ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-161/2022 от 11.01.2022 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-161/2022

УИД 39RS0010-01-2021-002765-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2022 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.А.,

при помощнике судьи Сафоновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головачева Павла Юрьевича к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным отказа в выдаче порубочного билета, устранении нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Головачев П.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, которым просил признать незаконным решение администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, выраженное в письме от об отказе в выдаче порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес >; обязать администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области выдать порубочный билет на вырубку (снос) зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований указано на то, что Головачев П.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 900 кв.м, земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес >, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ года, заключенного с ФИО9. Прежним собственником ФИО10 в установленном законом порядке было получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке . Земельный участок отнесен в функциональной зоне Ж4/А – зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Для целей осуществления строительства Головачев П.Ю. ДД.ММ.ГГ года обратился в администрацию с заявлением о выдаче порубочного билета. ДД.ММ.ГГ года администрацией отказано в выдаче порубочного билета на снос, вырубку земельных насаждений на указанном выше земельном участке, поскольку по проекту внесения изменений в Генеральный план ГГО земельный участок с кадастровым номером планируется к отнесению к функциональной зоне – зоне рекреационного назначения. С указанным выше решением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области административный истец не согласен, полагает его незаконным, нарушающим его права и законные интересы, просит требования удовлетворить.

В судебное заседание административный истец Головачев П.Ю. не явился, о дне и времени судебного заседания извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

В судебном заседании представитель административного истца – Беликов В.А. административные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить.

Представитель администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – Скрябнев В.Л. возражал против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать, полагая оспариваемый отказ законным.

Заслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решения, действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Из материалов дела следует, что Головачев П.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 900 кв.м, земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес >, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, заключенного с ФИО11.

Прежним собственником ФИО12. было получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке .

ДД.ММ.ГГ года Головачев П.Ю. обратился в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с заявлением вход. о выдаче порубочного билета на земельный участок с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГ года администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области за отказано в выдаче порубочного билета на вырубку земельных насаждений на указанном выше земельном участке, поскольку по проекту внесения изменений в Генеральный план Гурьевского городского округа Калининградской области земельный участок с кадастровым номером планируется к отнесению к функциональной зоне – зоне рекреационного назначения.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которых устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 1 и 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к рекреационным территориальным зонам.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые в градостроительных регламентах, находятся во взаимосвязи с видами территориальных зон. В ст. 35 Градостроительного кодекса РФ содержится открытый перечень видов территориальных зон, устанавливаемых в ходе градостроительного зонирования, с выделением основных, самых распространенных видов территориальных зон.

В соответствии с п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В соответствии со ст. 1 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года №100 «Об охране зеленых насаждений» зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий в границах этих поселений (далее Закон Калининградской области).

Охране подлежат все зеленые насаждения, расположенные в населенных пунктах и вне населенных пунктов Калининградской области, независимо от форм собственности на земельные участки (п. 1 ст. 3 указанного выше закона).

Пунктом 1 ст. 4 Закона Калининградской области установлено, что вырубка (снос) зеленых насаждений и/или пересадка зеленых насаждений в городских и сельских поселениях Калининградской области могут проводиться в исключительных случаях, связанных с осуществлением строительства, реконструкции или капитального ремонта вне пределов зеленых зон зеленого фонда.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона Калининградской области на территориях, входящих в состав зеленого фонда городских и сельских поселений, запрещается вырубка (снос) зеленых насаждений, за исключением следующих случаев: реконструкции зеленых насаждений, осуществляемой в соответствии с проектом реконструкции, утвержденным в установленном порядке; при санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа/поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа/поселения, относится к вопросам местного значения городского округа/поселения.

На территории Гурьевского городского округа, действует Порядок выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории Гурьевского городского поселения, утвержденный решением сорок первой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва от 28 февраля 2014 года №232 с изменениями и дополнениями (далее Порядок).

Согласно п.п. 3. 4 ст. 1 указанного выше Порядка вырубка (снос) зеленых насаждений и/или пересадка зеленых насаждений на территории Гурьевского городского округа осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или пересадку зеленых насаждений, за исключением вырубки (сноса) и/или пересадки плодовых, ягодных, а также декоративных растений и иных насаждений на земельных участках, предназначенных для обслуживания индивидуального жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, земельных участках, расположенных на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, зеленых насаждений в лесопарковых зеленых поясах, зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, а также при проведении мелиоративных мероприятий.

Вырубка (снос) зеленых насаждений на территории Гурьевского городского округа производится на основании порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений на территории Гурьевского городского округа, выдаваемого администрацией Гурьевского городского округа, по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку. Порубочный билет утверждается главой Гурьевского городского округа либо уполномоченным им должностным лицом.

Статьей 2 установлен порядок рассмотрения вопросов и принятия решений о выдаче порубочного билета в целях вырубки (сноса) и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений при осуществлении строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального ремонта, объектов капитального строительства вне пределов зеленых зон зеленого фонда.

В соответствии с ч. 7 ст. 2 указанного выше Порядка основаниями для отказа в оформлении, согласовании и утверждении порубочного билета и/или разрешения на пересадку являются: 1) неполный комплект документов, предусмотренных настоящим Порядком, либо недостоверность сведений, содержащихся в них; 2) несоответствие представленных документов фактическим данным; 3) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Калининградской области.

Согласно ответу ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от ДД.ММ.ГГ года, земельный участок с кадастровым номером в соответствии с генеральным планом МО «Гурьевский городской округ», утвержденным решением двадцать седьмой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва от 24 января 2019 года №190 отнесен к функциональной зоне «Жилая зона», в соответствии с правилами землепользования и застройки – территориальной зоне Ж4/А – зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Вместе с тем, согласно изменений генерального плана, в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером отнесен к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса).

Из материалов дела следует, что на территории указанного выше земельного участка имеется произрастание древесной растительности, спорный земельный участок расположен в зеленой зоне города Гурьевска, находится в лесном массиве, представляет собой лесопарковую зону, на нем произрастают многолетние деревья и кустарники.

Таким образом, исходя их того, что земельный участок с кадастровым номером отнесен к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), которая не допускает размещение индивидуальной жилой застройки, у администрации Гурьевского городского округа Калининградской области отсутствовали законные основания для выдачи порубочного билета Головачеву П.Ю. на вырубку зеленых насаждений.

При этом бесспорных доказательств наличия на земельном участке деревьев, подлежащих обязательной вырубке, в судебное заседание не представлено.

Кроме того, земельный участок административным истцом был приобретен на основании договора купли-продажи, при этом он имел возможность до заключения соответствующей сделки разрешить вопрос о пригодности земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, при том, что наличие многочисленных деревьев на земельном участке и рядом с ним, являлось на дату заключения сделки очевидным.

Выдача предыдущему правообладателю земельного участка разрешения на строительство, а также получение иной разрешительной документации с учетом характера заявленных требований, основанием для признания незаконным решения об отказе в выдаче порубочного билета не является.

Таким образом отказ администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года в выдаче порубочного билета является правомерным, данным отказом права и законные интересы административного истца не нарушены.

Из содержания ч. 1 ст. 4, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что обращение в суд должно быть направлено на действительное восстановление нарушенного права и в случае незаконности оспариваемых действий (бездействия), решения органа, наделенного публичными полномочиями, суд избирает способ восстановления прав и законных интересов административного истца с учетом характера допущенного нарушения.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление должно содержать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

Таким образом, обращаясь в суд, административный истец обязан представить доказательства нарушения своих прав и интересов оспариваемым отказом администрации Гурьевского городского округа Калининградской области. Административный истец не представил суду соответствующих доказательств, и основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Головачева Павла Юрьевича - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ года.

Судья Т.А. Макарова