Дело № 2а-1625/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 мая 2018 года г. Магнитогорск Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего судьи Кульпина Е.В. при секретаре Исаевой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания, У С Т А Н О В И Л: ООО «Трест Магнитострой» обратился в суд с административным иском к инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области № 072/117/3 от 13.04.2018 г. В обоснование заявленных исковых требований указано, что 15.02.2018г. в отношении ООО «Трест Магнитострой» было вынесено предписание №008/117/1 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанное предписание было получено ООО «Трест Магнитострой» 26.02.2018г. Согласно указанному предписанию Государственная инспекция труда обязала ООО «Трест Магнитострой»: - обеспечить работника ООО «Трест Магнитострой» машиниста копра <ФИО>7 средством индивидуальной защиты - жилет сигнальный 2 класса защиты в соответствии с требованиями Приказа №477 от 16.07.2007г.; - обеспечить ознакомление с ППР №473-11.17-ТМ всех работников, задействованных на работах для устройства фундамента из железобетонных свай при строительстве объекта «Жилой лом № 2 со встроено-пристроенными помещениями, 150 микрорайон, Орджоникидзевский район. г.Магнитогорск»; - установить ограждение котлована в соответствии с требованием ППР №473-11.17-ТМ. После вынесения указанного предписания в ООО «Трест Магнитострой» была проведена внеплановая, выездная проверка, был составлен акт проверки № 072/117/2 от 13.04.2018г., с указанием о выявлении нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, в ходе проведения проверки, выражающегося в том, что ООО «Трест Магнитострой» в срок, установленный в предписании № 008/117/1 от 15.02.2018 г. не представило в Инспекцию труда документы, подтверждающие выполнение указанного предписания. По результатам проведенной проверки 13.04.201,8г. Государственной инспекцией труда в отношении ООО «Трест Магнитострой» было вынесено предписание №072/117/3 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанное предписание было получено ООО «Трест Магнитострой» 13.04.2018г. Согласно указанному предписанию Государственная Инспекция труда обязала ООО «Трест Магнитострой» привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, своевременно не предоставивших ответ на предписание 008/117/1 от 15.02.2018 г. Указанное предписание считают незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям: 1.В акте проверки главный государственный инспектор труда ФИО1 указывает, что факт нарушения требований законодательства ООО «Трест Магнитострой» заключается в не предоставлении документов, подтверждающих выполнение предписания, несмотря на то, что фактически предписание Инспекции было выполнено. Ссылается на невыполнение требований ст. 22 ТК РФ. Однако, в указанной статье Трудового кодекса РФ отсутствует непосредственная обязанность работодателя отчитаться перед контролирующим органом об исполнении предписания. Привлечение работодателя к административной ответственности за неисполнение предписания возможно лишь при установлении такого факта путем проведения внеплановой проверки, в то время как в акте проверки инспектором указано, что предписание фактически было исполнено. По мнению Государственной инспекции труда, событие административного правонарушения - невыполнение в установленный срок предписания Инспекции труда - выразилось в неуведомлении Инспекции труда в установленный в предписании срок о его исполнении. Между тем такая позиция Инспекции труда основана на неправильном толковании норм права, поскольку несообщение об исполнении предписания не тождественно невыполнению предписания и не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Фактически Государственная Инспекция Труда вынесла предписание не за неисполнение предписания, а за непредставление документов, подтверждающих исполнение предписания Обществом, что противоречит законодательству РФ и принципам административного производства. Доказательств вины Общества в неисполнении Предписания Государственная Инспекция Труда не представила, напротив, подтвердила фактическое исполнение предписания в своем акте проверки от 3.04.2018 г. 2. К тому же нормами ст. 22 и 192 ТК РФ установлено, что привлечение работника к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не обязанностью. Предписание, обязывающее работодателя привлечь работника к дисциплинарной ответственности, нарушает баланс интересов работников и работодателей и необоснованно ограничивает работодателя в реализации предоставленного ему законодателем права. 3. Кроме того, ООО «Трест Магнитострой» в соответствии со ст. 4, 218 КАС РФ и обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания №008/117/1 от 15.02.2018г. и акт проверки № 008/103/2 от 15.02.2018г. Представитель административного истца ФИО2, действующая по доверенности удостоверенной директором ООО «Трест Магнитострой» 16.04.2018 г. (л.д.34), в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, суду пояснила, что ни одни нормативно правовой акт, в том числе ТК РФ, не предусматривает обязанности работодателя отчитаться об исполнении предписания перед Трудовой инспекцией, просила оспариваемое предписание отменить. Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области – Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3, действующий на основании доверенности № 10-483-18-ИСХ от 27 марта 2018 года (л.д. 24), в судебном заседании требования истца не признал. Просил в удовлетворении иска ООО «Трест Магнитострой» отказать в полном объеме. Заинтересованное лицо - Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия (л.д. 33). Ранее представил в суд письменные возражения, в которых указал, что с административным иском ООО «Трест Магнитострой» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области № 072/117/3 от 13.04.2018 не согласен, так как считает, что указанное предписание №072/117/3 от 13.04.2018 является обоснованным и законным по следующим основаниям: В соответствии с требованием ст. 22 ТК РФ Работодатель обязан:.. . своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права... В предписании № 008/117/1 от 15.02.2018 выданном ООО «Трест Магнитострой» имеется требование «о выполнении предписания сообщить по адресу: 455034, <...>, по п. 1 в срок до 31.03.2018 г., по п. 2-3 в срок до 12.03.2018 г. с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение». Учитывая, что ООО «Трест Магнитострой» фактически выполнило пункты 2, 3 предписании №008/117/1 от 15.02.2018, было принято решение административное производство в отношении виновных лиц не возбуждать, а ограничится привлечением к дисциплинарной ответственности. Непредставление ответа на предписание повлекло за собой использование дополнительных ресурсов территориального органа Роструда для проведения контрольно-надзорного мероприятия, что можно было избежать направлением ответа на предписание 008/117/1 должностными лицами ООО «Трест Магнитострой». В соответствие с требованиями ст. 357 ‘ГК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: «... предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Просил суд в административном иске ООО «Трест Магнитострой» отказать. Предписание, вынесенное главным государственным инспектором № 072/117/З от 13.04.2018 оставить без изменения (л.д. 27). Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего. В ООО «Трест Магнитострой» была проведена внеплановая, выездная проверка, был составлен акт проверки № 072/117/2 от 13.04.2018г., с указанием о выявлении нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, в ходе проведения проверки, выражающегося в том, что ООО «Трест Магнитострой» в срок, установленный в предписании № 008/117/1 от 15.02.2018 г. не представило в Инспекцию труда документы, подтверждающие выполнение указанного предписания (л.д. 11-12). По результатам проведенной проверки 13.04.201,8г. Государственной инспекцией труда в отношении ООО «Трест Магнитострой» было вынесено предписание №072/117/3 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанное предписание было получено ООО «Трест Магнитострой» 13.04.2018 г. (л.д. 9-10). В соответствии с положениями абзаца 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Согласно статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе обращения и заявления граждан. В соответствии с абз. 2 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. При проверках государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. В данном случае, суд считает указываемое в оспариваемом предписании требование о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц своевременно не представивших ответ на предписание 008/117/1 от 15.02.2018 г., не соответствует приведенным положениям ст. 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено главным государственным инспектором труда по вопросу, не относящимся к его компетенции, в связи с чем, является незаконным. При таких обстоятельствах заявленное ООО «Трест Магнитострой» требование о признании незаконным предписания Главного государственного инспектора труда Государственной инспекцией труда в Челябинской области ФИО1 № 072/117/З от 13.04.2018 подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 175, 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой» удовлетворить. Признать незаконным предписание Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 от 13.04.2018 г. № 072/117/3, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области. Председательствующий: |