44RS0028-01-2021-002753-06
Дело № 2а-252/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
судьи Вороновой О.Е.
при секретаре Гречишкиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Балдина М.Д. к Управлению Росреесра по Костромской области, государственному регистратору Вихоревой В.Н. о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и обязании осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет,
установил:
Балдина М.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Росреестра по костромской области, государственному регистратору Вихоревой В.Н. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права.
Свои требования мотивирует тем, что 8 июля 2018 года постановлением администрации Костромского муниципального района № 1030 Балдиной М.Д. предварительно согласовано предоставление в аренду на 49 лет земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: (адрес) для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Указанным постановлением утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка.
До истечения срока действия (за 8 месяцев и 20 дней) постановлением № администрация Костромского муниципального района (адрес) отменяет решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 9 июля 2020 года, вступившим в законную силу 13 января 2021 года, постановление № 2453 от 18.10.2019 года «Об отмене постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 08.06.2018 № 1030» признано незаконным.
16 марта 2021 года администрация Костромского муниципального района Костромской области постановлением № 604 в связи с техническими ошибками вносит изменения в постановление от 08.06.2018 № 1030 «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Балдиной М.Д.»
11 мая 2021 Балдина М.Д. обращается к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с приложением межевого плана и постановления № 604 от 16.03.2021. В последующем 24.05.2021, административный истец донесла решение Костромского районного суда Костромской области от 09.07.2020.
Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, Управление Росреестра по Костромской области уведомлением от 09.11.2021 № КУВД-001/2021-18565123/7 отказало административному истцу в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Причиной отказа административный ответчик назвал истечение срока действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении решения, которого представлено заявление.
Постановление № 2453 от 18.10.2019 Об отмене постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 08.06.2018 № 1030 было принято до истечения срока его действия и соответственно с 18.10.2019 до момента вступления в законную силу решения суда от 09.07.2020 Балдина М.Д. не могла воспользоваться своими правами на межевание земельного участка и последующее его предоставление в аренду. После вступления в силу решения суда от 09.07.2020, которым отмена постановления признана незаконным, правоотношения сторон были восстановлены в том состоянии, в котором существовали до нарушения права, то есть до истечении срока действия постановления № 1030 от 08.07.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка осталось 8 месяцев и 20 дней.
С заявлением о постановке на государственный кадастровый учет Балдина М.Д. обратилась 11.05.2021 года, то есть в пределах срока действия постановления 1030 от 08.07.2018, в которое 16.03.2021 администрацией Костромского муниципального района Костромской области были внесены изменения, что также подтверждает действие названного решения.
Со ссылками на ст.ст. 4, 218,220, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ) просит:
- признать незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по Костромской области об отказе государственного кадастрового учета, оформленное уведомлением об отказе государственного кадастрового учета от 09.11.2021 № №
- обязать Управление Росреестра по Костромской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельный участок в соответствии с межевым планом от 22.04.2021 года, подготовленным кадастровым инженером Маленкиной А.Л.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, администрация Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района, ООО «Кадастр 44», кадастровый инженер Маленкикой А.Л.
В судебном заседании административный истец Балдина Д.М. административные требования поддержала в соответствии с доводами, изложенными в иске.
Дополнительно пояснила, что постановление администрации не действовало 2 года, как в нем указано, а было прекращено на 8 месяцев и 20 дней раньше. Решением об отказе в государственном учете были нарушены её (Балдиной М.Д.) права, поскольку она не смогла воспользоваться своими правами, так как постановление администрации еще действовало. Не смогла воспользоваться межевым планом, не смогла заключить договор аренды.
Указала, что солидарна с позицией администрации Костромского муниципального района Костромской области, указанной в ответе на её обращение, о том, что согласно общей складывающейся практике срок решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не течет с момента обращения за судебной защитной, и возобновляется с момента вступления в законную силу судебного решения.
Считала, что Управление Росреестра по Костромской области неправомерно не приняли во внимание постановление администрации Костромского муниципального района от 08.07.2018 г., поскольку постановление администрации Костромского муниципального района от 18.10.2019 г. №2453 «Об отмене постановления администрации Костромского района Костромской области от 08.06.2018 г. №1030 «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Балдиной М.Д.» признано незаконным на основании решения Костромского районного суда от 22.05.2020г. В связи с этим, постановление администрации от 08.06.2018 г. действовало.
Не смогла пояснить, на основании какой нормы не должен был применяться двухгодичный срок действия постановления администрации от 08.06.201. Считала, что постановление администрации не утратило свой срок действия.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Костромской области Смирнова Л.С. административное исковое заявление не признала, пояснила, что в Управление Росреестра по Костромской области обратился административный истец с заявлением об обеспечении кадастрового учета земельного участка. Для совершения учетных действий в регистрирующий орган был представлен пакет документов, в частности было представлено постановление администрации о предварительном согласовании земельного участка в аренду, межевой план, выданный на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Однако в ходе проведения правовой экспертизы документов было установлено, что на момент обращения в регистрирующий орган, срок действия схемы расположения земельного участка истек. Государственным регистратором изначально было принято решение о приостановлении по п. 5 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку не представлены необходимые документы, а впоследствии истцу было отказано в связи с тем, что на момент обращения истец срок действия договора, который являлся основанием для совершения учетных действий.
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо исключений и нигде не говорится о том, что при наличии судебного спора действие того или иного нормативно-правового акта приостанавливается. В кодексе об административном судопроизводстве предусмотрено, что административный истец может заявить меры предварительной защиты, у административного истца была возможность заявить ходатайство в суде о приостановлении действия постановления администрации, но она с таким ходатайством не обратилась. Поскольку срок действия постановления приостановлен не был, оснований для совершения учетных действий у Управления Росреестра по Костромской области не имелось.
Пояснила, что с учетом вынесения администрацией Костромского района нового постановления об утверждении схемы земельного участка для постановки на кадастровый учет в межевой плане необходимо внести изменения, поскольку в межевом плане имеется ссылка на схему, срок действия которой уже истек. При этом у административного истца есть право вновь обратиться в Управление Росреестра о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, принимая во внимание издание нового постановления об утверждении схемы земельного участка. Полагает, что права административного истца не нарушены, в связи с чем в иске просит отказать.
Административный ответчик государственный регистратор Вихорева В.Н. в судебном заседании не присутствует, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила отзыв, в котором указала, что принятое ею решение в виде уведомления от ДДММГГГГ № № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка площадью 2015,0 кв.м., расположенного по адресу: (адрес) соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Считала, что административным истцом не представлено доказательств несоответствия закону и иному нормативному правовому акту принятого решения (уведомления) от 09.11.2021. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации Костромского муниципального района Костромской области Иванова О.А. не присутствует, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие В ходатайстве указала, что администрацией Костромского муниципального района Костромской области по результатам рассмотрения повторного заявления Балдиной М.Д. о предварительном согласовании предоставления земельного участка вынесено постановление от 09.02.2022 № 220 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Балдиной М.Д.», которое приложила к ходатайству.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве, представленном в суд, указал, что на территории Костромской области функции и полномочия Росреестра осуществляет Управление Росреестра по Костромской области. Филиал полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не обладает.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: на дату подачи заявления в отношении земельного участка истек срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решения об утверждении проектной документации лесного участка при условии, что образование земельного участка, в отношении которого представлено заявление, осуществляется на основании этой схемы или этой проектной документации.
Филиал полагает, что при указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации Чернопенского сельского поселения в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ООО «Кадастр 44», заинтересованное лицо кадастровый инженер Маленкикой А.Л., будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки в известность не поставили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников по делу.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев подлинный межевой план земельного участка от 22.04.2021, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п.1).
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области № 1030 Балдиной М.Д. было предварительно согласовано предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: (адрес); наименование вида разрешённого использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».
Указанным постановлением также утверждена схема расположения земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: (адрес); наименование вида разрешённого использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках»; категория земель «земли сельскохозяйственного назначения».
18 октября 2019 года постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области № 2453 отменено постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 8 июня 2018 года № 1030 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Балдиной М.Д.».
Решением Костромского районного суда Костромской области от 09 июля 2020 года постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области «Об отмене постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 8 июня 2018 года № 1030 «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Балдиной М.Д.», датированное 18 октября 2019 года за № 2453 признано незаконным. Решение вступило в законную силу 13 января 2021 года.
Постановлением от 16 марта 2021 года № 604 главы Костромского муниципального района Костромской области были внесены изменения в постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 08.06.2018 № 1030 «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Балдиной М.Д.».
В целях постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, Балдина М.Д. обратилась в ООО «Кадастр 44» для изготовления межевого плана.
22 апреля 2021 года кадастровым инженером Маленкиной А.Л. был изготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: (адрес)
11 мая 2021 года Балдина М.Д. обратилась в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении вышеуказанного земельного участка. К заявлению были приложены документы: межевой план от 22.04.2021, постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 16.03.2021 № 604, решение Костромского районного суда Костромской области от 09.07.2020, информационное письмо администрации Костромского муниципального района Костромской области от 22.06.2021 № 5624з.
Уведомлениями от ДДММГГГГ № №1, от ДДММГГГГ № №; от ДДММГГГГ № №3 действия по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка были приостановлены на основании п.5. п. 5.1 ч.1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, не предоставлены документы, необходимые для регистрации права; на дату подачи заявления в отношении земельного участка истек срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решения об утверждении проектной документации лесного участка при условии, что образование земельного участка, в отношении которого представлено заявление, осуществляется на основании этой схемы или этой проектной документации. Осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 19 августа 2021 г.
Балдина М.Д. обратилась в администрацию Костромского района Костромской области с просьбой разобраться с сложившейся ситуацией с приостановкой кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: (адрес).
Администрацией Костромского муниципального района Костромской области 22.06.2021 был дан ответ на вышеуказанное обращение, в котором указано, что в целях исполнения решения Костромского районного суда Костромской области от 09 июля 2020 года по административному делу № 2а-261/2020, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда Костромской области от 21 декабря 2020 года администрацией Костромского муниципального района Костромской области постановление администрации Костромского муниципального района от 18 октября 2019 года № 2453 «Об отмене постановления администрации Костромского района Костромской области от 08.06.2018 № 1030 О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Балдиной М.Д.» - отменено. В соответствии с п.14 ст. 39.15 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года. При этом, согласно общей складывающейся практике срок решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не течет с момента обращения за судебной защитой, если иск был принят к производству. Течение срока действия данного решения возобновился с момента вступления в законную силу судебного решения. По мнению администрации, срок постановления от 08.06.2018 № 1030 «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка» на момент подготовки ответа не истек. Уведомление о приостановлении от 11.05.2021 выдано Управлением Росреестра по Костромской области, без учета изложенной позиции.
На основании заявления Балдиной М.Д., уведомлением от 12.08.2021 № №, вынесенным государственным регистратором Лобачевой Е.М., действия по государственному кадастровому учету были приостановлены до 09 ноября 2021 года.
Уведомлением 09 ноября 2021 года № №, вынесенным государственным регистратором Вихоревой В.Н., Балдиной М.Д. было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка.
Не согласившись с принятым решением об отказе в государственной регистрации права, Балдина М.Д. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Отношения, возникшие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственного кадастрового учета, а также ведением Единого государственно реестра недвижимости регулируется Федеральным Законом РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Закон № 218-ФЗ).
Согласно ч.7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (ст.21 Закона № 218-ФЗ).
Принятие решения о приостановлении государственной регистрации или отказе в осуществлении государственной регистрации прав предполагает реализацию Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области публично-властных полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ обязывает орган регистрации к качественному проведению правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав.
Как следует из уведомления об отказе государственного кадастрового учета, причиной приостановления, а в дальнейшем отказа в совершении кадастрового учета явилось то обстоятельство, что на момент обращения Балдиной М.Д. в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении спорного земельного участка, истек срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктами 3 и 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п.15 ст. 11.10 ЗК РФ срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: (адрес), на кадастровом плане территории, вынесено администрацией Костромского муниципального района Костромской области 08 июня 2018 года.
С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении вышеуказанного земельного участка Балдина М.Д. обратилась в регистрирующий орган 11 мая 2021 года.
Таким образом, на момент подачи заявления в Управления Росреестра по Костромской области, истек установленный земельным законодательством срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Как установлено судом выше, уведомлениями от ДДММГГГГ № №, от ДДММГГГГ № №2; от ДДММГГГГ № № Балдиной М.Д. было рекомендовано представить в регистрирующий орган решение об утверждении схемы расположения земельного участка, действующее на день подачи заявления, но административный истец данное требование не исполнил.
Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для осуществления регистрационных действий по причине непредоставления документов. Соответственно принятое решение об отказе в осуществлении действий по кадастровому учету земельного участка является правомерным.
Довод административного истца о том, что на момент подачи заявления в Управлении Росреестра по Костромской области об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, срок действия постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 08.06.2018 № 1030, не истек, и что срок действия данного постановления был приостановлен на время рассмотрения административного дела по заявлению Балдиной М.Д. об обжаловании постановления и возобновил свое действие с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Действующим законодательством Российской Федерации нормативно не закреплено приостановление действия того или иного муниципального правого акта наличием судебного спора.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела в порядке глав 22 КАС РФ, суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.
Сведения о том, что в рамках рассмотрения административного дела по иску Балдиной М.Д. о признании постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области № 1030 от 8 июня 2018 года незаконным, административным истцом заявлялось ходатайство о принятии мер предварительной защиты в части приостановления действия вышеуказанного постановления, материалы данного дела не содержат и стороной административного истца не представлены. Как и отсутствуют доказательства того, что действия постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 08.06.2018 № 1030 были приостановлены в административном порядке.
В ходе судебного разбирательства по делу административный истец не могла пояснить, какой правовой нормой предусмотрено приостановление действия постановления администрации Костромского муниципального района от 08.07.2018, а также какую норму закона нарушил государственный регистратор, принимая решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка.
С учетом изложенного позиция административного истца не имеет под собой правового обоснования, а потому не является доказательством незаконности принятого административным ответчиком решения.
Кроме того, 09 февраля 2022 года главой администрации Костромского муниципального района Костромской области вынесено новое постановление № 220 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Балдиной М.Д.». Указанным постановлением постановлено: «1.Предварительно согласовать предоставление в аренду сроком на 49 лет Балдиной Марии Дмитриевне земельного участка с условным кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного в районе (адрес)
Наименование вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
2. Утвердить схему расположения земельного участка с условным кадастровым номером (адрес) площадью № кв.м., расположенного в районе (адрес) на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. С сохранение исходного земельного участка в измененных границах. Наименование вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
3. Балдиной М.Д., после получения настоящего постановления обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка, в соответствии со схемой расположения земельного участка.
4. Администрация Костромского муниципального района Костромской области, предоставляет право Балдиной М.Д. или кадастровому инженеру, осуществляющему кадастровые работы по образованию земельного участка, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в филиал ФГБУ «»ФКП Росреестра» по Костромской области».
Таким образом, административный истец не утратила право на совершение регистрационных действий с испрашиваемым земельным участком и реализация такого права напрямую зависит от её волеизъявления и действий путем обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права на испрашиваемый участок.
Кроме того, в силу вышеприведенных норм права удовлетворение административного искового заявления об оспаривании действий должностных лиц возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца.
Однако совокупность указанных оснований для признания незаконными действий должностного лица в настоящее время отсутствует. Оспариваемое решение было принято государственным регистратором в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
Административный истец не доказал нарушение его прав, свобод и законных интересов на момент проведения судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований Балдиной М.Д.
Руководствуясь ст.ст. 175, 227-228, КАС РФ, суд
решил:
Балдиной М.Д. в удовлетворении административного иска к Управлению Росреесра по Костромской области, государственному регистратору Вихоревой В.Н. признании незаконным решения от 09.11.2021 № № об отказе государственного кадастрового учета и обязании осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья Воронова О.Е.
решение в окончательной форме
изготовлено 07.03.2022 - судья