ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1618/2021 от 25.03.2022 Томского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2022 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Пелипенко А.А.,

при секретаре Пятиненко С.А.,

помощник судьи Борисова Е.А.,

с участием

представителя административного истца Павлова В.М.,

представителя административных ответчиков

Администрации Томского района,

Управления территориального развития Администрации Томского района

Куликовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-94/2022 по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «ПОБЕДА» к Администрации Томского района, Управлению территориального развития Администрации Томского района, заместителю Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В., заместителю Главы Томского района – начальнику Управления территориального развития Празукину Д.К. о признании незаконными решения Администрации Томского района об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, расположенного по адресу: <адрес> содержащиеся в письмах Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, от 13.05.2020 № 01-05-427, от 24.08.2020 № 01-05-1164, от 10.12.2020 № 01-05-2090, от 02.03.2021 № 01-05-459, от 28.05.2021 № 01-05-1268, от 26.05.2021 № 01-05-1241; признании незаконным бездействия Администрации Томского района, признании незаконным заявления заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. от 14.01.2021 № 3К/21/13; обязании Администрации Томского района исполнить требования п. 20 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; обязании Администрации Томского района рассмотреть заявление СНТСН «ПОБЕДА» о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, расположенного по адресу: <адрес> от 17.03.2020, 29.04.2020, 26.11.2020, 27.01.2021, 18.05.2021, утверждении иного варианта расположения земельного участка,

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «ПОБЕДА» (далее – СНТСН «ПОБЕДА») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации Томского района, Управлению территориального развития Администрации Томского района, заместителю Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В., заместитель Главы – начальнику Управления территориального развития Празукину Д.К. о признании незаконными решения Администрации Томского района об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, расположенного по адресу: <адрес>, содержащиеся в письмах Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, от 13.05.2020 № 01-05-427, от 24.08.2020 № 01-05-1164, от 10.12.2020 № 01-05-2090, от 02.03.2021 № 01-05-459, от 28.05.2021 № 01-05-1268, от 26.05.2021 № 01-05-1241; признании незаконным бездействия Администрации Томского района, признании незаконным заявления заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. от 14.01.2021 № 3К/21/13; обязании Администрации Томского района исполнить требования п. 20 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; обязании Администрации Томского района рассмотреть заявление СНТСН «ПОБЕДА» о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, расположенного по адресу: <адрес> от 17.03.2020, 29.04.2020, 26.11.2020, 27.01.2021, 18.05.2021, утверждении иного варианта расположения земельного участка.

В обоснование административных исковых требований указано, что 17.03.2020 СНТСН «ПОБЕДА» впервые обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> вид испрашиваемого права: безвозмездное пользование. В письме от 30.03.2020 № 02-33/1081 Администрация Томского района отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что испрашиваемый земельный участок накладывается на земельные участки, которые ранее предоставлены гражданам в пользование на основании решений Администрации Томского района «О формировании земельных участков в с. Батурино». 29.04.2020 СНТСН «ПОБЕДА» повторно обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский район, муниципальное образование «Спасское сельское поселение», с. Батурино, вид испрашиваемого права: безвозмездное пользование. Письмом от 13.05.2020 № 01-05-427 Управление территориального развития Администрации Томского района повторно отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеются ранее принятые решения Администрации Томского района «О формировании земельных участков в с. Батурино», а также данные решение не отменены. СНТСН «ПОБЕДА» было вынуждена обратиться в Управление территориального развития Администрации Томского района 22.07.2020, с целью получения информации, о границах земельных участков, в том числе их координатах, с которыми якобы пересекается испрашиваемый земельный участок. Вместо того, чтобы направить копию обращения в течение семи дней со дня регистрации в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам, как предписывает п. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Первый заместитель Главы Томского района - начальник Управления территориального развития в своем письме от 24.08.2020 № 01-05-1164 посоветовал обратиться в Архивный отдел Администрации Томского района, для получения правоустанавливающих документов, а именно заверенных копий постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 № 1533-з, от 12.07.2012 № 1656-3, от 02.07.2010 № 1857-3, от 10.11.2011 №2282-3, от 08.06.2010 №1521-3, от 19.12.2016 №858. На основании указанного письма 28.08.2020 СНТСН «ПОБЕДА» обратилось в Архивный отдел Управления делами Администрации Томского района с заявлением, в котором просила выдать копии постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 №1533-з, от 12.07.2012 №1656-з, от 02.07.2010 № 1857-з, от 10.11.2011 № 2282-з, от 08.06.2010 № 1521-з, от 19.12.2016 № 858. Начальник Архивного отдела Управления делами Администрации Томского района Н.И. Ильченко в письме от 01.10.2020 № 1129-1133 в предоставлении запрашиваемых сведений отказал, обосновывая свой отказ тем, что согласно ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», указанные сведения являются конфиденциальными, распространение которых, без согласия субъекта персональных данных, не допускается. В своем обращении в Росреестр от 20.10.2020 СНТСН «ПОБЕДА в целях обеспечения единообразного подхода реализации действующего законодательства просило разъяснить являются ли действующими решения об образовании земельных участков, решения об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, принятые до 01 марта 2015 года, в которых не был предусмотрен их срок действия, сведения о границах земельных участков, установленных в вышеуказанных решениях не были внесены в ЕГРН. В своем письме от 18.11.2020 № 11-00934/20 «О рассмотрении обращения» Росреестр сообщил, что принятие решений об образовании земельных участков, утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и их последующего предоставления предусматривалось Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года. Федеральным законом от 23 июня 2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, изменившие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вступившие в силу с 1 марта 2015 года. Статьей 34 Закона № 171-ФЗ установлен ряд переходных положений, в том числе в части предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае, если процедура предоставления таких земельных участков была начата до вступления в силу Закона № 171-ФЗ. При этом сроки действия указанных переходных положений ограничены 1 марта 2018 года. С учетом изложенного Управление полагает, что решения об образовании земельных участков, принятые до 1 марта 2015 года, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденные до 1 марта 2015 года, в настоящее время не могут являться основанием для образования и предоставления земельных участков. СНТСН «ПОБЕДА» 26.11.2020 было вновь подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> вид испрашиваемого права: безвозмездное пользование. Администрацией Томского района было принято решение о возврате заявления СНТСН «ПОБЕДА» от 26.11.2020 в связи с отсутствием в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка документа, предусмотренного пунктом 81 Перечня, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 года № 1, а именно решения общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, о чем сообщалось в письме Управления территориального развития Администрации Томского района от 10.12.2020 № 01-05-2090 «О возврате заявления». Однако, в ранее поданных заявлениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 17.03.2020, от 29.04.2020 решение общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд также отсутствовало, но данный факт при рассмотрении указанных обращений по существу должностными лицами Администрацией Томского района не был указан в качестве оснований для отказа в письмах Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, от 24.08.2020 № 01-05-1164, что свидетельствует об отсутствии всестороннего, полного и объективного рассмотрения вышеуказанных заявлений с их стороны. 27.01.2021 СНТСН «ПОБЕДА» в очередной раз обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, вид испрашиваемого права: безвозмездное пользование. В письме от 02.03.2021 № 01-05-459 Управление территориального развития Администрации Томского района отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеется ранее принятое решение Администрации Томского района «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», а также данное решение не отменено. Как стало известно позднее из письма Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 № 01-05-1286 одновременно с письмом от 02.03.2021 № 01-05-459 Управления территориального развития Администрации Томского района принят Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории». 30.04.2021 СНТСН «ПОБЕДА» было подано обращение на имя Главы Томского района А.А. Терещенко и Прокурора Томской области А.Н. Семенова. В указанном обращении СНТСН «ПОБЕДА» описывала сложившуюся ситуацию, просило предоставить координаты границ, с которыми пересекается испрашиваемый земельный участок без персональных данных, копии решений (решения) Администрации Томского района «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», послужившего основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, реквизиты данного решения (в обезличенном виде), а также сообщало о многочисленных нарушениях действующего законодательства со стороны должностных лиц Администрации Томского района. 18.05.2021 СНТСН «ПОБЕДА» снова обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> вид испрашиваемого права: безвозмездное пользование. На вышеуказанные письма СНТСН «ПОБЕДА» от 30.04.2021, от 18.05.2021 Администрацией Томского района был дан ответ в одном письме Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 № 01-05-1286. В нем сообщалось что, по результатам рассмотрения заявления СНТСН «ПОБЕДА» от 18.05.2021 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеется ранее принятое решение Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», а также данное решение не отменено. Кроме того, вышеуказанным приказом образованы 32 земельных участка с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, с целью проведения аукциона. Управление территориального развития Администрации Томского района в письме от 28.05.2021 № 01-05-1286 сообщает, что Администрацией Томского района проведена проверка законности вынесенных ранее решений, по результатам проверки нарушений в действиях сотрудников Администрации не установлено. При этом о проверке законности письма Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 01-05-459 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» в письме от 28.05.2021 № 01-05-1286 не указано. Письмо СНТСН «ПОБЕДА» от 30.04.2021 Главой Томского района А.А. Терещенко по существу не рассмотрено. Также был нарушен запрет направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, установленный п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращение же СНТСН «ПОБЕДА» от 30.04.2021 фактически содержало жалобу на действия должностных лиц Управление территориального развития Администрации Томского района, в частности И.А. Юдиной. Однако именно эти должностные лица и рассматривали обращение СНТСН «ПОБЕДА» от 30.04.2021. В приложенной копии приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з цифры координат границ образуемых земельных участков размыты и не поддаются прочтению. Администрацией Томского района не исполняются требования земельного законодательства, в частности требования, предусмотренные п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ. В результате бездействия администрации Томского района, информация о границах земельного участков, согласно утвержденных схем не были отражены на публичных кадастровых картах, что не позволило СНТСН «Победа» определить границы испрашиваемого земельного участка для ведения садоводства. Письмами Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, от 13.05.2020 № 01-05-427, от 24.08.2020 № 01-05-1164, от 10.12.2020 № 01-05-2090, от 02.03.2021 № 01-05-459, от 28.05.2021 № 01-05-1286 было незаконно отказано в согласовании на основании того, что были приняты решения до 01 марта 2015 года об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в которых не был предусмотрен их срок действия, сведения о границах земельных участков, установленные в вышеуказанных решениях не были внесены в ЕГРН. Моментом, когда СНТСН «Победа» стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Томского района является 28.05.2021, поскольку именно в этот день был получен Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з, свидетельствующий о фактах злоупотребления полномочиями со стороны Администрации Томского района.

В судебном заседании представитель административного истца Павлов В.М. административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Отметил, что моментом, когда СНТСН «ПОБЕДА» стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Администрации Томского района, является дата не ранее 28.05.2021, поскольку в этот день получено письмо Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 № 01-05-1286, содержащее отказ, основанием для которого послужил Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з. Данный правовой акт отменен после прокурорской проверки, как незаконный. Само письмо от 26.05.2021 № 01-05-1241 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» получено только в ходе судебного разбирательства, что послужило основанием для подачи заявления об изменении исковых требований от 16.09.2021. Доводы ответчика о том, что решения по заявлению заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф от 14.01.2021 № 3К/21/13 и заявлению СНТСН «ПОБЕДА» о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 18.05.2021 отменены и указанные заявлению будут рассмотрены повторно, нарушают права истца. В силу п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации заявление заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф от 14.01.2021 № 3К/21/13 будет рассмотрено раньше, чем заявление СНТСН «ПОБЕДА» о предварительном согласовании земельного участка от 18.05.2021.

Административные ответчики Заместитель Главы Томского района - начальник Управления территориального развития Празукин Д.К., Заместитель Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Заместитель Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что административным истцом не представлены доказательства соблюдения сроков обращения в суд. 26.07.2021 получено представление Прокуратуры Томского района об устранении нарушений в сферах градостроительного и земельного законодательства от 16.07.2021 № 248ж-2021, 250ж-2021. Административным ответчиком вынесен приказ от 20.08.2021 № 447-з об отмене приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з. Кроме того 20.08.2021 Управлением территориального развития Администрации Томского района принято решение № 01-05-2146 об отмене ранее принятого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 26.05.2021 № 01-05-1241 на № 1986-з от 18.05.2021. Таким образом, на момент рассмотрения дела оспариваемый Приказ от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» прекратил свое действие.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административных ответчиков Администрации Томского района, Управления территориального развития Администрации Томского района Куликова Д.В. против удовлетворения требований возражала по основания, указанным в отзыве. В судебном заседании пояснила, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд. Поскольку в настоящее время приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» отмен, в связи с чем, указанный приказ не порождает никаких правовых последствий.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Частями 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для определения начала течения срока на обжалование решения органа государственной власти является момент, когда лицо впервые узнало о нарушении его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что 17.03.2020 Диулин С.А. как председатель СНТСН «ПОБЕДА» обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу<адрес>ю 73 304 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый , испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.

По результатам рассмотрения указанного заявления 30.03.2020 и.о. Заместителем Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. дан ответ за № 02-33/1081 об отказе СНТСН «ПОБЕДА» в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 73 304 кв.м.; отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 73 304 кв.м. в связи с совпадением местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

29.04.2020 Диулин С.А. как председатель СНТСН «ПОБЕДА» обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>ю 44 527 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый , испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.

Управлением территориального развития Администрации Томского района за подписью Первого заместителя Главы Томского района – начальника Управления территориального развития Празукина Д.К. дан ответ от 13.05.2020 № 01-05-427, которым принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с наличием ранее принятых решений Администрации Томского района «О формировании земельных участков в с. Батурино», которые не отменены.

СНТСН «ПОБЕДА» в лице председателя Диулина С.А. 22.07.2020 обратилось к Первому заместителю Главы Томского района –начальнику Управления территориального развития Празукину Д.К. с заявление о предоставлении копии ранее утвержденных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (с границами которых пересекается испрашиваемый земельный участок), копии решений (постановлений), утверждающих соответствующие схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории; границы земельных участков, которые пересекаются с испрашиваемым земельным участком, в векторном формате (dxf, Mid/mif).

Письмом от 24.08.2020 № 01-05-1164 на заявление от 23.07.2020 Первым заместителем Главы Томского района Начальником Управления территориального развития Празукиным Д.К. дан ответ, в котором указано, что для получения правоустанавливающих документов, а именно заверенных копий постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 № 1533-з, от 12.07.2012 № 1656-з, от 02.07.2010 № 1857-з, от 10.11.2011 № 2282-з, от 08.06.2010 № 1521-з, от 19.12.2016 № 858 заявитель может обратиться в Архивный отдел Администрации Томского района по адресу: г. Томск, ул. К. Маркса, 56, каб. № 107.

28.08.2020 председателем СНТСН «Победа» в архивный отдел Управления Делами Администрации Томского района подано заявление о выдаче копий постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 № 1533-з, от 12.07.2012 № 1656-з, от 02.07.2010 № 1857-з, от 10.11.2011 № 2282-з, от 08.06.2010 № 1521-з, от 19.12.2016 № 858.

01.10.2020 в письме за № 1129-1133 начальником отдела Ильченко Н.И. указано, что запрашиваемые постановления имеются на хранении в архивном отделе, данные постановления относятся к группе правоустанавливающих документов и затрагивают интересы третьих лиц, которые не являются доверителями заявителя. На основании Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно ст. 9 указанные сведения являются конфиденциальными, распространение которых, без согласия субъекта персональных данных, не допускаются.

26.11.2020 председатель СНТСН «ПОБЕДА» Диулин С.А. обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 73 304 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый , испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.

Заместителем Главы Томского района – начальником Управления территориального развития Празукиным Д.К. принято решение от 10.12.2020 № 01-05-2090 о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с отсутствием в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренного п. 81 Перечня, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ От 12.01.2015 № 1, а именно решения общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Согласно материалам дела настоящее административное исковое заявление направлено в суд почтовым отправлением 03.06.2021.

В судебном заседании представителем административного истца указано, что моментом, когда СНТСН «ПОБЕДА» стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Администрации Томского района, является дата не ранее 28.05.2021, поскольку в этот день получено письмо Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 № 01-05-1286 содержащее отказ, основанием для которого послужил Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з.

С данными доводами суд согласиться не может.

Из представленного реестра простых писем, отправленных Администрацией Томского района 31.03.2020 следует, что СНТСН «Победа» Диулину С.А. в указанную дату направлено решение от 30.03.2020 № 02-33/1081.

Согласно реестру простых писем, отправленных Администрацией Томского района 14.05.2020 в указанную дату СНТСН «Победа» направлено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 13.05.2020 № 01-05-427.

Решение о предоставлении информации от 24.08.2020 № 01-05-1164 направлено в адрес административного истца 26.08.2020, решение о возврате заявления от 10.12.2020 № 01-05-2020, направлено в адрес административного истца 16.12.2020, что также подтверждается соответствующими реестрами почтовых отправлений.

О том, что административному истцу было известно о ранее принятых решениях об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка свидетельствуют также письменные пояснения председателя СНТСН «ПОБЕДА» Диулина С.А. к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 26.11.2020,в которых он указывает, что ранее письмами администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, 24.08.2020 № 01-1164 было незаконно отказано в согласовании в согласовании.

Кроме того, в заявлении Главе Томского района председателя СНТСН «ПОБЕДА» Диулина С.А. от 30.04.2021 указано на неоднократное обращение в Администрацию Томского района с заявлениями о предварительном согласовании земельного участка, а именно 29.04.2020, 26.11.2020, 27.01.2021, в ответ на которые получены отказы в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.12.2013 N 1908-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, не устанавливает непосредственно определенный порядок реализации этого права; способы и процедуры судебной защиты, их особенности применительно к отдельным видам судопроизводства и конкретным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами. Это предполагает, что федеральный законодатель в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации уполномочен, в частности в пределах имеющейся у него свободы усмотрения, устанавливать сроки для обращения в суд, порядок их течения во времени, момент начала и окончания, с тем, чтобы обеспечивать как реальную возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений. В целях гарантирования правовой определенности и устойчивости сложившихся правоотношений законодатель во всяком случае должен стремиться к тому, чтобы судебно-юрисдикционные механизмы обеспечивали эффективное и своевременное, без неоправданного отлагательства, разрешение вопросов, связанных с предполагаемым нарушением прав и законных интересов, и исключить возникновение ситуаций, при которых такие механизмы могли бы использоваться - в том числе путем возбуждения судебной процедуры спустя чрезмерно длительный после наступления обстоятельств, с которыми заявитель связывает обращение в суд, период - вопреки их основному предназначению, вытекающему из самой сущности правосудия, отвечающего требованиям справедливости, с единственной целью причинения вреда интересам других лиц, что означало бы злоупотребление правом.

При установлении факта пропуска без уважительных причин срока на оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти суд отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что на 26.11.2020 административному истцу было известно об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, отраженных в оспариваемых ответах Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, 24.08.2020 № 01-1164; на 30.04.2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, отраженных в оспариваемых ответах Администрации Томского района от 13.05.2020 №01-05-427, от 10.12.2020 № 01-05-2090.

В свою очередь, административным истцом каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного иска в суд в установленный законом срок, не приведено, в то время, как в силу п. 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства обязанность доказывания обстоятельств соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Таким образом, административным истцом каких-либо доказательств наличия объективных обстоятельств, являющихся уважительной причиной пропуска указанного процессуального срока не представлено, не установлено таких обстоятельств и в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в части обжалования решений Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, 13.05.2020 №01-05-427, 24.08.2020 № 01-1164, от 10.12.2020 № 01-05-2090 пропущен по неуважительным причинам, что в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 219 КАС РФ также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Суд также учитывает, что обращаясь с настоящим административным иском в суд административным истцом не представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым письмом Первого заместителя Главы Томского района – начальника Управления территориального развития Празукина Д.К. от 24.08.2020 № 01-05-1164 на заявление от 23.07.2020 № 01-04-278, поскольку указанным письмом вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка не разрешался, письмо не является решением органа местного самоуправления, а ответом на обращение, содержащем сведения о порядке получения запрошенной информации.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков.

Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

В соответствии с п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании представления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

В соответствии с п. 3.1.31 Положения об Управлении территориального развития Администрации Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 31.01.2019 № 272 Управление принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно материалам дела 14.01.2021 Заместитель Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. обратилась с письмом за № ЗК/21/13 на имя Заместителя Главы Томского района – начальника Управления территориального развития Празукина Д.К., в котором просила в соответствии со ст.ст. 11.3, 11.10, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории , в целях дальнейшего предоставления земельных участков льготным категориям граждан, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона № 100-ОЗ.

27.01.2021 председатель СНТСН «ПОБЕДА» Диулин С.А. обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес> площадью 73 304 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый , испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.

02.03.2021 исполняющей обязанности начальника Управления территориального развития Администрации Томского района Елизаровой А.А. на заявление от 01.02.2021 № 372-з СНТСН «ПОБЕДА» дан ответ за № 01-05-459 об отказе в предварительном согласовании земельного участка. Указано, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Учитывая, что имеется ранее принятое решение Администрации Томского района «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», а также данное решение не отменено, основания для утверждения схемы земельного участка отсутствуют.

18.05.2021 председатель СНТСН «ПОБЕДА» Диулин С.А. обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес> площадью 68 310 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый , испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.

Заместителем Главы Томского района – Начальником Управления территориального развития Празукиным Д.К. дан ответ от 26.05.2021 №01-05-1241 на заявление от 18.05.2021 № 1956-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно данному ответу имеется ранее принятое решение Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», а также данное решение не отменено, основания утверждения схемы расположения земельного участка отсутствуют.

Как следует из ответа Заместителя Главы Томского района – Начальником Управления территориального развития Празукиным Д.К. от 28.05.2021 № 01-05-1286 на № 33-02-1885/21-0-0 от 30.04.2021, № 33-02-1885/21-1-0 от 19.05.2021 принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно данному ответу имеется ранее принятое решение Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», а также данное решение не отменено, основания утверждения схемы расположения земельного участка отсутствуют.

Как следует из материалов дела Управлением территориального развития Администрации Томского района принят приказ от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», которым утверждена схема расположения тридцати двух земельных участков на кадастровом плане территории для ведения садоводства, категория земель – земли населенных пунктов.

Установлен срок действия настоящего приказа - два года с даты его принятия (п.3).

Как следует из представления прокурора Томского района Томской области от 16.07.2021 № 248ж-2021, 250ж-2021 проверкой было установлено, что в феврале 2021 года в Управления территориального развития Администрации Томского района вместе с заявлением Диулина С.А. от 01.02.2021 № 372-з о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, поступило заявление заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района о предварительном согласовании утверждении схемы расположения того же земельного участка, зарегистрированное 14.01.2021 № ЗК/21/13.

02.03.2021 по результатам рассмотрения заявления заместителя Главы экономической политики и муниципальным ресурсам Администрации Томского района от 14.01.2021 издан приказ от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории». В связи с чем, Диулину С.А. 02.03.2021 Управлением было отказано в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проверкой установлено, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка от 14.01.2021 № ЗК/21/13 также имела полное или частичное совпадение с местоположением земельных участков, образованных в соответствии с ранее принятыми решениями при утверждении схемы расположений земельных участков, срок действия которых не истек.

По результатам рассмотрения заявления СНТСН «ПОБЕДА» от 18.05.2021 о предварительном согласовании земельного участка на территории Спасского сельского поселения Управлением 26.05.2021 принято решение об очередном отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка, поскольку расположены в границах земельных участков, образованных приказом Управления территориального развития от 02.03.2021 № 97-з, изданном по результатам рассмотрения заявления Администрации Томского района.

На основании изложенного, прокуратурой Томского района Томской области установлено, что должностные лица Управления в нарушение норм действующего законодательства предварительного согласовали и утвердили схему расположения земельных участков для Администрации Томского района, издали приказ от 02.03.2021 № 97-з, необоснованно приняли решение об отказе в предварительном предоставлении и согласовании схемы расположения земельного участка на основании заявления Диулина С.А. от 18.05.2021 № 1956-з. Указано, что устранение изложенных нарушений возможно путем отмены приказа от 02.03.2021 № 97-з, повторного рассмотрения заявления заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района от 14.01.2021 № ЗК/21/13, заявления Диулина С.А. от 18.05.2021 № 1956-з.

Согласно приказу Управления территориального развития Администрации Томского района от 20.08.2021 № 447-з в связи с вынесением представления Прокуратуры Томского района от 16.07.2021 № 248ж-2021, 250ж-2021 приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» отменен.

Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27 сентября 2018 года N 2486-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Варенова В.В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 194 и частью 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, указанная норма не освобождает суд от обязанности выяснять обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе предусмотренные чч. 8 - 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что суд не вправе прекратить производство по административному делу в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлена правовая заинтересованность административного истца в защите своих прав, свобод и законных интересов.

То обстоятельство, что впоследствии административным ответчиком вынесен приказ от 28.08.2021 № 447-з об отмене приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з, не свидетельствует о том, что оспариваемые действия перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд считает требование о признании незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 01-05-459, от 26.05.2021 № 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и возложении обязанности рассмотреть заявление СНТСН «ПОБЕДА» о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.01.2021 и от 18.05.2021 обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, основания для возложения на административных ответчиков обязанности по утверждению иного варианта схемы расположения земельного участка отсутствуют.

Так в силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным.

Приведенной нормой, а равно иными положениями процессуального законодательства не предусмотрено вынесение судом решения об отмене незаконного решения публичного органа или о возложении на такой орган обязанности отменить свое решение. Суд при рассмотрении административного дела не вправе подменять государственный орган, на который возложены соответствующие полномочия.

Понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Разрешая требование о признании незаконным заявления заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. от 14.01.2021 № ЗК/21/13 суд приходит к следующему.

Как следует из письма от 23.08.2021 № 7ТР/21/1063 на имя Заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В., вернувшись к повторному рассмотрению заявления от 14.01.2021 № ЗК/21/13 сообщено, что Томским районным судом Томской области вынесено определение от 06.07.2021 по делу № 2а-1618/2021 о принятии мер предварительной защиты, согласно которому приостановлено полностью действие Приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», запрещено Администрации Томского района, а также Управлению территориального развития Администрации Томского района совершать любые юридически значимые действия по распоряжению земельными участками, указанными в пункте 1 Приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории». С учетом изложенных обстоятельств Управление территориального развития Администрации Томского района не может совершать какие-либо юридические действия в отношении указанных в заявлении от 14.01.2021 № ЗК/21/13 земельных участков. Управление территориального развития Администрации Томского района вернется к рассмотрению по существу заявления от 14.01.2021 № ЗК/21/13 после отмены мер предварительной защиты, принятых Томским районным судом Томской области в рамках рассмотрения административного дела № 2а-1618/2021.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из приведенных нормативных положений следует, что решения могут быть признаны незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В ходе рассмотрения дела совокупность названных условий относительно заявления заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. от 14.01.2021 № ЗК/21/13 не установлена.

Так из положений ст.ст. 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой промежуточное решение органа местного самоуправления и является по существу предварительным одобрением и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а сама по себе заявление об утверждении данной схемы не влечет возникновение либо прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, как у административного истца, так и у административного ответчика как органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком, и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы административного истца.

Таким образом, суд полагает, что само по себе оспариваемое заявление Заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. от 14.01.2021 № ЗК/21/13 не повлекло для административного истца правовых последствий в виде нарушения прав, свобод и законных интересов, которое требовало бы судебной защиты в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в указанной части административных исковых требований административным истцом избран ошибочный способ защиты своих прав и законных интересов, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для признания названого заявления незаконным.

В силу положений ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ установлено, что до подачи административного искового заявления в суд общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину.

Определением судьи от 10.06.2021 СНТСН «ПОБЕДА» предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления до принятия решения судом по настоящему делу.

Исходя из существа спора, результата его разрешения, суд считает, что с ответчика в доход Муниципального образования "Город Томск" подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "ПОБЕДА" удовлетворить в части.

Признать незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского район от 02.03.2021 № 01-05-459, от 26.05.2021 № 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление территориального развития Администрации Томского района рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "ПОБЕДА" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.01.2021 и от 18.05.2021 в течении 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с Администрации Томского района в пользу муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Пелипенко А.А.

Копия верна

Подлинник подшит в административном деле № 2а-94/2022

Судья Пелипенко А.А.

Секретарь Пятиненко С.А.

УИД 70RS0005-01-2021-001809-12