К делу № 2а-1616/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 апреля 2022г. г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении испрашиваемых сведений и обязании предоставить такие сведения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в предоставлении испрашиваемых сведений и обязании предоставить такие сведения. В обоснование иска указал, что 16 июня 2021 года его представитель по доверенности ФИО2 подал запрос в МФЦ города Белореченска на получение копии кадастрового дела по земельному участку с кадастровым номером №. Указанный земельный участок, площадью 1500 м2, расположен по адресу: р.<адрес> и был зарегистрирован за истцом 09 октября 2015 года. На этом участке находится домовладение с кадастровым номером №, принадлежащее истцу на праве собственности.
Как указывает истец, в связи с обращением неустановленных лиц 22 апреля 2016 года сведения в отношении указанного земельного участка были аннулированы, снят с кадастрового учета из его состава был образован новый земельный участок с кадастровым номером № площадью 800 м2.
Для доказательств прав собственности на земельный участок 1500 м2 с кадастровым номером № истец произвел запрос в Управление Росреестра с просьбой предоставить копию кадастрового дела, в котором содержатся документы, служащие основанием постановки на учет и подтверждающие право собственности на земельный участок.
Однако Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области 22 июня 2021 года вынесла решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, сославшись на часть 5 пункта 74 приказа Минэкономразвития России от 27.09.2019 года № П/0401 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации", а именно на то, что реестровое дело, в которое были помещены запрашиваемые документы, уничтожено в связи с истечением срока хранения в соответствии с пунктом 57 порядка ведения и сроков хранения реестровых дел, утвержденных приказом Росреестра от 23 декабря 2015 года № П/666 "Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов".
Считает данный отказ незаконным ввиду того, что пунктом 57 порядка ведения и сроков хранения реестровых дел, утвержденных приказом Росреестра от 23 декабря 2015 года № П/666 "Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов" установлено, что реестровые дела, в которые помещены документы, на основании которых осуществление государственного кадастрового учета было прекращено в соответствии со статьей 31 Закона, подлежат хранению в течение 10 лет с момента принятия решения о прекращении осуществления государственного кадастрового учета.
Поскольку решение о прекращении осуществления государственного кадастрового учета по земельному участку с кадастровым номером 36:21:0100028:140 было принято 22 апреля 2016 года, то десятилетний срок хранения документов истечет только 22 апреля 2026 года.
На момент вынесения административным ответчиком решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений срок хранения их еще не истек, в связи с чем ссылка ответчика на часть 5 пункта 74 приказа Минэкономразвития России от 27.09.2019 года № П/0401 безосновательна.
Просил признать незаконным решение административного ответчика об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости, вынесенное 22 июня 2021 года и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области предоставить внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил в иске отказать ввиду необоснованности.
Выслушав доводы представителя истца и исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска ФИО1 надлежит отказать по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 08.05.2015г. истцу принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 31, 8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности истца на указанное имущество зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 20.02.2016г.
Как указывает истец, указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1500 кв.м., который был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № В целях предоставления сведений в отношении указанного земельного участка 16.06.2021г. истец обратился с соответствующим обращением к административному ответчику. Однако, решением от 22.06.2021г. административный ответчик отказал в предоставлении испрашиваемых сведений ввиду их отсутствия в связи со снятием указанного земельного участка с кадастрового учета.
Как указывает ответчик, в ранее действовавшей автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости ЛИС ГКН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенном но адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м., категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «индивидуальный жилой дом».
Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 09.10.2015г. на основании заявления ФИО3 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 07.10.2015 № 36-0-1-80/3211/2015-838 и прилагаемых к нему документов (межевого плана в электронном виде).
Регистрация вещных прав в отношении земельного участка с кадастровым номером № не проводилась.
Земельный участок был снят с государственного кадастрового учета и сведения о нем аннулированы 22.04.2016г. на основании заявления представителя администрации Панинского муниципального района ФИО4 о снятии с государственного кадастрового учета, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером №. Сведения о данном земельном участке исключены из ГКН.
Поскольку момент введения в действие ЕГРН сведения о данном земельном участке были аннулированы, то в ЕГРН сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № отсутствуют.
Таким образом, отказ административного ответчика обоснован отсутствием в ЕГРН сведений об испрашиваемом истцом земельном участке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из следующего.
Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе объем таких сведений, регулируется статьями 62 и 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Согласно ч. 12 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, в связи с тем, что сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:21:0100028:140 были аннулированы и отсутствовали в ЕГРН на момент получения запроса истца, то административный ответчик правомерно отказал в предоставлении таких сведений.
Доводы истца о том, в силу нормативных документов Росрестра срок хранения указанных документов составляет 10 лет, суд считает несостоятельными, поскольку предметом оспаривания является отказ ответчика в предоставлении испрашиваемых сведений, а не его действия по ненадлежащему хранению документов.
Между тем, суд считает необходимым отметить следующее.
Как указывает ответчик, указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 09.10.2015г. и снят с учета 22.04.2016г.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент снятия земельного участка с государственного кадастрового учета) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Тем самым, в силу приведенной нормы, поставленный представителем истца на государственный кадастровый учет земельный участок мог быть снят с кадастрового учета (ввиду отсутствия регистрации права на него) по истечении двух лет, а не одного года, как это осуществил ответчик.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что предметом оспаривания является непосредственно отказа административного ответчика в предоставлении сведений (отсутствующих в ЕГРН), то оснований для признания незаконным обжалуемого решения Управления Росреестра по Воронежской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости, вынесенное 22 июня 2021 года и обязать предоставить внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2022г.
Председательствующий -подпись- Г.А. Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2021-006463-50
Подлинник находится в материалах дела № 2а-1616/2022 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.