Дело № 2а-1614/2022
55RS0007-01-2022-002277-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г. при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании при участии в качестве прокурора старшего помощника прокурора города Омска ФИО4 административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Омска о признании недействующим Постановления Администрации города Омска от 12 июля 2018 года № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п» в части, устанавливающей прохождение красных линий через границы земельного участка,
установил:
ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО7, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании недействующим Постановления Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п» в части, устанавливающей прохождение красных линий через границы земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищных нужд под строение, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадь: 691 кв. м, расположенный по адресу: .
Как следует из административного искового заявления, решением Омского областного суда № от 23.07.2018 удовлетворены административные исковые требования ФИО1, Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», в части установления в Приложении № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Карта градостроительного зонирования территорий города Омска» режима территориальных зон ОД1 с номером 1631 и ИТ2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, имеющего почтовый адрес: , признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом постановлением Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12.08.2011 № 896-п» утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска, в составе: положения о характеристиках планируемого развития территории, положения об очередности планируемого развития территории элемента планировочной структуры № 8 микрорайона № 4 планировочного района I проекта планировки территории, положения об очередности планируемого развития территории элементов планировочной структуры №№ 1, 4-1.ИТ11 (от улицы Фрунзе до улицы Интернациональной), ЗОП 22.2 микрорайона № 2 планировочного района I проекта планировки территории, чертежей планировки территорий.
Проект планировки территории подготовлен на основании Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области», Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
Согласно внесенных изменений в градостроительные регламенты в соответствии с Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 № 255 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области» и Решением Омского городского Совета от 16.06.2021 № 318 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» земельный участок № отнесен к зоне смешанной и общественно-деловой застройки. Красные линии и границы зон и территорий общего пользования проходят непосредственно по земельному участку №, разделяя его на части, что, как полагает, административный истец, противоречит федеральному законодательству, а также Генеральному плану города Омска и Правилами землепользования и застройки города Омска, нарушают права собственника на использование земельного участка.
С учетом сведений из Росреестра по Омской области на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся по адресу: , расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения (от ), идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 031, участок был поставлен на кадастровый учет 16.02.2012. Указывает, что проектируемое Генеральным планом города Омска и Правилами землепользования и застройки города Омска расширение , с двух полос до четырех, не привело к необходимости изъятия земельного участка административного истца для муниципальных нужд. Земельные участки не имеют пересечений, уточнение границ земельного участка с кадастровым номером № осуществлялось с использованием уже установленных характерных точек земельного участка дороги.
В указанной связи административный истец считает, что постановление Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 696-п противоречит Решению Омского городского Совета от 30.09.2020 № 255 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области» и Решению Омского городского Совета от 16.06.2021 № 318 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» препятствует использованию истцом земельного участка и объектов недвижимости на нем.
С учетом изложенного и уточнения заявленных требований, административный истец просит суд признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п» в части, устанавливающей прохождение красных линий, границ территорий общего пользования и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства через границы земельного участка, с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ, , содержащиеся на чертеже планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска (Приложение № 2 к постановлению Администрации города Омска от 12 июля 2018 года № 696-п ) и чертеже элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска (Приложение № 3 к постановлению Администрации города Омска от 12 июля 2018 года № 696-п).
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен (т. 2 л.д. 51), в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 2 л.д. 94). Его представитель ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Настаивал на незаконности постановления в оспариваемой части, полагал, что установление красных линий должно учитывать фактическое землепользование и целесообразность их установления. Указал на отсутствие обоснования ширины красных линий.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО5, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Настаивал на законности оспариваемого постановления, соблюдения процедуры его принятия и опубликования. Доводы представителя административного истца о нарушении его прав полагал несостоятельными, поскольку у органов местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в Генеральном плане города, а так же при утверждении проектов планировки в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку данные документы в соответствии с действующим законодательством являются документами планирования (т. 2 л.д. 10-14). Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица департамента архитектуры и строительства Администрации г. Омска ФИО6, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Настаивала на законности принятого постановления, отсутствии оснований для признания его незаконным в оспариваемой части. Указала, что основания установления красных линий, в том числе их ширина, изложены в пояснительной записке материалов проекта планировки. Полагала, что права административного истца обжалуемым постановлением не нарушены. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, дополнение к ним, заключение прокурора, а так же оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 691 кв.м. с кадастровым номером №, государственная регистрация права произведена 04.09.2017 за регистрационным номером №. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: , , . Кроме того, в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: №. Земли населенных пунктов. Виды разрешенного использования: для жилищных нужд под строение, для размещения домов индивидуальной жилой застройки (т. 1 л.д. 25-27).
ФИО1 так же является собственником индивидуального жилого дома 2021 года постройки, с кадастровым номером № площадью 822,5 кв.м., расположенным по адресу: Российская Федерация, . Жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 28-31).
Кроме того, ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером №, 1 этаж, площадью 34,1 кв.м., адрес: (т. 1 л.д. 31, 61-64).
ДД.ММ.ГГГГ решением Омского областного суда № удовлетворены административные исковые требования ФИО1, Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», в части установления в Приложении № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Карта градостроительного зонирования территорий города Омска» режима территориальных зон ОД1 с номером 1631 и ИТ2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, имеющего почтовый адрес: , округ, , признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 32-34).
В соответствии с Градостроительным планом указанного земельного участка от 27.09.2018 земельный участок расположен в границах территориальных зон объектов административно-делового и общественного назначения ОД1-1631, городского наземного транспорта ИТ2. Установлен градостроительный регламент, решением суда от 23.07.2018 № по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером № градостроительные регламенты отменены и их режим признан недействующим. В границах земельного участка расположены объекты капитального строительства. Количество объектов 3 единицы. На чертеже отображены объекты (условно) в количестве 2 единиц под порядковыми номерами. Местоположение объекта капитального строительства № на чертеже градостроительного плана не установлено, сведения о данном объекте внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В разделе «Объекты капитального строительства» объект № не имеет сведений о назначении, этажности, высотности, площади; объект № 2 – объект незавершенного строительства, информация об этажности отсутствует, площадь застройки 421,6 кв.м., кадастровый №, далее указан непронумерованный объект - жилой дом, этажность 1, площадь 34,1 кв.м., кадастровый №, также непронумерованный объект - жилой дом, этажность 1, площадь 64,3 кв.м., кадастровый №.
06.07.2021 административный истец обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о выдаче распоряжения о подготовке документации для внесения изменений в проект планировки территории, расположенной в границах: улица Красный Путь – улица 7-я Северная – улица 11-я Ремесленная – улица 2-я Восточная – правый берег реки Иртыш – улица Фрунзе в Центральном административном округе г. Омска, утвержденный Постановлением Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п, в границах элемента планировочной структуры № 1 планировочного района II, в границах участка улицы 7-я Северная от улицы Средняя до улицы Волховстроя с выделением линейного элемента по улице 7-я Северная, с целью корректировки красных линий по улице 7-я Северная в целях осуществления капитального строительства на земельном участке №, осуществление реконструкции жилых домов для размещения объектов торговли – магазина. С приложением ситуационного плана с указанием границ проектирования, технического задания на выполнение работ по обновлению цифровых инженерно-топографических планов, выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
По результатам рассмотрения обращения от 23.08.2021 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в адрес административного истца направлен ответ № Исх-ОГ-ДАГ/06/2000, в котором указано, что Постановлением Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п» утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска. Проект планировки территории расположенной в границах: улица Фрунзе – улица маршала Жукова – улица Масленникова – улица Ленинградская площадь – правый берег реки Иртыш – в Центральном административном округе города Омска, утвержденный Постановлением Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п утратил силу. Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области автомобильных дорог местного значения, в составе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, часть земельного участка с кадастровым номером № определяется в границах магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения – ул. 7-я Северная. Проектом планировки красными линиями установлено минимальное значение магистрали общего значения регулируемого движения по улице 7-я Северная – 50 метров. Учитывая изложенное внесение изменений в Проект планировки территории в части корректировки границ красных линий магистрали общего значения регулируемого движения по улице 7-я Северная не представляется возможным без корректировки Карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области автомобильных дорог местного значения.
20.10.2021 административный истец вновь обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о выдаче распоряжения о подготовке документации для внесения изменений в проект планировки территории утвержденный Постановлением Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п, в указанной части. Кроме аналогичных доводов, указано на то, что в планируемой к подготовке документации для внесения изменений в утвержденный проект планировки территории предполагается установить красную линию по стене здания, расположенного на земельном участке №, находящегося в собственности заявителя и часть земельного участка отнести к землям общего пользования по ул. 7-я Северная. Указанное проектное решение позволит установить поперечник улицы 7-я Северная в красных линиях более 40 метров, что, полагает, соответствует положениям Генерального плана г. Омска. Также приложив ситуационный план с указанием границ проектирования, техническое задание на выполнение работ по обновлению цифровых инженерно-топографических планов.
По результатам рассмотрения обращения от 24.11.2021 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в адрес административного истца направлен ответ № Исх-ОГ-ДАГ/06/2762, в котором указано, что согласно Карте функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области (Приложение № 19), содержащейся в составе Генерального плана, земельный участок с кадастровым номером № определяется в границах функциональных зон: зона смешанной и общественно-деловой застройки (существующая), зона транспортной инфраструктуры (существующая). Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области автомобильных дорог местного значения (Приложение № 2), содержащейся в составе Генерального плана, в границах вышеуказанной функциональной зоны транспортной инфраструктуры планируются к размещению троллейбусная линия, велосипедная дорожка, определяется магистральная улица общегородского значения регулируемого движения – ул. 7-я Северная. Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения по улице 7-я Северная в границах действующих красных линий, согласно проектам планировки территории, утвержденным Постановлениями Администрации г. Омска от 18.11.2010 № 1109-п и от 12.07.2018 № 696-п имеет поперечный профиль – 63 метра. Учитывая изложенное, изменение профиля магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения только в определенной части данной улицы, в сторону ее сужения считают нецелесообразным.
Административный истец, полагая, что постановление Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п» в обжалуемой части противоречит Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки с учетом внесенных изменений: Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 № 255 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области» и Решением Омского городского Совета от 16.06.2021 № 318 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», нарушает его права и законные интересы установлением красных линий, обратился в суд с заявленными требованиями.
Давая правовую оценку заявленным требованиям применительно к положениям ч.ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ, суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, том числе, утверждение документации по планировке территории.
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии (пп. а); границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры (пп. б); границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пп. в); (п. 1); положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения (п. 2); положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (п. 3 ч. 3).
Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.
Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (п. 1); возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2); функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п. 3); видов территориальных зон (4); требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (п. 5).
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.
Кроме того, в соответствии с Уставом города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, в редакции, действующей в период принятия обжалуемого постановления, Администрация г. Омска учреждала печатные средства массовой информации, являющиеся официальными изданиями органов местного самоуправления города Омска, для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.
Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (ст. 7 Устава).
Официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица» (постановление Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию»).
В рамках реализации своих полномочий Администрацией г. Омска принято Постановление от 12.07.2018 № 696-п, которым утвержден Проект планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска, в составе:
- положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска, согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;
- чертежа планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска, согласно приложению № 2 (не приводится) к настоящему постановлению;
- чертежа элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска согласно приложению № 3 (не приводится) к настоящему постановлению (далее - проект планировки территории).
Кроме того, утвержден проект межевания части территории планировочного элемента 4-1, установленного Схемой планировочных элементов территории города Омска для разработки градостроительной документации в составе Генерального плана города Омска, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска в составе:
- чертежа межевания территории элементов планировочной структуры №№ 11 - 13 микрорайона № 3 района I и территории, предназначенной для размещения линейных объектов: №№ 4-1.ИТ1, 4-1.ИТ3, 4-1.ИТ11 по улице Фрунзе, № 4-1. ИТ2 по улице Булатова, N 4-1.ИТ69 по улице Герцена в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению № 4 (не приводится) к настоящему постановлению;
- чертежа межевания территории элементов планировочной структуры №№ 1 - 10, ЗОП16 микрорайона № 10 жилого района III, расположенной в границах: улица Герцена - улица Октябрьская - правый берег реки Оми - улица Фрунзе, и территории, предназначенной для размещения линейных объектов № 4-1.ИТ81 по улице Чернышевского, № 4-1.ИТ84 по улице Рабиновича, № 4-1.ИТ85 по улице Булатова, № 4-1.ИТ89 по улице Госпитальной, № 4-1.ИТ98 по улице Октябрьской в Центральном административном округе города Омска согласно приложению № 5 (не приводится) к настоящему постановлению (далее - проект межевания территории);
а так же признаны утратившими силу ряд постановлений Администрации г. Омска, в том числе постановление Администрации г. Омска от 12.08.2011 года № 896-п «Об утверждении проектов планировки Центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (п. 1). Внесены изменения в иные постановления Администрации города Омска.
Данное Постановление Администрации г. Омска опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № 31 от 19.07.2018 (Постановление, Приложение № 1), в газете «Третья столица» № 32 от 26.07.2018, размещено на официальном сайте Администрации г. Омска в сети «Интернет», а также в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении).
Постановлениями Администрации г. Омска от 29.12.2018 № 1340-п, от 17.12.2019 № 819-п, от 06.05.2020 № 241-п, от 03.03.2021 № 141-п, от 21.03.2022 № 183-п, в указанное постановление внесены изменения. Данные постановления Администрации г. Омска также опубликованы в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № 1 от 10.01.2019, № 59 от 20.12.2019, № 21 от 14.05.2020, № 8 от 04.03.2021, № 12 от 24.03.2022, а также в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении).
Кроме того, на основании Постановлением Мэра г. Омска от 16.02.2018 № 13-пм «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», проведение публичных слушаний назначено на 13.03.2018 в 12 часов 00 минут.
Председателем комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска утверждено заключение о результатах публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проведенных в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 16.02.2018 № 13-пм, согласно которому замечаний и предложений относительно территории улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска, в части спорного земельного участка, принадлежащего административному истцу, не высказано и публичные слушания признаны состоявшимися.
Материалы дела не содержат сведений об участии в публичных слушаниях административного истца либо сведений о представлении им возражений относительно, предложений по внесению изменений в проект планировки территории в отношении территории, на которой расположен указанный участок. Ввиду отсутствия предложений и замечаний в процессе подготовки публичных слушаний по проекту планировки, указанные публичные слушания признаны состоявшимся в соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке части муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 19.03.2018 и Протоколом проведения публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке части муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 19.03.2018 (т. 1 л.д. 198-119).
Применительно к изложенным положениям и установленным обстоятельствам, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка опубликования.
В границах данной территории расположен спорный земельный участок. Данное обстоятельство сторонами по административному делу не оспаривается.
Согласно ч. 4 ст. 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пункт 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ закрепляет, что генеральные планы городских округов является одним из документов территориального планирования муниципального образования.
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области утвержден решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43.
При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно ст. 30 ГрК РФ к целям разработки правил землепользования и застройки относятся: создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утверждены поименованные правила, в том числе карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава г. Омска документация по планировке территории утверждается на основе Генерального плана г. Омска. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Данная позиция следует из содержится в ч. 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ.
Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области автомобильных дорог местного значения (Приложение № 2) к Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, территория, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, находится в зоне планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (1-я очередь) (т. 2 л.д. 3).
Согласно Карте функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области Генерального плана муниципального образования городской округ город Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 земельный участок с кадастровым номером № находится в двух функциональных зонах: зоне смешанной и общественно-деловой застройки и зоне транспортной инфраструктуры (т. 2 л.д. 2).
В соответствии с чертежом планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 696-п, земельный участок с кадастровым номером № отнесен к границам функциональных зон: зона смешанной и общественно-деловой застройки (существующая), зона транспортной инфраструктуры (существующая). Границы красных линий земельного участка с кадастровым номером № определены в контуре 8.1 Чертежа красных линий.
Согласно Схеме организации транспорта и улично-дорожной сети на 1-ую очередь обжалуемого Проекта планировки, улица 7-я Северная, отражена как магистральная улица общегородского значения регулируемого движения (1-я очередь).
Применительно к изложенному суд полагает обоснованным указание представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, что Проектом планировки территории улица 7-я Северная отнесена к категории магистральная улица общего значения регулируемого движения, что соответствует Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43.
Исходя из требований СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №1034/пр от 30.12.2016, установлены расчетные параметры улиц и дорог городов – расчетная скорость движения, число полос движения (суммарно в двух направлениях), наименьший радиус кривых в плане с виражом/без виража, наибольший продольный уклон, наименьший радиус вертикальной выпуклой кривой, наименьший радиус вертикальной вокнутой кривой, наименьшая ширина переходной части тротуара (Таблица 11.2).
Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50 - 100; магистральных улиц - 40 - 100; улиц и дорог местного значения - 15 - 30 (п. 1 Примечания к Таблице 11.2).
При этом в п. 1.1 СП 42.13330.2016, указано, что Свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
Решением Омского городского Совета № 519 от 22.03.2017 утверждены Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которыми установлены расчетные показатели для проектирования сети улиц и дорог городского округа (п. 5.8.5 (Таблица 5.8.2), а именно: для магистральных дорог общегородского значения принята ширина в красных линиях: 40 - 80 м.
Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.) с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц в красных линиях принимается в соответствии с настоящей таблицей, при обосновании может быть больше максимального значения, но не меньше минимального (п. 1 Примечания).
По сведениям департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска согласно ГИС ИНГЕОГИС (инструментальная геоинформационная система для создания информационно-картографических систем масштаба города для Администрации города) ширина красных линий улицы 7-я Северная в границах земельного участка с кадастровым номером № оставляет 63 м. (т. 2 л.д. 1).
Применительно к изложенному, суд полагает обоснованными доводы представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о том, что установленная ширина улицы 7-я Северная является допустимой шириной для проездов улиц и дорог общегородского значения приведенной в нормативах градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета № 519 от 22.03.2017 с учетом пункта 1 примечания к Таблице 5.8.2, соответствует СП, а также соответствует Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
По сведениям ООО «ИТП «Град» представленным во исполнение определения суда, согласно Карте функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области в составе Генерального плана города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (ред. от 30.09.2020), земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах двух функциональных зон - зона смешанной и общественно-деловой застройки и зона транспортной инфраструктуры. При этом функциональная зона - зона транспортной инфраструктуры установлена для объекта местного значения городского округа магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения - ул. 7-я Северная. В соответствии с решениями действующего Генерального плана ул. 7-я Северная не предусмотрена к реконструкции. Ширина функциональной зоны указывает на рекомендуемую ширину профиля дороги. Также указано, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное совпадение функциональных и территориальных зон, учет функциональных зон Генерального плана муниципального образования носит рекомендательный характер, в связи, с чем в границе одной функциональной зоны могут располагаться как территориальные зоны, по своему назначению полностью совпадающие с функциональной зоной, так и территориальные зоны, не совпадающие с функциональной зоной. Несовпадение границ функциональных и территориальных зон объясняется различными требованиями к их установлению, а также различиями в природе документов территориального планирования и градостроительного зонирования. В частности, генеральный план, укрупненно определяет назначение территорий исходя из планов развития территории муниципального образования в целом. Действующее законодательство не содержит требований о привязке границ функциональных зон к земельно-имущественным отношениям. Требование обязательной принадлежности каждого земельного участка только к одной функциональной зоне законом не установлено. Правила землепользования и застройка, напротив, основной документ регулирования землепользования на территории муниципалитета. Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков. В Градостроительном и Земельном кодексах РФ обозначено требование об обязательной принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, п. 7 ст. 11.9, п. 2. ст. 85 Земельного кодекса РФ). Сведения о границах территориальных зон подлежат передаче для размещения в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Кроме того, суд полагает необходимым указать, что согласно Карте градостроительного зонирования территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, являющейся Приложением № 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельный участок с кадастровым номером 55:36:070401:3219 расположен в территориальной общественно-жилой зоне ОЖ1/128.
В соответствии со ст. 40 Правил землепользования и застройки, целью трансформации и модернизации застройки городского центра, перехода от территорий индивидуальной жилой застройки к территориям застройки объектами общественного и делового назначения в действующих Правилах установлена территориальная зона - Общественно-жилая зона (ОЖ-1).
Общественно-жилая зона (ОЖ-1) включает в себя участки территории города Омска со сложившейся застройкой, а также новые свободные от застройки территории, предназначенные для формирования центров обслуживания населения преимущественно в малоэтажных удаленных районах города Омска, размещения многоквартирных домов средней этажности, многоквартирных домов малой этажности, а также иных объектов капитального строительства с широким спектром общественных функций.
Для зоны ОЖ-1 установлен перечень основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1); малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1); блокированная жилая застройка (код 2.3); среднеэтажная жилая застройка (код 2.5); хранение автотранспорта (код 2.7.1); коммунальное обслуживание (код 3.1); социальное обслуживание (код 3.2); бытовое обслуживание (код 3.3); здравоохранение (код 3.4); образование и просвещение (код 3.5); объекты культурно-досуговой деятельности (код 3.6.1); общественное управление (код 3.8); обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (код 3.9.1); проведение научных исследований (код 3.9.2); амбулаторное ветеринарное обслуживание (код 3.10.1); деловое управление (код 4.1); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); магазины (код 4.4); банковская и страховая деятельность (код 4.5); общественное питание (код 4.6); гостиничное обслуживание (код 4.7); развлекательные мероприятия (код 4.8.1); обеспечение дорожного отдыха (код 4.9.1.2); автомобильные мойки (код 4.9.1.3); ремонт автомобилей (код 4.9.1.4); выставочно-ярмарочная деятельность (код 4.10); спорт (код 5.1); обеспечение обороны и безопасности (код 8.0); обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3); охрана природных территорий (код 9.1); земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) (т. 2 л.д. 72-74).
Объект капитального строительства с кадастровым номером № определяется в границах функциональной зоны: зона смешанной и общественно-деловой застройки (существующая); объект капитального строительства с кадастровым номером № учтен в сведениях Единого государственного реестра недвижимости без координат границ, граница объекта не установлена в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, определить принадлежность объекта к функциональной зоне не представляется возможным.
В приведенной связи подлежат отклонению доводы представителя административного истца о том, что оспариваемое установление красных линий не имеет цели разграничения территорий общего пользования и мест расположения линейных объектов от иных территорий, поскольку территориальные и функциональные зоны, установленные Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Омска соответствуют назначению земельного участка.
Из пояснений представителя административного истца следует, что Генеральный план в действующей редакции административным истцом не обжаловался. Доказательств обратному не представлено.
Утверждения представителя административного истца об имеющихся препятствиях в фактическом использовании земельного участка в соответствии с его назначением, о нарушении прав административного истца, как собственника земельного участка и жилого дома, расположенного на нём, основаны на неверном толковании норм права и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления.
Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя административного ответчика о том, что отображение на картах Генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этим объектами.
Исходя из п.п. 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.02.2016 № 242-О, недопустимо произвольное установление уполномоченными органами красных линий.
Из анализа положений ч. 4 ст. 42 ГрК РФ следует, что материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат: карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры (п. 1); результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2); обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (п. 3); схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети (п. 4); схему границ территорий объектов культурного наследия (п. 5); схему границ зон с особыми условиями использования территории (п. 6); обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (п. 7); схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (8); варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах) (п. 9); перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне (п. 10); перечень мероприятий по охране окружающей среды (п. 11); обоснование очередности планируемого развития территории (п. 12); схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 13); иные материалы для обоснования положений по планировке территории (п. 14).
Согласно чертежу красных линий, который утвержден в составе оспариваемого постановления, красные линии, закрепляющие границы уличной - дорожной сети, обозначены с обеих сторон, соответственно, проект планировки территории в части установления красной линии относительно границ земельного участка с кадастровым номером № соответствует Генеральному плану города Омска, предусматривающим магистральную улицу общегородского значения, а также нормативам градостроительного проектирования.
Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту.
При этом представленное представителем административного истца в судебном заседании заключение ООО «Кадастр групп», не свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления в части установления красных линий по земельному участку и дому, находящимся в собственности административного истца.
Кроме того, согласно фрагменту Карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области муниципальных дорог местного значения, являющейся приложением № 2 Решения Омского городского Совета, в границах указанной функциональной зоны определяются такие объекты транспортной инфраструктуры, как: магистральная улица общегородского значения регулируемого движения ул. 7-я Северная, троллейбусная линия (планируемая к размещению), велосипедная дорожка (планируемая к размещению).
Вопреки доводам административного истца, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, не нарушает прав административного истца. Установление факта пересечения земельного участка с красными линиями, а также нахождение части спорного земельного участка в границах красных линий, где планируется расширение дороги в будущем, не свидетельствует само по себе в рассматриваемом случае о наличии оснований для признания нормативно правового акта в оспариваемой части незаконным.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Применительно к изложенным положениям и установленным по делу обстоятельствам, суд полагает, что в обжалуемой части Постановление Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12.08.2011 № 896-п» в части устанавливающей прохождение красных линий, границ территорий общего пользования и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства через границы земельного участка с кадастровым номером № местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ, <...>, содержащиеся на чертеже планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я северная – улица 5-я Северная – улица 11-я Ремесленная – улица 2-я Восточная – правый берег реи Оми – правый берег реки Иртыш – улица Фрунзе – улица Красный Путь – в Центральном и Советском административных округах города Омска (Приложение № 2 к Постановлению Администрации города Омска от 12.07.2018 № 696-п) и чертеже элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в границах: 7-я северная – улица 5-я Северная – улица 11-я Ремесленная – улица 2-я Восточная – правый берег реи Оми – правый берег реки Иртыш – улица Фрунзе – улица Красный Путь – в Центральном и Советском административных округах города Омска (Приложение № 3 к Постановлению Администрации города Омска от 12.07.2018 № 696-п), принято Администрацией г. Омска с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных полномочий, в отсутствии противоречий имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации города Омска о признании недействующим Постановления Администрации города Омска от 12 июля 2018 года № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п» в части устанавливающей прохождение красных линий, границ территорий общего пользования и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства через границы земельного участка с кадастровым номером №, местоположения которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес Центральный административный округ, <...>, содержащиеся на чертеже планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска (Приложение № 2 к Постановлению Администрации города Омска от 12 июля 2018 года № 696-п) и чертеже элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска (Приложение № 3 к Постановлению Администрации города Омска от 12 июля 2018 года № 696-п), отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Председательствующий судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.