ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1615/19 от 13.05.2019 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№2а-1615/2019Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2019 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.

при секретаре Фатхулоевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>», Управлению муниципального имущества администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «<адрес>», Управлению муниципального имущества администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. В обоснование своих доводов указав, что распоряжением №р-10-02-534 от <дата> Управления муниципального имущества администрации МО «<адрес>» ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка (кадастровый <номер>) по <адрес> для эксплуатации жилого дома, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как объект недвижимости, расположенные на запрашиваемом земельном участке, в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ не отвечает признакам самовольной постройки. Данное распоряжение Управления муниципального имущества Администрации <адрес> административный истец считает незаконным и необоснованным, жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит ФИО1 на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>. согласно технического паспорта <номер> от <дата> жилой дом построен до 1917 года. В свидетельстве о праве на наследство по закону указано, что жилой дом расположен на земельном участке площадью 368 кв.м. Земельный участок по указанному адресу, площадью 600 кв.м. состоит на кадастровом учете с кадастровым номером 30:12:030117:12. Согласно топографо-геодезической съемке, выполненной в декабре 2018 года, пересечения границ земельного участка жилым домом не выявлено. Объект недвижимости- жилой дом, площадью застройки 97 кв.м., полностью расположен в фактически сложившихся используемых границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Просит суд признать незаконным распоряжение №р-10-02-534 от <дата> Управления муниципального имущества администрации МО «<адрес>» об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка (кадастровый <номер>), площадью 600 кв.м. по <адрес> для эксплуатации жилого дома по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы административного искового заявления поддержали и просили удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель административных ответчиков Администрации МО «<адрес>», Управления муниципального имущества администрации <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности, явилась, возражала против удовлетворения административного иска, просила отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что истец ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону о <дата>, свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата>.

ФИО1 обратилась с заявлением о предварительном согласовании представления земельного участка по адресу: <адрес> в собственность.

Распоряжением Управления муниципального имущества администрации МО «<адрес>» №р-10-02-534 от <дата> «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка (кадастровый <номер>) по <адрес> для эксплуатации жилого дома, (адрес жилого дома - <адрес>)» на основании пп.3 п. 8 ст. 39.15, пп. 1 ст. 39.16, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО1 отказано, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как объект недвижимости, расположенный на запрашиваемом земельном участке, в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает признакам самовольной постройки.

В соответствии с пп.3 п.8 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пп.1 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Ст. 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на приобретение, земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Как следует из технического паспорта <номер> от <дата>, выполненного ГБУ АО «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)», жилой дом по адресу: <адрес> был реконструирован. Реконструкция объекта недвижимого имущества должна была осуществляться на основании разрешения на реконструкцию, однако разрешение на реконструкцию не предъявлено.

Учитывая, что разрешение на ввод в эксплуатации спорного объекта недвижимого имущества не выдавалось, решение суда по узаконению объекта также отсутствует, жилой дом, общей площадью 76,1 кв.м., расположенный по <адрес>, в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ отвечает признакам самовольной постройки.

Согласно ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

Таким образом, административный истец является лицом, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как расположенный на запрашиваемом земельном участке объект недвижимости в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает признакам самовольной постройки.

При таких обстоятельствах Управлением муниципального имущества администрации <адрес> обоснованно отказано ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: <адрес>.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>», Управлению муниципального имущества администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>», Управлению муниципального имущества администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца, через районный суд.

Мотивированный текст решение изготовлен 17 мая 2019 года.

Судья Иноземцева Э.В.