ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1619/2022 от 21.06.2022 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-1619/2022

УИД36RS0001-01-2020-000959-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2022 года г. Воронеж

Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе

председательствующего судьи Кривотулова И.С.

при секретаре Бухтояровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Лещенко Владимиру Александровичу, Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области о прекращении права на осуществление охоты,

установил:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд к Лещенко Владимиру Александровичу, Департаменту природных ресурсов и экологии с административным иском о прекращении права Лещенко Владимира Александровича на осуществление охоты в охотничьих угодьях, аннулировании охотничьего билета 36 № ..... от 17.07.2013 года, выданный Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, возложении обязанности на Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области внести сведения об аннулировании охотничьего билета 36 № ..... от 17.07.2013 года в государственный охотхозяйственный реестр, возложении на Лещенко Владимира Александровича обязанности в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения в Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области охотничий билет 36 № ..... от 17.07.2013 года.

В обоснование заявленных требований указал, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, в результате которой установлено, что Лещенко В.А., имеет охотничий билет 36 № ....., выданный Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области 17.07.2013 года. Указанный охотничий билет подтверждает право ответчика на осуществление охоты в охотничьих угодьях. Вместе с тем, Лещенко В.А. приговором Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 11.11.2020 года признан виновным в совершении умышленного преступления, предусмотренного п.п. «д», «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ с назначением наказания в виде двух лет лишения свободы. На основании ст. 73 УК РФ, данное наказание является условным, Лещенко В.А. установлен испытательный срок три года, в течение которого он должен своим поведением доказать исправление. Кроме того, в период испытательного срока, Лещенко В.А. обязан являться на регистрацию в специализированный орган, осуществляющий контроль за условно осужденными, не менять место жительства без уведомления этого органа. Приговор Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 11.11.2020 года вступил в законную силу. Лещенко В.А. с 08.12.2020 года состоит на учете в филиале ФКУ УИИ УФСИН России по Воронежской области по Железнодорожному району, окончание испытательного срока - 11.11.2023 года. Таким образом, Лещенко В.А. совершил умышленное преступление, предусмотренное п.п. «д», «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, которое относится к категории тяжких преступлений, имеет неснятую и непогашенную судимость. Наличие у Лещенко В.А. охотничьего билета, а также сведений о нем в государственном охотхозяйственном реестре, является основанием для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, а также ношения и хранения охотничьего оружия. Осуществление лицом, у которого отсутствуют законные основания для получения охотничьего билета, охотничьей деятельности, противоречит интересам Российской Федерации как собственника животного мира, а также нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Плютова А.С. поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явился о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 35, 36). В материалах дела также имеется письменное заявление, согласно которому Лещенко В.А. с заявленными Воронежским межрайонным природоохранным прокурором требованиями согласен, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 39).

Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда (л.д. 26).

Изучив материалы административного дела, письменные возражения и пояснения представителей сторон, заслушав участвующих в ходе рассмотрения дела лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Из содержания части 1 статьи 39 КАС РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Если нормами КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (содержание ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", задачами которого в соответствии со статьей 1 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 209 - ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» (далее - Закон № 209 - ФЗ) право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждение форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, утверждены приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (далее Приказ № 379).

Согласно п. 19 Приказа № 379 получение разрешения осуществляется заявителем лично на основании предъявляемого заявителем охотничьего билета либо его уполномоченным представителем по предъявлении документа, удостоверяющего личность, и доверенности.

Кроме того, согласно п. 5 приказа Минприроды России от 24.07.2020 года № 477 «Об утверждении Правил охоты» при осуществлении охоты физические лица обязаны иметь при себе охотничий билет.

Следовательно, наличие охотничиго билета предоставляет право на осуществление охоты на всей территории Российской Федерации. Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета утвержден приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета».

В соответствии со ст. 21 Закона № 209 - ФЗ и п. 1 Порядка охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума

Охотничий билет выдается лицам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер и признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр.

В соответствии с ч. 8 ст. 21 Закона № 209 - ФЗ и п. 17 Порядка охотничий билет аннулируется уполномоченным органом при следующих основаниях: несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка; подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; судебного решения.

В силу положений ч. 11 ст. 21 Закона № 209 - ФЗ и п. 24 Порядка охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.

Согласно п. 25.1 Порядка в случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.

Лещенко В.А., имеет охотничий билет 36 № ....., выданный Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области 17.07.2013 года, который подтверждает право ответчика на осуществление охоты в охотничьих угодьях.

Приговором Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 11.11.2020 года Лещенко В.А. был признан виновным в совершении умышленного преступления, предусмотренного п.п. «д», «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ с назначением наказания в виде двух лет лишения свободы (л.д. 10-20).

На основании ст. 73 УК РФ, данное наказание является условным, Лещенко В.А. установлен испытательный срок три года, в течении которого он должен своим поведением доказать исправление. Кроме того, в период испытательного срока, Лещенко В.А. обязан являться на регистрацию в специализированный орган, осуществляющий контроль за условно осужденными, не менять место жительства без уведомления этого органа.

Приговор Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 11.11.2020 года вступил в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

В силу п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока.

Согласно информации УФСИН России по Воронежской области, Лещенко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в филиале ФКУ УИИ УФСИН России по Воронежской области по Железнодорожному району, окончание испытательного срока - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Таким образом, Лещенко В.А. совершил умышленное преступление, предусмотренное п.п. «д», «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, которое относится к категории тяжких преступлений, имеет неснятую и непогашенную судимость, в связи с чем у административного ответчика отсутствуют правовые основания для пользования охотничьим билетом.

Постановлением правительства Воронежской области от 10.05.2012 № 382 утверждено Положение о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Положение).

Согласно п. 3.1.21 Положения одной из основных задач департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области является ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории Воронежской области и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Воронежской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

По смыслу ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», охотничье оружие обладает особыми количественными и качественными состояниями, в результате действия которых производятся выстрелы и метательный снаряд становиться неконтролируемым для человека, владение (пользование, хранение) огнестрельным оружием представляет опасность для окружающих, а само огнестрельное охотничье оружие является источником повышенной опасности.

Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52- ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих доводы административного истца административным ответчиком не представлено, в связи с чем, суд считает заявленные требования законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Наличие у Лещенко В.А. охотничьего билета, а также сведений о нем в государственном охотхозяйственном реестре, является основанием для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, а также ношения и хранения охотничьего оружия, тогда как у данного лица отсутствуют законные основания для получения охотничьего билета, охотничьей деятельности, противоречит интересам Российской Федерации как собственника животного мира, а также нарушает права неопределенного круга лиц.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составляет 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

прекратить право Лещенко Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , фактически проживающего по адресу: на осуществление охоты в охотничьих угодьях.

Аннулировать охотничий билет 36 № ..... от 17.07.2013 года, выданный Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области на имя Лещенко Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области внести сведения об аннулировании охотничьего билета 36 № ..... от 17.07.2013 года в государственный охотхозяйственный реестр.

Обязать Лещенко Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения в Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области охотничий билет 36 № ..... от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Лещенко Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий судья Кривотулов И.С.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.