Дело № 2а-16245/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 17 декабря 2015 года
Якутский городской суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А. при секретаре Голиковой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием программного комплекса аудиозаписи судебных процессов «Фемида» дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском мотивируя тем, что постановлением и.о. главы Администрации муниципального района «Верхнеколымский улус(район)» от ____ 2015 года № ей был передан в собственность земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____, общей площадью ___ кв.м. с целевым назначением под огород. Истица обратилась к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, однако 22 июня 2015 год ответчиком необоснованно отказано в предоставлении государственной услуги. Просит признать отказ незаконным, обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, в связи с отдаленностью проживания просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что в соответствии с п. 2 ст. ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в момент издания постановления о предоставлении в собственность земельного участка) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. В поселке Зырянка правила землепользования и застройки утверждены, таким образом, правоустанавливающие документы на земельные участки могут выдаваться только администрацией пос.Зырянка, а не администрацией муниципального района. В соответствии со ст.20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. Просит в иске отказать.
Заинтересованные лица Поселковая администрация МО «Поселок Зырянка», Администрация муниципального района «Верхнеколымский улус (район) РС(Я)» в суд представителей не направили, возражений по иску не заявили, Поселковая администрация МО «Поселок Зырянка» просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав возражения административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ____ 2007 года Постановлением Администрации муниципального района «Верхнеколымский улус(район)» РС(Я) № из земель населенных пунктов истице в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____, общей площадью ___ кв.м. с целевым назначением под огород и теплицу. Указанный земельный участок был сформирован в 2006 году, с определением границ (поворотных точек) на местности, прошел межевание, что подтверждается копией межевого дела.
На основании постановления от ____ 2007 года между ФИО1 и Администрацией муниципального района «Верхнеколымский улус район» РС(Я) заключен договор аренды земельного участка от ____ 2007 года сроком на ___ года, который зарегистрирован в ЕГРП. Земельный участок передан ФИО1 и использовался ею в соответствии с разрешенным видом использования – «для сельскохозяйственного использования». После окончания срока аренды ни одна из сторон о расторжении договора не заявила, истица пользовалась земельным участком на праве аренды.
В 2015 году истица обратилась в Администрацию муниципального района «Верхнеколымский улус(район)» РС(Я) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. Постановлением и.о. главы Администрации муниципального района «Верхнеколымский улус(район)» от ____ 2015 года № земельный участок с кадастровым номером № был передан в собственность ФИО1.
18 мая 2015 года ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) с заявлением о регистрации права собственности.
Сообщением от 22 июня 2015 года административный ответчик отказал в регистрации права со ссылкой на абз.6 п.1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ, согласно которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
____ 2015 года отказ получен представителем административного истца в г. Якутске. ____ 2015 года истица обратилась в суд с административным заявлением об оспаривании отказа.
Учитывая удаленность проживания истицы от местонахождения административного органа, доводы истицы о несвоевременной передаче ей документов представителем, о приостановлении Черским ОПС приема почтовой корреспонденции, что подтверждено справкой почтового отделения, а также принимая во внимание незначительность периода пропуска срока обращения в суд, суд находит заявление истицы о восстановлении пропущенного срока подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Из представленного в материалы дела отказа в предоставлении государственной услуги следует, что решение об отказе регистрационным органом принято по тем основаниям, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. В поселке Зырянка правила землепользования и застройки утверждены, однако, правоустанавливающий документ был выдан Администрацией муниципального района.
Несмотря на отсутствие в оспариваемом решении административного ответчика ссылки на дату и номер нормативного акта об утверждении правил землепользования и застройки п. Зырянка Верхнеколымского улуса, судом при рассмотрении дела установлено, что такие правила действительно приняты решением поселкового Совета депутатов МО Поселок Зырянка № 154 от 18 ноября 2010 года, что предполагает переход полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, к поселковой администрации со дня вступления в силу в этой части Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть с 01 марта 2015 года.
Вместе с тем, применяя положения указанного Федерального закона при проведении правовой экспертизы правоустанавливающих документов истца административный орган не учел следующее.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п.1 части 2 ст. 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) (в редакции, действовавшей в момент принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка) кроме указанных в части 1 статьи 13 полномочий к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РС(Я) от 30.09.2006 N 435 (ред. от 11.12.2012) "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На день принятия Администрацией муниципального района решения о предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность указанные нормы НПА субъекта отменены не были.
В обоснование принятого решения административный орган ссылается на положения п. 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с п.3 той же статьи полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Вместе с тем, абзац 2 п.3 ст. 3.3 предусматривает, в случае, если решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение.
Таким образом, по смыслу закона полномочия по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничена переходит к органу местного самоуправления поселения в отношении тех земельных участков, которые ранее не находились в обороте и решения о предоставлении которых (ни окончательные, ни предварительные) ранее не принимались органами местного самоуправления муниципального района в пределах их компетенции и только в отношении земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Однако ФИО1 в пользование земельный участок предоставлен в 2007 году, в том же году прошло межевание земельного участка, из кадастрового паспорта земельного участка на л.д. № от ____ 2015 года следует, что на земельный участок ____ 2007 года было зарегистрировано право собственности Республики Саха (Якутия) и право постоянного (бессрочного) пользования Администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район) РС(Я), в 2007 году зарегистрировано право аренды истицы, возникшее на основании договора аренды, заключенного с Администрацией муниципального района, указанные документы никем не оспаривались и недействительными не признавались. При таких обстоятельствах суд находит необоснованными выводы административного органа о том, что земельный участок относится к землям, право собственности на которые не разграничено, а также о том, что у Администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район) РС(Я) не имелось полномочий по распоряжению земельным участком, ранее предоставленным этим органом гражданину на праве аренды.
Земельный участок не относится к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, препятствий для его приватизации истцом судом не установлено, участок в испрашиваемых границах существует и используется семьей истца более восьми лет, его расположение и целевое использование соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки п. Зырянка Верхнеколымского улуса, что подтверждено сообщением поселковой администрации в адрес суда.
При таких обстоятельствах, принятое административным ответчиком решение об отказе истцу в регистрации права собственности на земельный участок не соответствует требованиям закона и создает гражданину (истцу) препятствия в реализации права. Оспариваемое истцом решение подлежит отмене с возложением на административного ответчика обязанности по устранению нарушений путем совершения действий по регистрации права собственности истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от ____ 2015 года №.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) произвести государственную регистрацию права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____, общей площадью ___ кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья А.А. Кочкина