ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1625/20 от 05.11.2020 Боровского районного суда (Калужская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Боровск 05 ноября 2020 года

Калужской области

Боровский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Гришиной Л.В.,

при секретаре Новрузовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации МО ГП «г.Боровск» о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров,

установил:

08 сентября 2020 года ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО ГП «г.Боровск» о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 заявленные исковые требования поддержали и пояснили, что ФИО1 им имеет на праве собственности земельный участок, площадью 183 кв.м., с кадастровым номером , на котором расположена часть жилого дома, площадью 38,6 кв.м. С целью замены ветхой пристройки и реконструкции своей части дома для оборудования санузла, так как в доме отсутствует канализация, она неоднократно обращалась в Администрацию МО ГП «г.Боровск» с целью получения разрешительных документов. Однако в согласовании реконструкции объекта части жилого дома ей было отказано, без приведения в ответе конкретных оснований такого отказа. Учитывая, что вокруг ее дома застройка уже сложилась, а участки, в том числе и ее, были образованы в связи с разделом домовладений, все существующие строения расположены с нарушением требований Правил землепользования и застройки г.Боровска. Она обращалась в Администрацию МО ГП «г.Боровск» с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, однако тоже получила отказ, без разъяснения причин. Считают, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №59 от 19 августа 2020 года, выданное истцу незаконным и подлежащим отмене, а ее уведомление от 12 августа 2020 года о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - рассмотрению в соответствии с требования ГрК РФ. В связи с чем просили заявленные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации МО ГП «г.Боровск» с заявленным иском не согласилась и указала, что у Администрации МО ГП «г.Боровск» в установленный срок рассмотрела уведомление ФИО1 о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно представленным сведениям панируемый объект имеет отступления от принятых в Правилах землепользования и застройки г.Боровска минимальных норм отступов от границ земельного участка. Жилой дом истца находится в охранной зоне объектов культурного наследия, в зоне регулирования застройки, в водоохраной зоне. Разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства истцом не представлено. В связи с чем просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу п. п. 1, 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также срока обращения за судебной защитой.

На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. п. 3 и 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов относятся: направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В соответствии с частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 названной статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены ГрК РФ, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 имеет на праве собственности земельный участок, площадью 183 кв.м., с кадастровым номером , расположенный в землях населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.

На указанном земельном участке расположена часть жилого дома, площадью 38,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая истцу на праве собственности.

12 августа 2020 года истец ФИО1 обратилась в Администрацию МО ГП «г.Боровск» с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

19 августа 2020 года Администрацией МО ГП «г.Боровск» направлено истцу уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №59.

Согласно указанному уведомлению земельный участок истца находится в территориальной зоне «Жилая зона – Ж5», «Зона исторической жилой застройки», в зоне с особыми условиями использования территорий г.Боровска «Водоохранная зона», зоне регулирования застройки и в границах территории выявленного объекта «Культурный слой». Истцом не представлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Вместе с тем как установлено в судебном заседании земельный участок истца с кадастровым номером 40:03:100142:121, согласно карт градостроительного зонирования расположен в жилой зоне застройки индивидуальными жилыми домами «Ж-1», а не в территориальной зоне исторической жилой застройки «Ж-5» как это следует из уведомления ответчика.

Каких либо сведений о том, что на спорный участок распространяются требования зоны исторической жилой застройки, суду не представлено.

Также суду не представлено доказательств необходимости предоставления истцом каких либо иных документов не предусмотренных положениями ст. 51.1 ГрК РФ, в части урегулирования вопросов реконструкции объектов капитального строительства в зоне регулирования застройки и нахождения в установленной территории выявленного объекта «Культурный слой».

Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 3.1 Закона №73-ФЗ границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются актом уполномоченного органа.

Земельные участки в утвержденных границах указанных территорий относятся к землям историко-культурного назначения.

Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых и иных работ, при условии обеспечения сохранности этого объекта, а также обеспечения доступа граждан к нему.

Началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза, реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта.

Ограничения использования земельных участков, находящихся в границах зон с особыми условиями использования территорий, считаются установленными, измененными со дня внесения сведений, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

В письме от 09 октября 2020 года Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области сообщил, что на спорном участке объекты культурного наследия отсутствуют, соответствующими сведениями о расположении на данной территории выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой, XIII-XVIIвв., г.Боровск» на спорном участке не располагают.

При таких обстоятельствах, ответчиком не представлено доказательств подтверждающих факт нахождения спорного земельного участка в зоне возможного выявления объектов, обладающих объектами культурного (в том числе археологического) наследия.

Кроме того, разрешая заявленный спор, суд также учитывает, что само по себе указание ответчиком на нахождение земельного участка истца в водоохранной зоне, зоне регулирования застройки, не влечет основания для признания указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам несоответствующими.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемым решением административного ответчика нарушаются права и законные интересы административного истца.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, учитывая, что административным ответчиком в порядке возложенного на него законом бремени доказывания не представлено доказательств, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону, суд приходит к выводу, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №59 от 19 августа 2020 года, является незаконным.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ суд

Решил:

Признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №59 от 19 августа 2020 года выданного ФИО1 - незаконным.

Обязать Администрацию МО ГП г.Боровск в течение месяца устранить допущенные нарушения при рассмотрении уведомлении ФИО1 от 12 августа 2020 года о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья