ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1616/2021 от 07.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-1616/2021

УИД 21RS0023-01-2021-000911-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 октября 2021 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Петровой Н.Б.,

с участием представителя административного истца Черкасова Е.М. – Семенова Р.П.,

административного ответчика - заместителя начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарску Гаврилова А.В.,

представителя административного ответчика МВД Российской Федерации и заинтересованного лица МВД по Чувашской Республике Муравьева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черкасова Евгения Михайловича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ПАО "Ростелеком", заместителю начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарску Гаврилову Андрею Владимировичу о признании незаконным действия (бездействия) органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Черкасов Е.М. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав с учетом уточнений, что с дата он являлся владельцем автомобиля ------, ------ выпуска, VIN ----- государственный регистрационный знак -----.

дата между истцом (продавцом) и обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТехСервис-Казань» (покупателем) был заключён договор ----- купли-продажи указанного автомобиля.

Согласно пунктам 3.1.7 и 3.1.8 данного договора купли-продажи истец принял на себя обязательство подать в органы ГИБДД заявление с приложением одного экземпляра настоящего договора о смене собственника автомобиля ввиду заключения настоящего договора, для чего по истечении десяти календарных дней с момента заключения настоящего договора обязался самостоятельно подать в органы ГИБДД необходимые с нормами действующего законодательства Российской Федерации документы о прекращении регистрации автомобиля на его имя.

Такое заявление о прекращении регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи было подано истцом дата в ------ через «Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации» (Единый портал госуслуг).

Его заявление было зарегистрировано в ведомстве МВД России за -----.

Однако административный ответчик произвёл снятие с учёта автомобиля (прекращение регистрации транспортного средства на имя истца) только дата.

Административный истец не согласен с действиями (бездействием с дата по -дата) органа государственной власти, считает, что указанными действиями (бездействием) нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, и на него возложена обязанность по уплате транспортного налога за дата

В связи с предусмотренной законом возможностью прежнего собственника транспортного средства по истечении 10 дней после отчуждения транспортного средства снять автомобиль с учёта и своевременной подачей истцом заявления о прекращении регистрации транспортного средства, административный ответчик должен был зарегистрировать прекращение регистрации автомобиля на его имя в установленные сроки, а не через два месяца.

Однако административным ответчиком это сделано не было, что повлекло за собой начисление транспортного налога дата на прежнего собственника транспортного средства, то есть на истца.

Так, налоговым уведомлением ----- от дата истцу сообщено о необходимости уплатить в срок до дата транспортный налог за весь дата в сумме ------ за автомобиль ------, ------ выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----.

По результатам рассмотрения обращения истца письмом ----- от дата ИФНС России по г. Чебоксары отказала ему в перерасчете транспортного налога за дата год, указав, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства.

Именно после получения истцом письма ----- от дата ИФНС России по г. Чебоксары ему стало известно о нарушении административным ответчиком его прав, свобод и законных интересов.

Кроме того, несвоевременной регистрацией прекращения регистрации автомобиля на его имя он лишается возможности возвратить часть страховой премии за неиспользованный период страхования по ОСАГО.

Жалоба в порядке подчиненности не подавалась.

Требования к Единому порталу государственных услуг перечислены в Постановлении Правительства РФ от дата-----.

Оператором портала является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При этом ответственность за функциональные возможности и реализацию требований, перечисленных в Постановлении -----, несёт оператор портала - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а за качество оказания государственных услуг отвечает ведомство, предоставляющее услугу - Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Заказчик) и ПАО «Ростелеком» (Исполнитель) был заключён государственный контракт ----- от дата по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства.

Таким образом, эксплуатацию систем электронного правительства осуществляет ПАО «Ростелеком».

Из ответа ----- от дата Заместителя директора Департамента цифрового государственного управления Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, направленного в адрес административного истца, ответа ----- от дата и отзыва от дата усматривается следующее.

Посредством личного кабинета из учётной записи пользователя дата в ------ Черкасовым Е.М. было успешно подано заявление ----- на получение услуги Министерства внутренних дел Российской Федерации в электронном виде «Прекращение регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи, при отсутствии регистрации транспортного средства за новым собственником».

После чего в ------ того же дня МВД России присвоило заявлению статус «Заявление получено ведомством», в котором оно продолжает находиться по состоянию на дата.

Решение от МВД России по заявлению в личный кабинет Черкасова Е.М. (в учётную запись пользователя) не направлялось, уведомление (ответ) об отказе в предоставлении государственной услуги в личный кабинет заявителя Черкасова Е.М. в Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг не поступал.

Следовательно, ответственность за не уведомление в личном кабинете заявителя Черкасова Е.М. в Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг о принятом решении по заявлению о предоставлении государственной услуги необходимо возложить на административных ответчиков.

При рассмотрении заявления Черкасова Е.М. заместитель начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарску ФИО2 выявил, что договор купли-продажи от дата был предоставлен не в полном объёме.

Как следует из отзыва ----- от дата представителя Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, в личный кабинет заявителя Черкасова Е.М. в Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг (адрес) «должен был» поступить ответ об отказе в предоставлении государственной услуги.

Между тем, при подаче документов не в полном объёме в адрес заявителя должно было быть направлено уведомление в электронной форме о необходимости предоставления недостающих документов, но никак не могло быть отказано в предоставлении государственной услуги.

На момент обращения Черкасова Е.М. за получением государственной услуги действовал «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утверждённый Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (в редакции от 26.06.2018), далее - Административный регламент.

В Разделе III Административного регламента определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.

Так, согласно пункту 31 Административного регламента в рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются регистрационные действия, в том числе прекращение регистрации транспортного средства.

Согласно пункту 32 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- Приём заявления (пункт 32.1);

- Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса (пункт 32.2).

В соответствии с пунктом 33 Административного регламента административные процедуры осуществляются в последовательности, определенной блок-схемой предоставления государственной услуги (Приложение № 2 к Административному регламенту).

Согласно Блок-схеме предоставления государственной услуги (через Единый портал) - Приложение № 2 к Административному регламенту, сотрудник ГИБДД, осуществляющий приём заявления и документов и выявивший подачу документов не в полном объеме, должен был направить уведомление заявителю в электронной форме о необходимости предоставления недостающих документов, а никак не должен был отказывать в предоставлении государственной услуги.

По смыслу пункта 24 Административного регламента, предоставление документов (сведений) не в полном объёме не является предоставлением документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также предоставлением документов, содержащих недостоверную информацию, в связи с которыми государственная услуга не предоставляется.

В связи с предусмотренной законом возможностью прежнего собственника транспортного средства по истечении 10 дней после отчуждения транспортного средства снять автомобиль с учёта и своевременной подачей истцом заявления о прекращении регистрации транспортного средства, то при предоставлении договора купли-продажи не в полном объёме Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Заместителя начальника РЭО ГИБДД МВД России по г.Новочебоксарску Гаврилова А.В. должно было направить уведомление заявителю в электронной форме о необходимости предоставления недостающих документов.

Ведомство же и должностное лицо такое уведомление не направило, а приняли решение об отказе в предоставлении государственной услуги, которое также своевременно (в этот же день) не разместили в личном кабинете заявителя Черкасова Е.М. в Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг об отказе в предоставлении государственной услуги, что повлекло за собой: не устранение заявителем недостатков, послуживших основанием для отказа в предоставлении государственной услуги; не подачу нового надлежащего заявления о предоставлении этой же государственной услуги; и, как следствие, это повлекло начисление транспортного налога за дата на истца.

Со ссылкой на изложенные обстоятельства, административный истец в окончательном варианте административного искового заявления просит суд:

1. Признать незаконными действия (бездействие) Министерства внутренних дел Российской Федерации и Заместителя начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарску Гаврилова Андрея Владимировича, выразившиеся в:

- отказе в предоставлении дата Черкасову Евгению Михайловичу государственной услуги по прекращению регистрации автомобиля ------, дата выпуска, VIN ----- государственный регистрационный знак -----;

- не направлении уведомления Черкасову Евгению Михайловичу в электронной форме о необходимости предоставления недостающих документов.

2. Признать незаконными действия (бездействие) Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ПАО «Ростелеком», выразившиеся в не направлении решения по заявлению ----- от дата о предоставлении государственной услуги по прекращению регистрации автомобиля ------дата выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----, в личном кабинете заявителя (учётной записи пользователя) Черкасова Евгения Михайловича в Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации, Заместителя начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарску Гаврилова Андрея Владимировича, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ПАО «Ростелеком» в солидарном порядке в пользу Черкасова Евгения Михайловича: 300 рублей - в возврат уплаченной государственной пошлины; 81 рубль - почтовых расходов, понесённых на отправку искового материала в суд.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, просил их удовлетворить. Пояснил, что непредоставление истцом документов в полном объеме не освобождает административного ответчика от обязанности принять решение по заявлению и разместить ответ в его личном кабинете. Полагает, что срок обращения с иском административным истцом не пропущен, поскольку о нарушении его прав ему стало известно только после получения налогового уведомления и ответа ИФНС России по г. Чебоксары об отказе в проведении перерасчета суммы налога. В случае, если суд посчитает срок пропущенным, просит его восстановить по указанной причине, поскольку только после получения налогового уведомления истец понял, что с поданным им заявлением о прекращении регистрации транспортного средства что-то не так. Он не знал, что услуга по прекращению регистрации ТС должна быть оказана в течение 1 рабочего дня. В своем личном кабинете истец видел, что заявление получено ведомством, отказ ему в личный кабинет не приходил, поэтому он не предполагал, что прекращение регистрации транспортного средства не произведено.

В судебном заседании представитель административного ответчика МВД Российской Федерации и заинтересованного лица МВД по Чувашской Республике ФИО8 заявленные административные исковые требования не признал, просит отказать в удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Пояснил, что дата по результатам рассмотрения электронного заявления Черкасова Е.М. со стороны майора полиции ФИО2 было отказано в предоставлении государственной услуги по прекращению регистрации транспортного средства ------, г.р.з. -----, с формулировкой «Представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию. ДКП не в полном объеме. Нет Акта п/передачи».

В соответствии с п. 15.5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, отнесены к перечню документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме.

В силу ч. 2 ст. 433 ГК РФ если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.

Как было установлено, Черкасовым Е.М. к заявлению была приложена только первая страница договора купли-продажи, который согласно данным этой страницы состоял из 5 страниц и имел акт приема-передачи, являющегося неотъемлемой частью данного договора, который и должен был подтверждать момент передачи имущества, а, следовательно, и факт заключения договора.

Непредставление данных документов в полном объеме, а также отсутствие документов, подтверждающих факт приема-передачи ТС с указанием его даты, с момента которого и исчисляется 10-дневный срок для регистрации ТС за новым собственником, а, следовательно, и дата прекращения регистрации транспортного средства, не позволяли оказать государственную услугу, поскольку истцом были представлены документы, не соответствующие требованиям законодательства РФ.

Поскольку истцом не представлены документы, необходимые для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, в совершении регистрационных действий ему было отказано правомерно и обоснованно.

Кроме того, по пункту 1 административного искового заявления МВД России является ненадлежащим ответчиком, поскольку решение об отказе в предоставлении государственной услуги было принято конкретным должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарску.

По пункту 2 административного искового заявления:

Приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605 был утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент), который действовал до 31 декабря 2019 года.

Пунктом 33 Административного регламента было установлено:

«Административные процедуры осуществляются в последовательности, определенной блок-схемой предоставления государственной услуги (приложение N 2 к Административному регламенту). В зависимости от особенностей организации деятельности регистрационных подразделений, в том числе с учетом возможности подачи заявления с использованием Единого портала, последовательность действий, указанных в блок-схеме, может меняться при условии выполнения всех предусмотренных блок-схемой действий».

Кроме того, указанная процедура в виде «направление уведомления в электронной форме о необходимости представления недостающих документов, устранения несоответствий» не входит в перечень административных процедур по предоставлению государственной услуги, перечисленных в пункте 32 Административного регламента.

В соответствии с алгоритмом, разработанным и утвержденным МВД России 8 апреля 2019 года № 13/4-3877, в части прекращения регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи, при отсутствии регистрации транспортного средства за новым собственником, следует, что результатом предоставления данной услуги регистрационным подразделением является прекращение регистрации транспортного средства со статусом в ФИС ГИБДД-M ИСОД МВД России «Регистрация завершена», либо отказ в прекращении регистрации транспортного средства со статусом «Отказано». Срок предоставления данной услуги - не позднее следующего рабочего дня после получения заявления в ФИС ГИБДД-М. Иного функционала, в том числе позволяющего дополнительно истребовать документы, данной услугой в электронном виде не предусмотрено.

Также, согласно пункту 23 Постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» при предоставлении услуги в электронной форме заявителю направляется:

а) уведомление о записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр, содержащее сведения о дате, времени и месте приема;

б) уведомление о приеме и регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о факте приема запроса и документов, необходимых для предоставления услуги, и начале процедуры предоставления услуги, а также сведения о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

в) уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги;

г) уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.

Данный перечень установлен Правительством РФ и является исчерпывающим, и не содержит требований по направлению уведомлений в электронной форме о необходимости представления недостающих документов и устранения несоответствий.

На основании изложенного, ни заместитель начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарску Гаврилов А.В., ни МВД России в рассматриваемом случае не могли, не должны, и не обязаны были направлять уведомление в электронной форме о необходимости представления недостающих документов и устранения несоответствий.

Кроме того, согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Черкасовым Е.М. через ЕПГУ заявление ----- о прекращении регистрации транспортного средства в связи с реализацией транспортного средства и отсутствия подтверждения регистрации по истечении 10 суток за новым владельцем было подано дата.

Срок предоставления государственной услуги по прекращению регистрации транспортного средства в связи с реализацией транспортного средства и отсутствия подтверждения регистрации по истечении 10 суток за новым владельцем - в течение 1 рабочего дня. О данном факте Черкасову Е.М. было известно при оформлении при подаче указанного заявления. Данный факт также подтверждается уточнением к административному исковому заявлению от дата.

Таким образом, решение по заявлению Черкасова Е.М. должно было быть направлено в его личный кабинет не позднее следующего рабочего дня после получения заявления, т.е. до дата.

Исходя из сведений, представленных Минцифры России (исх. № ----- от дата), Черкасов Е.М. авторизовывался на портале ЕСИА и заходил в свой личный кабинет на портале Госуслуги дата. Административное исковое заявление Черкасовым Е.М. было подано в суд дата.

Исходя из вышеизложенного, считает, что Черкасов Е.М. был осведомлен о ненаправлении в личный кабинет уведомления с решением по его заявлению с дата. Таким образом, Черкасовым Е.М. в части предъявления требований к истцам о признании незаконным действий (бездействий) о ненаправлении решения по заявлению, в рамках административного искового заявления, пропущен срок для их обжалования.

Обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, предоставляющих услуги, указанные в части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», многофункциональных центров в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме при использовании единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 21).

В соответствии с пп. «б» п. 15 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), утверждённого постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. №861, органы и учреждения (организации), предоставляющие услуги и (или) рассматривающие сообщения, обращения в соответствии с настоящим Положением, обеспечивают целостность, сохранность и неизменность передаваемой на единый портал информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия.

Взаимодействие системы ФИС ГИБДД-M, входящей в ИСОД МВД России, в части направления уведомлений гражданам по результатам оказания государственных услуг, интегрировано с Единым порталом государственных и муниципальных услуг посредством сервиса межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), ввиду чего направляется в автоматизированном режиме без вмешательства должностного лица.

Согласно пп. «б» п. 6 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. №697, основными функциями системы взаимодействия (СМЭВ) являются обеспечение передачи на единый портал ответов на электронные сообщения, обработанные в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.

Уведомление о принятом решении передано в автоматическом режиме на ЕПГУ из ФИС ГИБДД-M ИСОД МВД России посредством СМЭВ, в связи с чем сведения о не направлении в личный кабинет Черкасова Е.М. решения по заявлению не свидетельствуют о том, что данное заявление не было рассмотрено в установленном порядке, и отказ по результатам рассмотрения заявления ----- не был ему направлен со стороны МВД России и уполномоченного должностного лица ГИБДД.

Изменение статуса поданного заявления в личном кабинете пользователя ЕПГУ осуществляется через СМЭВ в автоматическом режиме. Сведения (Message-ID: -----) о направлении отказа в СМЭВ по заявлению истца ----- присутствуют в ФИС ГИБДД-M ИСОД МВД России. Возможность отслеживания доставки на ЕПГУ информационного сообщения о результате рассмотрения заявления не предусмотрена действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими регистрационную деятельность Госавтоинспекции.

Дополнил, что истцу было известно, что услуга оказывается в течение 1 рабочего дня. Заходя в личный кабинет, он видел, что услуга не оказана, должен был понимать негативные последствия. Со своей стороны должностное лицо исполнило возложенную на него законом обязанность по рассмотрению заявления, направило ответ заявителю в своей системе. Должностное лицо либо оказывает услуг, либо отказывает в ее предоставлении, иного варианта, в том числе по запросу дополнительных документов, у него нет, не предусмотрено ни регламентом, ни программой. Должностное лицо не видит, дошел ли его ответ пользователю, он видит только то, что его ответ отправлен. Должностное лицо и МВД несут ответственность за результат рассмотрения заявления только до момента направления ответа. Нарушению прав истца способствовала его беспечность и отсутствие должной заботливости и осмотрительности, который не интересовался результатами рассмотрения его заявления. Регистрация транспортного средства была прекращена в связи с вывозом его за пределы РФ. Указание Минцифры России в своем отзыве о том, что решение должностного лица в УЗ пользователя не направлялось некорректно, поскольку они также видят только то, что заявление имеет статус «Получено ведомством», а действия, произведенные должностным лицом в системе ФИС ГИБДД-M ИСОД МВД России они не видят, в данном случае правильнее говорить, что ответ должностного лица не доставлен пользователю.

В судебном заседании административный ответчик - заместитель начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарску Гаврилов А.В. заявленные административные исковые требования не признал, просит отказать в удовлетворении. Пояснил, что от административного истца Черкасова Е.М. поступил файл, в котором должен содержаться договор купли-продажи ТС и акт о передаче ТС на 5 листах, но поступила только 1 страница документа. Поскольку договор не в полном объеме поступил и не был приложен акт приема-передачи, то есть отсутствовала возможность установить дату приема-передачи транспортного средства и начала течения 10-дневного срока для прекращения регистрации ТС, то оснований для предоставления услуги по прекращению регистрации ТС не имелось. Он, как должностное лицо, работает в программе ФИС ГИБДД-M ИСОД МВД России посредством СМЭВ, куда поступают заявления от граждан, отправленные через портал Госуслуги. Должностные лица просматривают заявления от граждан, проверяют их, принимают решения по ним. В случае с Черкасовым Е.М. было принято решение об отказе в предоставлении госуслуги, поскольку представленные документы поступили не в полном объеме и не позволяли оказать услугу. При принятии какого-либо решения программа ФИС ГИБДД-М закрывает данное заявление самостоятельно, то есть должностное лицо с ним больше не работает, время отсчета по принятию решения закрывается. В статусе заявления появляется графа исполнено или отказано. Данные положения предусмотрены п.3 Приказа МВД России от 26 июня 2018г. N 399 “Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России”. При вынесении отказа гражданину в заявлении имеется перечень отказов по тому или иному случаю. Ему, как должностному лицу, необходимо выбрать соответствующий пункт, после чего он сохраняет результат выбранного действия, в связи с чем обращение гражданина закрывается, далее он с ним не работает. Заявления, подданные на портале Госуслуг, он не видит, с подобными заявлениями от граждан работает только в своей программе ФИС ГИБДД-М. Он не видит, дошел ли ответ до пользователя, функционирование системы и взаимодействие обеспечивает другой орган. Услуга по прекращению регистрации автомобиля госпошлиной не оплачивается.

Представитель административного ответчика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, заявлением просил о рассмотрении дела без его участия. Представил отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) Единый портал является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в ч.3 ст. 1 Федерального закона № 210-ФЗ, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение, соответственно, реестров государственных и муниципальных услуг.

П. 6.1 статьи 21 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что Единый портал обеспечивает возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 утверждено Положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения определено, что Министерство является оператором портала.

В соответствии с пунктом 15 Положения определено, что предоставляющие услуги органы и учреждения (организации) обеспечивают: достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения и результатов предоставления услуги; целостность, сохранность и неизменность передаваемой на единый портал информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 6 Положения внесение изменений в сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), опубликованных на едином портале, осуществляется после внесения в порядке, установленном Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее Правила ведения ФГИС ФРГУ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861, изменений в федеральный реестр в части соответствующих государственных и муниципальных функций.

Пунктом 5 Правил ведения ФГИС ФРГУ определено, что представление сведений о государственных услугах (функциях) для размещения в реестре государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по энергии «Росатом» и (или) органами государственных внебюджетных фондов, входящими в состав федерального реестра, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и (или) органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие соответствующие государственные услуги (исполняющие соответствующие государственные функции).

Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 418 (далее - Положение Минцифры России).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях) печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В связи с вышеизложенным, в полномочия Министерства не входит обеспечение оказания государственных услуг и осуществления государственных функций, которые не отнесены к компетенции Министерства.

В результате проведённого анализа было установлено, что из учетной записи Черкасова Е.М (далее - Пользователь) дата в ------ было подано заявление ----- (далее - Заявление) на оказание услуги «Прекращение регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи, при регистрации транспортного средства за новым собственником», после чего, в ------ того же дня Министерство внутренних дел Российской далее - МВД России) присвоило Заявлению статус «Заявление получено ведомством», в котором оно также продолжает находиться.

Решение МВД России по Заявлению в УЗ Пользователя не направлялось.

Все статусы и комментарии к заявлениям предоставляются непосредственно органом, оказывающим услугу, и отображаются в личном кабинете пользователей. ЕПГУ не участвует в процессе рассмотрения заявлений. Порядок оказания услуг определяется ведомствами, которые несут ответственность за полноту и достоверность сведений об услугах и качестве их оказания в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

дата во исполнение распоряжения Правительства РФ от 15.10.2009 № 1475-р между Министерством (далее - Заказчик) и ПАО «Ростелеком» (далее - Исполнитель) заключен государственный контакт ----- по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (далее - ГК).

Пунктом 1.1. ГК установлено, что Исполнитель обязуется выполнить работы по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства в соответствии с ГК и техническим заданием на выполнение работ (оказание услуг) по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (Приложение № ----- к ГК) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы (оказанные услуги) в соответствии с условиями ГК и в предусмотренные ГК сроки.

Пунктом 1.2 ГК определено, что под инфраструктурой электронного правительства в Контракте понимается совокупность государственных информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи в соответствии с Техническим заданием.

Обязательства по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (далее - ИЭП) включают в себя: эксплуатацию информационных систем ИЭП - техническое и сервисное обслуживание оборудования, входящего в ИЭП; обеспечение функционирования информационных систем ИЭП; предоставление и измерение качества сети передачи данных органов власти.

В Техническом задании установлено, что в состав электронного правительства входит, в том числе, федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Таким образом, эксплуатацию систем осуществляет ПАО «Ростелеком».

Кроме того, согласно Техническому заданию к ГК, срок хранения результата и ссылки на метаинформацию (вложения) составляет один год.

В связи с давностью событий провести более детальный анализ в части приложенных файлов к Заявлению не представляется возможным.

Согласно материалам дела, административный истец узнал о нарушении его прав в момент получения налогового уведомления ----- от дата.

Таким образом, на дату регистрации административного искового заявления дата в канцелярии суда, установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячных срок исковой давности истек.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований к Минцифры России в полном объеме.

Представитель административного ответчика ПАО "Ростелеком" в судебное заседание не явился, заявлением просил о рассмотрении дела без его участия. Представил отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451, инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме создана в целях, в том числе, передачи заявителям сведений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, результатов предоставления таких услуг и (или) документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, а также в целях передачи заявителями результатов предоставления услуг, документов (сведений), полученных из государственных информационных систем и иных информационных систем, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» заинтересованным органам власти и организациям (по их запросу).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 08.06.2011 N 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для доставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме», Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором государственных информационных систем, входящих в состав структуры взаимодействия.

Согласно Государственному контракту ----- от дата, размещенному в сети «Интернет» по адресу: адрес ПАО «Ростелеком» осуществляет эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства в соответствии с техническим заданием, при этом оператором государственных информационных систем является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В силу п. 1.7 Приложения ----- к ТЗ Государственному контракту ----- от дата срок хранения результата оказания услуги, включая ссылки на содержимое, - 1 год.

Заявление ----- было создано и успешно отправлено в ведомство, предоставляющее услугу дата в ------.

Работы, проводимые по заявлению ----- после статуса «Заявление отправлено в ведомство», находятся в компетенции у соответствующего ведомства, получившего заявление. Таким образом, ПАО «Ростелеком» условия государственного контракта ----- от дата выполнило в полном объеме, какие-либо сведения о движении заявления ----- после статуса «Заявление отправлено» у ПАО «Ростелеком» отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица ИФНС по г. Чебоксары в судебное заседание не явился, представил информацию, из которой следует, что первичная регистрация Черкасова Е.М. в электронном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика ФЛ» (далее - ЛК ФЛ) осуществлена дата. В электронный документооборот Черкасов Е.М. включен дата.

Отказ Черкасова Е.М. от пользования ЛК ФЛ зарегистрирован дата.

Согласно сведениям, предоставленным органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии со статьей 85 НК РФ транспортное средство марки ------, VIN ----- было зарегистрировано за Черкасовым Е.М. с дата по дата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 362 Кодекса исчисление транспортного налога в отношении указанного транспортного средства за дата года не производится.

Налоговое уведомление ----- от дата для уплаты имущественных налогов за дата по сроку уплаты не позднее дата отправлено Черкасову Е.М. дата по почте на бумажном носителе по адресу проживания.

Сумма транспортного налога за дата год по сроку уплаты не позднее дата составила ------., в том числе за транспортное средство - ------.

Черкасовым Е.М. транспортный налог за дата уплачен дата в размере ------, дата - в размере ------.

Заслушав пояснения, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктом 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что с дата административный истец Черкасов Е.М. являлся владельцем автомобиля ------, дата выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----.

дата между истцом (продавцом) и обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТехСервис-Казань» (покупателем) был заключён договор ----- купли-продажи указанного автомобиля с возложением на истца обязательства подать в органы ГИБДД заявление о прекращении регистрации автомобиля на его имя с приложением одного экземпляра настоящего договора о смене собственника автомобиля по истечении десяти календарных дней с момента его заключения.

Заявление о прекращении регистрации транспортного средства прежним собственником Черкасовым Е.М. по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи было подано дата в ------ через «Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации» (Единый портал госуслуг).

Как следует из информации ОМВД РФ по г. Новочебоксарску (------), к заявлению Черкасовым Е.М. загружен один файл в формате «------», размером ------, в виде одной страницы договора купли-продажи автомобиля ----- от дата, заключенного между продавцом Черкасовым Е.М. и ООО «ТрансТехСервис-Казань». При этом данный договор должен содержать 5 листов с обязательным приложением к нему акта приема-передачи транспортного средства.

Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела скриншотом с программы ФИС ГИБДД-M ИСОД МВД России (т.1 л.д. 80).

дата по результатам рассмотрения электронного заявления Черкасова Е.М. заместителем начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарску Гавриловым А.В. было отказано в предоставлении государственной услуги по прекращению регистрации транспортного средства ------, г.р.з. -----, с формулировкой «Представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию. ДКП не в полном объеме. Нет Акта п/передачи» (------).

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, то есть с 07.10.2018 по 31.12.2019), предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).

В соответствии с п. 34 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, основанием для начала административной процедуры по приему заявления является получение от заявителя заявления и прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 15 и 17 Административного регламента.

Пункт 15 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации транспортного средства, подлежащих представлению заявителем.

Среди установленного п. 15 Административного регламента перечня документов, заявителями предоставляются заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат.

В силу п. 32 Регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

32.1. Прием заявления.

32.2. Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса.

32.4. Принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.

32.5. Оформление документов, подлежащих выдаче заявителю.

32.6. Проверка и подписание документов.

32.7. Введение информации в автоматизированные информационные системы.

32.8. Выдача документов и государственных регистрационных знаков.

32.9. Сохранение документов, послуживших основанием для проведения регистрационных действий, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации.

Пунктом 33 Регламента установлено, что административные процедуры осуществляются в последовательности, определенной блок-схемой предоставления государственной услуги (приложение N 2 к Административному регламенту). В зависимости от особенностей организации деятельности регистрационных подразделений, в том числе с учетом возможности подачи заявления с использованием Единого портала, последовательность действий, указанных в блок-схеме, может меняться при условии выполнения всех предусмотренных блок-схемой действий.

Данная блок-схема (приложение N 2 к Административному регламенту) определяет порядок действий должностного лица при личном присутствии заявителя. В том числе, в блок-схеме предусмотрен возврат заявления с документами в случаях, если: не представлены все необходимые документы; документы оформлены с нарушением требований нормативных правовых актов; а также предусмотрено проставление отметки в заявлении о необходимости предоставления недостающих документов, устранения несоответствия.

Блок-схема предоставления государственной услуги (через Единый портал) предусматривает как уведомление заявителю в электронной форме о необходимости предоставления недостающих документов, устранения несоответствий, так и письменный отказ на заявлении.

В силу п.24 Административного регламента Государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям: представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.

Из содержания отказа Черкасову Е.М. в предоставлении государственной услуги по прекращению регистрации транспортного средства следует, что должностное лицо в качестве причины отказа указало: «Предоставление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию. ДКП не в полном объеме, нет акта п/передачи».

В соответствии с «Описанием по оказанию государственной услуги «Прекращение регистрации т/с прежним собственником…» (------) данная услуга оказывается без очного посещения заявителем подразделения ГИБДД. Если заявление принимает статус «Регистрация завершена», то на портал отправляется статус «Исполнено», Если заявление принимает статус «Отказано», то на портал отправляется статус «Отказ» с указанием выбранной из перечня причиной отказа. Статус «Исполнено» и «Отказ» являются конечными статусами. Любые дальнейшие действия с заявлением не могут изменить статус в личном кабинете заявителя.

Срок предоставления услуги – не позднее следующего рабочего дня после получения заявления в ФИС ГИБДД-М.

Таким образом, иного функционала, в том числе позволяющего должностному лицу дополнительно истребовать документы, данной услугой в электронном виде не предусмотрено.

Согласно пункту 23 Постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» при предоставлении услуги в электронной форме заявителю направляется:

а) уведомление о записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр, содержащее сведения о дате, времени и месте приема;

б) уведомление о приеме и регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о факте приема запроса и документов, необходимых для предоставления услуги, и начале процедуры предоставления услуги, а также сведения о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

в) уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги;

г) уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.

Данный перечень является исчерпывающим и не содержит требований по направлению уведомлений в электронной форме о необходимости представления недостающих документов и устранения несоответствий.

Административным ответчиком доказано, что административным истцом при подаче заявления через портал Госуслуги были представлены документы в объеме, не достаточном для оказания услуги по прекращению регистрации транспортного средства.

Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом - заместителем начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарску Гавриловым А.В. правомерно отказано Черкасову Е.М. в предоставлении дата государственной услуги по прекращению регистрации автомобиля ------дата выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----; при этом правовые основания для направления названным должностным лицом уведомления Черкасову Евгению Михайловичу в электронной форме о необходимости предоставления недостающих документов также отсутствовали.

При этом Министерство внутренних дел Российской Федерации не является надлежащим административным ответчиком по п.1 административного искового заявления, поскольку данные действия совершены конкретным должностным лицом.

Таким образом, суд отказывает в иске по п.1 административного искового заявления в части признания незаконными действий (бездействия) Министерства внутренних дел Российской Федерации и Заместителя начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарску Гаврилова Андрея Владимировича, выразившиеся в: отказе в предоставлении дата Черкасову Евгению Михайловичу государственной услуги по прекращению регистрации автомобиля ------, ----- выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----; не направлении уведомления Черкасову Евгению Михайловичу в электронной форме о необходимости предоставления недостающих документов.

Относительно заявленных в п. 2 административного искового заявления исковых требований суд приходит к следующему.

Судом установлено, что посредством личного кабинета из учётной записи пользователя дата в ------ Черкасовым Е.М. было успешно подано заявление ----- на получение услуги Министерства внутренних дел Российской Федерации в электронном виде «Прекращение регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи, при отсутствии регистрации транспортного средства за новым собственником».

После чего в ------ того же дня МВД России присвоило заявлению статус «Заявление получено ведомством», в котором оно продолжает находиться по настоящее время.

Как было указано выше, изменение статуса поданного заявления в личном кабинете пользователя ЕПГУ осуществляется через СМЭВ в автоматическом режиме. Сведения (Message-ID: -----) о направлении отказа в СМЭВ по заявлению истца ----- присутствуют в ФИС ГИБДД-M ИСОД МВД России и представлены суду.

Таким образом, административными ответчиками Министерством внутренних дел Российской Федерации и Заместителем начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарску Гавриловым А.В. доказано, что должностным лицом обращение Черкасова Е.М. рассмотрено в установленные законом сроки в пределах предоставленных законом полномочий, дан ответ заявителю, который к нему не поступил по независящим от должностного лица причинам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) Единый портал является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в ч.3 ст. 1 Федерального закона № 210-ФЗ, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение, соответственно, реестров государственных и муниципальных услуг.

В силу п. 4 ст. 21 Закона обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, предоставляющих услуги, указанные в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, многофункциональных центров в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме при использовании единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: 1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; 2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 утверждено Положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения определено, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором единого портала.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет разработку программного обеспечения единого портала (здесь и далее приводятся пункты положения в редакции от 24.10.2019, то есть действовавшей в момент возникновения спорных взаимоотношений).

Согласно пункту 6 Положения внесение изменений в сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), сведения об услугах, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 Положения о федеральном реестре, опубликованных на едином портале, осуществляется после внесения в порядке, установленном Правилами, указанными в пункте 4 настоящего Положения, изменений в федеральный реестр в части соответствующих государственных и муниципальных услуг (функций).

Пунктом 4 Положения установлено, что публикация сведений из реестра государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, которые в соответствии с федеральными законами наделены полномочиями по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и органами государственных внебюджетных фондов, входящего в состав федерального реестра, на едином портале осуществляется оператором единого портала в электронной форме в течение 1 календарного дня со дня подписания их электронной подписью ответственного лица уполномоченного органа по ведению информационного ресурса федерального реестра.

В силу п. 7 Положения для предоставления (выполнения) в электронной форме государственных и муниципальных услуг (административных процедур (действий), документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, а также услуг учреждений (организаций) с использованием единого портала обеспечиваются:

а) возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги, документов (сведений), необходимых в том числе для получения услуги (далее соответственно - заявление, документы);

б) доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов;

в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием единого портала;

г) возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, включая возможность хранения полученных заявителем в электронной форме результатов предоставления государственных и муниципальных услуг, иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), а также иных связанных с предоставлением таких услуг документов в электронной форме за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в указанной форме запрещено федеральным законом.

Пунктом 7(1) установлено, что порядок интеграции единого портала с информационными системами, обеспечивающими предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе с региональными порталами государственных и муниципальных услуг, официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в целях реализации на едином портале возможности получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, а также возможности получения заявителем доступа к сведениям об истории обращений за получением государственных и муниципальных услуг с использованием информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, официальные сайты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Заявителю обеспечивается возможность доступа с использованием подсистемы единого личного кабинета к сведениям о ходе рассмотрения заявления и истории обращений за получением государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), при подаче заявления в федеральных органах исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанный доступ обеспечивается в отношении государственных и муниципальных услуг, для которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" предусмотрена возможность подачи заявления в электронной форме (п. 7(2)).

Пунктом 8 предусмотрено, что оператор единого портала не несет ответственности за невозможность предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме надлежащего качества, если это вызвано ограничениями программных или технических средств, используемых заявителем для доступа к единому порталу и получения услуг в электронной форме.

Подача заявителем заявления и документов или заявления об электронной записи в электронной форме с использованием единого портала осуществляется путем заполнения интерактивных форм заявлений и документов или заявлений об электронной записи (далее - интерактивные формы) (пункт 11).

Порядок разработки интерактивных форм и их размещения на едином портале устанавливается оператором единого портала (пункт 12).

Направление принятых на едином портале заявлений и документов в информационные системы федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, которые в соответствии с федеральными законами наделены полномочиями по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учреждений (организаций), предоставляющих услуги, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (пункт 13).

Мониторинг за ходом рассмотрения заявления и получение документа (информации), являющегося результатом предоставления услуги в электронной форме, осуществляется с использованием единого портала путем доступа к информации, содержащейся в информационных системах предоставляющих услуги органов и учреждений (организаций), указанных в пункте 13 настоящего Положения (пункт 14).

В силу пункта 15 Положения предоставляющие услуги органы и учреждения (организации), указанные в пункте 13 настоящего Положения, обеспечивают:

а) достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги;

б) целостность, сохранность и неизменность передаваемой на единый портал информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия.

дата во исполнение распоряжения Правительства РФ от 15.10.2009 № 1475-р между Министерством (далее - Заказчик) и ПАО «Ростелеком» (далее - Исполнитель) заключен государственный контакт ----- по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (далее - ГК).

Эксплуатацию систем электронного правительства осуществляет ПАО «Ростелеком».

Вместе с тем, ответственность за функциональные возможности и реализацию требований, перечисленных в Постановлении № 861, обязанность по мониторингу за ходом рассмотрения заявления и получение документа (информации), являющегося результатом предоставления услуги в электронной форме, то есть за окончательное доведение до пользователя результата оказанной услуги, несёт оператор портала - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое суд определяет надлежащим ответчиком по заявленным в п.2 административного искового заявления требованиям.

При этом суд полагает, что если результат рассмотрения обращения не доведен до пользователя ввиду необеспечения ПАО «Ростелеком» надлежащего качества связи, то оператор портала Минцифры России вправе предъявить соответствующие требования к ПАО «Ростелеком» в порядке, определенном поименованным выше государственным контрактом.

Вместе с тем, административными ответчиками заявлено о пропуске административным истцом установленного ст. 219 КАС РФ срока.

Так, согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Вместе с тем, следует учитывать, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия в соответствии с КАС РФ может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у органа (должностного лица) сохраняется обязанность совершить действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ).

Усматривается, что Черкасовым Е.М. через ЕПГУ заявление ----- о прекращении регистрации транспортного средства в связи с реализацией транспортного средства и отсутствия подтверждения регистрации по истечении 10 суток за новым владельцем было подано дата.

Срок предоставления государственной услуги по прекращению регистрации транспортного средства в связи с реализацией транспортного средства и отсутствия подтверждения регистрации по истечении 10 суток за новым владельцем - в течение 1 рабочего дня.

Как было указано выше, пунктом 4 Положения установлено, что публикация сведений из реестра государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, которые в соответствии с федеральными законами наделены полномочиями по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и органами государственных внебюджетных фондов, входящего в состав федерального реестра, на едином портале осуществляется оператором единого портала в электронной форме в течение 1 календарного дня со дня подписания их электронной подписью ответственного лица уполномоченного органа по ведению информационного ресурса федерального реестра.

Вместе с тем, оператором единого портала Минцифры России, которого суд определил надлежащим ответчиком по п.2 искового заявления, информация о результатах рассмотрения обращения до пользователя до настоящего времени не доведена, то есть имеет место продолжающееся бездействие, обязанность по передаче сведений не прекратилась, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административным истцом установленный ст. 219 КАС РФ срок не пропущен, следовательно, правило об ограничении срока на обращение в суд не может быть применено.

Таким образом, заявленное административное исковое требование в части признания незаконным бездействия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, выразившегося в не направлении решения по заявлению ----- от дата о предоставлении государственной услуги по прекращению регистрации автомобиля ------, дата выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----, в личный кабинет заявителя (учётную запись пользователя) Черкасова Евгения Михайловича в Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг подлежит удовлетворению.

В силу ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Статьей 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены, в том числе почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

С ответчика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные, подтвержденные документально, необходимые расходы - 300 рублей расходы по оплате государственной пошлины; 81 рубль почтовые расходы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Черкасова Евгения Михайловича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Заместителю начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарску Гаврилову Андрею Владимировичу, ПАО «Ростелеком» о признании незаконными действий (бездействия) Министерства внутренних дел Российской Федерации и Заместителя начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарску Гаврилова Андрея Владимировича, выразившиеся в: отказе в предоставлении дата Черкасову Евгению Михайловичу государственной услуги по прекращению регистрации автомобиля ------, дата выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак К -----; не направлении уведомления Черкасову Евгению Михайловичу в электронной форме о необходимости предоставления недостающих документов; в не направлении решения по заявлению ----- от дата о предоставлении государственной услуги по прекращению регистрации автомобиля ------, дата выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----, в личный кабинет заявителя (учётную запись пользователя) Черкасова Евгения Михайловича в Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг, взыскании судебных расходов - отказать в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, выразившееся в не направлении решения по заявлению ----- от дата о предоставлении государственной услуги по прекращению регистрации автомобиля ------, дата выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----, в личный кабинет заявителя (учётную запись пользователя Черкасова Евгения Михайловича в Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг.

Взыскать с Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пользу Черкасова Евгения Михайловича 300 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины, 81 рубль почтовые расходы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 октября 2021 г.

Судья Н.А. Степанова