ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1621/20 от 17.12.2020 Волжского районного суда (Самарская область)

6

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 17 декабря 2020 г.

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Овчаренко М.Е.,

с участием представителя административного истца - ФИО1,

представителя административного ответчика Администрации с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В административном иске указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Однако в соответствии с Генеральным планом с.<адрес> муниципального района <адрес>, утвержденным решением собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок расположен в границах <адрес>. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Собрания представителей с.<адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Ж1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Данная территориальная зона не предполагает вид разрешенного использования «для дачного строительства».

Он подавал заявление об учете изменений земельного участка в связи с изменением его категории, однако ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> ответило отказом, разъяснив, что внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменениям границ населенного пункта возможно только после внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта, но сведения о местоположении границ населенного пункта, в границы которого входит земельный участок, в ЕГРН не внесены.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую. Согласно ч. 18.1 ст. 32 Закона обязательным приложением к документам, направляемым в орган регистрации прав, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона орган регистрации прав в срок не более 15 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ населенного пункта вносит изменения в сведения ЕГРН о земельных участках, расположенных в границах такого нацеленного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов. Соответствующие сведения вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по представлению документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенного пункта <адрес>, а также оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, с перечнем координат характерных точек границ населенных пунктов и соответствующих объектов землеустройства (земельного участка с кадастровым номером ). Обязать Администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> в срок не позднее месяца со дня вынесения судом решения осуществить мероприятия по представлению документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенного пункта <адрес>, а также оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, с перечнем координат характерных точек границ населенных пунктов и соответствующих объектов землеустройства (земельного участка с кадастровым номером ).

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации с.<адрес> муниципального района <адрес> по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, просила в иске отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований ввиду следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из материалов дела усматривается, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

Участок расположен в границах <адрес>, что сторонам не оспаривалось. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Собрания представителей с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 г. № 107, указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Ж1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ населенного пункта; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

В соответствии с п. 18.1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

На основании ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, городских округов, муниципальных районов.

Судом установлено, что ранее ФИО3 обращался в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В рамках административного дела № судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об учете изменений земельного участка с кадастровым номером , изменении категории земельного участка «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> вынесло уведомление об отказе во внесении сведений в ЕГРН, поскольку Администрацией с.<адрес> муниципального района <адрес> не были представлены документы, позволяющие внести в ЕГРН сведения о границах населенного пункта и соответствующие изменения относительно категории указанного земельного участка.

Истец обращался в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением об изменении категории земельного участка земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.

МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> переадресовало заявление Министерству имущественных отношений <адрес>, которое ДД.ММ.ГГГГ дало заявителю ответ, в соответствии с которым изменение категории земельных участков с категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, осуществляемое посредством изменения (установления) границ населенных пунктов, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Администрация сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ направила в ФФГБУ ФКП Росреестра по <адрес> градостроительную документацию сельского поселения Черноречье на электронном носителе в целях межведомственного взаимодействия.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства <адрес> и Администрацией сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> подписано соглашение о предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ г. субсидии в целях софинансирования расходов на подготовку электронных документов, воспроизводящих сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов сельского поселения Черноречье в целях их предоставления в государственный кадастр недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Черноречье был заключен муниципальный контракт с АО «<данные изъяты>» на выполнение работ по подготовке электронных документов, воспроизводящих сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> в целях их предоставления в государственный кадастр недвижимости, в том числе землеустроительной документации.

АО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ уведомило о подготовке плана мероприятий по устранению выявленных причин, препятствующих внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, в связи с имеющимися наложениями (пересечениями) границ. Данный план мероприятий был разработан и утвержден, в него включено, в том числе, внесение изменений в генеральный план сельского поселения. АО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ уведомило, что в случае устранения указанных нарушений и выполнения плана мероприятий гарантирует выполнение работ до ДД.ММ.ГГГГ Объем необходимых работ и действий является значительным, затрагивает широкий круг собственников и пользователей земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с уточнением сведений о границах населенных пунктов Администрацией сельского поселения Черноречье в ФФГБУ ФКП Росреестра по <адрес> направлены сведения о внесении изменений в генеральный план сельского поселения и правила землепользования и застройки поселения в том числе на электронном носителе.

ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии бюджету сельского поселения в целях софинансирования расходов на подготовку изменений в генеральный план сельского поселения Черноречье. ДД.ММ.ГГГГ к данному соглашению заключено дополнительное соглашение , ДД.ММ.ГГГГ - дополнительное соглашение .

ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ГУП <адрес> институт «<данные изъяты>» о выполнении работ по подготовке проекта изменений в генеральный план сельского поселения Черноречье.

ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье.

Принимая во внимание указанные установленные ранее при рассмотрении административного дела обстоятельства, административный истец при обращении с настоящим административным иском указывает, что согласно дополнительному соглашению к Соглашению о предоставлении в 2019 г. из областного бюджета субсидии бюджету с.<адрес> в целях софинансирования расходов на подготовку изменений в генеральный план получатель субсидии представляет в Министерство в срок по ДД.ММ.ГГГГ утвержденный генеральный план сельского поселения Черноречье с обязательным приложением текстового и графического описания местоположения границ населенных пунктов.

С учетом указанной информации ФИО3ДД.ММ.ГГГГ повторно подал заявление об учете изменений принадлежащего ему земельного участка в связи с изменением его категории.

ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> отказало в проведении данных действий поскольку внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГР сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта. Такие сведения в ЕГРН не внесены.

Допрошенная судом в качестве свидетеля заместитель главы с.<адрес>С. показала, что изменения в Генеральный план поселения внесены, однако внесению границ населенных пунктов в ЕГРН препятствуют сведения ЕГРН о местоположении границ ряда земельных участков, ведется переписка с собственниками данных земельных участков в целях проведения ими межевания. Поступают ответы, когда будут проведены соответствующие работы, некоторые собственники имеют возможность реестровые ошибки только в судебном порядке. Данная работа находится на контроле. Архивные земельные участки подлежат снятию с учета органом регистрации по истечении 3 месяцев. По <адрес> многие участки имеют пересечение с границами городского округа Самара. Объем работы большой, администрация поселения заинтересована в разрешении данного вопроса, поскольку он находится на контроле <адрес>.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей с.<адрес> внесены изменения в Генеральный план поселения.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Администрации муниципального района <адрес> в адрес Администрации сельского поселения Черноречье направлен реестр препятствий при внесении границ населенных пунктов в ЕГРН. ДД.ММ.ГГГГ к ранее направленному письму направлен итоговый реестр контроля исправления препятствий при внесении границ населенных пунктов в ЕГРН. с целью их устранения.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось совместное совещание Администрации муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения Черноречье и представителей ООО «<данные изъяты>» с целью обсуждения и утверждения плана мероприятий по устранению пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, в том числе имеющих технические и/или реестровые ошибки, которые подлежат устранению собственниками земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось рабочее совещание по вопросу устранения пересечения границ населенных пунктов поселений муниципального района <адрес> и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на котором были определен объем работ. Из письма Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация сельского поселения Черноречье своевременно предоставила администрации района необходимую информацию о существе проведенной работы, в том числе переписке с правообладателями, пользователями земельных участков.

Административным ответчиком представлены материалы переписки с правообладателями земельных участков, включенных в реестр препятствий при внесении границ населенных пунктов в ЕГРН, в целях устранения выявленных реестровых ошибок, Управлением Росреестра по Самарской области.

В силу части 2 статьи 277 КАС РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Факта бездействия ответчика по делу не установлено, то есть совокупность обстоятельств, являющихся основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, отсутствует, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2020 г.

Председательствующий /подпись/ Е.А. Андреева