЗ.

В соответствии с пунктом 73 указанного Порядка, запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.

Пунктом 27 вышеназванного Порядка предусмотрено, что копия документа, на основании которого сведения о зоне, публичном сервитуте, территории или границах внесены в ЕГРН, предоставляется только в виде электронного документа.

В соответствии с приказом Росреестра от 13.05.2020 г. № П/0145 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» размер платы за получение копии документа, на основании которого в ЕГРН внесены сведения в том числе и о территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории (наряду с иными изложенными в данном пункте сведениями) для физических лиц заявителей в форме бумажного документа при личном обращении в орган регистрации прав или направления посредством почтового отправления составляет 1 740 руб., в форме электронного документа 580 руб.

Как установлено судом и не оспаривалось истцовой стороной, Булгаковым И.А. при направлении запросов о получении копии документов, в которых содержатся сведения о всей зоне с особыми условиями использования территории, произведена оплата в размере 460 руб. за получение каждого документа.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом запросы на получение сведений из ЕГРН были поданы с нарушением требований вышеназванных Порядков № П/0149 и № П/0145, с учетом чего обоснованно были оставлены административным ответчиком без рассмотрения.

В ходе рассмотрения дела административный истец, обосновывая заявленные требования, пояснял суду, что он, как собственник земельного участка, произведя оплату в размере 460 руб. по запросу вправе получить из ЕГРН любой документ, вне зависимости от содержащейся в нём информации, в той или иной степени относящийся к принадлежащему ему земельному участку.

Оценивая доводы истцовой стороны в обоснование заявленных требований, суд полагает их подлежащими отклонению, как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.

Так, согласно приказа Росреестра от 13.05.2020 г. № П/0145 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации», указанный размер платы (460 руб.) установлен за получение копии иного документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости, за 1 единицу в рублях.

При этом, этот же порядок дифференцирует размер платы подлежащей внесению заявителем при получении сведений из ЕГРН в виде копии документа, в зависимости от содержащихся таком документе сведений. Так, вышеуказанными Порядками прямо закреплено, что копия документа, содержащего сведения о зоне с особыми условиями использования территории, может быть получена исключительно в форме электронного документа и при условии внесения платы в размере 580 руб. При подаче запросов указанное обстоятельство административным истцом учтено не было.

Согласно ч. 28 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказа ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30.12.2016 г. № П/533 «Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», целью деятельности филиала является, в том числе, хранение томов реестровых дел на бумажных носителях, сформированных до 01.01.2017 г. в качестве кадастровых дел.

Согласно пункта 40 Положения об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденного приказом Росреестра от 23.12.2015 г. № П/666, в реестровое дело объекта недвижимости помещаются документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (в том числе поступившие в ходе осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в порядке внутриведомственного и межведомственного взаимодействия), а также иные документы, указанные в Законе, в том числе: копия уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 29 Закона); копия уведомления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 3 статьи 31 Закона); копия уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 5 статьи 29 Закона); копия письменного сообщения об исправлении технической ошибки, направленного заявителю (статья 61 Закона).

Согласно пунктов 48, 49 Порядка № П/666 реестровые дела объектов реестра границ (зон с особыми условиями использования территорий) идентифицируются реестровым номером границы. Реестровые дела проектов межевания территории идентифицируются учетным номером. В реестровые дела объектов реестра границ включаются документы, принятые органом регистрации прав или поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении ЕГРН в соответствии со статьей 32 Закона.

Пунктом 36 Порядка № П/666 предусмотрено, что в случае, когда один документ является необходимым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения сведений в реестр границ на несколько (два и более) объектов недвижимости, объектов реестра границ, и данный документ помещен в дело по одному из указанных объектов недвижимости, объектов реестра границ в описях дел по остальным объектам недвижимости, объектам реестра границ указываются наименование и реквизиты данного документа, а также номер дела и номер тома дела, в котором хранится такой документ.

С учетом чего, оригиналы документов, относящихся применительно к той или иной территориальной зоне, подлежат помещению и хранению в реестровом деле такой территориальной зоны.

Как установлено на основании представленных в материалы дела копий кадастрового дела принадлежащего Булгакову И.А. земельного участка , запрашиваемые административным истцом копии документов в указанном кадастровом деле отсутствуют, поскольку, согласно вышеперечисленных требований, оригиналы таких документов хранятся в материалах реестрового дела границ территориальной зоны , за получение копий которых из реестрового дела границ объекта территориальной зоны предусмотрено внесение платы в размере 580 руб.

Возможность выдачи копии документа допускается только путем заверения с его оригинала. Как указано судом, оригиналы запрашиваемых документов помещены в реестровое дело границ территориальной зоны и возможность получения копий таких документов предусмотрена только путем направления соответствующего запроса о предоставлении документов из такого реестрового дела, содержащих сведения о границах всей территориальной зоны, за что Порядком № П/0145 предусмотрено внесение платы в размере 580 руб.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что одним из дополнительных сведений, которые вносятся в кадастр недвижимости об объекте недвижимого имущества являются сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны.

Приказом Росреестра от 01.06.2021 г. № П/0241 установлен порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.

Пунктом 1 указанного Порядка установлены, в том числе структура реестра объектов недвижимости и объем вносимых в него сведений, структура реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 49 подглавы III.IX предусмотрено, что сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о зоне с особыми условиями использования территории (подзоны), публичном сервитуте или территории объекта культурного наследия, вносятся в кадастр недвижимости на основании внесенных в реестр границ сведений о соответствующей зоне, территории или публичном сервитуте.

Согласно пункта 90 указанного Порядка, запись о зоне с особыми условиями использования территории в реестре границ имеет следующую структуру:

- содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, Байкальской природной территории и её экологических зон);

- перечень кадастровых номеров земельных участков, входящих в соответствующую зону (подзону) или территорию.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что запрашиваемые Булгаковым И.А. документы являются основанием для внесения в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории, на основании которых такая зона была утверждена, а не основанием для внесения сведений в отношении принадлежащего заявителю земельного участка, в связи с чем, не могут быть получены с соблюдением избранной заявителем процедуры и за плату в размере 460 руб.

Предусмотренный Порядком № П/0145 размер платы в сумме 460 руб. за выдачу копии иного документа подлежит применению в случае, если запрашиваемый документ содержит информацию о внесении сведений в ЕГРН только в отношении данного объекта недвижимого имущества и содержится в реестровом деле такого объекта, тогда как запрашиваемые административным истцом документы содержат сведения в отношении всей территориальной зоны, на основании которых в ЕГРН внесены сведения, в том числе, и применительно к иным не принадлежащим заявителю на праве собственности земельным участкам.

При этом, выполнение вышеуказанных обязательных для исполнения требований в части указания в кадастре недвижимости в отношении конкретного земельного участка имеющихся на его использование ограничений, в связи с установлением новой территориальной зоны, сведения о чем имеются в представленной в материалы дела истцовой стороной выписки из ЕГРН в отношении земельного участка, не свидетельствует о предоставленном заявителю праве получить копии документов применительно ко всей территориальной зоне, апеллируя лишь указанием на то, что такие документы послужили основанием для внесения сведений в отношении принадлежащего ему объекта, плата за предоставление которых предусмотрена в размере 460 руб.

В данном случае в ЕГРН были внесены сведения об утверждении зоны с особыми условиями использования территории, а применительно к расположенным в её границах земельным участкам, в кадастре недвижимости указаны дополнительные сведения об установленных для таких участков ограничениях.

Таким образом, при выявлении на основании полученной из ЕГРН выписки о земельном участке установленных в отношении данного объекта недвижимости ограничений в виде наложения на границы зоны с особыми условиями использования территории, документы об установлении таких ограничений административному истцу надлежало получить в рамках запроса об истребовании сведений из реестрового дела территориальной зоны.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Булгаковым И.А. требований.

Также при разрешении заявленного иска суд полагает необходимым отметить, что оспариваемые Уведомления прав и законных интересов административного истца не нарушают. При этом факт нарушения прав заявителя, в совокупности с подлежащим доказыванию фактом принятия стороной административного ответчика незаконного решения, является обязательным условием для удовлетворения заявленных требований.

Как поясняли в ходе рассмотрения дела представители административных ответчиков, Булгаков И.А., как физическое лицо, вправе получить запрашиваемые им документы при оформлении запроса и внесения платы в соответствии с требованиями установленных Порядков. Каких-либо установленных правовых ограничений на получение запрашиваемых сведений в отношении административного истца не установлено.

Таким образом, выданные административным ответчиком уведомления не ограничивают право заявителя на получение требуемых ему копий документов, не возлагают не него дополнительных ограничений, либо бремени несения каких-либо обязанностей и не оспаривают принадлежащее ему безусловное право на обращение с соответствующими запросами. В представлении истребуемых копий документов заявителю не отказывалось. При этом, в судебном заседании административный истец пояснял, что препятствий для обращения с запрос о получении копий документом из реестрового дела зоны у него не имеется.

Кроме того, выдача оспариваемых уведомлений также не привела к нарушению имущественных прав заявителя, поскольку положениями Порядка № П/0144 от 13.05.2020 г. закреплена процедура возврата уплаченных заявителем денежных средств, которая может быть инициирована административным истцом путем подачи соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Булгакова Игоря Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области о признании незаконными решений об оставлении запросов без рассмотрения, восстановлении нарушенного права.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Новоусманский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 18 января 2022 г.

Дело № 2а-1612/2021

УИД 36RS0022-01-2021-002668-03

3.024 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)