Дело № 2а-1615/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Георгиевой Ю.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«11» апреля 2017 г.
административное дело по административному исковому заявлению ООО «Кемеровский хладокомбинат» к Главному управлению МЧС России по Кемеровской области об оспаривании пунктов 2 и 3 предписания ### по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12.12.2016 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ООО «Кемеровский хладокомбинат» обратился в суд с указанным административным исковым заявлением и просит суд признать незаконными пункты 2 и 3 предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны ### от 12.12.2016г., принятого ГУ МЧС России по Кемеровской области в отношении ООО «Кемеровский хладокомбинат».
Свои требования мотивирует тем, что Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области (далее - административный орган, ГУ МЧС России по Кемеровской области) в период с 29 ноября 2016г. по 12 декабря 2016г. проведена внеплановая выездная проверка ООО «Кемеровский хладокомбинат» (далее - Общество).
В результате указанной проверки 12 декабря 2016г. административным органом принято предписание ### по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Считают, что пункты 2 и 3 предписания не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО «Кемеровский хладокомбинат», поскольку незаконно возлагают на Общество не предусмотренные законодательством обязанности.
Значит, в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), указанные пункты предписания ### от 12.12.2016г. должны быть признаны незаконными.
Отмечают, что в вышестоящий в порядке подчиненности орган жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалась.
Так, в соответствии с пунктом 2 оспариваемого предписания, Общество обязано «обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых (для укрытия наибольшей работающей смены)».
Согласно пункта 3 предписания, ООО «Кемеровский хладокомбинат» должно «обеспечить защиту работников наибольшей работающей смены в защитном сооружении гражданской обороны».
Нормативным обоснованием этих требований указаны следующие акты:
«3. Убежища создаются:
• для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
• для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.
• Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.
• создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;
• обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
• ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны».
«10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
• строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
• приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
• подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
• обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
• накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
• обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
• приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Из процитированных норм следует наличие у Общества обязанности «принимать меры по поддержанию существующего объекта гражданской обороны (убежища) в состоянии постоянной готовности к использованию».
В то время как в соответствии с пунктами 2 и 3 оспариваемого предписания ООО «Кемеровский хладокомбинат» обязано «обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых (для укрытия наибольшей работающей смены)» и «обеспечить защиту работников наибольшей работающей смены в защитном сооружении гражданской обороны».
Очевидно, что формулировки требований нормативных правовых актов - п. 10 Постановления Правительства N 1309 и п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, на нарушение которых указано в оспариваемом предписании, - отличны от формулировок пунктов 2 и 3 самого предписания.
При этом, различие формулировок в данном случае является не простой формальностью, а придает предписанию совершенно иную смысловую нагрузку, отличную от требований законодательства. В результате этого, суть требований, которые Общество обязано выполнить в соответствии с предписанием, существенно отличается от содержания требований, установленных нормативными правовыми актами.
Так, при анализе формулировки из законодательства - «принимать меры по поддержанию существующего объекта гражданской обороны (убежища) в состоянии постоянной готовности к использованию», становится понятно, что суть этой обязанности заключается в том, что Общество должно поддерживать убежище в таком состоянии, чтобы в случае наступления чрезвычайной ситуации или военного времени, убежище было готово к использованию.
В свою очередь, анализ формулировки пункта 2 предписания - «обеспечить готовность убежища к приему укрываемых», показывает, что суть этого требования совсем иная: Общество обязано создать условия для приема в убежище укрываемых, как будто этого требует режим чрезвычайной ситуации или военного времени.
Правильность такого толкования пункта 2 оспариваемого предписания подтверждается пунктом 3 этого же предписания, в соответствии с которым на ООО «Кемеровский хладокомбинат» возложена обязанность «обеспечить защиту работников наибольшей работающей смены в защитном сооружении гражданской обороны».
Буквальное толкование процитированного требования заставляет прийти к выводу, что Общество должно организовать сам процесс защиты своих работников, то есть разместить их в убежище.
Таким образом, получается, что закон (п. 10 Постановления Правительства N 1309 и п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ) обязывает Общество поддерживать убежище в состоянии, пригодном для использования на случай чрезвычайной ситуации или военного времени. В то время как, пункты 2 и 3 предписания обязывают их не сколько принять меры по поддержанию убежища в пригодном состоянии, сколько организовать сам прием укрываемых в убежище. При том, что в настоящее время отсутствуют чрезвычайные ситуации и режим военного времени.
Полагают, что возложение обязанностей, указанных в пунктах 2 и 3 предписания выходит за рамки требований закона, и создает для Общества необоснованно повышенный объем обязанностей. Значит, указанные пункты предписания должны быть признаны незаконными.
Указанные выводы основаны не только на субъективном анализе и сравнении формулировок законодательства и предписания, но и следуют из Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО).
Так, в Правилах эксплуатации ЗС ГО, имеется раздел III «Требования к эксплуатации защитных сооружений», в котором имеются подразделы 3.1 «Использование защитных сооружений для нужд организаций и обслуживания населения» и 3.2 «Требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности».
В пунктах 3.2.1 и 3.2.2 подраздела 3.2 «Требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности» Правил указано следующее:
«При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
• защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
• герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
• инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации».
При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается:
• перепланировка помещений;
• устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях;
• нарушение герметизации и гидроизоляции;
• демонтаж оборудования;
• применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений,
Получается, что Правила эксплуатации ЗС ГО корреспондируют п. 10 Постановления Правительства N 1309 и п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, обязывающих организацию принимать меры по поддержанию существующего объекта гражданской обороны (убежища) в состоянии постоянной готовности к использованию.
Правила эксплуатации ЗС ГО конкретизируют, в чем именно заключается обязанность принимать меры по поддержанию существующего объекта гражданской обороны (убежища) в состоянии постоянной готовности к использованию. Ведь логично, что мерами по поддержанию убежища в готовности к использованию являются как раз выполнение требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений.
При этом, Правила эксплуатации ЗС ГО более подробно раскрывают суть этих требований: обеспечить сохранность защитных свойств убежища и его элементов, сохранность герметизации и гидроизоляции убежища, сохранность инженерно-технического оборудования; а также не нарушать запретов на перепланировку убежища, на устройство отверстий и проемов в ограждающих конструкциях, на нарушение герметизации и гидроизоляции, на демонтаж оборудования и применение сгораемых синтетических материалов.
Таким образом, считают, что законодатель конкретизировал суть обязанности по принятию мер по поддержанию убежища в состоянии постоянной готовности к использованию, и четко ограничил круг требований, необходимых для выполнения данной обязанности. Эти требования перечислены выше.
Однако, пунктами 2 и 3 предписания на ООО «Кемеровский хладокомбинат» возложена совершенно иная обязанность - обеспечить готовность убежища к приему укрываемых и обеспечить защиту работников наибольшей работающей смены в убежище. Для выполнения этой обязанности Общество должно выполнить качественно иные требования, отличные от проанализированных выше требований подразделов 3.1 «Использование защитных сооружений для нужд организаций и обслуживания населения» и 3.2 «Требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности» Правил эксплуатации ЗС ГО.
Так, в Правилах эксплуатации ЗС ГО, имеется раздел VI «Приведение защитных сооружений в готовность к приему укрываемых», в состав которого входят такие подразделы как:
- 6.1 Мероприятия по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых;
- 6.2 Обозначение защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним;
-6.3 Порядок заполнения защитных сооружений укрываемыми;
-6.4 Размещение укрываемых в защитных сооружениях. Санитарно-технические требования к содержанию помещений.
В соответствии с п. 6.1.1 Правил эксплуатации ЗС ГО, мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают:
• подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов "Вход";
• открытие всех входов для приема укрываемых;
• освобождение помещений от лишнего имущества и материалов;
• установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества
• проведение расконсервации инженерно-технического оборудования;
• снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и
герметических дверей;
• оценку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов;
• закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.);
• закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий);
• оценку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно- герметических ворот, дверей и ставней;
• оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств;
• расконсервацию оборудования защищенных ДЭС и артезианских скважин;
• заполнение при необходимости емкостей горючих и смазочных материалов;
• оценку убежища на герметичность;
• открытие санузлов, не используемых в мирное время. Санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения;
• оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды;
• переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия);
• установку и подключение репродукторов (громкоговорителей) и телефонов;
• оценку и доукомплектование, в случае необходимости, инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты;
• проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций - СО2 (до 0,5%) и других газов - согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.
Получается, что суть обязанности по обеспечению готовности убежища к приему укрываемых и обеспечению защиты работников наибольшей работающей смены в убежище, конкретизирована как раз требованиями раздела VI «Приведение защитных сооружений в готовность к приему укрываемых» Правил эксплуатации ЗС ГО.
Ведь именно в данном разделе Правил эксплуатации ЗС ГО прописаны меры, выполнение которых позволит обеспечить готовность убежища к приему укрываемых и защиту работников в убежище, в частности: подготовка проходов к ЗС ГО, открытие всех входов для приема укрываемых, освобождение помещений от лишнего имущества и материалов, установка в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества, проведение расконсервации инженерно-технического оборудования, снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей и др.
Чем иным как не мерами по обеспечению готовности убежища к приему укрываемых и защиты работников наибольшей работающей смены в убежище являются указанные выше требования?
Таким образом, законодатель также конкретизировал суть обязанности по обеспечению готовности убежища к приему укрываемых и обеспечению защиты работников наибольшей работающей смены в убежище, и четко ограничил круг требований, необходимых для выполнения данной обязанности. Эти требования перечислены выше.
Однако, нельзя не заметить, что выполнение этих требований связано непосредственно с наступлением чрезвычайной ситуации или военного времени. Иначе зачем нужно открывать все входы для приема укрываемых, освобождать помещения от лишнего имущества и материалов, проводить расконсервацию инженерно-технического оборудования и совершать иные действия, направленные непосредственно на подготовку убежища к приему укрываемых?
В то же время, в соответствии с пунктами 2 и 3 предписания ООО «Кемеровский хладокомбинат» обязано как раз обеспечить готовность убежища к приему укрываемых и обеспечить защиту работников наибольшей работающей смены в убежище, а значит, выполнить требования, содержащиеся в разделе VI «Приведение защитных сооружений в готовность к приему укрываемых» Правил эксплуатации ЗС ГО.
Однако, непонятно зачем Общество должно выполнять все эти требования, если их выполнение производится только в случае наступления чрезвычайной ситуации или военного времени.
Таким образом, проанализировав Правила эксплуатации ЗС ГО, приходят к выводу, что закон различает два вида обязанностей организации, для каждой из которых необходимо выполнение своих, отличных друг от друга требований, при чем, в различных условиях:
- обязанность по принятию мер по поддержанию убежища в состоянии постоянной готовности к использованию.
Регламентирована подразделами 3.1 «Использование защитных сооружений для нужд организаций и обслуживания населения» и 3.2 «Требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности» Правил эксплуатации ЗСГО.
Для ее выполнения необходимо соблюдение таких требований как: обеспечить сохранность защитных свойств убежища и его элементов, сохранность герметизации и гидроизоляции убежища, сохранность инженерно-технического оборудования; а также не нарушать запретов на перепланировку убежища, на устройство отверстий и проемов в ограждающих конструкциях, на нарушение герметизации и гидроизоляции, на демонтаж оборудования и применение сгораемых синтетических материалов.
Выполнение этих требований происходит в режиме повседневной деятельности организации.
- обязанность по обеспечению готовности убежища к приему укрываемых и обеспечению защиты работников наибольшей работающей смены в убежище.
Регламентирована разделом VI «Приведение защитных сооружений в готовность к приему укрываемых» Правил эксплуатации ЗС ГО.
Для ее выполнения необходимо выполнение таких требований как: подготовка проходов к ЗС ГО, открытие всех входов для приема укрываемых, освобождение помещений от лишнего имущества и материалов, установка в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества, проведение расконсервации инженерно-технического оборудования, снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей и др.
Выполнение этих требований происходит при наступлении чрезвычайной ситуации или военного времени.
В соответствии с пунктами 2 и 3 оспариваемого предписания, Общество должно обеспечить готовность убежища к приему укрываемых и обеспечить защиту работников наибольшей работающей смены в убежище, то есть выполнить требования второй обязанности, указанной выше. Однако, эти требования подлежат выполнению в условиях чрезвычайной ситуации или военного времени.
В связи с чем, считают, что возложенные пунктами 2 и 3 предписания требования незаконны, поскольку подразумевают совершение мероприятий, выполнение которых в мирное время (в режиме повседневной деятельности) отнюдь не требуется. Значит, у суда есть все основания признать данные пункты предписания незаконными.
В случае непринятия судом приведенных выше доводов, просят обратить внимание на тот факт, что пункты 2 и 3 предписания сформулированы нечетко и позволяют двояко толковать содержащиеся в них требования, что является недопустимым, и должно влечь признание этих пунктов незаконными.
Предписание - это ненормативный правовой акт, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Следовательно, само предписание также должно соответствовать определенным требованиям.
В частности, предписание должно быть не только законным, но и исполнимым. Иными словами, его требования должны быть ясными, четкими и доступными для понимания исполнителем, а также содержать недвусмысленные формулировки.
В данном случае пункты 2 и 3 предписания таким требованиям не соответствуют.
Неясные формулировки этих пунктов и привели к возникновению у Общества сомнений в том, каким образом нужно толковать предъявляемые к ООО «Кемеровский хладокомбинат» требования. В итоге, Общество не может прийти к однозначному выводу о том, что же от него в действительности требуется: выполнение обязанности по принятию мер по поддержанию убежища в состоянии постоянной готовности к использованию, регламентированной подразделами 3.1 «Использование защитных сооружений для нужд организаций и обслуживания населения» и 3.2 «Требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности» Правил эксплуатации ЗС ГО или выполнение обязанности по обеспечению готовности убежища к приему укрываемых и обеспечению защиты работников наибольшей работающей смены в убежище, регламентированной разделом VI «Приведение защитных сооружений в готовность к приему укрываемых» Правил эксплуатации ЗС ГО.
Кроме того, в самом предписании нет указаний на то, какие именно мероприятия должно выполнить Общество в целях выполнения требований, указанных в пунктах 2 и 3 оспариваемого предписания. В предписании даже нет ссылки на какие-либо конкретные пункты Правил эксплуатации ЗС ГО, которые Общество нарушило (не выполнило) и должно выполнить.
При этом в Правилах эксплуатации ЗС ГО, как указано выше, имеется весьма значительное количество норм, регламентирующих как требования к содержанию и эксплуатации убежища в режиме повседневной деятельности, так и требования к приведению защитного сооружения в готовность к приему укрываемых.
Обществу достаточно сложно сориентироваться в таком объеме различных норм, с учетом того, что формулировки пунктов 2 и 3 предписания не отсылают к каким-либо конкретным нормам Правил эксплуатации ЗС ГО, и не соответствуют формулировкам, указанным в этих Правилах.
Таким образом, полагают, что поскольку пункты 2 и 3 предписания не соответствуют принципам исполнимости, четкости и ясности, допускают споры относительно содержания заявленных в них требований и не содержат конкретных мероприятий, подлежащих выполнению Обществом, то у суда есть все основания для признания этих пунктов предписания незаконными.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности от 01.01.2017 г., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили, в ходе рассмотрения дела предоставили отзыв на административное исковое заявление в письменном виде.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Заслушав представителя административного истца, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что в административных исковых требованиях истцу должно быть отказано полностью.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что в период с 29.11.2016 по 12.12.2016 должностным лицом управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области проведена внеплановая проверка в отношении ООО «Кемеровский хладокомбинат» с целью контроля исполнения ранее выданного предписания ###/ГО от 11.03.2016.
По результатам внеплановой проверки составлены и вручены акт проверки ###/ГО от 12.12.2016, предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны ### от 12.12.2016.
В соответствии с пунктом 2 оспариваемого предписания, ООО «Кемеровский хладокомбинат» предписано обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых (для укрытия наибольшей работающей смены), в соответствии с п. 3 и 10 Постановления Правительства РФ "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" от 29.11.1999 N 1309; Приказа МЧС России "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" от 15.12.2002 N 583.
Согласно пункту 3 предписания, ООО «Кемеровский хладокомбинат» должно обеспечить защиту работников наибольшей работающей смены в защитном сооружении гражданской обороны, в соответствии с п. 3 и 10 Постановления Правительства РФ "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" от 29.11.1999 N 1309; п.10 «Положения о гражданской обороне в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804.
Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица от 12.12.2016 ### за невыполнение п.п.1.2,3.5 предписания ###/ГО от 11.03.2016г. по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны направлен для рассмотрения мировому судье судебного участка N 6 Ленинского судебного района г. Кемерово. При составлении административного протокола представитель ООО «Кемеровский хладокомбинат» ФИО2, действующая на основании доверенности ### от 12.12.2016. от лица организации заявила, что с выявленными нарушениями согласны, данный факт отражен в указанном протоколе.
При этом обжалуемые пункты предписания ### от 12.12.2016г. являются аналогичными невыполненным пунктам предписания ###/ГО от 11.03.2016г.
Суд считает указанное предписание Главного управления МЧС России по Кемеровской области от 12.12.2016 г. законным и обоснованным.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 2 Постановления N 1309 к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
При этом убежище является защитным сооружением гражданской обороны, предназначенным для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (пункт 3 Постановления N 1309).
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют мероприятия по гражданской обороне.
Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, к основным мероприятиям по гражданской обороне отнесены строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, а также обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Постановления N 1309).
В соответствии с перечнем потенциально опасных объектов, расположенных на территории Кемеровской области от 18.04.2016 ООО «Кемеровкий хладокомбинат», находящийся по адресу: <...> является химически опасным объектом. В соответствии требованием п. 3.4.3 приложения к приказу МЧС России от 15 декабря 2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", защитные сооружения на объектах данной категории, должны быть готовы к немедленному приему укрываемых.
В соответствии с п. 6.1.1 приложения к приказу МЧС России от 15 декабря 2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают:
подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов "Вход";
открытие всех входов для приема укрываемых;
освобождение помещений от лишнего имущества и материалов;
установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого
оборудования и имущества;
проведение расконсервации инженерно-технического оборудования;
снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей;
оценку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов;
закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.);
закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий);
оценку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней;
оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств;
расконсервацию оборудования защищенных ДЭС и артезианских скважин; заполнение, при необходимости, емкостей горючих и смазочных материалов;
оценку убежища на герметичность;
открытие санузлов, не используемых в мирное время. Санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения;
оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды;
переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия);
установку и подключение репродукторов (громкоговорителей) и телефонов;
оценку и доукомплектование, в случае необходимости, инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты;
проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций СО2 (до 0,5%) и других газов согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.
Из вышеизложенного следует, что ЗС ГО эксплуатируемое ООО «Кемеровский хладокомбинат» в мирное время должно выполнять изложенные мероприятия, что в свою очередь данным юридическим лицом ни на момент проведения внеплановой проверки, ни на момент вынесения решения по настоящему делу, не выполнено. Доказательств обратного стороной истца не представлено.
При этом, как было указано выше, требования по пункту 2 предписания вменены на основании пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", в котором сказано, что организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, а также на основании пункта 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", согласно которому убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Требования по пункту 3 предписания вменены на основании пункта 10 положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 N 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации», п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны в которых сказано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, является обеспечение сохранности объектов гражданской обороны, принятие мер по поддержанию их состоянии постоянной готовности к использованию и как следствие п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 N 130 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны для обеспечения защиты работников наибольшей работающей смены организации.
Кроме того, факты и обстоятельства допущенных обществом нарушений, об устранении которых выдано оспариваемое предписание, установлены вступившими в законную силу решениям мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского судебного района г.Кемерово.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано ГУ МЧС России по Кемеровской области в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в оспариваемых пунктах предписания формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить административному истцу. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
В связи с изложенным, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными пунктов 2 и 3 предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны ### от 12.12.2016г., принятого ГУ МЧС России по Кемеровской области в отношении ООО «Кемеровский хладокомбинат».
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ООО «Кемеровский хладокомбинат» к Главному управлению МЧС России по Кемеровской области об оспаривании пунктов 2 и 3 предписания ### по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 12.12.2016 г., - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья: Е.А. Лебедева
Решение в мотивированной форме 14.04.2017 г.