23RS0036-01-2022-001816-24
Дело № 2а-1618/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года город Краснодар
Судья Октябрьского районного суда Старикова М.А.
при секретаре Цукановой З.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ЮгПромТорг» к ведущему судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю Лукиной А. С. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора от 14 февраля 2022 года по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2022.
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЮгПромТорг» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю Лукиной А.С. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора от 14 февраля 2022 года по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2022.
В обоснование заявленных требований указано, что 14 февраля 2022 года административный истец через Единый портал государственных услуг (Госуслуги) получил копию постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера от 14.02.2022, вынесенного Ведущим судебным приставом - исполнителем МОСП по взысканию штрафов специально уполномоченных органов Лукиной А.С. в размере 10 000,00 руб., из которого административный истец узнал, что в отношении него возбуждено исполнительное производство №-ИП от 04.02.2022 на основании исполнительного документа: постановления по делу об административном правонарушении № 18810123210119161458 от 05.02.2021, предмет исполнения: административный штраф 500,00 руб.
14.02.2022 постановления судебного пристава-исполнителя были направлены в банки, где у административного истца имеются счета и исполнительский сбор в размере 10 000,00 руб. а так же административный штраф в размере 500,00 руб. были списаны с расчетного счета административного истца несколько раз.
Административный истец считает Постановление административного ответчика о взыскании исполнительского сбора от 14 февраля 2022 года по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2022 в размере 10 000,00 руб. и списание денежных средств с расчетных счетов административного истца незаконными, поскольку административный истец не был извещен о возбуждении в отношении него исполнительного производства №-ИП от 04.02.2022.
Не направление административному истцу (должнику по исполнительному производству) копий постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и об обращении взыскания на денежные средства должника, не предоставление должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а так же не утверждение постановления о взыскании исполнительского сбора старшим судебным приставом противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца.
Полагает, что при таких обстоятельствах исполнительный сбор был взыскан незаконно и подлежит возврату на расчетный счет административного истца.
В связи с чем, просит признать действия/бездействие ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов ГУ ФССП по Краснодарскому краю Лукиной А.С. по не направлению административному истцу постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 04.02.2022, по не уведомлению должника о проведении исполнительных действий по списанию денежных средств и вынесению постановлению об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, по списанию денежных средств с расчетных счетов административного истца по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2022 незаконными. Обязать ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по взысканию штрафов специально уполномоченных органов Лукину А.С. устранить нарушения действующего законодательства по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2022, а именно: направить в адрес административного истца (должника по исполнительному производству) постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 04.02.2022, уведомление о проведении исполнительных действий по списанию денежных средств и постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2022; возвратить на расчетные счета административного истца незаконно взысканные денежные средства.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, был извещен должным образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, от него имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении требований административного истца отказать.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 121 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с ч. 5, ст. 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям.
Из материалов дела следует, что в Межрайонное отделение судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов ГУФССП России по Краснодарскому краю поступил исполнительный документ, вступивший в законную силу о взыскании с ООО "ЮгПромТорг" административного штрафа ГИБДД в пользу ЦАФАПОДД ГИБДД (дислокация г. Краснодар) Г"У МВД России по Краснодарскому краю, которое передано ведущему судебному приставу-исполнителю Лукиной А.С. для исполнения.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии ст. 30 Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
04.02.2022г. ведущим судебным приставом - исполнителем МОСП по ВШСУО Лукиной А.С., в соответствии со ст. 13, 14, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» возбуждено исполнительное производство №- ИП.
В соответствии со статьей 6 Закона №229-ФЗ, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащею исполнения обязательства.
В соответствии со статьей 402 ГК РФ, действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 24 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (при их наличии).
04.02.2022г. организации-должнику в ЛК ЕПГУ направлено постановление о возбуждении исполнительного производства. Данное извещение получено и прочитано 04.02.2022г.
По общим правилам и в соответствии с частью 12 статьи 30 Закона №229- ФЗ, срок добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Такое толкование закона приведено и в Изменениях от 08.06.2020, которые вносятся в Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора, утверждённых Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 г. №0001/16.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 15 Закона №229-ФЗ, сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока (часть 3, статьи 16 Закона №229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в вышеуказанном исполнительном документе истек 11.02.2022.
14.02.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона №229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации, И случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона №229-ФЗ).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполни тельного производства» дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона No 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично — правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
В соответствии с ч. 3, ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производство», взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
14.02.2022 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
16.02.2022 на депозитный счет МОСП по ВШСУО поступили денежные средства в размере 10500,00 руб., 10500,00 руб., 2561,00 руб., взысканные в принудительном порядке с расчетного счета должника.
17.02.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о распределении денежных средств, а именно, 500,00 руб. перечислены взыскателю в счет погашения основной суммы долга, 10000,00 руб. перечислены в счет погашения исполнительского сбора.
17.02.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о распределении денежных средств, а именно 10500,00 руб. на возврат должнику.
17.02.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о распределении денежных средств, а именно 2561,00 руб. на возврат должнику.
17.02.2022 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства.
22.02.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Таким образом, ведущим судебным приставом-исполнителем Лукиной А.С. не нарушены положения Федерального Закона «Об исполнительном производстве», постановление о возбуждении исполнительного производства направлено и получено должником, а постановление о взыскании исполнительского сбора от 14.02.2022 соответствует Закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
По смыслу п.1 ст.227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО «ЮгПромТорг» к ведущему судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю Лукиной А.С. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора от 14 февраля 2022 года по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2022.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «ЮгПромТорг» к ведущему судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю Лукиной А. С. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора от 14 февраля 2022 года по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2022 – отказать.
Меры предварительной защиты по административному иску – не применялись.
Вещественные доказательства – отсутствуют.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.04.2022 года.
Судья -