ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1626/18 от 02.10.2018 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

№ 2а-1626/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 02 октября 2018 года

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Зобовой Л.В.,

при секретаре Володиной О.А.,

с участием административного истца – ФИО1,

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

представителя административного ответчика Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области – ФИО3.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1626/2018 по административному иску ФИО1 к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признания решения незаконным, возложении обязанности внести изменения в договор аренды и государственный кадастр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признания решения незаконным, возложении обязанности внести изменения в договор аренды и государственный кадастр недвижимости. Исковые требования мотивированы тем, что 22 февраля 2018 года он обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером из земель населенных пунктов, территориальная зона Ц3, площадью 4 711, 00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного истцу на основании договора аренды земельного участка от 01.12.2011, в соответствие с полученным разрешением на строительство от 29.12.2017. Также истец просил внести соответствующие изменений в договор аренды и ГКН. 31 мая 2018 года он получил отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах - в зоне размещения объектов социального и коммунально - бытового назначения Ц3, а также частично на территории, регламенты для которой отсутствуют. Истец считает указанный отказ незаконным. В соответствии с договором передачи прав и обязанностей по договору аренды от 31.01.2013 он является арендатором земельного участка с кадастровым номером из земель населенных пунктов, территориальная зона ЦЗ, площадью 4711,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для использования: под нежилым зданием (ранее - под кафе «Дорожное» и его подсобными помещениями), в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка и являющимся его неотъемлемой частью. В соответствии со ст.ст. 610, 620 Гражданского кодекса Российской Федерации договор № 24-1-1717 от 01.12.2011 возобновлен на неопределенный срок. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 12.10.2011 вид разрешенного использования: под нежилым зданием, однако это противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (далее - Правила), которые не содержат данной формулировки. Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр, а договор аренды земельного участка соответствовать требованиям земельного и гражданского законодательства. Земельный участок находится в территориальной зоне Ц3 и предоставляется для использования: "под нежилым зданием", однако согласно Правилам данный вид использования не включен ни в основные, ни в условно разрешенные, ни во вспомогательные виды разрешенного использования. В Правилах в зоне ЦЗ одним из основных видов разрешенного использования указаны объекты физкультуры и спорта, в Приложение № 2 разъяснено, что к таковым относится физкультурно-оздоровительный комплекс. 15.06.2017 истец обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. 23.06.2017 ФИО1 получил отказ, в котором указано, что изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только при наличии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости. 29.12.2017 он получил разрешение на реконструкцию нежилого здания под физкультурно-оздоровительный комплекс и снова обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, но получил отказ. 21.08.2018 в пределах срока на обжалование решения он обратился в Ленинский районный суд с административным исковым заявлением, однако заявление ему было возвращено. Заявление было получено 31.08.2018 и направлено в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска. В связи с указанным ФИО1 просит суд восстановить срок на обжалование отказа Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 21.05.2018, признать решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка исх. незаконным и обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , земли населенных пунктов, территориальная зона Ц3, площадью 4711,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, договор аренды земельного участка от 01.12.2011, в соответствие с полученным разрешением на строительство от 29.12.2017 и внести соответствующие изменения в договор аренды и государственный кадастр недвижимости.

В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении заявления настаивал, привел доводы аналогичные указанным в иске.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала, дополнительно пояснила, что без изменения разрешенного использования земельного участка не возможно будет ввести в эксплуатацию здание физкультурно-оздоровительного комплекса.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - ФИО3 исковые требования не признала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в отказе от 21.05.2018.

Представители заинтересованных лиц Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Ульяновской области» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Из содержания ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на различные категории, в том числе и земли населенных пунктов (ч.1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (ч.2). В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий (ч.3).

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (ч.1). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (ч.2). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (ч.4).

Из содержания ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (2). Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (2.1). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3).

В соответствии со ст. 21 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, на карте градостроительного зонирования территории городского округа выделена в том числе и зона Ц3 - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

Зона Ц3 выделена:

для развития существующей и вновь строящейся комфортной застройки зон и территорий районного значения;

для повышения деловой активности центров районного значения;

для объектов общественно-делового назначения в сочетании с жилой застройкой, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду и объекты культурного наследия;

для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей зон и территорий районного значения;

для создания условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

К основным видам разрешенного использования зоны Ц3 относиться, в том числе: социальное обслуживание, культурное развитие, здравоохранение, развлечения, спорт.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.2). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие действия (бездействие).

Из содержания ч. 9 ст. 226 КАС РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является арендатором земельного участка, кадастровый <адрес>.

Указанный факт подтверждается договором аренды от 01.12.2011, договором передачи прав и обязанностей по договору аренды от 31.01.2013.

Из п. 1.1 договора аренды земельного участка от 01.12.2011 следует, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов, территориальная зона Ц3, площадью 4 711, кв.м., находящийся по адресу(имеющий адресные ориентиры): <адрес>, для использования: под нежилым зданием (ранее – под кафе «Дорожное» и его подсобными помещениями), в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 12.10.2011 следует, что земельный участок <адрес> относиться к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилым зданием.

15.06.2017 ФИО1 обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

23.06.2017 Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказало ФИО1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка, указав на то, что по мнению Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области первичным является выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а затем изменение вида разрешенного использования по факту его использования.

ФИО1 является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>

29.12.2017 ФИО1 получено разрешение на строительство . В соответствие с указанным разрешением ФИО1 разрешена реконструкция объекта капитального строительства – нежилого здания под физкультурно-оздоровительный комплекс.

22.02.2018 ФИО1 обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

21.05.2018 Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказало ФИО1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 августа 2018 года административное исковое заявление ФИО1 к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признания незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка возвращено заявителю

03 сентября 2018 года ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок обращения ФИО4 в суд пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

В настоящее время наименование объекта капитального строительства с кадастровым номером (нежилое здание) соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (под нежилым зданием).

Обосновывая свои доводы о незаконности отказа Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в изменении вида разрешенного использования представитель истца указывает на возможный отказ в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Реконструкция объекта недвижимого имущества – нежилого здания незакончена.

Указанный факт сторонами не оспаривался.

Доказательств того, что отказ Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка препятствует вводу реконструированного объекта в эксплуатацию, в материалах дела не имеется.

Кроме того, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не имеет полномочий для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, на момент рассмотрения административного дела не установлена совокупность двух фактов: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и не соответствие принятого решения закону или иному нормативному правовому акту.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка исх. незаконным, обязании Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области изменить вид разрешенного использования земельного участка <адрес> договор аренды земельного участка от 01.12.2011, в соответствие с полученным разрешением на строительство от 29.12.2017 и внести соответствующие изменения в договор аренды и государственный кадастр недвижимости удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признания решения незаконным, возложении обязанности внести изменения в договор аренды и государственный кадастр недвижимости отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Зобова