Дело №2а-1624/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Лисовой В.В.,
с участием:
административного истца Д.А.АА.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 об оспаривании решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 25.03.2022 №вх6/956 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Калиново, с «для ведения огородничества» на «ведение личного подсобного хозяйства»; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно рассмотреть заявление ФИО2 от 16.03.2022 № М503-5462644030-57410378 и принять по нему решение в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Свои требования административный истец основывает на том, что 21.03.1994 между ней и Калиновским сельским поселением Серпуховского района Московской области на основании постановления Калиновского сельского Совета Серпуховского района Московской области от 23.11.1993 №323 заключен договор аренды земельного участка площадью 0,06га в д.Калиново для ведения огородничества сроком на 30 лет.
В силу п. 3.1 договора, арендатору предоставлено право возводить на указанном земельном участке хозяйственный сарай.
21.03.1994 в отношении земельного участка произведен государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый , категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения огородничества».
В 1995 году на указанном земельном участке возведена хозяйственная постройка, в отношении которой 25.08.2017 произведен государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый .
16.03.2022 административный истец направила в Администрацию г.о.Серпухов заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с «для ведения огородничества» на «ведение личного подсобного хозяйства», на которое ей был дан ответ от 25.03.2022 №вх6/956 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что при принятии решения усматривается злоупотребление правом, а именно орган местного самоуправления посчитал, что изменение вида земельного участка направлено на цели, не связанные со строительством на нем объекта.
Вместе с тем, решение об отказе не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку на указанном земельном участке имеется объект капитального строительства, в отношении которого осуществлен кадастровый учет. Кроме того, для возведения на нем жилого дома, в силу закона, требуется разрешение на строительство (уведомление о планируемом строительстве). В настоящее время не представляется возможным получение разрешительной документации на строительство объекта, поскольку вид разрешенного использования «для ведения огородничества», в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, не позволяет возводить такие объекты.
При этом, без строительства на земельном участке объектов капитального строительства, в силу земельного законодательства, не возможен его дальнейший выкуп после истечения срока аренды.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 № 6466-П, земельный участок с кадастровым располагается в территориальной зоне Ж-2 (Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами). Указанная зона позволяет устанавливать вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), код 2.2».
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, вид разрешенного использования с кодом 2.2. «для ведения личного подсобного хозяйства» разрешает размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Таким образом, в настоящем целевое использование земельного участка с кадастровым не будет противоречить зоне его расположения, испрашиваемому виду разрешенного использования, а также категории земли.
Отказ Администрации городского округа Серпухов, мотивированный злоупотреблением истцом правом, является голословным и несоответствующим действительности.
Спорный участок входит в территориальную зону Ж-2. которая позволяет установить вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
В силу ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Расположенный на спорном земельном участке объект - хозяйственная постройка также не противоречит виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Таким образом, поскольку спорный участок, находящийся в территориальной зоне Ж-2, а также объект, расположенный на нем, соответствует виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», а такой вид разрешенного использования соответствует утвержденным ПЗЗ и Классификатору, административный истец считает целесообразным и необходимым изменить вид разрешенного использования для участка с кадастровым на испрашиваемый истцом вид.
В соответствии с федеральным законодательством инициаторами изменения вида разрешенного использования земельного участка могут являться только правообладатели данного земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ЗК РФ, правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В силу ном действующего законодательства, земельный участок с кадастровым относится к землям неразграниченной государственной собственности, и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», находится во владении, пользовании и распоряжении Администрации городского округа Серпухов Московской области.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности - ФИО1 в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала доводы, указанные в письменном отзыве, в котором указано, что 16.03.2022 ФИО2 представлено заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с «для ведения огородничества» на «ведение личного подсобного хозяйства». Руководствуясь приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» предусматривает размещение на участке жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных, т.е. строительство капитального объекта. ФИО2 в аренду сроком на 30 лет предоставлен земельный участок с кадастровым для ведения огородничества без права капитального строительства. При принятии разрешения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с «для ведения огородничества» на «ведение личного подсобного хозяйства» усматривается злоупотребление правом изменения вида разрешенного использования земельного участка, для целей, не связанных со строительством. Администрацией городского округа Серпухов Московской области принято законное и обоснованное решение выраженное в письме от 25.03.2022 г. №вх6/956 об отказе в изменении вида разрешенного использования.
Представитель заинтересованного лица КУИ г.о. Серпухов Московской области и заинтересованное лицо заместитель Главы Администрации г.о. Серпухов ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы администрации Калиновского сельского Совета Серпуховского района Московской области от 23.11.1993 №323 ФИО2 предоставлен в аренду сроком на 30 лет земельный участок размером 0,06 га в д.Калиново для ведения огородничества без права капитального строительства (л.д. 8), на основании которого 21.03.1994 с ФИО2 был заключен договор № 7 аренды земель сельскохозяйственного назначения; п.3.1. договора предусмотрено право постройки хозсарая (л.д. 9-15), сведения о договоре аренды имеются в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым площадью 600 кв.м по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Калиново, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения огородничества (л.д. 16-19), на земельном участке расположено нежилое здание – хозпостройка, площадью 13,2 кв.м, год завершения строительства – 1995, кадастровый (л.д. 20-21). Постановлением администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 09.11.2017 №2682 земельный участок с кадастровым отнесен к категории земель «земли населенных пунктов».
16.03.2022 ФИО2 подала заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (л.д. 22), на который был дан ответ от №вх6/956 за подписью заместителя главы администрации г.о. Серпухов ФИО3, в котором указано о рассмотрении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, р-н Серпуховский, д. Калиново, с «для ведения огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), указано, что руководствуясь приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» предусматривает размещение на земельном участке жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных, т. е. строительство объектов капитального строительства.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации Калиновского сельского Совета Серпуховского района Московской области от 23.11.1993 № 323 заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 21.03.1994 № 7 ФИО2 предоставлен в аренду сроком на 30 лет земельный участок размером 0,06 га в дер. Калиново для ведения огородничества без права капитального строительства.
При принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» усматривается злоупотребление правом изменения вида разрешенного использования земельного участка, для целей, не связанных со строительством.
В связи вышеизложенным, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, р-н Серпуховский, д. Калиново, с «для ведения огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» не соответствует нормам действующего законодательства (л.д. 23-24).
В материалы дела также представлены: карточка регистрации сведений из муниципальной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), копии решений от 22.07.2021 и от 18.11.2021 Администрации г.о.Серпухов об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги «предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», копия реестрового дела в отношении нежилого здания – хозпостройки и кадастровым .
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечислены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 указанной статьи, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктом 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
В соответствии ст. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использование вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территории (ст. 30 ГрК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010202:1196, предоставленный административному истцу в пользование по договору аренды располагается в границах территориальной зоны – «зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами» (Ж-2).
В число основных видов разрешенного использования земельного участка в зоне Ж-2 является – «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2), а также «ведение огородничества» (код 13.1).
При заключении договора аренды административный истец приняла на себя права и обязанности по указанному договору, в частности в соответствии с п.3.2 договора обязалась использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с целевым назначением.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов предусмотрены п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельного участка с видом разрешенного использования «ведение огородничества» осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39.14 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» осуществляется с учетом особенностей предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок предоставлен административному истцу на основании решения органа местного самоуправления без проведения аукциона.
Поскольку земельный участок предоставлен истцу для определенных целей без проведения аукциона, изменение существующего вида его разрешенного использования на вид «для ведения личного подсобного хозяйства» без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иначе, нежели установлено в договоре, в том числе с изменением вида разрешенного использования этого участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка.
Анализируя представленные сторонами доказательства, оценивая их в совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что оспариваемое решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 25.03.2022 №вх6/956 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Калиново, с «для ведения огородничества» на «ведение личного подсобного хозяйства», соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО2 о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 25.03.2022 №вх6/956 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Калиново, с «для ведения огородничества» на «ведение личного подсобного хозяйства»; обязании Администрации городского округа Серпухов Московской области повторно рассмотреть заявление ФИО2 от 16.03.2022 № М503-5462644030-57410378 и принять по нему решение в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова
Мотивированное решение составлено 27.06.2022