ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1613/20 от 04.08.2020 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-1613/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2020 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Монгуш Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1613/2020 по административному исковому заявлению С, к Прокуратуре Республики Тыва, Прокуратуре г. Кызыла, Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла, Избирательной комиссии Республики Тыва, председателю Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла У., начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва Е. о признании бездействия незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

С, обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением (с учетом уточнений), в обоснование, указав, что 13 сентября 2019 года по факту многочисленных нарушений на УИКе №13, а также по факту удаления членов комиссии с правом совещательного голоса, была направлена жалоба в Прокуратуру Республики Тыва. Основным нарушением было то, что Суханова М.И. была насильно удалена председателем УИКа №13 М. после окончания голосования и перед подсчетом голосов, без какого-либо на то оснований, без решения суда, без составления акта. В связи с отсутствием ответов от какого-либо из указанных органов власти в течение длительного времени административный истец направил в Прокуратуру Республики Тыва повторное письмо от 02.11.2019г. о выдаче официального ответа о результатах проверки жалобы. Прокуратурой Республики Тыва в лице и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Н. был дан ответ, исх. от 15 ноября 2019 года, о том, что ее жалоба была перенаправлена председателю ТИК г. Кызыла. Также административный истец был уведомлен, что по факту неполучения ответов на ее жалобу от 13 сентября 2019 ее второе обращение было перенаправлено в прокуратуру г. Кызыла. При этом ответов по результатам проведенной проверки ни от одного административного ответчика на момент подачи настоящего административного иска не имеется. Бездействием административных ответчиков нарушены ее права на получение в установленный законом срок решения для обеспечения защиты прав и интересов избирателей, поскольку п.6 ст. 8 Федерального закона ФЗ-59 от 02.05.2006 запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. До настоящего времени административными ответчиками с 13 сентября 2019 года жалоба административного истца по существу не рассмотрена, административными ответчиками применен формальный подход отписки и перенаправления самой жалобы, одним из административных ответчиков жалоба была перенаправлена на исполнение в орган, чьи действия оспариваются.

Просит признать незаконным бездействие административных ответчиков: Прокуратуры Республики Тыва, выразившееся в отсутствии контроля над исполнением заявления от 13 сентября 2019 года С, в срок 30 дней, предусмотренному Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно порядку, установленному Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", признать незаконным бездействие административных ответчиков Избирательной комиссии Республики Тыва, Территориальной избирательной комиссии по городу Кызылу, выраженное в отсутствии дачи сведений по запросу Прокуратуры г. Кызыла, исх№ 7р-2019 от 17 сентября 2019 года, по заявлению С, по факту незаконного удаления как члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса во время выборов 8 сентября 2019 года с избирательного участка № 13 Центрального избирательного округа № 3, признать незаконным действия прокуратуры г. Кызыла, выразившееся в направлении жалобы С. в Территориальную избирательную комиссию по городу Кызылу, как противоречащее пункту 6 статьи 8 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. №59-ФЗ, и бездействие, выраженное в отсутствии принятии мер по заявлению от 13 сентября 2019 года С, в срок до 10 дней, после опубликования результатов выборов, предусмотренный Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по факту незаконного удаления ее как члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса во время выборов 8 сентября 2019 года с избирательного участка №13 Центрального избирательного округа № 3. Также дополнены требования, просит признать незаконным бездействие Прокуратуры Республики Тыва, выраженное в отсутствии немедленного надзорного реагирования на поступившее заявление 13 сентября 2019 года от С, по факту незаконного ее удаления как члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса во время выборов 8 сентября 2019 года с избирательного участка №13 Центрального избирательного округа №3, как нарушающее права административного истца, установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 12.06.2002 №2 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Признать незаконным действие работника Прокуратуры Республики Тыва - начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры республики Е., - выраженное в направлении 17 сентября 2019 года жалобы С. в Территориальную избирательную комиссию по городу Кызылу, как противоречащее п.3.7 главы 3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации и как нарушающее права административного истца, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Обязать административных ответчиков: Прокуратуру Республики Тыва, Избирательную комиссию Республики Тыва, Территориальную избирательную комиссию по городу Кызылу, - выдать в письменном виде в 10-дневный срок С, результаты проверки о законности/незаконности удаления ее как члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса во время выборов 8 сентября 2019 года с избирательного участка №13 Центрального избирательного округа №3.

Административный истец в судебном заседании поддержала свои требования, просила признать незаконным действия прокуратуры Республики Тыва, выразившееся в направлении её жалобы в ТИК г. Кызыла, а также бездействие, выразившееся в отсутствии ответа на её жалобу.

Заинтересованные лица А. и представитель Тывинского регионального отделения ЛДПР Я. также просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик - помощник прокурора г. Кызыла М. по доверенности поддержала письменные возражения и просила отказать в удовлетворении требований, пояснив, что какого-либо бездействия со стороны органов прокуратуры не допущено.

В возражении на административный иск указано, что С, 12 сентября 2019 года обратилась в прокуратуру Республики Тыва с заявлением о незаконном удалении ее с избирательного участка № 13 как члена УИК № 13 с правом совещательного голоса от объединения Тывинского регионального отделения Политической партии ЛДПР. Данное обращение по факту неправомерных действий председателя участковой избирательной комиссии № 13 г. Кызыла и о нарушениях избирательных прав прокуратурой Республики Тыва 17.09.2019 года направлено для рассмотрения по существу председателю Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла, что подтверждается списком № 1 почтовых отправлений прокуратуры Республики Тыва от 18.09.2019 года, согласно которому указанному почтовому отправлению присвоен . Доводы административного истца С, о том, что в действиях прокуратуры Республики Тыва имеется бездействие, выразившееся в уклонении от надлежащего рассмотрения обращения административного истца, является по существу незаконным, проявлено ущемление прав административного истца, являются незаконными и необоснованными. Обращение С, от 12.09.2019 года содержала сведения о неправомерных действиях председателя участковой избирательной комиссии № 13 г. Кызыла и незаконном удалении ее с избирательного участка № 13 как члена УИК № 13 с правом совещательного голоса, назначенного региональным отделением партии ЛДПР, в связи с чем, оно подлежало рассмотрению Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла, как вышестоящей избирательной комиссией. Таким образом, перенаправляя для рассмотрения по существу обращение С. от 12.09.2019 года в Территориальную избирательную комиссию г. Кызыла прокуратура Республики Тыва действовала в соответствии с положениями действующего законодательства. При этом, порядок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», при рассмотрении обращения С, от 12.09.2019 года, направленного прокуратурой Республики Тыва, в данном случае нарушен Территориальной избирательной комиссией, что подтверждается постановлением мирового суда г. Кызыла от 26.12.2019 года, согласно которому У. привлечена к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. Ответ на обращение С, от 02.11.2019 года, поступившее в прокуратуру г. Кызыла 19.11.2019 года, направлен заявителю 18.12.2019 года, что подтверждается почтовой квитанцией.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов следует, что решением от 08 сентября 2019 года на основании заявления С, назначена членом Участковой избирательной комиссии № 131 с правом совещательного голоса от избирательного объединения Тывинского регионального отделения политической партии Либерально-демократической партии России.

13 сентября 2019 года С, подала жалобу в прокуратуру Республики Тыва по факту неправомерных действий председателя участковой избирательной комиссии № 13 г. Кызыла и незаконном удалении ее с избирательного участка № 13 как члена УИК № 13 с правом совещательного голоса, назначенного региональным отделением партии ЛДПР.

17 сентября 2019 года обращение С, начальником отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Е. перенаправлено для рассмотрения председателю Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла (ТИК г. Кызыла) У. заказным письмом, согласно отчету об отслеживании вручено письмо адресату 20 сентября 2019 года.

Для сведения копия письма о перенаправлении обращения направлено также С,, которая согласно отчету об отслеживании получила ответ 12 ноября 2019 года.

08 ноября 2019 года в прокуратуру Республики Тыва поступило заявление С, о результатах рассмотрения жалобы от 13 сентября 2019 года.

15 ноября 2019 года и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Н. направил прокурору города Кызыла заявление С, от 08 ноября 2019 года для проведения проверки.

20 ноября 2019 года заместителем прокурора г. Кызыла принято решение о проведении проверки, в рамках которого направлены требования председателю ТИК г. Кызыла о явке и даче объяснений. 16 декабря 2019 года отобраны объяснения у председателя ТИК г. Кызыла У.

По итогам проверки 16 декабря 2019 года заместителем прокурора города Кызыла возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ в отношении У. и материалы направлены мировому судье судебного участка № 6 г. Кызыла.

26 декабря 2019 года постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г. Кызыла председатель ТИК г. Кызыла У. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ и назначен наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

18 декабря 2019 года С, направлен ответ по итогам проверки, ответ направлен и вручен адресату согласно отчету об отслеживании 25 декабря 2019 года.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ) предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8); запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (часть 6 статьи 8).

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Заявления, жалобы, иные обращения, поступающие в органы прокуратуры, рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция), обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению; по результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению, об оставлении без разрешения, о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры, о направлении в другие органы, о прекращении рассмотрения обращения, о приобщении к ранее поступившему обращению, о возврате заявителю.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5 Инструкции). При этом, запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (пункт 3.7 Инструкции).

Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено. Такой запрет установлен пунктом 3.7 Инструкции, согласно которому запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В соответствии с пунктом 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 9 статьи 26 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальная комиссия: рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Из указанных положений следует, что территориальные избирательные комиссии рассматривают жалобы на действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам мотивированные решения.

При таких обстоятельствах, действия должностного лица прокуратуры Республики Тыва по перенаправлению жалобы в ТИК г. Кызыла, уполномоченному рассматривать такие жалобы, согласуются с вышеприведенными положениями закона и инструкции, оснований для признания незаконными бездействия прокуратуры Республики Тыва, выразившееся в отсутствии контроля над исполнением заявления от 13 сентября 2019 года С, а также действий начальника отдела прокуратуры Республики Тыва Е. по перенаправлению жалобы С, в ТИК г. Кызыла, не имеется, в связи чем, подлежит отказу в удовлетворении административного иска в части требований о признании незаконным бездействие Прокуратуры Республики Тыва, выраженное в отсутствии немедленного надзорного реагирования на поступившее заявление 13 сентября 2019 года от С,, признания незаконным действие работника Прокуратуры Республики Тыва - начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры республики Е., - выраженное в направлении 17 сентября 2019 года жалобы С, в Территориальную избирательную комиссию по городу Кызылу.

Не подлежит удовлетворению также требование о признании незаконными действий прокуратуры г. Кызыла, выразившееся в перенаправлении жалобы С, в ТИК г. Кызыла и бездействия, выразившееся в отсутствии принятии мер по заявлению от 13 сентября 2019 года, поскольку указанная жалоба была подана в прокуратуру Республики Тыва.

Вместе с тем, судом установлено, что территориальные избирательные комиссии уполномочены рассматривать жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимать по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения, в этой связи, обращение С, перенаправлено в установленные сроки в ТИК г. Кызыла и получено 20 сентября 2019 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 октября 2011 года N 48/406-6 утверждена Примерная инструкция по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования (далее - Инструкция).

Согласно пунктам 8.1., 8.2., 8.5 контролю исполнения подлежат: входящие документы, в том числе письменные обращения граждан, указанные в Перечне подлежащих контролю документов с указанием сроков исполнения (Приложение N 10), в соответствии с указаниями по исполнению документа председателя (заместителя председателя, секретаря) территориальной комиссии. Обращения граждан по вопросам выборов и референдумов - до 30 календарных дней, а поступившие в период избирательной кампании - в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Контроль исполнения документов, указанных в подразделе 8.1 Инструкции (за исключением исходящих документов), по существу затронутых в них вопросов осуществляет председатель (секретарь) территориальной комиссии. Документ подлежит исполнению в течение 30 календарных дней со дня его регистрации, за исключением случаев, предусмотренных подразделом 8.6 настоящего раздела.

Поскольку со стороны административного ответчика каких-либо доказательств о рассмотрении обращения С, от 13 сентября 2019 года не предоставлено, административный иск в части признания бездействия Территориальной избирательной комиссии по городу Кызылу и председателя У., выраженное в отсутствии дачи сведений по заявлению С, от 13 сентября 2019 года подлежит удовлетворению.

Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В части требований о возложении обязанности на прокуратуру Республики Тыва, Избирательную комиссию Республики Тыва, Территориальную избирательную комиссию по городу Кызылу, - выдать в письменном виде в 10-дневный срок С, результаты проверки о законности/незаконности удаления ее как члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса во время выборов 8 сентября 2019 года с избирательного участка №13 Центрального избирательного округа №3, суд приходит к следующему.

Поскольку бездействие ТИК г. Кызыла признано нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, то на указанный орган возлагается обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, о возложении обязанности на прокуратуру Республики Тыва, Избирательную комиссию Республики Тыва, отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление С, к Прокуратуре Республики Тыва, Прокуратуре г. Кызыла, Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла, Избирательной комиссии Республики Тыва, председателю Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла У.-ооловне, начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва Е. о признании бездействия незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.

Признать бездействие председателя Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла У.-ооловны и ТИК г. Кызыла, выразившееся в нерассмотрении жалобы С, от 13 сентября 2019 года.

Обязать Территориальную избирательную комиссию г. Кызыла рассмотреть жалобу С, от 13 сентября 2019 года в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу и об исполнении решения сообщить в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в Кызылский городской суд и административному истцу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 11 августа 2020 года.

Судья Монгуш Р.С.