Дело № 2а-16165/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 07 ноября 2016 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Цветковой Л.Ю.,
при секретаре Сыроежиной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Вологды о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства предписания Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 16 от 22 июля 2016 года,
установил:
Администрация города Вологды обратилась в суд с административным исковым заявлением, обосновывая свои требования тем, что проверка произведена в отношении Администрации города Вологды. В ходе проверки необходимо было установить, какие органы Администрации города Вологды осуществляют полномочия в сфере объектов культурного наследия, находящихся в казне города Вологды. Кроме того, все работы по сохранению объектов культурного наследия обязан осуществлять собственник или иной законный владелец объекта. До 01 июля 2016 года указанные полномочия осуществлялись Департаментом градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды. В предписание указано о необходимости выполнения Администрацией города Вологды о снятия информационных вывесок, однако по информации по исполнению предписания направлена Департаментом Городского хозяйства Администрации города Вологды. Сроки выполнения предписания не установлены. Проведение проверки должно быть согласовано с органами прокуратуры в соответствии с законодательством. Просит признать предписание Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 16 от 22 июля 2016 года не законным и не соответствующим требованиям действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 (фамилия изменена в связи со вступлением в брак ФИО5) привлечена к участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 она же заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права.- свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие либо обязанности.
Исходя из данной нормы права, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
В силу части 8 и пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что в отношении Администрации города Вологды в период с 27.06.2016 по 22.07.2016 была проведена плановая проверка в соответствии с планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2016 год, утвержденный приказом Комитета от 20.08.2015 № 93-0. Указанный план проверок согласован с прокуратурой Вологодской области и размещен на сайте Комитета и Прокуратуры Вологодской области в 2015 году, что не оспаривалось в судебном заседании истцом.
О начале проведения плановой проверки Администрация города Вологды была уведомлена письмом № Их.53-2322/16 от 21.06.2016, после чего в адрес административного ответчика было направлено письмо № 6-0-20/9083/2979 от 24.06.2016 о том, что в проверке от Администрации города Вологды примет участие ФИО3 и ФИО4, что подтверждается материалами дела.
Ведущим специалистом Комитета по охране объектов культурного наследия области ФИО1 (ФИО5) на основании приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 51 от 21.06.2016 при проведении проверки, выявлены нарушения статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Администрацией г. Вологды не проведены работы по сохранению объекта культурного наследия культурного наследия регионального значения «Дом Лабзиной. конец XIX, начало XX», расположенного по адресу: <...>, в частности с фасада не убраны информационные вывески, по итогам проверки выдано № 16 от 22.07.2016.
Собственником объекта культурного наследия регионального значения «Дом Лабзиной, конец XIX, начало XX века», расположенного по адресу: <...>, является муниципальное образование «Город Вологда».
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Следовательно, Объект культурного наследия, находясь в казне, не может быть закреплен за каким- либо предприятием или муниципальным учреждением.
В соответствии со статьей 65 Устава города Вологды, утвержденного Решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 № 301 (с последующими изменениями) от имени муниципального образования «Город Вологда» права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Вологодская городская Дума, Глава города Вологды и Администрация города Вологды. Перечень исчерпывающий. Таким образом, Департамент или Управление в составе Администрации города Вологды не может выступать от имени муниципального образования как собственник.
Данный факт подтверждается, в том числе принятым Администрацией города Вологды постановлением от 17.12.2014 № 10012 «О наделении правом подписания охранных обязательств объектов культурного наследия федерального и регионального значения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Вологда», дополнительных соглашений, протоколов разногласий», действовавшим на момент вынесения предписания. Указанным постановлением правом подписи от имени муниципального образования «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды охранных обязательств и дополнительных соглашений, протоколов разногласий к ним, наделен заместитель Главы Города Вологды - начальник Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологды. При этом подписание вышеназванных документов допускается после согласования с Департаментом градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, Департаментом финансов Администрации города Вологды, Правовым управлением Администрации города Вологды.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Никаких договоров, подтверждающих передачу бремя содержания Объекта культурного наследия иным организациям или учреждениям, администрацией города Вологды представлено не было.
Согласно части 1 статьи 44 Устава города Вологды Администрация города Вологды осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе: управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, принятым Вологодской городской Думой; ведет учет объектов муниципальной собственности в реестре объектов муниципальной собственности; создает предприятия, учреждения и иные организации, решает вопросы их реорганизации и ликвидации; осуществляя функции и полномочия учредителя, определяет цели, условия и порядок деятельности учреждаемых предприятий, учреждений и иных организаций, устанавливает тарифы на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями и учреждениями (если иное не предусмотрено федеральными законами), утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, настоящим Уставом и решениями Вологодской городской Думы, заслушивает отчеты об их деятельности; организует благоустройство территории муниципального образования «Город Вологда» (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования; осуществляет муниципальный лесной контроль.
Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды является отраслевым органом Администрации, уполномоченным в сфере городского хозяйства, принимает участие в управлении муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования «Город Вологда», в части компетенции Департамента (пункты 1.1 2.18 Положения о Департаменте градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 №512).
Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды является отраслевым органом Администрации, осуществляющим полномочия Администрации по решению вопросов местного значения в сфере культуры и историко-культурного наследия и реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда», и отдельных непереданных государственных полномочий; в том числе по сохранению и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования «Город Вологда» (пункты 1.1, 2.4 Положения об Управлении культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 27.11.2009 №183).
Таким образом, доводы истца сводятся к необоснованному переложению ответственности с Администрации города Вологды на ее структурные подразделения, правовое положение Администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления не тождественно правовому положению ее структурных подразделений, наделенных правами юридического лица.
Кроме того, Администрации города Вологды, имеет реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Более того, постановлением Вологодского городского суда от 27.09.2016 года, вступившим в законную силу 03.11.2016 года, Администрация города Вологды привлечена к административной ответственности по ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ.
Следует отметить, что предписание №16 от 22 июля 2016 года в настоящее время истцом исполнено, что следует из письма Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологды от 25.08.2016 № 6-0-20/11068/4344.
Таким образом, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими действиями (бездействием) прав и свобод заявителей в данном случае отсутствует, оснований для признания незаконным не имеется.
На основании изложенного, требования Администрации города Вологды удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Администрации города Вологды – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Цветкова
Мотивированное решение изготовлено 11.11.2016.