ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1618/2021 от 25.05.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-1618/2021

УИД 86RS0001-01-2021-002861-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Сосновской О.А.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-1618/2021 по административному исковому заявлению ООО МФК «Займер» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заместителю руководителя УФССП по ХМАО – Югре ФИО2 о признании незаконным действий (бездействия) заместителя руководителя УФССП по ХМАО-Югре ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ООО МФК «Займер» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заместителю руководителя УФССП России по ХМАО – Югре ФИО2 о признании незаконным действий (бездействия) заместителя руководителя УФССП по ХМАО-Югре ФИО2

В обоснование заявленных требований указывается, что административный истец ООО МФК «Займер» является взыскателем по исполнительным документам в отношении должников-граждан, проживающим на территории <адрес> – Югры. В соответствии с требованиями ч.4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ООО МФК «Займер» направил ответчику в УФССП России по ХМАО – Югре исполнительные документы с заявлением о возбуждении исполнительных производств по должникам, проживающим на территории ХМАО – Югры, но письмом от ДД.ММ.ГГГГ документы были возвращены. С возвратом документов истец не согласен, главный судебный пристав, получив исполнительные документы, обязан был их направить в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, чего сделано не было. Не направление заместителем главного судебного пристава исполнительных документов для рассмотрения в соответствующие подразделения судебных приставов и возврат их взыскателю противоречит закону, препятствует мерам по взысканию долга и создает угрозу причинения ущерба охраняемым законом интересам взыскателя. Просит признать бездействие ответчика незаконным, признать незаконным возврат административным ответчиком взыскателю ООО МФК «Займер» исполнительных документов без принятия по ним процессуального решения, и обязать устранить допущенные нарушения путем направления исполнительных документов в соответствующие подразделения судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения.

От административного истца поступили письменные дополнения к административному исковому заявление, в которых истец указывает, что по адресу, указанному в исполнительном документе не может установить в какой отдел ССП нужно направлять исполнительные документы, сайт нужную информацию не предоставил, в обжалуемом письме об этом не указано.

От представителя УФССП по ХМАО-Югре поступили письменные возражения на исковое заявление.

Административный истец ООО МФК «Займер», административный ответчик заместитель руководителя УФССП России по ХМАО – Югре ФИО2, представитель административного ответчика УФССП по ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не предоставили, в административном исковом заявлении истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

В связи с указанным, суд определил административное исковое заявление рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства, а также оценив их в совокупности, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО МФК «Займер» в УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре было направлено 27 заявлений о возбуждении исполнительных производств в отношении физических лиц, являющихся в соответствии исполнительными документами должниками, проживающими на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. К заявлениям были приложены соответствующие судебные приказы, исполнительные листы.

Письмом Управлении ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ года в адрес ООО МФК «Займер» возвращены направленные заявления о возбуждении исполнительных производств с приложением судебных приказов и исполнительных листов, и с указанием на то, что поскольку в исполнительных документах, в том числе и судебных актах, в силу закона содержится полная информация об адресе регистрации (месте жительства) должников-граждан, юридический адрес организации, представительства или филиала должника, исполнительные документы о возбуждении исполнительного производства возвращаются взыскателю для дальнейшего направления самостоятельно исполнительных документов в соответствующие структурные подразделения службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Также разъяснено, что сведения о структурных подразделениях Управления находятся в открытом доступе на официальном сайте Управления r86.fssp.gov.ru (в разделе контакты – Структурные подразделения). Также указано, что на указанном сайте имеется возможность поиска соответствующего структурного подразделения Управления через вкладку «Все сервисы», в которой необходимо выбрать раздел «Определение отдела судебных приставов по адресу».

В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ч.2 ст.5 указанного Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Частью 3 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 данного закона.

Согласно ч.4 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

В соответствии с ч.1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Поскольку в судебных приказах и исполнительных листах в силу закона содержится полная информация об адресе регистрации по месту жительства должников-граждан, информация о территориальных подразделениях Управления ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре находится в открытом доступе на сайте, у заместителя руководителя Управления ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2 имелись основания полагать, что административному истцу ООО МФК «Займер» известно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности самостоятельно установить соответствующее подразделение службы судебных приставов, в которое надлежит направить исполнительные документы, административным истцом не представлено.

На сайте УФССП России по ХМАО – Югре r86.fssp.gov.ru на сервисе «Определение отдела судебных приставов по адресу» имеется возможность определить структурное подразделение, в который необходимо направить исполнительный документ, при этом требуется заполнять поле «У Вас есть исполнительный документ?».

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, обжалуемые истцом действия ответчиков, выраженные в направлении исполнительных документов в адрес ООО МФК «Займер» и возврат взыскателю ООО МФК «Займер» исполнительных документов без принятия по ним процессуального решения, указанный в письме Управлении ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ года , соответствует закону, соответственно права и законные интересы административного истца не нарушает, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ООО МФК «Займер» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заместителю руководителя УФССП России по ХМАО – Югре ФИО2 о признании незаконным действий (бездействия) заместителя руководителя УФССП России по ХМАО – Югре ФИО2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская