ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1622/18 от 29.08.2018 Усть-лабинского районного суда (Краснодарский край)

дело № 2а-1622/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Усть-Лабинск 29 августа 2018 года

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Дашевского А.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Пылева С.А. к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

В Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края обратился Пылев С.А. с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Просит признать решение администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о включении в градостроительный план земельного участка площадью 2785 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, сведений о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район исключить из градостроительного плана земельного участка площадью 2785 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, сведения о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне.

В обоснование административного искового заявления указал, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2785 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов.

В целях получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, им был заказан в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район градостроительный план земельного участка.

Административным ответчиком в соответствии с требованиями ст. 57.3 ГрК РФ был подготовлен градостроительный план земельного участка. В последующем административный истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в соответствии с представленной схемой планировочной организации земельного участка.

Решением органа местного самоуправления, оформленное письмом от 28.05.2018г., административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство по причине того, что в соответствии с градостроительным планом земельный участок в полном объёме попадает в санитарно-защитную зону.

Считает, что подготовленный административным ответчиком градостроительный план земельного участка не отвечает требованиям федерального законодательства, является незаконным и необоснованным в части включения земельного участка в санитарно-защитную зону по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии настоящим Федеральным законом сведений.

В силу п. 1 ст. 5 Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В силу п. 4 ст. 5 Закона границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральном законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально - экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница Российской Федерации границы между субъектами Российской Федерации, Границы муниципалы образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объект» сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 21.11.2017г. в графе «сведения о том, что данный земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объектов культурного наследия» данные отсутствуют. Соответственно, данный земельный участок в таких зонах не располагается.

В силу п.п. 5 п. 5 ст. 8 Закона в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - сведения о том, земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

В соответствии со ст. 10 Закона в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально - экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природ территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:

индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс другие обозначения);

описание местоположения границ таких зон и территорий;

наименования органов государственной власти или органов мест самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

реквизиты решений органов государственной власти или органов мест самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменен таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны особыми условиями использования территорий, в случае, если такими норматива правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий.

При таких обстоятельствах, исходя из сведений ЕГРН земельный участок административного истца не входит в санитарно-защитную зону.

Более того, в соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ № 222 от 03.03.2018г. «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Постановление) санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. То есть, законодатель определил, что санитарно-защитная зона считается установленной с момента внесения сведений о такой зоне в ЕГРН. В представленной административным истцом выписки из ЕГРН такие сведения отсутствуют.

В силу п. 30 Постановления со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Соответственно, ограничения, сведения о которых указаны в градостроительном плане и которые нарушают право административного истца на строительство индивидуального жилого дома, внесены в него незаконно, так как санитарно-защитная зона не установлена в соответствии с требованиями законодательства.

В силу пунктов 5.1-5.3 ст. 87 Земельного кодекса РФ обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиям использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ так зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами основании договора с такими правообладателями.

Правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничении использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Административный истец не получал никакого уведомления о включении земельного участка в зону с особыми условиями использования.

При таких обстоятельствах, административный ответчик в отсутствие правовых оснований не обоснованно включил земельный участок истца в некую санитарно-защитную зону.

Далее, административный ответчик ссылается на положения Генерального плана Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района. Обращает внимание суда на следующие положения текстовой части генерального плана поселения.

В соответствии с вводной частью Генерального плана, Генеральный план является градостроительным документом, обосновывающим социально-экономическую модель развития поселения, долгосрочных перспектив планировочной организации территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Из текста Генерального плана: «Помимо вышеназванных групп функциональных зон выделяется группа, обуславливающая особые условия использования территорий. Это - различные зоны планировочных ограничений. Зоны планировочных ограничений определяют режимы хозяйственной деятельности во всех типах функциональных зон, в соответствии с правовыми документами.

Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:

санитарно-защитные зоны;

санитарные разрывы от линейных объектов инженерной и транспортной

инфраструктуры;

зоны охраны объектов культурного наследия;

водоохранные зоны;

зоны охраны источников питьевого водоснабжения;

зоны ограничений градостроительной деятельности по условиям добычи полезных ископаемых;

зоны, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Планируемые границы зон с особыми условиями использования территорий показаны на основном чертеже - генеральном плане поселения - и схеме функционального зонирования с ограничениями использования территории поселения утверждаемой части проекта, существующие - на схеме комплексной оценки территории материалов по обоснованию.

При таких обстоятельствах, генеральный план поселения не определяет зоны с особыми условиями использования.

Административный ответчик представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит принять решение на усмотрение суда. Считает отказ администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Пылеву С.А. обоснованным и законным по следующим основаниям.

Администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район на основании информации, указанной в градостроительном плане земельного участка от 14.05.2018 (далее - ГПЗУ) отказано административному истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с тем, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером подготовлен на основании Генерального плана Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района, утвержденного решением Совета Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района от 04.04.2011г. , протокол , а также Правил землепользования и застройки Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района, утвержденных решением Совета Вимовского сельского поселения Усть- Лабинского района от 18 апреля 2014 г. , протокол .

Дополнительно сообщаю, что и в Генеральном плане, и в Правилах землепользования и застройки Вимовского сельского поселения Усть- Лабинского района отражена санитарно-защитная зона от СТФ.

На основании части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся лицейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Согласно данным ЕГРН указанному земельному участку кадастровый номер присвоен 29.06.2005 года, до утверждения Генерального плана Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района и Правил землепользования и застройки.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Следует отметить, что ранее порядок установления санитарно-защитных зон с особыми условиями, а именно постановка на кадастровый учет, законодательством предусмотрен не был.

Однако постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» разработан порядок и правила установки санитарно-защитных зон, согласно которым правообладатели объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести ряд исследований и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В совокупности представленных истцом правовых доводов, считает, что у административного ответчика не имелось ни одного законного основания включать в сведения градостроительного плана земельного участка - нахождение его в санитарно-защитной зоне.

В соответствии с п. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Административным истцом в административном иске заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик не возражает против применения упрощенного (письменного) порядка рассмотрения административного дела

При таких обстоятельствах, на основании п. 2 ст. 291 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем 28.08.2018 г. вынесено соответствующее определение.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов, организаций должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными правомочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основании своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативно правовых актов, решений, действий (бездействий).

Суд сохраняет беспристрастность, создает все условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2785 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: Усть-Лабинский район, п. Южный, ул. Южная, 42, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов (выписка из Единого государственного реестра недвижимости, л.д. 11-17).

В целях получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома административным истцом был заказан в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район градостроительный план земельного участка.

Административным ответчиком в соответствии с требованиями ст. 57.3 ГрК РФ подготовлен градостроительный план земельного участка (л.д. 18-22). Из чертежа градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне. Пункт 5 градостроительного плана содержит информацию об ограничениях использования земельного участка: в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером подготовлен на основании Генерального плана Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района, утвержденного решением Совета Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района от 04.04.2011г. , протокол , а также Правил землепользования и застройки Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района, утвержденных решением Совета Вимовского сельского поселения Усть- Лабинского района от 18 апреля 2014 г. , протокол .

В Генеральном плане, и в Правилах землепользования и застройки Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района отражена санитарно-защитная зона от СТФ.

Согласно данным ЕГРН указанному земельному участку кадастровый номер присвоен 29.06.2005 года, то есть до утверждения Генерального плана Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района и Правил землепользования и застройки.

На основании части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся лицейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Административный истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в соответствии с представленной схемой планировочной организации земельного участка.

Решением органа местного самоуправления, оформленным письмом от 28.05.2018г., административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство по причине того, что в соответствии с градостроительным планом земельный участок в полном объёме попадает в санитарно-защитную зону (л.д. 23).

Согласно САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» разработан порядок и правила установки санитарно-защитных зон, согласно которым правообладатели объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести ряд исследований и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Ранее порядок установления санитарно-защитных зон с особыми условиями, а именно постановка на кадастровый учет, законодательством предусмотрен не был.

Доводы административного истца, что в соответствии с выпиской из ЕГРН от 21.11.2017г. в графе «сведения о том, что данный земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объектов культурного наследия» данные отсутствуют, соответственно, данный земельный участок в таких зонах не располагается, суд находит не состоятельными.

Решение Совета Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района от 04.04.2011г. № 2 и решение Совета Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района от 18 апреля 2014 г. № 3 опубликованы в средствах массовой информации. Вступили в силу со дня их опубликования.

Доказательства отмены указанных решений Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района суду не представлены.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, судом принимаются решения об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и свободы и законные интересы административного истца.

Решение администрации МО Усть-Лабинский район о включении в градостроительный план спорного земельного участка сведений о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне суд считает законным и основанным на положениях указанных выше Решений Совета Вимовского сельского поселения Усть-Лабинского района.

Суд находит отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с тем, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории от 28.05.2018 г. соответствующим действующему законодательству, а доводы административного истца не состоятельными, считает, что в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ,

р е ш и л :

административное исковое заявление Пылева С.А. к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район об оспаривании решения органа местного самоуправления - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья подпись

Копия верна

Судья А.Ю. Дашевский