ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1615/2018 от 19.02.2018 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-1615/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2018 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Свидрицкого А. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным уведомления о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, наложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Свидрицкий А.Н. обратился в суд с административным иском (в рамках уточнений от 14.02.2017 года) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным уведомления о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, наложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка. Требования мотивированы тем, что 27.10.2017 года административный истец обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права в отношении земельного участка площадью 21 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. 08.11.2017 года Свидрицким А.Н. получено уведомление о приостановлении постановки на учет, с указанием того, что площадь образуемого земельного участка (21 кв.м.) не соответствует предельному минимальному размеру, установленному ч. 3 ст. 32 Правил землепользования и застройки г. Красноярска №В-122 от 07.07.2015 года для территорий объектов автомобильного транспорта – 0,03 га. Данное уведомление административный истец полагает незаконным, поскольку внесенные в Правила №В-122 от 07.07.2015 года поправки в части установления требований о предельном (минимальном) размере земельных участков вступили в законную силу 21.06.2017 года и применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу. В данном же случае правоотношения возникли до момента внесения поправок, а именно - в момент подачи Свидрицким А.Н. искового заявления об оспаривании отказа ДМИиЗО об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, следовательно, Правила №В-122 от 07.07.2015 года в редакции от 21.06.2017 года в данном случае применению не подлежат. С учетом изложенного административный истец просит признать незаконным уведомление от 08.11.2017 года о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 21 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка.

В зале суда представитель административного истца Свидрицкого А.Н.Петрушина Т.Г. (доверенность в деле) заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю – Зоркина И.В. (доверенность в деле) в удовлетворении иска просила отказать, поскольку оспариваемое истцом уведомление принято государственным регистратором в строгом соответствии с положениями ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании действующего на момент обращения административного истца решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов". Также пояснила, что 12.02.2018 года осуществление учетно-регистрационных действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес> было прекращено на основании заявления самого Свидрицкого А.Н. от 08.02.2018 года, в связи с чем, в настоящий момент вообще не имеется оспариваемого действия по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права и законные интересы административного истца никак не затрагиваются.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Свидрицкий А.Н. является собственником гаражного бокса площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

Распоряжением администрации г. Красноярска от 05.09.2017 года утверждена схема расположения земельного участка под указанным гаражом на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, общей площадью 21 кв.м с видом разрешенного использования: объекты гаражного назначения (код 2.7.1) с местоположением: <адрес> (л.д. 16-17).

В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к распоряжению от 05.09.2017 года, спорный земельный участок расположен в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

27.10.2017 года Свидрицкий А.Н. обратился в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о постановке вышеуказанного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 46-47).

Уведомлением от 08.11.2017 года осуществление государственного кадастрового учета земельного участка было приостановлено до 08.02.2018 года в связи с тем, что размер образуемого земельного участка (21 кв.м) не соответствует предельному минимальному размеру, установленному Правилами землепользования и застройки г. Красноярска от 07.07.2015г. №В-122 для территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) – 0,03 га, или 300 кв.м (л.д. 58-59).

Обсуждая законность указанного уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, суд приходит к следующему.

В соответствии пунктом 28 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.

В соответствии с п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8, ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Как установлено ст. 7 ЗК РФ, земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется, исходя из их разрешенного использования.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка.

Согласно положениям п. 9 ст. 1, ч. 2, 6 ст. 30 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

В силу ст. 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Исходя из подп. 5 п. 2 и подп. 1 п. 4 ст. 32 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 для земельных участком, расположенных в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), за исключением земельных участков с видами разрешенного использования: коммунальное обслуживание и связь, установлены предельные размеры: минимальный - 0,03 га, максимальный не подлежит установлению.

Образование земельных участков любым из предусмотренных ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации способом должно обеспечивать возможность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, что невозможно, если земельный участок не обладает для этого необходимой минимальной площадью.

Из материалов дела усматривается, что Свидрицкий А.Н. обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 21 кв.м, что не соответствует установленному подпунктом 1 пункта 4 статьи 32 Правил землепользования и застройки городского округа г. Красноярск требованиям о предельном (минимальном) размере земельных участков - 0,03 га для размещения объектов гаражного назначения, в связи с чем, государственным регистратором на основании п. 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ было принято обоснованное решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка.

Доводы административного истца о том, что к возникшим правоотношениям должны применяться Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 в редакции от 20.12.2016 года и не содержащие требований о предельном (минимальном) размере земельных участков 0,03 га для размещения гаражей, суд не может признать обоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании истцом положений действующего законодательства.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в действиях должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю каких-либо нарушений требований закона, а также прав и свобод административного истца, не имеется, оспариваемое Свидрицким А.Н. решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> принято в строгом соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, оспариваемое решение не создает административному истцу препятствия к осуществлению его прав и свобод, в связи с чем, суд отказывает Свидрицкому А.Н. в удовлетворении заявленных требований о признании данного решения незаконным.

Кроме того суд отмечает, что 12.02.2018 года осуществление учетно-регистрационного действия «Постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав» в отношении спорного земельного участка административным ответчиком было прекращено по требованиям ст. 31 федерального закона №218-ФЗ на основании письменного заявления самого Свидрицкого А.Н. от 08.02.2018 года.

Следовательно, оспариваемого административным истцом действия Управления Росреестра по Красноярскому краю (приостановление постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка) в настоящее время уже не имеется, возобновление такой постановки на учет в принципе невозможно, права и законные интересы административного истца оспариваемым действием более не затрагиваются.

Руководствуясь ст. 175-180, 226 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Свидрицкого А. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным уведомления от 08.11.2017г. о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права, наложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площпдью 21 кв.м и расположенного по адресу: <адрес>, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение будет изготовлено в полном объеме 26 февраля 2018 года.

Судья И.Г. Медведев